Напоминание

"Начальное обучение игре на фортепиано"


Автор: Стручковская Яна Андреевна
Должность: Преподаватель фортепиано
Учебное заведение: "Школа искусств" в составе МБОУ Гимназии 94
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: "Начальное обучение игре на фортепиано"
Раздел: дополнительное образование





Назад




г. Казань

«Школа искусств» в составе МБОУ Гимназия №94

Стручковская Я.А.

Начальное обучение игре на фортепиано.

Начальное обучение юных пианистов - удивительно живой, творческий

и очень индивидуальный процесс. В этот период дети впервые знакомятся с

музыкой, учатся её понимать, формируется представления, они получают

первоначальные навыки игры.

Навыки:

1) предслышанья «слышащих пальцев»

2) игровые

3) чтение нот, аппликатуры

4) ритмические

5) работы над музыкальным произведением

С самого начала занятий важно вызвать у детей интерес к музыке,

постараться, чтобы ученик полюбил музыку. «Идти от музыки к технике, а не

наоборот» (А. Артоболевская). «…должен владеть музыкой духовно» ( Г.

Нейгауз). Учить не ремеслу, а музыке.

Чтобы полюбить, знать и понимать музыку, нужно, прежде всего её слушать.

Слух и эмоциональные переживания музыки главные составляющие на

начальном обучении игре на фортепиано. Занятия с учеником - это

творческий процесс. Всё, чему мы хотим научить, следует не диктовать, а

совместно как бы заново открывать, включая ученика в активную работу.

Начальный период обучения наиболее важен и труден. Во многих

музыкальных школах дети начинают своё знакомство с музыкой и

инструментом в 5-6 лет. Необходимо опираться на знания психологии

среднего, дошкольного возраста.

1)

Восприятие эмоциональное, активная работа воображения.

2)

Общий жизненный динамизм, импульсивность, потребность в

радостном, энергичном действовании.

3)

Естественная форма деятельности – игра.

Как же необходимо построить уроки, учитывая эти особенности.

1)

Музыкальные впечатления ребенка должны опережать теоретические

знания.

2)

Новые сведения ребенок должен получать небольшими порциями, не

перегружая его большим количеством информации.

3)

Развивая музыкальные способности прямым и косвенным путем.

Получение новых знаний , изучение репертуара- прямой путь. Косвенный –

функция развивающего пути, осуществляется через творческие формы

работы.

4)

Метод дополнительной опоры (визуальный, вербальный,

ассоциативный).

Современная педагогика предполагает наличие донотного периода. По

словам А.Д. Артоболевской

«Донотный период игры обучения на фортепиано – период, когда ребёнок

знает названия нот на клавишах, но не усвоил ещё их изображение на нотном

стане».

Цель донотного обучения:

1)

Увлечь, заинтересовать

2)

Ввести в музыкальную жизнь

3)

Выявить и развивать музыкальные способности

4)

Наладить контакт с учеником

Формы работы в донотном периоде:

1)

Пение различных попевок и песен. Можно брать из сольфеджио

одноголосье.

2)

Прохлопывание ритма. Ритмическую организацию развиваем

благодаря нашим детским считалкам: «Андрей-воробей», «Солнышко»,

«Василек, василек», «Дин-дон», «Ходит слон» и много других. Предложить

выразительно прочитать стихи, а потом прохлопать в ладоши, определить

длинные и короткие слоги-хлопки и получить понятие длинных и коротких

слогов-звуков. В обучении важно синтезировать речь, слух, ритм. После

этого можно рассказать обучающимся о длительностях нот в форме игры

«Кто как ходит»: дети бегают восьмыми длительностями, мамы и папы ходят

четвертными, бабушки ходят медленно – половинными, а старенькая

прабабушка – целыми. Следует отметить, что разнообразные ритмические

задания, выполняемые на инструменте в различных октавах, стимулируют

эмоциональную увлеченность учеников, развивают их фантазию, помогают

лучше ориентироваться на клавиатуре. Эти ритмические «рисунки» не имеют

границ, их можно все время варьировать и усложнять по-своему усмотрению

и учитывая индивидуальные возможности учащихся. Желательно эти

«рисунки» затем записывать. Такие задания могут выполнять даже дети, еще

не освоившие нотную грамоту. В дальнейшем, при разучивании упражнений

и песен, ребёнок знакомится с другими длительностями нот и

соответствующими им паузами. Таким путем, накапливая разные

ритмические блоки, постепенно в памяти и пальцах обучающегося

«собирается» ритмический музыкальный словарь.

3)

Подбор по слуху. В процессе подбора одноголосных мелодий

вырабатывается умение вслушиваться в мелодию, ощущать её ритм.

