Напоминание

Интегрированный урок "Мой город - Санкт - Петербург. Медный всадник"


Авторы: Петрова Ольга Игоревна, Веденеева Наталья Вадимовна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ школа №18
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Интегрированный урок "Мой город - Санкт - Петербург. Медный всадник"
Раздел: начальное образование





Назад




Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №18

Центрального района Санкт – Петербурга

Интегрированный урок “Мой город – Санкт – Петербург. Медный всадник”

Авторы – составители:

Петрова Ольга Игоревна

Веденеева Наталья Вадимовна

Санкт – Петербург

2021 – 2022

Пояснительная записка

Интегрированный урок «Мой город – Санкт-Петербург». Медный всадник» реализуется

на базе ГБОУ школа №18 Центрального района Санкт – Петербурга.

Актуальность темы урока в том, что она позволяет учащимся получить знания и

расширить представление о городе Санкт -Петербург.

Целью

данного

урока

является

создание

условий

для

формирования

чувства

сопричастности к проблемам города через освоение навыков практической деятельности,

которая дает младшим школьникам

начальные представления об основании Санкт-

Петербурга; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их

создателях; о государственных символах и музеях города, его прекрасных парках и

великолепном скульптурном убранстве.

Интегрированный урок – презентация включает в себя несколько компонентов из разных

дисциплин:

-

формирование и расширение словарного запаса, связанного с содержанием

эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

-

пробуждение интереса к разнообразию окружающего мира (красота родного

города);

-

формирование представлений о мире, созданном руками человека;

-

развитие

сенсорно-перцептивных

способностей

учащихся:

умение

выделять

знакомые объекты из фона зрительно и тактильно;

-

развитие речи посредством создания ситуаций общения;

-

закрепление полученных представлений в процессе различных видов доступной

учащимся социально-бытовой деятельности.

Кроме того, данная разработка носит характер инклюзивного обучения, поскольку

участниками образовательного процесса являются младшие школьники как с легкой

умственной отсталостью, так и с тяжелой и умеренной умственной отсталостью.

Акцентируя

внимание

школьников

на

выбранной

теме

происходит

расширение

эмоционально - чувственной сферы учащихся, воспитание эстетического восприятия,

пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных

путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.

Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала,

сообщить больше сведений по изученной теме за короткий промежуток времени и

представить материал в более наглядной и доходчивой форме.

В ходе проведения данного мероприятия решаются следующие задачи:

Образовательные:

знакомство с историей создания "северной столицы" и её художественного

наследия, воспитание патриотизма и любви к родному краю;

формирование

у

детей

устойчивого

желания

продолжить

знакомство

с

предложенными темами самостоятельно;

обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами;

выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы,

поставленные учителем;

обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами.

Воспитательные:

воспитывать любовь к своей Родине;

воспитывать культуру общения.

Коррекционно – развивающие:

создавать предпосылки к развитию речи;

развивать наблюдательность и любознательность;

развивать деловые качества школьников: самостоятельность, ответственность,

активность, аккуратность;

развивать внимание и умение слушать учителя;

укреплять

опорно-двигательный

аппарат

посредством

соблюдения

здоровьесберегающих технологий;

развивать мелкую моторику посредством выполнения графических упражнений.

При отборе и построении урока использовались такие средства обучения как:

наглядные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные

доски);

демонстрационные (макеты, стенды);

аудиовизуальные (слайды, видеофильмы образовательные);

Интегрированный

урок

«Мой

город

-

Санкт-Петербург.

Медный

всадник» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества

образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и

перспективным потребностям личностного развития ребенка.

Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:

построение наглядного и красочного урока в сочетании с большей

информативностью и интерактивностью;

приближение материала урока к мировосприятию ребенка, который лучше

воспринимает видео и аудиоинформацию;

возможность применять личностно-ориентированный подход к процессу

обучения;

возможность

дифференциации

работы

с

различными

категориями

обучающихся;

активизация познавательной деятельности;

поддержка устойчивого интереса к обучению;

формирование

информационной

грамотности

и

компетенции

у

обучающихся;

развитие

навыков,

необходимых

для

дальнейшей

групповой,

исследовательской и проектной деятельности;

создание ситуации успеха.

При разработке урока с использованием ИКТ учитывались возрастные особенности

учащихся. Занятие включает в себя физические и динамические паузы, пальчиковую

гимнастику, использование элементов здоровьесберегающих технологий.

Планируемые результаты

В результате обучения, в контексте требований Федерального государственного

образовательного стандарта

образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), у младших школьников будут сформированы

следующие знания, умения и навыки.

Личностные

умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах

доступной деятельности;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой

родного города.

Познавательные

:

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его

строении, свойствах и связях;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов,

выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии.

Коммуникативные

:

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства

для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

формулировать собственное мнение и позицию;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

решения

различных

коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической

формой речи.

