Авторы: Петрова Ольга Игоревна, Веденеева Наталья Вадимовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №18
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированный урок "Мой город - Санкт - Петербург. Медный всадник"
Раздел: начальное образование
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №18
Центрального района Санкт – Петербурга
Интегрированный урок “Мой город – Санкт – Петербург. Медный всадник”
Авторы – составители:
Петрова Ольга Игоревна
Веденеева Наталья Вадимовна
Санкт – Петербург
2021 – 2022
Пояснительная записка
Интегрированный урок «Мой город – Санкт-Петербург». Медный всадник» реализуется
на базе ГБОУ школа №18 Центрального района Санкт – Петербурга.
Актуальность темы урока в том, что она позволяет учащимся получить знания и
расширить представление о городе Санкт -Петербург.
Целью
данного
урока
является
создание
условий
для
формирования
чувства
сопричастности к проблемам города через освоение навыков практической деятельности,
которая дает младшим школьникам
начальные представления об основании Санкт-
Петербурга; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их
создателях; о государственных символах и музеях города, его прекрасных парках и
великолепном скульптурном убранстве.
Интегрированный урок – презентация включает в себя несколько компонентов из разных
дисциплин:
-
формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием
эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
-
пробуждение интереса к разнообразию окружающего мира (красота родного
города);
-
формирование представлений о мире, созданном руками человека;
-
развитие
сенсорно-перцептивных
способностей
учащихся:
умение
выделять
знакомые объекты из фона зрительно и тактильно;
-
развитие речи посредством создания ситуаций общения;
-
закрепление полученных представлений в процессе различных видов доступной
учащимся социально-бытовой деятельности.
Кроме того, данная разработка носит характер инклюзивного обучения, поскольку
участниками образовательного процесса являются младшие школьники как с легкой
умственной отсталостью, так и с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.
Акцентируя
внимание
школьников
на
выбранной
теме
происходит
расширение
эмоционально - чувственной сферы учащихся, воспитание эстетического восприятия,
пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных
путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала,
сообщить больше сведений по изученной теме за короткий промежуток времени и
представить материал в более наглядной и доходчивой форме.
В ходе проведения данного мероприятия решаются следующие задачи:
Образовательные:
знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного
наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;
формирование
у
детей
устойчивого
желания
продолжить
знакомство
с
предложенными темами самостоятельно;
обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;
выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы,
поставленные учителем;
обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами.
Воспитательные:
воспитывать любовь к своей Родине;
воспитывать культуру общения.
Коррекционно – развивающие:
создавать предпосылки к развитию речи;
развивать наблюдательность и любознательность;
развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность,
активность, аккуратность;
развивать внимание и умение слушать учителя;
укреплять
опорно-двигательный
аппарат
посредством
соблюдения
здоровьесберегающих технологий;
развивать мелкую моторику посредством выполнения графических упражнений.
При отборе и построении урока использовались такие средства обучения как:
наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные
доски);
демонстрационные (макеты, стенды);
аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные);
Интегрированный
урок
«Мой
город
-
Санкт-Петербург.
Медный
всадник» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества
образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и
перспективным потребностям личностного развития ребенка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей
информативностью и интерактивностью;
приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше
воспринимает видео и аудиоинформацию;
возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу
обучения;
возможность
дифференциации
работы
с
различными
категориями
обучающихся;
активизация познавательной деятельности;
поддержка устойчивого интереса к обучению;
формирование
информационной
грамотности
и
компетенции
у
обучающихся;
развитие
навыков,
необходимых
для
дальнейшей
групповой,
исследовательской и проектной деятельности;
создание ситуации успеха.
При разработке урока с использованием ИКТ учитывались возрастные особенности
учащихся. Занятие включает в себя физические и динамические паузы, пальчиковую
гимнастику, использование элементов здоровьесберегающих технологий.
Планируемые результаты
В результате обучения, в контексте требований Федерального государственного
образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), у младших школьников будут сформированы
следующие знания, умения и навыки.
Личностные
умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой
родного города.
Познавательные
:
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков и их синтеза;
устанавливать аналогии.
Коммуникативные
:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
формулировать собственное мнение и позицию;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно
использовать
речевые
средства
для
решения
различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи.
Предметные
В ходе реализации урока у учащихся сформируется:
расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками
информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в
исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических
опросов;
приобщение
к
культурному
наследию
города
других
горожан,
одноклассников, родителей;
интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам,
символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного,
одновременно морского и речного города;
уважение к согражданам, знаменитым петербуржцам.