4)

Знакомство с инструментом. Изобрёл его флорентийский мастер

Бартоломео Кристофори в 1709 году, а назвал он его тогда – чембало с piano

и forte, потому что на нем прекрасно можно было воспроизводить различную

динамику, то есть громкость звучания. Предшественниками этого

инструмента были: клавикорд, спинет и клавесин, но они имели более тихое,

металлическое звучание и не обладали богатой и разнообразной динамикой.

На нашем же современном пианино возможно добиваться самых различных

динамических красок: от громкой – форте, до тихой – пиано. Потому-то этот

инструмент называют не просто пианино, а ещё и “Фортепиано”. На нем,

можно воспроизводить певучую мелодию, сложную, богатую гармонию и

разнообразную полифонию. Подтверждаю свои объяснения исполнением на

инструменте небольших пьес, ярко характеризующих возможности

фортепиано.

5)

Различные игры. Например: – Не видя клавиатуры, назвать по порядку

звуки от клавиши «до» вверх или вниз, либо от клавиши «ми».

– Отгадай слова, используя отмеченные клавиши (их названия) – ребусы.

– Сосчитать сколько октав на клавиатуре фортепиано. Голоса, каких

птиц, зверей, напоминают звуки разных октав?

6)

Подготовка рук для игры на инструменте. Например, различные

упражнения: «Игра в гости». Упражнение – игра, состоит из двух частей.

Большой палец-хозяин, все остальные – гости, приглашенные на праздник. В

первой

части упражнения изображается приход гостей. Гости здороваются с

хозяином: все пальцы по очереди плотно соприкасаются

с первым подушечками, как бы целуются. Вторая часть упражнения – уход

гостей.

Гости прощаются с хозяином – кланяются. Каждый палец по

Отдельности надо согнуть так, чтобы достать кончиком до тыльной стороны

ладони.

Это упражнение развивает чувствительность "подушечек" пальцев, а также

независимость и самостоятельность пальцев.

«Крокодильчики». Упражнение в занимательной форме знакомит

ребенка с цифровым обозначением каждого пальца (1, 2, 3, 4, 5). Рука

спокойно лежит на твердой поверхности. Каждый палец изображает

крокодильчика, который зевает, разморившись на солнышке. Пальцы,

длинные и прямые, по очереди поднимаются вверх как можно выше

(крокодильчики зевают). Поднимается каждый раз только один палец, все

остальные плотно прижаты к столу. Упражнение можно делать двумя руками

вместе, поднимая параллельные пальцы, или, для развития координации,

разные. Например: 2 палец на правой и левой руках, 3 палец на левой руке и

5 палец на правой и так далее. «Приказы» пальцам может отдавать как

учитель, так и сам ученик. Это упражнение можно использовать и как

упражнение на внимание.

«Серебряное копытце». Упражнение выполняется на столе. Положение

руки куполообразное с опорой в подушечки первого и пятого пальцев. Три

средних пальца подвижные, независимые. А теперь вспомним сказ П.П.

Бажова «Серебряное копытце»: « Вспрыгнул козел на крышу и давай по ней

серебряным копытцем бить. Как искры из-под ножки-то камешки

посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие». Сохраняя

опору на первом и пятом пальцах, каждый из свободных пальцев (2, 3, 4) по

очереди выполняет движения, напоминающие выбивание копытцем

разноцветных камешков. Ребенок должен почувствовать устойчивое

положение руки.

7)

Двигательная работа. Прежде чем сажать ученика за инструмент,

преподаватель должен объяснить ему, что значит «свободные» руки, и

предложить ему простое физическое упражнение: стоя поднять руки вверх, а

затем быстро опустить их вниз (как бы «бросить»). При полной свободе руки

«висят» на плечах, какое-то время будут раскачиваться и наконец

остановятся: самое время дать ученику почувствовать вес всей руки от плеча

до пальцев.

1) Упражнение А.Шмидт-Шкловской – А.Артоболевской –

поднимаясь на носки, медленно и плавно, вместе со вздохом

поднимите ненапряженные руки вверх; кисти висят свободно.

Затем легко разведите руки в сторону и вместе с выдохом,

свободно наклонившись вперед, тяжело уроните расслабленные

руки вниз, голову также опустите. В таком положении

предоставьте рукам раскачиваться до тех пор, пока они не

остановятся.

2) Упражнение А.Шмидт-Шкловской – чувствуя прогнутую спину,

потрясите поднятыми вверх кулаками (тыльной стороной вперед) –

«погрозите» ими.

3) Упражнение А.Артоболевской «Шалтай-болтай» - наклониться

вперед, руки висят в расслабленном состоянии, затем раскачивать

их в разные стороны.

4) Упражнение Г.Нейгауза – при недостатке свободы тела: одну

руку, стоя, совершенно «безжизненно», как мертвый груз, опустить

вдоль тела, другой же, активной, взяв её за кончики пальцев,

постепенно поднимать как можно выше и, достигнув высшей

точки, внезапно отпуститьеё, с тем, чтобы она упала.

