Напоминание

"Мастерская.Настроение."


Автор: Баландина Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №16
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Мастерская.Настроение."
Раздел: начальное образование





Назад




Конспект открытого урока русского языка в 4А классе

Учитель: Баландина Е.В.

2019/2020 уч. год

Тема: Мастерская слова. Настроение.

Цель:

1. Развитие речи учащихся.

2. Восприятие творчества самостоятельной личности.

Ход мастерской

1) Организационный момент (работа в группах и индивидуально)

2) Восприятие материала.

Сегодня мы попробуем разобраться, что такое настроение, где оно обитает и кого

напоминает….

1.

Подумайте в группах и попробуйте дать характеристику термину «настроение».

Что это такое (5-7 мин). Поразмыслите о душе, характере этого слова.

Дети должны подойти к тому, что настроение может носить разную окраску (хорошее,

плохое, угнетенное, замечательное.) Причины, оказывающие влияние на настроение и

его смену.

2.

Слушаем одного представителя от каждой группы. Обсуждаем. Дополняем.

3.

Каждый самостоятельно подберите слова, которые давали бы характеристику «х»

или «п» настроению и разберите их на две группы.

Вывешиваем. Ходим. Смотрим. Обсуждаем. Дополняем.

4.

Если возникли новые идеи, дополните свои группы. Подумайте, какое у вас сейчас

настроение «х» или «п». Обведите эту букву.

Если возникает вопрос, а у меня нормальное или среднее настроение – то можно

предложить ребятам пользоваться словами с двух столбиков сразу.

5.

Представьте, что вы знаменитые художники. Нарисуйте свое настроение.

Вывешиваем. Ходим. Смотрим.

6.

Выберите любой рисунок, который понравился вам большего всего. Рассмотрите

его внимательно. Что вы думаете об этом настроении, какое оно.

7.

Напишите о нем сочинение (по рисунку) (10-15 мин).

Вывешиваем. Ходим. Читаем.

Обсуждаем сочинения самостоятельно в группах. Выбираем лучшее. Читаем его.

Обосновываем выбор. Обсуждаем.

Итог: Так что же такое настроение?

Отчего оно зависит? Почему изменяется?

Что может сделать человек такого, чтобы его настроение всегда было хорошим?

Что запомнилось больше всего? Какой портрет настроения наиболее удачный?

РАБОТА В МАСТЕРСКИХ

Мастерская – особый вид урока, который подвластен каждому учителю,

стремящемуся к самосовершенствованию, т.к. обыкновенной подготовки к нему мало.

Учитель-мастер должен тщательно продумать и взвесить задания, которые он

предлагает детям, должны давать им большой выбор деятельности, а не направлять мысли

ребенка в какое-то определенное русло. Они должны быть четко сформулированы, в них

должна быть значимая для ребят проблемная ситуация.

Главное задачей учителя-мастера при подготовке к уроку является то, что он

должен придумывать такую ситуацию, рассматривая которую дети смогут самостоятельно

сделать необходимые выводы. При этом дети не должны испытывать никакого давления

со стороны учителя или других участников мастерской. Ребята сами задают темп своей

деятельности, сами выбирают путь исследования и исследуют ряд возникших ситуаций.

Важно, чтобы ученики занимались творческой деятельностью, а подкорректировать свои

знания они смогут позже / в групповой работе, в работе с научно-популярной

литературой.

Развитию

творческой

деятельностью

детей

способствует

само

построение

мастерской. Учитель только указывает цель, а весь остальной путь поиска представляет

учащемуся.

Именно это – постоянный творческий поиск и привели меня к работе в мастерской.

Мне нравится то, с каким рвением и удовольствием дети работают на этих уроках. У них

рождаются прекрасные мысли, идеи, произведения, т.к. дети постоянно чувствуют то, что

учитель верит в их успех.

В традициях нашей системы образования всегда практиковалось подчинять

ребенка своей воле, сидеть тихо, не шевелиться и по сторонам не глядеть… Необходимо

слушать только учителя, который сам преподнесет готовый материал, сам запишет его на

доске, сам спрогнозирует деятельность ребенка на уроке.

«Употребляйте с пользой время.

Учиться надо по системе.

Сперва хочу вам в долг вменить

На курсы логики ходить.

Ваш ум не тронутый доныне.

На них приучат к дисциплине,

Чтоб взял он направленья ось,

Не разбираясь вкривь и вкось.»

Гете. «Фауст.»

Cовсем иначе стоится деятельность в творческой мастерской. Ребята учатся

добывать знания самостоятельно, работать в группах, а это значит, что нужно уметь

слушать и прислушиваться к точке зрения других участников мастерской, тщательно

обдумывать и аргументированно обосновывать свои ответы, постоянно быть предельно

внимательными.

Основные принципы мастерских:

- равенство всех участников, включая мастера, все способны к творчеству, саморазвитию,

к исследованию природы социума, человека в целом, себя лично;

-

ненасильственное

привлечение:

к

процессу

деятельности,

главное-начало,

мотивирующее творческую деятельность, создание именно лично-устной мотивации;

- отсутствие оценки, соревнования, соперничества, замена ложных самооценкой,

самокоррекцией, самовоспитанием;

- чередование индивидуальной, коллективной и групповой работы, что создает атмосферу

сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, дает

реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;

- важность не результата, а самого процесса – метод проб и ошибок;

- работа в мастерских основывается на природном материале и на языке. Язык не как

средство общения, а как «родина и вместилище красоты и смысла»;

- выбор материала, вида деятельности, способа предъявления результата;

- нравственная ответственность каждого за свой выбор «Не навреди».

Основываясь на вышеперечисленных составляющих мною были разработы и

проведены следующие мастерские:

- мастерские творческого письма:

Мастерская письма Пьера Колена

Мастерская слова. Через словарные слова.

Мастерская слова. Через загадки.

Мастерская слова. Настроение.

Мастерская слова. Слова.

Мастерская письма. Война.

Мастерская слова. Зима.

- мастерские проблемного чтения:

Б. Емельянов «Васька»

А. Пушкин «Снежинка»

М. Додж «Харлемский герой»

«Живительная сила воды»

Всего выделяют три типа групп мастерских. Мастерские творческого письма и

мастерские проблемного чтения, а также мастерские построения знаний.

1.

Мастерские творческого письма – учат ребенка работать со словом, лучше

понимать себя, друзей и происходящие вокруг нас события. Этот вид мастерской

снимает у детей страх перед чистым листом бумаги, дети работают, не прибегая к

черновику, а все служит хорошим толчком для максимального развития творчества

детей.

2.

Мастерские построения знаний – в них учащимся предлагается к рассмотрению и

осмысливанию необходимый им материал в виде задания к размышлению. Каждый

ученик опирается только на свой жизненный опыт, выстраивает знания своим

путем, причем постоянно корректируя их т.к., детям приходится работать и в

группах, и в парах.

3.

Мастерские проблемного чтения – помогают через чтение произведений вызвать

интерес к родному языку, жизни растений и животных, к математике, географии

….

Общая технология мастерской – работа над одной проблемой, отказ от нее т.к.

возникает другая более значительная задача, которая увлекает, но и на базе этой, порой

возникает новая, которая и помогает создать нечто. Но полезны мастерские только тогда,

когда они включены в общую систему.



В раздел образования