Автор: Алексеева Елена Анатольевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Республика Саха(Якутия) Оймяконский улус п.Усть-Нера
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативной
Развитие коммуникативной
компетенции детей
компетенции детей
дошкольного возраста
дошкольного возраста
воспитатель Алексеева Е.А
воспитатель Алексеева Е.А
Речевая функция играет важную роль в
Речевая функция играет важную роль в
психическом развитии ребенка, в процессе
психическом развитии ребенка, в процессе
которого происходит становление
которого происходит становление
познавательной деятельности, способности к
познавательной деятельности, способности к
понятийному мышлению. Полноценное
понятийному мышлению. Полноценное
речевое общение является необходимым
речевое общение является необходимым
условием осуществления нормальных
условием осуществления нормальных
социальных человеческих контактов, а это, в
социальных человеческих контактов, а это, в
свою очередь, расширяет представления
свою очередь, расширяет представления
ребенка об окружающей жизни. Овладение
ребенка об окружающей жизни. Овладение
ребенком речью в определенной степени
ребенком речью в определенной степени
регулирует его поведение, помогает
регулирует его поведение, помогает
спланировать адекватное участие в разных
спланировать адекватное участие в разных
формах коллективной деятельности.
формах коллективной деятельности.
Поэтому выраженные отклонения в речевом
Поэтому выраженные отклонения в речевом
развитии ребенка имеют самые негативные
развитии ребенка имеют самые негативные
последствия:
последствия:
а) отстает психическое развитие ребенка;
а) отстает психическое развитие ребенка;
б) замедляется формирование высших уровней
б) замедляется формирование высших уровней
познавательной деятельности;
познавательной деятельности;
в) появляются нарушения эмоционально-волевой
в) появляются нарушения эмоционально-волевой
сферы, что приводит к формированию особых
сферы, что приводит к формированию особых
личностных качеств (замкнутости, эмоциональной
личностных качеств (замкнутости, эмоциональной
неустойчивости, чувства ущербности,
неустойчивости, чувства ущербности,
нерешительности и т.д.);
нерешительности и т.д.);
г) возникают трудности в усвоении письма и чтения,
г) возникают трудности в усвоении письма и чтения,
что снижает успеваемость ребенка и нередко
что снижает успеваемость ребенка и нередко
приводит к второгодничеству.
приводит к второгодничеству.
В литературе вопросам поэтапности
В литературе вопросам поэтапности
становления речи при ее нормальном
становления речи при ее нормальном
развитии уделяется достаточно много
развитии уделяется достаточно много
внимания. В монографии А.Н.Гвоздева,
внимания. В монографии А.Н.Гвоздева,
в работах Г.Л. Розенгард-Пупко,
в работах Г.Л. Розенгард-Пупко,
Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева,
Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева,
Н.Х.Швачкина, В.И.Бельтюкова и др.
Н.Х.Швачкина, В.И.Бельтюкова и др.
подробно описано становление речи у
подробно описано становление речи у
детей начиная с самого раннего
детей начиная с самого раннего
детства.
детства.
Эти авторы с разных позиций
Эти авторы с разных позиций
рассматривают и определяют
рассматривают и определяют
этапы речевого развития.
этапы речевого развития.
Например, А.Н. Гвоздев подробно
Например, А.Н. Гвоздев подробно
изучает последовательность
изучает последовательность
усвоения ребенком частей речи,
усвоения ребенком частей речи,
структур предложений, характер
структур предложений, характер
их грамматического оформления. В
их грамматического оформления. В
зависимости от этого он
зависимости от этого он
предлагает свою периодизацию.
предлагает свою периодизацию.
Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает 2
Г.Л. Розенгард-Пупко рассматривает 2
этапа формирования речи: до 2-х лет
этапа формирования речи: до 2-х лет
— подготовительный; от 2-х лет и
— подготовительный; от 2-х лет и
далее — этап самостоятельного
далее — этап самостоятельного
становления речи.
становления речи.
Опираясь на исследования А.А.
Опираясь на исследования А.А.
