Напоминание

Поддержка психического здоровья педагогов


Автор: Победа Вера Филипповна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №4 "Ивушка"
Населённый пункт: г. Реутов Московской области
Наименование материала: практикум для педагогов
Тема: Поддержка психического здоровья педагогов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Практикум «Поддержка психического здоровья педагогов»

Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации

требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические

затраты.

В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов

стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила:

выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в

образовательном процессе. Преобразования в системе образования также

поднимают

планку:

приветствуется

творческий

подход

к

работе,

новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно

психическое

напряжение

личности,

переутомление.

Различного

рода

перегрузки

усугубляются

многочисленными

страхами:

страх

быть

покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх

перед контролем.

Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению

педагогов, известному как «синдром эмоционального выгорания».

На развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние

внешние и внутренние факторы.

К внутренним факторам относятся личностный фактор, который проявляется

в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и

профессиональных ситуациях.

К внешним, объективным условиям педагогического труда относятся:

характер решаемых задач и ответственность за исполняемые

функции;

загруженность рабочего дня;

высокие интеллектуальные и эмоциональные нагрузки;

большое количество детей в группе;

нечеткая организация деятельности;

неблагоприятная психологическая обстановка в учреждении;

социальные условия.

Способы

профилактики

эмоционального

выгорания

и

поддержка

психического здоровья педагогов.

Различные движения потягивания и расслабления мышц

Посещение бассейна, тренажерного зала, занятия йогой и т. д.

Релаксация

длительный сон,

вкусная еда,

общение с природой и животными,

танцы, музыка,

смех, улыбка, юмор,

размышления о хорошем, приятном;

рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий,

других приятных или дорогих вещей.

Практическая часть.

1. Листовки «Фразы или девизы счастливого человека»

В начале тренинга педагогом предлагается написать на листовках «Фразы

или девизы счастливого человека», а в конце тренинга из волшебной шляпы,

достать себе фразу.

2. Упражнение «Приветствие»

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по залу и

здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо

определенным образом: 1 хлопок ведущего – здороваются за руку, 2 хлопка –

плечами, 3 – спинами.

3. Упражнение «Имя – профессиональное качество».

Педагоги, передавая мяч по кругу, называют свои имена и какое – либо

профессиональное качество, начинающееся на первую букву имени.

Например, Анастасия – активная.

4. Упражнение “Я- подарок”

Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим «Я- подарок».

Нужно наполнить данную фразу своим содержанием. «Какой Вы

подарок?», «Для кого Вы подарок?»

5. Упражнение «Комплементы»

Каждый участник группы по очереди делает комплемент своему соседу

справа.

6. Упражнение «Предложения на карточках»

- Для того чтобы нам лучше узнать друг о друге, я предлагаю вам

вытянуть карточку и закончить написанное в ней предложение.

Предложения на карточках:

Я доверяю людям, которые…

Самая большая радость для меня…

Я люблю, когда…

Мне радостно, когда…

Я горжусь тем, что…

Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…

Мне особенно приятно…

Думаю, что самое важное для меня…

Мне особенно приятно…

Человек, которому я могу доверять…

Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня …

Мои друзья…

Самое большое достижение в моей жизни…

Я ценю в людях…

Я чувствую себя уверенно, когда…

Человек считается успешным, если…

8. Листовки «Привычки счастливого человека»

ЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ, КОЛЛЕГИ!

НЕ ДОВОДИТЕ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКИХ НАРУЗОК ДО КРИТИЧЕСКИХ!

ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ– УЛЫБКА!



В раздел образования