Конспект интегрированного урока на тему
“Мой город – Санкт-Петербург. Медный всадник”
Цель: познакомить детей с историей города Санкт-Петербурга и его
достопримечательностями (Медный всадник).
Задачи
Образовательные: расширять знания детей об истории города.
Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к родному городу.
Коррекционно-развивающие: обогащать словарный запас; развивать моторику, внимание.
Оборудование: компьютер (презентация), листы-раскраски, карандаши, иллюстрации по
теме урока.
Ход урока
1.
Организационный момент
(
Учителя приветствуют детей)
“Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний урок посвящен истории Санкт-Петербурга.
(Дети приветствуют учителей)
Санкт-Петербург – это самый северный среди крупнейших городов мира, город мостов и
островов, музеев и дворцов, соборов и парков. Именно поэтому его так часто называют
культурной столицей России.
Город расположен на островах-кругом реки и каналы, а самая главная река Петербурга
называется Нева.
Санкт-Петербург часто посещают туристы, не только из других городов России, но и из
других стран.”
2.
Основная часть
“Ребята, мы живем с вами в прекрасном городе Санкт-Петербурге, богатом историей и
достопримечательностями, с которыми вы сейчас и познакомитесь.”
(Просмотр презентации)
1, 2 слайды “Петр I”
“Город Санкт-Петербург основал царь Петр I.” (Дети рассматривают портрет Петра I).
3 слайд “Петропавловская крепость”
“Строительство города началось с Заячьего острова, на котором спустя некоторое время
возвели Петропавловскую крепость.
Это произошло 16 мая 1703 года.
По болоту Петр шел,
Остров Заячий нашёл.
Он собрал рабочий люд
И построил крепость тут.”
4 слайд “Домик Петра I”
“Первые здания Петербурга — домик Петра Великого; а первые улицы – Большая и Малая
Дворянские, Посадская и другие.”
5 слайд “Летний сад”
“В 1713 году, на берегу Невы был построен Летний дворец Петра, и при нём разбит сад под
названием Летний.
Есть в Петербурге чудо-сад,
Украшен кружевом оград.
Дворец в нем есть царя Петра,
И статуи, как божества.
В тени аллей, возле оград,
Скажите, что это за сад…”
2.1.
Физкульминутка “Летний сад”
“И сейчас мы дружно отправимся на прогулку в Летний сад.
Прогулка будет не простая, гулять мы будем под музыку. Как только музыка закончится,
каждый из вас должен замереть на месте, как эти статуи в саду.” (Учитель показывает на 5
слайд).
(Дети вместе с учителями и воспитателями выполняют упражнение с музыкальным
сопровождением “В Летний сад с Невы заходит осень”).
“Ребята, вы справились, молодцы, теперь продолжим знакомиться с
достопримечательностями города”. (Дети садятся за парты и слушают учителя).
6 слайд “Фонтанка”
“Санкт-Петербург – это город, где живут красота и любовь.
Много лет тому назад
Появился Летний сад.
Люди знатные хотели,
Чтоб фонтаны в нем звенели.
Где же взять для них воды?
Кто спасёт нас от беды?
Протекая недалеко,
Не велика, не мала,
Той воды не пожалела
Речка добрая, дала.
-Мне воды совсем не жалко,-
Говорит река…”
7 Слайд “Невский проспект”
“Мы любим этот город за скромные, тихие улочки и удивляющие своей красотой
проспекты (особенно Невский), за белые ночи и гордые реки, за ту особую атмосферу,
которая царит здесь всегда.
Невский проспект - главная и самая знаменитая магистраль Санкт-Петербурга.”
8 Слайд “Дворцовая”
“В каждом городе есть главная улица и главная площадь.
Площадь эта главная,
Площадь эта славная.
Побывать на ней все рады:
Тут проводятся парады,
Проходят демонстранты,
Играют оркестранты.
Бывают здесь гуляния,
На лошадях катания.
Хотя она и старая,
Но выглядит, как новая,
Площадь наша главная
По имени Дворцовая.”
9 Слайд “Эрмитаж”
“Мы любим Санкт-Петербург за его величавые здания и сооружения.
На площади Дворцовой
Стоит он много лет…
Все им восхищаются,
Здесь равнодушных нет.
Из разных стран художники
Картины привезли,
Чтоб их полотна дивные
Увидеть все могли.
И чего здесь только нету:
Знаменитостей портреты,
Удивительные вазы.
Украшения в алмазах…
Раньше был он для царей,
А теперь он стал музей.