Предметные

В ходе реализации урока у учащихся сформируется:

расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками

информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в

исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических

опросов;

приобщение

к

культурному

наследию

города

других

горожан,

одноклассников, родителей;

интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам,

символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;

понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного,

одновременно морского и речного города;

уважение к согражданам, знаменитым петербуржцам.

Конспект интегрированного урока на тему

“Мой город – Санкт-Петербург. Медный всадник”

Цель: познакомить детей с историей города Санкт-Петербурга и его

достопримечательностями (Медный всадник).

Задачи

Образовательные: расширять знания детей об истории города.

Воспитательные: воспитывать любовь и гордость к родному городу.

Коррекционно-развивающие: обогащать словарный запас; развивать моторику, внимание.

Оборудование: компьютер (презентация), листы-раскраски, карандаши, иллюстрации по

теме урока.

Ход урока

1.

Организационный момент

(

Учителя приветствуют детей)

“Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний урок посвящен истории Санкт-Петербурга.

(Дети приветствуют учителей)

Санкт-Петербург – это самый северный среди крупнейших городов мира, город мостов и

островов, музеев и дворцов, соборов и парков. Именно поэтому его так часто называют

культурной столицей России.

Город расположен на островах-кругом реки и каналы, а самая главная река Петербурга

называется Нева.

Санкт-Петербург часто посещают туристы, не только из других городов России, но и из

других стран.”

2.

Основная часть

“Ребята, мы живем с вами в прекрасном городе Санкт-Петербурге, богатом историей и

достопримечательностями, с которыми вы сейчас и познакомитесь.”

(Просмотр презентации)

1, 2 слайды “Петр I”

“Город Санкт-Петербург основал царь Петр I.” (Дети рассматривают портрет Петра I).

3 слайд “Петропавловская крепость”

“Строительство города началось с Заячьего острова, на котором спустя некоторое время

возвели Петропавловскую крепость.

Это произошло 16 мая 1703 года.

По болоту Петр шел,

Остров Заячий нашёл.

Он собрал рабочий люд

И построил крепость тут.”

4 слайд “Домик Петра I”

“Первые здания Петербурга — домик Петра Великого; а первые улицы – Большая и Малая

Дворянские, Посадская и другие.”

5 слайд “Летний сад”

“В 1713 году, на берегу Невы был построен Летний дворец Петра, и при нём разбит сад под

названием Летний.

Есть в Петербурге чудо-сад,

Украшен кружевом оград.

Дворец в нем есть царя Петра,

И статуи, как божества.

В тени аллей, возле оград,

Скажите, что это за сад…”

2.1.

Физкульминутка “Летний сад”

“И сейчас мы дружно отправимся на прогулку в Летний сад.

Прогулка будет не простая, гулять мы будем под музыку. Как только музыка закончится,

каждый из вас должен замереть на месте, как эти статуи в саду.” (Учитель показывает на 5

слайд).

(Дети вместе с учителями и воспитателями выполняют упражнение с музыкальным

сопровождением “В Летний сад с Невы заходит осень”).

“Ребята, вы справились, молодцы, теперь продолжим знакомиться с

достопримечательностями города”. (Дети садятся за парты и слушают учителя).

6 слайд “Фонтанка”

“Санкт-Петербург – это город, где живут красота и любовь.

Много лет тому назад

Появился Летний сад.

Люди знатные хотели,

Чтоб фонтаны в нем звенели.

Где же взять для них воды?

Кто спасёт нас от беды?

Протекая недалеко,

Не велика, не мала,

Той воды не пожалела

Речка добрая, дала.

-Мне воды совсем не жалко,-

Говорит река…”

7 Слайд “Невский проспект”

“Мы любим этот город за скромные, тихие улочки и удивляющие своей красотой

проспекты (особенно Невский), за белые ночи и гордые реки, за ту особую атмосферу,

которая царит здесь всегда.

Невский проспект - главная и самая знаменитая магистраль Санкт-Петербурга.”

8 Слайд “Дворцовая”

“В каждом городе есть главная улица и главная площадь.

Площадь эта главная,

Площадь эта славная.

Побывать на ней все рады:

Тут проводятся парады,

Проходят демонстранты,

Играют оркестранты.

Бывают здесь гуляния,

На лошадях катания.

Хотя она и старая,

Но выглядит, как новая,

Площадь наша главная

По имени Дворцовая.”

9 Слайд “Эрмитаж”

“Мы любим Санкт-Петербург за его величавые здания и сооружения.

На площади Дворцовой

Стоит он много лет…

Все им восхищаются,

Здесь равнодушных нет.

Из разных стран художники

Картины привезли,

Чтоб их полотна дивные

Увидеть все могли.

И чего здесь только нету:

Знаменитостей портреты,

Удивительные вазы.

Украшения в алмазах…

Раньше был он для царей,

А теперь он стал музей.

Это наш, это ваш

Петербургский Эрмитаж

.