Леонтьева, можно условно выделить
Леонтьева, можно условно выделить
ведущие периоды речевого развития и
ведущие периоды речевого развития и
в каждом из них определить ту
в каждом из них определить ту
симптоматику, которая должна
симптоматику, которая должна
настораживать педагога в процессе
настораживать педагога в процессе
общения с ребенком
общения с ребенком
.
.
Мы остановимся более
Мы остановимся более
подробно на трех этапах:
подробно на трех этапах:
1-й —
1-й —
подготовительный
подготовительный
(с
(с
момента рождения — до года);
момента рождения — до года);
2-й —
2-й —
преддошколъный
преддошколъный
(от
(от
года до 3 лет);
года до 3 лет);
3-й —
3-й —
дошкольный
дошкольный
(от 3 до 7
(от 3 до 7
лет);
лет);
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Ребенок появляется на свет, и свое
Ребенок появляется на свет, и свое
появление он знаменует криком. Крик —
появление он знаменует криком. Крик —
первая голосовая реакция ребенка. И крик, и
первая голосовая реакция ребенка. И крик, и
плач ребенка активизируют деятельность
плач ребенка активизируют деятельность
артикуляционного, голосового, дыхательного
артикуляционного, голосового, дыхательного
отделов речевого аппарата.
отделов речевого аппарата.
Поэтому, если в разделе «анамнестические
Поэтому, если в разделе «анамнестические
данные» указывается, что ребенок родился в
данные» указывается, что ребенок родился в
асфиксии и сразу не закричал, то эта
асфиксии и сразу не закричал, то эта
информация уже может быть важным
информация уже может быть важным
диагностическим симптомом для логопеда.
диагностическим симптомом для логопеда.
Причины речевых
Причины речевых
нарушений и
нарушений и
речевое развитие
речевое развитие
детей различного
детей различного
возраста.
возраста.
Глубоко ошибочно мнение
Глубоко ошибочно мнение
родителей, которые считают, что
родителей, которые считают, что
личностные особенности и
личностные особенности и
отклонения в развитии детей
отклонения в развитии детей
возникают и формируются после
возникают и формируются после
рождения. На самом деле всё
рождения. На самом деле всё
происходит намного раньше, в
происходит намного раньше, в
период внутриутробного развития
период внутриутробного развития
плода.
плода.
Нередко случается, что беременность
Нередко случается, что беременность
не была запланирована и в первые
не была запланирована и в первые
месяцы будущая мама даже не
месяцы будущая мама даже не
догадывается о случившемся и порой
догадывается о случившемся и порой
допускает употребление алкоголя,
допускает употребление алкоголя,
никотина; применяет в быту или на
никотина; применяет в быту или на
работе различные химические
работе различные химические
вещества, неблагоприятно влияющие
вещества, неблагоприятно влияющие
на организм будущего ребёнка;
на организм будущего ребёнка;
переживает психические потрясения и
переживает психические потрясения и
переносит различные заболевания.
переносит различные заболевания.
Эти факторы, воздействуя на плод уже
Эти факторы, воздействуя на плод уже
впервые 12 недель, могут привести к
впервые 12 недель, могут привести к
тяжелейшему речевому нарушению –
тяжелейшему речевому нарушению –
ринолалии, характеризующейся
ринолалии, характеризующейся
расщелинами губ, твёрдого и мягкого
расщелинами губ, твёрдого и мягкого
нёба, так как именно в первом
нёба, так как именно в первом
триместре беременности у эмбриона
триместре беременности у эмбриона
закладывается лицевая область
закладывается лицевая область
головы, органы слуха и зрения,
головы, органы слуха и зрения,
полости носа и рта.
полости носа и рта.
Беременной женщине
Беременной женщине
необходимо контролировать
необходимо контролировать
работу сердечно-сосудистой и
работу сердечно-сосудистой и
эндокринной систем, а также
эндокринной систем, а также
предохраняться от вирусных и
предохраняться от вирусных и
инфекционных болезней, так
инфекционных болезней, так
как вирусы и бактерии
как вирусы и бактерии
мгновенно размножаются в
мгновенно размножаются в
организме матери и вызывают
организме матери и вызывают
сильнейшие нарушения в
сильнейшие нарушения в
развитии мозга плода.