8)

Научится правильно сидеть за инструментом.

Решающее значение для освоения всех навыков игры на фортепиано имеет

правильная посадка. Она должна быть удобной для выработки всех

движений рук обучающегося и сохранять необходимую свободу во время

исполнения. Важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не сутулился и

не сидел напряженно, чтобы во время исполнения он не приподнимал плечи.

Садиться нужно обязательно напротив середины клавиатуры (примерно доре

первой октавы). Ориентироваться можно по расположению педалей. Сидеть

нужно на достаточном расстоянии от клавиатуры. Слишком близкая к

клавиатуре посадка будет стеснять движения рук. Нельзя сидеть слишком

далеко от клавиатуры, в этом случае руки будут находиться в вытянутом

состоянии, что не даст необходимой свободы движениям рук. Посадка

должна обеспечивать рукам округлость, а не вытянутость. Локти при этом

будут слегка отодвинуты от корпуса. Хорошо помогает обеспечить

правильность посадки по высоте, стул с изменяющейся регулируемой

высотой. Локти при этом должны быть примерно на уровне клавиатуры.

Сидеть нужно на половине стула, чтобы корпус мог свободно наклоняться

вперёд, назад, вправо и влево. Это создаёт благоприятное условие для

использования в игре всей клавиатуры. Важно следить за тем, чтобы ученик

не сидел на кончике стула, так как это лишает его необходимой устойчивости

и опоры (опоры при игре на фортепиано в основном на стуле и в ногах).

Поэтому очень маленьким детям, обучающимся игре на фортепиано,

необходимо под ноги ставить скамейку-подставку.

Главной задачей «донотного» периода является накопление музыкальных

впечатлений и некоторого практического опыта игры на инструменте.

Обогащению музыкального кругозора поможет «Музыкальный букварь»

Ветлугиной. Он состоит из трех частей: 1ч. – Музыка – язык чувств (характер

у людей: солнце и дождь, Гроза и мама); 2ч. – О чем рассказывает музыка

(музыкальные портреты: красная шапочка и серый волк, слон и моська); 3ч. –

Как рассказывает музыка (высокие и низкие – птички, длинные и короткие –

эхо, качели).

Требования при изучении материала в начальном периоде обучения на

фортепиано:

1)

Выразительность исполнения, переживание и осознание образа

музыкального произведения.

2)

Технические основы-в узком смысле-это все приемы, виды техники, а в

широком- комплекс всех средств, необходимых для показа художественного

образа.

3)

Развитие контиленных навыков, особый приём игры-умение извлекать

протяжный звук, дослушать его, связать со следующим.

4)

Фразировка-мотивы объединять в фразы, ритмические устремления,

интанационные напряжения, динамические волны.

5)

Главным смыслом музыкального исполнительства является

выразительное

интонирование.

Интонация это связь между звуками и как передача образа.

1)

Предметно-изобразительная интонация («Дождик», «Поезд идёт»-

показать картинку)

2)

Эмоционально-экспрессивные-это проявление эмоций и чувств. («В

разлуке» А. Гречанинов, «Упрямщик» Г. Свиридов)

3)

Интонации жанровые (Танец, песня, марш)

4)

Интонации стилевые-сумма выразительных средств соответствующая

композитору.

5)

Расшифровка лиг (фразировочные, мотивные, связующие)

6)

Ясность фактуры (главная, второстепенная)

Именно интонирование оживляет каждую деталь музыкального материала,

превращая работу пианиста в творчество. Надо сказать, что интонационная

работа - одна из самых трудоемких процессов в работе пианиста. Она

сопровождает все её этапы: от разбора до исполнения включительно. Ведь и

во время исполнения эта работа не прекращается.

Интонирование это наше творческое отношение к тому, что мы исполняем.

Как в литературе, грамотностью владеет каждый, но далеко не каждый может

художественно писать и говорить, так и в музыке - игра, не освященная

мыслью и чувством, безжизненна и неинтересна. Композитор передает нам

музыку посредством нотных знаков, но ведь ноты всего лишь средство для

выражения его отношения к миру. И задача исполнителя не только

постараться понять это отношение, но ещё и передать тот смысл и ту

энергию, которую композитор вложил в нотный текст. Это сложная задача,

но именно здесь начинается настоящее творчество, и музыкант может

проявить свой талант, индивидуальность и сделать исполнение уникальным.

"От нашего первого шага, от того, кто нам открыл прекрасный мир музыки,

полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отношение к

нему". Эти слова, сказанные А.Эшпаем, исключительно точно говорят о той

ответственности, которая ложится на плечи педагога с момента появления на

занятии маленького ученика. Постарайтесь понять его, полюбить всей

душой, станьте ему добрым, верным другом. Вырастить из ученика

музыканта-профессионала - необычайно трудная задача, но куда сложнее

сберечь в человеке личность, сформировать правильно его душу.



В раздел образования