Автор: Эльмира Мухарлямовна Гусманова
Должность: МБОУ "СОШ №12"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Обучение диалогической речи
Тема: Обучение диалогической речи
Раздел: среднее образование
Обучение диалогической речи
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №12» Гусманова Эльмира
Мухарлямовна
Изучение русского языка в национальной школе нужно начинать с
диалогической речи. Я также отдаю предпочтение именно этому виду речи на
первоначальном этапе обучения татарскому языку в русской школе. Учащиеся
русской школы с большим трудом овладевают диалогической речью на
татарском языке из-за недостаточного внимания со стороны учителей.
На первоначальном этапе, используя образцы диалогической речи, учащиеся
должны уметь приветствовать учителя, своих товарищей и отвечать на их
вопросы, называть предметы, сообщать об их признаках,количестве,
принадлежности, местонахождении, составлять утвердительные и
отрицательные ответы и др.
В методике преподавания неродных языков встречается несколько
разновидностей диалогов. Единство двух типовых фраз-реплик, или типовых
предложений-реплик, М. А. Хегай понимает как диалогическую модель. В
диалогических моделях и при помощи их учащимися усваиваются все
компоненты речи: фонетические, лексические, грамматические. Речевые модели
включают в себя типлвые предложения, типовые фразы, новую лексику и
грамматические формы мы стремимися вводить в составе диалогических
моделей, синтаксических структур. Например, предложения типа :Бу китап.-
Это книга. Бу шикәр. - Это сахар. Бу авыз.- Это рот-образуют одну структуру, а
предложения типа: Дәфтәр кайда?- Где тетрадь? Сабын кайда?- Где мыло? -
образуют другой тип структуры.
Вопросно-ответная форма диалога признается самым эффективным приемом
обучения на первоначальном этапе. Чаще всего после вопроса следует реакция
собеседника в виде ответной реплики: Бу кем?- Бу әти. (кто это?- это папа);
утверждения: Бу мәктәпме? – Мәктәп (Это школа?- Школа)- неполный ответ.
Реплика может быть и в виде ответного вопроса. Учитель татарского языка
всегда должен помнить, что он обучает живой разговорной речи, характерны и
неполные ответы.
Обучение диалогической речи требует определенной последовательности. Есть
три этапа работы над диалогом:
-рецентивный-слушание и понимание диалогического образца;
-репродуктивный-воспроизведение диалогического образца в виде имитации по
памяти, с видоизменениями внутри ситуации
-конструктивный-относительно свободная речь с ориентацией на соотношение
усвоенных диалогических образцов ситуации.
Сохраняя эту последовательность, на первоначальном этапе обучения
татарскому языку можно добиться значительных успехов в овладении
учащимися диалогической речью.
Важным условием работы над диалогами является их практическая
направленность. Учащиеся должны почувствовать необходимость этого вида
речи в повседневной жизни. В этом им помогут живые разговорные уроки на
татарском языке. Разумеется, при этом нельзя обойтись и без заучивания
наизусть моделей диалогов. Учитель должен отработать оптимальные формы
ведения их в разговорную речь учащихся и учитывать возможность
использования в различных ситуациях.
Достичь желаемого результата в овладении правильной диалогической речью
можно с помощью систематичского контроля,который должен вестись
постоянно детей нужно учить умению правильно оформлять вопросно-ответные
реплики.А эту форму высказывания желательно контролировать попарно.