Напоминание

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)


Автор: Гунченко Любовь Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Станция юных натуралистов" Валуйского района Белгородской области
Населённый пункт: Белгородская область, пгт. Уразово
Наименование материала: статья
Тема: ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Л.М. Гунченко,

«Станция юных натуралистов» Валуйского района Белгородской области,

педагог дополнительного образования

(Валуйский городской округ, Белгородская область)

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ НА

УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИКА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ (ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

На данном этапе системы образования в России от компетентности

педагогических

работников

дополнительного

образования,

от

их

профессиональных и организаторских качеств, личностных и творческих

способностей во многом зависит развитие интеллектуального и научного

потенциала обучающихся. Психолого-педагогическая научная литература

содержит

большое

количество

данных,

рассматривающих

и

подтверждающих

возможность

влияния

педагога

на

социальную

и

академическую успешность обучающихся на всех уровнях образования.

Согласно словарю В.И. Даля, успех определяется как «удача в делах,

достижение желаемого, завершение дел в нужное время» [3].

Социальная успешность – критерий, который выдвигается социумом, и

который служит оценкой результатов деятельности личности. Современное

общество, в зависимости от принадлежности к какой-либо социальной

ячейке, наполняет этот критерий иногда размытыми и противоречивыми

данными [4].

Понятие «учебная успешность» или «академическая успешность» было

введено

Б.Г. Ананьевым

для

характеристики

темпов,

напряжённости,

индивидуального стиля работы, степени прилежания и усилий, которые

прилагает учащийся в процессе своей образовательной деятельности [2].

Стиль общения педагога создает определенный эмоциональный фон во

взаимодействии с учащимися, подчеркивает индивидуальность учителя. На

стиль

педагогического

общения

оказывают

влияние

индивидуальные

особенности учителя (тип восприятия, моторика, тип нервной системы,

темперамент,

развитие

речи

и

т.

п.),

профессиональная

подготовка,

направленность,

степень

включенности

в

профессию,

формирование

стереотипов,

привлекательность

стиля

деятельности

и

общения,

сложившегося вследствие жизнедеятельности других людей, окружающей

среды [1]. Различают: авторитарный, демократический, либеральный стиль

педагогического общения.

Для продуктивной деятельности учитель должен помнить, что общение

пронизывает весь педагогический процесс, каждый его компонент, быть

предельно чутким к малейшим его изменениям, вовремя корректировать свои

отношения

с

учащимися,

используемые

методы

обучения

и

формы

организации познавательной деятельности учащихся. А это в свою очередь

требует от учителя умения одновременно конструировать свое поведение,

свое

отношение

с

учениками

и

находить

наиболее

выразительные

коммуникативные

средства,

выбор

которых

определяется

типом

сложившихся взаимоотношений [5].

Зарубежные

исследования

показывают,

что

доброжелательные

отношения педагога и учащегося являются опорой для развития чувства

психологической защищённости в школьном коллективе, создают условия

для продуктивного формирования социальных и академических навыков[6].

Богатым потенциалом для развития успеха школьников обладают

учреждения

дополнительного

образования.

Занятия

в

учреждениях

дополнительного

образования

дают

неограниченную

свободу

выбора,

большое разнообразие различных видов деятельности, индивидуальную

самореализацию обучающихся.

Дополнительное образование – совокупность форм образования,

получаемого в дополнение к основному в целях получения новых или

развития

существующих

компетенций

учащегося.

Дополнительное

образование сегодня является важнейшей составляющей всей системы

образования России. На данный момент можно отметить многообразие

различных организаций дополнительного образования, где существует

творческое

сотрудничество

и

взаимодействие

детей

и

взрослых,

способствующих эффективному воспитанию обучающихся.

Работа педагога дополнительного образования, заключается не только

в

создании

необходимых

оптимальных

условий,

содействующих

совершенствованию качества знаний обучающихся по экологии и фенологии,

развитие умений и навыков исследовательской деятельности, формирования

их исследовательской компетентности, но и представляет собой процесс

эмоционального

сотворчества.

