Автор: Цыганенко Галина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "Михайловская СОШ имени Костенко В.Г."
Населённый пункт: Амурская область, с.Михайловка
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие монологической речи обучающихся на уроках русского языка с целью повышения качества образования по ФГОС»
Раздел: среднее образование
МАОУ «Михайловская СОШ имен Костенко В.Г.»
«Развитие монологической речи обучающихся
на уроках русского языка
с целью повышения качества образования по
ФГОС»
Подготовила : учитель русского языка
и литературы Цыганенко Г.И.
2022г.
«Развитие монологической речи обучающихся на уроках русского языка
с целью повышения качества образования по ФГОС»
Развитие речи школьника сегодня остается наиболее значимой проблемой в решении образовательных
задач. Учить говорить, значит, учить мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное
от других. Это помогает выделиться в обществе, не потерять себя, находиться постоянно в окружении
людей и общаться с этими людьми и быть полноценным членом цивилизованного общества.
Это цитата из доклада рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию.
Как видим, развитие речи обучающихся сегодня остаётся наиболее значимой проблемой в решении
образовательных задач. Особую важность приобретает формирование на уроках языковой и
коммуникативной компетенций. Формирование умений связно излагать мысли в устном и письменном
виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по
обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных
направлений в развитии речемыслительной деятельности обучающихся.
Практика показывает, что обучающиеся не всегда могут свободно аргументировать свои выступления,
делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Ребята
затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний,
допускают большое количество речевых ошибок.
Развитие монологической речи обучающихся – одно из направлений в методике преподавания русского
языка и литературы. Развитие речи представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни
человека процесс овладения речью и её механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным
становлением личности, обогащением её внутреннего мира. Формирование монологической речи в школе
происходит на всех уроках, но приоритет отводится урокам русского языка и литературы. Именно на них
ведется целенаправленная работа по формированию связной речи. Это одна из центральных задач уроков
русского языка. Ведь насколько свободно смогут пользоваться языком как средством общения в жизни
выпускники школы, зависит степень активного и плодотворного участия их в производственной,
общественной деятельности. Поэтому требование развития речи в настоящее время воспринимается как
социальный заказ современной школе. Обучение языку как речевой деятельности предполагает, что
выпускник школы должен свободно пользоваться устной и письменной речью в различных жизненных
ситуациях, владеть различными видами речевой деятельности – грамотно писать, бегло и осознанно
читать, хорошо говорить, правильно понимать чужое устное высказывание и уметь слушать.
Видов работ по развитию речи очень много. Это и словарная работа, и выразительное чтение, и
развёрнутые ответы на вопросы по содержанию прочитанного, речевые упражнения, различные виды
пересказов, составление текстов, сообщение, доклад, работа с текстом, упражнение со словом,
словосочетанием, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной
форме и др.
Наиболее эффективной формой деятельности на уроке русского языка я считаю работу с текстом. Такая
работа - одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса,
улучшения качества речи. Текст — это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой
среды. Именно текст — основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст
реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая,
воспитательная.
Наиболее результативными, по мнению методистов и педагогов-практиков, являются следующие формы
и методы организации работы с текстом: комплексная работа с текстом;
сочинение-рассуждение;
редактирование текста;
изложения разных видов;
различные виды диктантов;
интеллектуально-лингвистические упражнения;
работа с текстами-миниатюрами;
коммуникативные и игровые ситуации.
В своей работе я тоже использую комплексную работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов.
Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой,
содержать различные синтаксические конструкции.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
1. Выразительное чтение текста
2. Словарная работа
3. Определить тему текста
4. Сформулировать идею текста
5. Определить тип текста
6. Определить стиль речи
7.Найти выразительные средства речи и объяснить их роль в тексте.
8.Составить план текста.
Ребята непроизвольно запоминают такие тексты, умеют легко их воспроизводить.
Еще более стимулируют коммуникативно-познавательную деятельность и формирование языковой
компетенции учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные,
диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое
мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала.
Приемы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов — это путь от восприятия
текста, понятия текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и
для развития памяти, внимания, мышления и развития речи учащихся.
Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами, как выполнение
интеллектуально-лингвистических упражнений.
Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется не
только развитие монологической речи, но и интеллектуальное и лингвистическое развитие учащихся. Что
касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого
ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление). В свою очередь лингвистические знания, умения,
навыки приобретаются обучающимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во
время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций,
например, сравнение, обобщение и включает различные виды речи: устную и письменную,
монологическую и диалогическую.
Средством создания речевых возможностей на уроке признается система ситуативных упражнений.
Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые
предлагаются в учебниках по русскому языку. Приведу пример:
«Вы – экскурсоводы, ведете экскурсию для учащихся младших классов. Постарайтесь описать картину в
музее ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится. Постарайтесь вызвать
заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?»
Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с
адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
1.«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
2.«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
3. «Переводчик». Замените иноязычное слово русским.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения,
показать художественные средства, использованные автором для достижения своей цели, обратить
внимание на особенности языка конкретного писателя. Также активизируют интеллектуальную и речевую
деятельность обучающихся.
На таких уроках происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся
размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры,
оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Учитель оценит не
только результат, но и процесс работы. Языковой материал предъявляется обучающимся в виде карточек с
текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.
Одно из важных условий применения опыта работы с текстом на уроках русского языка как средства
формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся — переход от традиционного
обучения к личностно-ориентированному.
Формирование коммуникативной и языковой компетенций посредством работы с текстом не только
помогает подготовить обучающихся к успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ, но и способствует разностороннему
развитию языковой личности ученика.
Развитие речи учащихся – одна из актуальных проблем методики преподавания литературы и русского
языка. Активизируя интерес учащихся к предмету в целом, развивая речевую грамотность на уроках и во
внеклассной работе, а также целенаправленно и системно используя разнообразные способы развития
устной речи, можно качественно повысить уровень сформированности речевой культуры учащихся.
Эти приемы и методы ,на мой взгляд ,позволяют развивать монологическую речь на уроках
русского языка и литературы.