Это наш, это ваш
Петербургский Эрмитаж
.
Эрмитаж – самый знаменитый музей Санкт – Петербурга, где собраны множество картин
и других коллекций.”
10 слайд “Адмиралтейство”
“В начале Невского стоит
Прекрасно здание на вид:
Колонны, статуи и штиль,
И только в вышине
Горит кораблик золотой
Весь в солнечном огне.
Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников Северной столицы. Это
здание было предназначено для постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были
корабельными мастерскими.
На шпиле здания возвышается кораблик, который является символом города.
Маленький кораблик
В городе огромном,
В небе над Невою
Синим и просторном.
Маленький кораблик
Высоко плывет -
Это символ города,
Здесь рождался флот.”
11, 12 слайды “Медный всадник”
“Давайте посмотрим на следующую достопримечательность города.” (Дети рассматривают
изображение, слушают учителя).
“Этот памятник построен в честь царя Петра – основателя нашего города.
Он называется “Медный всадник”, хотя сделан из бронзы и гранита.
Этот памятник – символ победы Петра I над врагами (конь придавливает копытами змею).
“Медный всадник”
- самый известный в России памятник Петру Первому, первый конный
памятник русскому императору.
Памятник был открыт 7 августа 1782 года.
Скульптор – Этьенн Морис Фальконе (1716 – 1791).
Памятник из бронзы:
Честь царю, хвала!
Мчится, словно ветер конь,
Тянет удила.
На коне сидит герой,
Он красивый, молодой.
Это – память честь Петра,
Много сделал он добра.
Скачет воин в будни, в праздник,
А зовется “Медный всадник””.
2.2.
Физкультминутка “Мой город – Санкт-Петербург”
“А теперь, друзья, я предлагаю вам снова погулять”. (Дети выполняют двигательные
упражнения по подражанию на месте)
По Петербургу мы идем (маршируют)
Звонко песенку поем (покачивая головой вправо-влево)
Мы по Невскому шагаем (маршируют)
Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги)
Делай шаг – раз, два,
Взмах руками – три, четыре”.
“Ребята, я предлагаю вам нарисовать памятник Петру I, но перед этим мы отправимся в
Академию художеств. В Санкт-Петербурге есть еще одно замечательное место, где вас
научат рисовать. Вы хотите отправиться туда?” (Да)
(Дети смотрят м/ф “Академия художеств”)
“Ребята, теперь вы знаете, как нарисовать памятник?” (Да)
(Воспитатели раздают листы-раскраски и карандаши каждому ребенку, дети приступают к
работе)
2.3.
Пальчиковая гимнастика “Дом”
“Ребята, вы уже закончили, молодцы, у каждого получился настоящий “Медный
всадник”. Устали?” (Да)
“Давайте отдохнем, положите карандаши и повторяйте за мной.
Я хочу построить дом, (ладошку на ладошку, сложить домиком)
Чтоб окошко было в нем, (два кружочка пальчиками приложить к глазам)
Чтобы там забор стоял, (ладоши раздвинуть)
Пес калитку охранял, (“погавкать” ладошками)
Солнце было, дождик шел, (показать солнце и дождик)
Чтоб в саду тюльпан расцвел. (показать бутон)
3.
Итог урока
“Молодцы, а теперь давайте посмотрим на картинки и вспомним о чем говорили
сегодня?” (Дети рассматривают иллюстрации города и отвечают на вопросы учителя)
“Мы говорили об истории города, кто построил город Санкт-Петербург. Мы говорили о
том, какие музеи, соборы, парки, улицы и даже реки есть в нашем городе.
(Учитель показывает иллюстрации музеев и парков города, дети отвечают на вопросы)
Кто построил город Санкт-Петербург? (Дети рассматривают портрет Петра I и отвечают
на вопрос)
“Петр I, правильно. А как называется самая главная площадь в нашем городе?”
(Дворцовая площадь)
“Как называется река, на которой построен город?” (Нева)
“Правильно, ребята, а как же называется самый знаменитый памятник Петру Великому?”
(Медный всадник)
“Правильно, ребята, вы все молодцы, спасибо за ваши рисунки!”
Список литературы:
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во
образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.
Жигорева М. В. Система коррекционной помощи детям с комплексными
нарушениями развития // Коррекционная педагогика. 2004. №3.
Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по
изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.
Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой
интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.
Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. СПб, 2004.
Эльконин,
м
н
е
н
и
ю
Д.Б. Детская
н
а
и
б
о
л
е
е
психология. – М.:
с
ы
н
а
Академия, 2011.