развитии мозга плода.
Следствием этого являются такие речевые
Следствием этого являются такие речевые
нарушения, как дизартрия (расстройство
нарушения, как дизартрия (расстройство
речи (артикуляции), выражающееся в
речи (артикуляции), выражающееся в
затруднённом произношении отдельных
затруднённом произношении отдельных
звуков, слогов и слов), нередко на фоне ДЦП
звуков, слогов и слов), нередко на фоне ДЦП
(детский церебральный паралич – это группа
(детский церебральный паралич – это группа
двигательных, речевых и психических
двигательных, речевых и психических
нарушений вследствие поражения головного
нарушений вследствие поражения головного
мозга во внутриутробный, родовой или
мозга во внутриутробный, родовой или
послеродовой период), алалия (отсутствие
послеродовой период), алалия (отсутствие
или ограничение речи из-за недоразвития
или ограничение речи из-за недоразвития
или поражения речевых зон больших
или поражения речевых зон больших
полушарий головного мозга),
полушарий головного мозга),
неврозоподобная форма заикания
неврозоподобная форма заикания
(вследствие недоразвития клеток мозга).
(вследствие недоразвития клеток мозга).
Женщина во время беременности должна
Женщина во время беременности должна
правильно питаться, так как недостаток или,
правильно питаться, так как недостаток или,
наоборот, избыток тех или иных питательных
наоборот, избыток тех или иных питательных
веществ и микроэлементов может оказать
веществ и микроэлементов может оказать
неблагоприятное воздействие на плод.
неблагоприятное воздействие на плод.
Таким образом, будущая мать должна очень
Таким образом, будущая мать должна очень
бережно относиться к своему организму на
бережно относиться к своему организму на
протяжении всего срока вынашивания
протяжении всего срока вынашивания
ребёнка, вести здоровый образ жизни,
ребёнка, вести здоровый образ жизни,
соблюдать правила питания и общей
соблюдать правила питания и общей
гигиены, выполнение которых способствует
гигиены, выполнение которых способствует
нормальному развитию плода и подготовке
нормальному развитию плода и подготовке
женщины к родам.
женщины к родам.
Внутриутробный период.
Внутриутробный период.
Удивительно, но речевое развитие начинается до
Удивительно, но речевое развитие начинается до
рождения. Примерно с 6го месяца беременности
рождения. Примерно с 6го месяца беременности
ребёнок способен слышать. Он слышит внутренние
ребёнок способен слышать. Он слышит внутренние
звуки материнского организма, а по мере
звуки материнского организма, а по мере
истончения стенок матки всё громче и отчётливее –
истончения стенок матки всё громче и отчётливее –
звуки извне. Кроме того, мамин голос он слышит как
звуки извне. Кроме того, мамин голос он слышит как
снаружи, так и изнутри. Важно, чтоб его первый
снаружи, так и изнутри. Важно, чтоб его первый
слуховой опыт был положительным – спокойные и
слуховой опыт был положительным – спокойные и
радостные разговоры, пение. Постоянный, сильный
радостные разговоры, пение. Постоянный, сильный
и резкий шумовой фон (например, проживание
и резкий шумовой фон (например, проживание
вблизи аэродрома или регулярное громкое
вблизи аэродрома или регулярное громкое
прослушивание тяжёлой музыки) может привести к
прослушивание тяжёлой музыки) может привести к
негативным последствиям, вплоть до врождённой
негативным последствиям, вплоть до врождённой
глухоты.
глухоты.
С рождением ребёнка
С рождением ребёнка
ответственность за его нервно-
ответственность за его нервно-
психическое, физическое и
психическое, физическое и
речевое развитие ложится на
речевое развитие ложится на
обоих родителей. Возникновение
обоих родителей. Возникновение
отклонений в развитии находится в
отклонений в развитии находится в
прямой зависимости от того, как
прямой зависимости от того, как
ребёнок развивался в наиболее
ребёнок развивался в наиболее
важный для него период – от
важный для него период – от
одного года до трёх лет.