Сущностью

такого

процесса

является

совместная деятельность педагога и обучающихся на основе их личных

предпочтений,

личностно-значимых

интересах,

«ненавязчивого»

предложения

участия

в

эколого-натуралистических

мероприятиях

и

творческих видах деятельности. Для формирования позиции успешного

человека,

учитель

дополнительного

образования

должен

максимально

учитывать индивидуальность каждого.

Для представителей авторитарного стиля педагогического общения

характерным

является

жесткое

подавление

учащихся

с

помощью

категоричных суждений, которые невозможно оспорить. Педагог отличается

бесцеремонностью отдачи распоряжений, больше похожих на приказы.

Педагоги такого типа командуют, не готовы слушать чужое мнение,

навязывают своё видение учащимся, их родителям и коллегам.

Для педагогов дополнительного образования, которым свойственен

либерального

стиль

общения,

видна

направленность

на

избегание

конфликтных ситуаций, столкновения с учащимися. Они пользуются не

требованиями, а уговорами, часто выполняют часть деятельности из зоны

ответственности школьников за них. Отличается этот стиль от прочих –

попустительством и бездеятельность педагога, частым самоустранением от

жизни школьников, от несения ответственности за происходящее в нём [5].

Учитель, использующий демократический стиль обучения, знает, что

иногда бывает важнее не научить, а создать условия к обучению. Важную

роль в дополнительном образовании играет школьный потенциал обучения.

Сотворчество, совместное познание, взаимовоспитание, взаимообучение,

партнёрство детей разных возрастов, неформальное общение с детьми,

сотрудничество семьи и педагогов – такие уникальные возможности

представляет система дополнительного образования. В дополнительном

образовании, чтобы создать благоприятную воспитывающую среду и достичь

желательных

результатов,

невозможно

обучающимся

предлагать

неактуальные и неинтересные занятия и мероприятия.

Педагоги

дополнительного

образования

стараются

формировать

личность обучающегося, сочетающую деятельную любовь к живой природе

и стремление к ее познанию, поощряют энтузиазм исследователя, глубоко и

всесторонне изучающего факты и закономерности живой природы, и навыки

практика, умеющего применять знания в жизни и на производстве.

Одна из важнейших задач педагогов дополнительного образования –

научить детей с раннего возраста заботиться о своём здоровье: ценить,

беречь и укреплять своё здоровье. Разработка и защита мини-проектов на

экологические темы помогают осознать ребятам важность здорового образа

жизни.

Реально

большое

значение

имеет

посещение

обучающимися

организаций дополнительного образования - это содержательное проведение

собственного досуга, что, в конечном счёте, оберегает их от сомнительных

дворовых компаний и бесцельной траты свободного времени.

Таким образом, стиль общения учителя дополнительного образования с

учащимися, может либо способствовать, либо препятствовать успешному

выполнению различных видов деятельности, влияющих на становление

социального и учебного авторитета учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Акимова

М.Н.,

Илькухин

А.А.

Самопознание

путь

профессионального становления учителя /Модели педагогического общения.

– Самара. – 2011. – С. 36-41.

2.

Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 м. Т. II / под

ред. А.А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. Т. 1 230 с.; Т. 2 213 с.

3.

Калинина Н.В. Социальная успешность в школьном возрасте:

показатели

и

возможности

диагностики

//

Известия

Саратовского

университета. Новая серия. / Серия Акмеология образования. Психология

развития. – № 1-2. – 2008. – С. 27-32.

4.

Полюшкевич

О.А.,

Иванов

Р.В.,

Борисова

Ю.В.

Представления о социальной успешности // Социодинамика. – 2016. – № 10.

– С. 37 - 44.

5.

Сарбалаева

А.

Д.,

Белянкина

О.

А.

Влияние

стиля

педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности

учащихся [Текст] // Теория и практика образования в современном мире:

материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита:

Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 92-95. — URL

6.

Собкин В.С., Фомиченко А.С. Влияние отношений между

учителем и учеником на академические достижения учащихся // Управление

образованием: теория и практика. – № 3 (19). – 2015. – С. 34-54.

7.

Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. — М.;

Воронеж, 2009. — 128 с.



В раздел образования