Напоминание

«Развитие монологической речи обучающихся на уроках русского языка с целью повышения качества образования по ФГОС»


Автор: Цыганенко Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Михайловская СОШ имени Костенко В.Г."
Населённый пункт: Амурская область, с.Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие монологической речи обучающихся на уроках русского языка с целью повышения качества образования по ФГОС»
Раздел: среднее образование





Назад




МАОУ «Михайловская СОШ имен Костенко В.Г.»

«Развитие монологической речи обучающихся

на уроках русского языка

с целью повышения качества образования по

ФГОС»

Подготовила : учитель русского языка

и литературы Цыганенко Г.И.

2022г.

«Развитие монологической речи обучающихся на уроках русского языка

с целью повышения качества образования по ФГОС»

Развитие речи школьника сегодня остается наиболее значимой проблемой в решении образовательных

задач. Учить говорить, значит, учить мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное

от других. Это помогает выделиться в обществе, не потерять себя, находиться постоянно в окружении

людей и общаться с этими людьми и быть полноценным членом цивилизованного общества.

Это цитата из доклада рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию.

Как видим, развитие речи обучающихся сегодня остаётся наиболее значимой проблемой в решении

образовательных задач. Особую важность приобретает формирование на уроках языковой и

коммуникативной компетенций. Формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном

виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по

обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных

направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся.

Практика показывает, что обучающиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления,

делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Ребята

затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний,

допускают большое количество речевых ошибок.

Развитие монологической речи обучающихся – одно из направлений в методике преподавания русского

языка и литературы. Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни

человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным

становлением личности, обогащением её внутреннего мира. Формирование монологической речи в школе

происходит на всех уроках, но приоритет отводится урокам русского языка и литературы. Именно на них

ведется целенаправленная работа по формированию связной речи. Это одна из центральных задач уроков

русского языка. Ведь насколько свободно смогут пользоваться языком как средством общения в жизни

выпускники школы, зависит степень активного и плодотворного участия их в производственной,

общественной деятельности. Поэтому требование развития речи в настоящее время воспринимается как

социальный заказ современной школе. Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что

выпускник школы должен свободно пользоваться устной и письменной речью в различных жизненных

ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности – грамотно писать, бегло и осознанно

читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание и уметь слушать.

Видов работ по развитию речи очень много. Это и словарная работа, и выразительное чтение, и

развёрнутые ответы на вопросы по содержанию прочитанного, речевые упражнения, различные виды

пересказов, составление текстов, сообщение, доклад, работа с текстом, упражнение со словом,

словосочетанием, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной

форме и др.

Наиболее эффективной формой деятельности на уроке русского языка я считаю работу с текстом. Такая

работа - одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса,

улучшения качества речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой

среды. Именно текст — основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст

реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая,

воспитательная.

Наиболее результативными, по мнению методистов и педагогов-практиков, являются следующие формы

и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом;

сочинение-рассуждение;

редактирование текста;

изложения разных видов;

различные виды диктантов;

интеллектуально-лингвистические упражнения;

работа с текстами-миниатюрами;

коммуникативные и игровые ситуации.

В своей работе я тоже использую комплексную работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов.

Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой,

содержать различные синтаксические конструкции.

Примерный план анализа текста любого типа речи:

1. Выразительное чтение текста

2. Словарная работа

3. Определить тему текста

4. Сформулировать идею текста

5. Определить тип текста

6. Определить стиль речи

7.Найти выразительные средства речи и объяснить их роль в тексте.

8.Составить план текста.

Ребята непроизвольно запоминают такие тексты, умеют легко их воспроизводить.

Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность и формирование языковой

компетенции учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные,

диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое

мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.

Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов — это путь от восприятия

текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и

для развития памяти, внимания, мышления и развития речи учащихся.

Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами, как выполнение

интеллектуально-лингвистических упражнений.

Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется не

только развитие монологической речи, но и интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся. Что

касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого

ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения,

навыки приобретаются обучающимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во

время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций,

например, сравнение, обобщение и включает различные виды речи: устную и письменную,

монологическую и диалогическую.

Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений.

Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые

предлагаются в учебниках по русскому языку. Приведу пример:

«Вы – экскурсоводы, ведете экскурсию для учащихся младших классов. Постарайтесь описать картину в

музее ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится. Постарайтесь вызвать

заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?»

Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.

Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с

адресатом, готовит к эффективному речевому общению.

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

1.«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

2.«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.

3. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским.

Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения,

показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить

внимание на особенности языка конкретного писателя. Также активизируют интеллектуальную и речевую

деятельность обучающихся.

На таких уроках происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся

размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры,

оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Учитель оценит не

только результат, но и процесс работы. Языковой материал предъявляется обучающимся в виде карточек с

текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.

Одно из важных условий применения опыта работы с текстом на уроках русского языка как средства

формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся — переход от традиционного

обучения к личностно-ориентированному.

Формирование коммуникативной и языковой компетенций посредством работы с текстом не только

помогает подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему

развитию языковой личности ученика.

Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского

языка. Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во

внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития

устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.

Эти приемы и методы ,на мой взгляд ,позволяют развивать монологическую речь на уроках

русского языка и литературы.



В раздел образования