Автор: Гамаюнова Ирина Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №6 "Колокольчик"
Населённый пункт: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЛУХОВИЦЫ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Театрально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Театрально-игровая деятельность детей старшего
дошкольного возраста
Актуальность данной работы в том что, отмечая недостаток
наблюдательности
,
творческой
выдумки
у
некоторых
первоклассников , психологи часто ставят диагноз: « недоиграл» , т.
е. не натренировал свою фантазию и воображение . Такие ребята не
умеют занять себя в свободное время и смотрят на мир без интереса
, как потребители , а не как творцы.
Еще одна проблема ,
которая волнует педагогов и
психологов
,
то
что
у
одних
детей
возникают
страхи
,
заторможенность ,срывы , а у других , наоборот , суетливость и
развязанность .У детей недостаточно развиты внимание и память,
отсутствуют навыки произвольного поведения. Надо эмоционально
раскрепостить ребенка, снять
c
ребенка зажатость обучать
чувствованию и художественному воображению – это путь через
игру , сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность.
Являясь наиболее распространенным видом детского творчества , «
основанная на действии , совершаемом самим ребенком , наиболее
близко , действенно и непосредственно связывает художественное
творчество с личными переживаниями » ( Л.С. Выготский)
Театр
стал
школой
нравственного
и
эстетического
воспитания подрастающего поколения. Театр обладает огромной
силой воздействия на эмоциональный мир
ребенка. Занятия
театральным искусством не только вводят ребенка
в мир
прекрасного , но и развивают сферу чувств , будят сострадание ,
развивают способность
поставить себя на место другого ,
радоваться и тревожиться вместе с ним
Театрально-игровая деятельность в детском саду - это одна из
интересных форм занятий с детьми. Она занимательна, развивает
интеллект, речь, ум, дает возможность детям выплеснуть свои
эмоции и настроение. Для развития выразительной стороны речи
необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок
мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем
не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь
присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить
еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с
богатым
духовным
содержанием,
с
выразительной
речью
оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных
выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку
к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке
только путем привлечения к выступлениям перед аудиторией. В
этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в
дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют
детей и пользуются у них неизменной любовью. Воспитательные
возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в
ней,
дети
знакомятся
с
окружающим
миром
во
всем
его
многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные
вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и
обобщения.
С
умственным
развитием
тесно
связано
и
совершенствование
речи.
В
процессе
работы
над
выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая
роль,
произносимые
реплики
ставят
ребенка
перед
необходимостью
ясно,
четко,
понятно
изъяснятся.
У
него
улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно
утверждать,
что
театрализованная
деятельность
является
источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий
ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный
зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные
занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его
сочувствовать
персонажам,
сопереживать
разыгрываемые
события.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт
социальных
навыков
поведения
благодаря
тому,
что
каждое
литературное произведение или сказка для детей дошкольного
возраста всегда имеют нравственную направленность / дружба,
доброта, честность, смелость и др./. Благодаря сказке ребенок
познает жизнь, мир не только умом, но и выражает собственное
отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для
подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой
идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через
театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на
ребенка. Театрализованная деятельность позволяет ребенку
решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-
либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность
в себе, застенчивость. Театрализованную деятельность, в работе с
детьми,
я
включаю
в
утренние
и
вечерние
часы
в
нерегламентированное время; включаю в различные другие занятия
(музыкальные, по изодеятельности, развитие речи и др.).
Безусловно, что в театрализованной деятельности
огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что
театрализованные
занятия
должны
выполнять
одновременно
познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в
коей
мере
не
сводиться
только
к
подготовке
выступлений.
Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать
детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной
деятельности. Передать характер персонажей в движении помогает
музыка. Можно предложить детям загадать друг другу загадки,
имитируя движения различных животных. Причем, наблюдая с
детьми за исполнителями, необходимо учить их подмечать различия
в характере одного образа. При обучении детей средствам речевой
выразительности необходимо использовать знакомые и любимые
сказки,
которые
концентрируют
в
себе
всю
совокупность
выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку
возможность естественного ознакомления с богатой языковой
культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание
сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными
выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика,
пантомима,
движения).
Вначале
фрагменты
из
сказок
могут
использоваться как упражнения, затем можно усложнить задание,
предложив одному ребенку (по желанию), разыграть диалог двух
персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. таким
образом, ненавязчиво и непринужденно, дети учатся словесному
перевоплощению, стремятся, чтобы характер персонажа, голос и его
привычки легко узнавались всеми. Здесь важно предоставлять детям
больше свободы в действиях, фантазии при имитации движений.
Театрализованные занятия могут включать как разыгрывание сказок,
каких-либо сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям,
самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной
случай, интересное событие).
Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных
навыков
поведения
способствует
такая
организация
театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет
возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо
использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по
желанию;
назначение
на
главные
роли
наиболее
робких,
застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут
из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично
изображен персонаж).
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных
образовательных
учреждениях
и
накопление
эмоционально-
чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует
участия родителей. Желательно , чтобы родители принимали
участиев
качестве
исполнителей
ролей,
авторов
текста,
изготовителей декораций, костюмов и т.д. в любом случае союз
педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному,
эмоциональному и эстетическому развитию детей.