Напоминание

Обучение диалогической речи


Автор: Эльмира Мухарлямовна Гусманова
Должность: МБОУ "СОШ №12"
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Обучение диалогической речи
Тема: Обучение диалогической речи
Раздел: среднее образование





Назад




Обучение диалогической речи

Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №12» Гусманова Эльмира

Мухарлямовна

Изучение русского языка в национальной школе нужно начинать с

диалогической речи. Я также отдаю предпочтение именно этому виду речи на

первоначальном этапе обучения татарскому языку в русской школе. Учащиеся

русской школы с большим трудом овладевают диалогической речью на

татарском языке из-за недостаточного внимания со стороны учителей.

На первоначальном этапе, используя образцы диалогической речи, учащиеся

должны уметь приветствовать учителя, своих товарищей и отвечать на их

вопросы, называть предметы, сообщать об их признаках,количестве,

принадлежности, местонахождении, составлять утвердительные и

отрицательные ответы и др.

В методике преподавания неродных языков встречается несколько

разновидностей диалогов. Единство двух типовых фраз-реплик, или типовых

предложений-реплик, М. А. Хегай понимает как диалогическую модель. В

диалогических моделях и при помощи их учащимися усваиваются все

компоненты речи: фонетические, лексические, грамматические. Речевые модели

включают в себя типлвые предложения, типовые фразы, новую лексику и

грамматические формы мы стремимися вводить в составе диалогических

моделей, синтаксических структур. Например, предложения типа :Бу китап.-

Это книга. Бу шикәр. - Это сахар. Бу авыз.- Это рот-образуют одну структуру, а

предложения типа: Дәфтәр кайда?- Где тетрадь? Сабын кайда?- Где мыло? -

образуют другой тип структуры.

Вопросно-ответная форма диалога признается самым эффективным приемом

обучения на первоначальном этапе. Чаще всего после вопроса следует реакция

собеседника в виде ответной реплики: Бу кем?- Бу әти. (кто это?- это папа);

утверждения: Бу мәктәпме? – Мәктәп (Это школа?- Школа)- неполный ответ.

Реплика может быть и в виде ответного вопроса. Учитель татарского языка

всегда должен помнить, что он обучает живой разговорной речи, характерны и

неполные ответы.

Обучение диалогической речи требует определенной последовательности. Есть

три этапа работы над диалогом:

-рецентивный-слушание и понимание диалогического образца;

-репродуктивный-воспроизведение диалогического образца в виде имитации по

памяти, с видоизменениями внутри ситуации

-конструктивный-относительно свободная речь с ориентацией на соотношение

усвоенных диалогических образцов ситуации.

Сохраняя эту последовательность, на первоначальном этапе обучения

татарскому языку можно добиться значительных успехов в овладении

учащимися диалогической речью.

Важным условием работы над диалогами является их практическая

направленность. Учащиеся должны почувствовать необходимость этого вида

речи в повседневной жизни. В этом им помогут живые разговорные уроки на

татарском языке. Разумеется, при этом нельзя обойтись и без заучивания

наизусть моделей диалогов. Учитель должен отработать оптимальные формы

ведения их в разговорную речь учащихся и учитывать возможность

использования в различных ситуациях.

Достичь желаемого результата в овладении правильной диалогической речью

можно с помощью систематичского контроля,который должен вестись

постоянно детей нужно учить умению правильно оформлять вопросно-ответные

реплики.А эту форму высказывания желательно контролировать попарно.



В раздел образования