Эрмитаж – самый знаменитый музей Санкт – Петербурга, где собраны множество картин

и других коллекций.”

10 слайд “Адмиралтейство”

“В начале Невского стоит

Прекрасно здание на вид:

Колонны, статуи и штиль,

И только в вышине

Горит кораблик золотой

Весь в солнечном огне.

Адмиралтейство – один из известных и красивейших памятников Северной столицы. Это

здание было предназначено для постройки кораблей. Помещения Адмиралтейства были

корабельными мастерскими.

На шпиле здания возвышается кораблик, который является символом города.

Маленький кораблик

В городе огромном,

В небе над Невою

Синим и просторном.

Маленький кораблик

Высоко плывет -

Это символ города,

Здесь рождался флот.”

11, 12 слайды “Медный всадник”

“Давайте посмотрим на следующую достопримечательность города.” (Дети рассматривают

изображение, слушают учителя).

“Этот памятник построен в честь царя Петра – основателя нашего города.

Он называется “Медный всадник”, хотя сделан из бронзы и гранита.

Этот памятник – символ победы Петра I над врагами (конь придавливает копытами змею).

“Медный всадник”

- самый известный в России памятник Петру Первому, первый конный

памятник русскому императору.

Памятник был открыт 7 августа 1782 года.

Скульптор – Этьенн Морис Фальконе (1716 – 1791).

Памятник из бронзы:

Честь царю, хвала!

Мчится, словно ветер конь,

Тянет удила.

На коне сидит герой,

Он красивый, молодой.

Это – память честь Петра,

Много сделал он добра.

Скачет воин в будни, в праздник,

А зовется “Медный всадник””.

2.2.

Физкультминутка “Мой город – Санкт-Петербург”

“А теперь, друзья, я предлагаю вам снова погулять”. (Дети выполняют двигательные

упражнения по подражанию на месте)

По Петербургу мы идем (маршируют)

Звонко песенку поем (покачивая головой вправо-влево)

Мы по Невскому шагаем (маршируют)

Ноги ровно поднимаем (оттягивают носочки каждой ноги)

Делай шаг – раз, два,

Взмах руками – три, четыре”.

“Ребята, я предлагаю вам нарисовать памятник Петру I, но перед этим мы отправимся в

Академию художеств. В Санкт-Петербурге есть еще одно замечательное место, где вас

научат рисовать. Вы хотите отправиться туда?” (Да)

(Дети смотрят м/ф “Академия художеств”)

“Ребята, теперь вы знаете, как нарисовать памятник?” (Да)

(Воспитатели раздают листы-раскраски и карандаши каждому ребенку, дети приступают к

работе)

2.3.

Пальчиковая гимнастика “Дом”

“Ребята, вы уже закончили, молодцы, у каждого получился настоящий “Медный

всадник”. Устали?” (Да)

“Давайте отдохнем, положите карандаши и повторяйте за мной.

Я хочу построить дом, (ладошку на ладошку, сложить домиком)

Чтоб окошко было в нем, (два кружочка пальчиками приложить к глазам)

Чтобы там забор стоял, (ладоши раздвинуть)

Пес калитку охранял, (“погавкать” ладошками)

Солнце было, дождик шел, (показать солнце и дождик)

Чтоб в саду тюльпан расцвел. (показать бутон)

3.

Итог урока

“Молодцы, а теперь давайте посмотрим на картинки и вспомним о чем говорили

сегодня?” (Дети рассматривают иллюстрации города и отвечают на вопросы учителя)

“Мы говорили об истории города, кто построил город Санкт-Петербург. Мы говорили о

том, какие музеи, соборы, парки, улицы и даже реки есть в нашем городе.

(Учитель показывает иллюстрации музеев и парков города, дети отвечают на вопросы)

Кто построил город Санкт-Петербург? (Дети рассматривают портрет Петра I и отвечают

на вопрос)

“Петр I, правильно. А как называется самая главная площадь в нашем городе?”

(Дворцовая площадь)

“Как называется река, на которой построен город?” (Нева)

“Правильно, ребята, а как же называется самый знаменитый памятник Петру Великому?”

(Медный всадник)

“Правильно, ребята, вы все молодцы, спасибо за ваши рисунки!”

Список литературы:

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во

образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2017.

Выготский Л. С. Основы дефектологии. СПб., 2003.

Жигорева М. В. Система коррекционной помощи детям с комплексными

нарушениями развития // Коррекционная педагогика. 2004. №3.

Забрамная С. Д., Исаев Т. Н. Изучаем обучая. Методические рекомендации по

изучению детей с тяжелой умственной отсталостью. — М., 2007.

Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой

интеллектуальной недостаточностью. М., 2003.

Шипицына Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой

умственной отсталостью. СПб, 2004.

Эльконин,

м

н

е

н

и

ю

Д.Б. Детская

н

а

и

б

о

л

е

е

психология. – М.:

с

ы

н

а

Академия, 2011.



В раздел образования