одного года до трёх лет.
Первые недельки.
Первые недельки.
Первые 2-3 недели после рождения ребёнок сам не издаёт
Первые 2-3 недели после рождения ребёнок сам не издаёт
речевых звуков. Крик, которым выражаются отрицательные
речевых звуков. Крик, которым выражаются отрицательные
эмоции – явление другого порядка. Но в то же время в этот
эмоции – явление другого порядка. Но в то же время в этот
период с огромной скоростью идёт образование синапсов
период с огромной скоростью идёт образование синапсов
(узлов связи) мозга. Этот процесс происходит под влиянием
(узлов связи) мозга. Этот процесс происходит под влиянием
впечатлений, получаемых ребёнком из внешнего мира.
впечатлений, получаемых ребёнком из внешнего мира.
Решающее воздействие на мозг оказывают самые ранние
Решающее воздействие на мозг оказывают самые ранние
впечатления. Поэтому нам важно насытить нервную систему
впечатления. Поэтому нам важно насытить нервную систему
малыша нежными и ласковыми прикосновениями, теплом и
малыша нежными и ласковыми прикосновениями, теплом и
запахами нашего тела, и, конечно же, звуками нашего голоса.
запахами нашего тела, и, конечно же, звуками нашего голоса.
Воркуя над своим новорожденным малышом, мама оказывает
Воркуя над своим новорожденным малышом, мама оказывает
ему неоценимую услугу. Пускай он ещё никак не отвечает, но
ему неоценимую услугу. Пускай он ещё никак не отвечает, но
нетрудно заметить, что внимательно прислушивается. Поём ли
нетрудно заметить, что внимательно прислушивается. Поём ли
мы, рассказываем ли о том, что происходит, и обо всём на
мы, рассказываем ли о том, что происходит, и обо всём на
свете, или просто придумываем ласковые прозвища, ребёнок
свете, или просто придумываем ласковые прозвища, ребёнок
всасывает, впитывает всё, как губка.
всасывает, впитывает всё, как губка.
Предречевые вокализации.
Предречевые вокализации.
Примерно с третьей недели малыш начинает гукать
Примерно с третьей недели малыш начинает гукать
и гулить. Гукающий малыш обращён в мир, короткие
и гулить. Гукающий малыш обращён в мир, короткие
звуки сопровождают его взаимодействие с
звуки сопровождают его взаимодействие с
предметами и общение с взрослыми. Гуление же
предметами и общение с взрослыми. Гуление же
требует от крохи полной сосредоточенности –
требует от крохи полной сосредоточенности –
подолгу распевающий протяжные вокализации
подолгу распевающий протяжные вокализации
малыш кажется отстранённым; игрушка или
малыш кажется отстранённым; игрушка или
событие, вызвавшие гуление, растворяются,
событие, вызвавшие гуление, растворяются,
исчезают для него, остаётся лишь концентрация на
исчезают для него, остаётся лишь концентрация на
издаваемых звуках. Вокализации малыша
издаваемых звуках. Вокализации малыша
разнообразны и сложны, он с упоением пользуется
разнообразны и сложны, он с упоением пользуется
своим голосом и очень радуется, если родителям
своим голосом и очень радуется, если родителям
удаётся повторить за ним его звуки.
удаётся повторить за ним его звуки.
Около 5-6 месяцев возникает лепет. Это ритмичное
Около 5-6 месяцев возникает лепет. Это ритмичное
многократное повторение слогов, удивительно
многократное повторение слогов, удивительно
напоминающее речь: «да-да-да-да», «ма-ма-ма-ма»,
напоминающее речь: «да-да-да-да», «ма-ма-ма-ма»,
«тя-тя-тя-тя». Интересно, что в предречевых
«тя-тя-тя-тя». Интересно, что в предречевых
детских вокализациях присутствуют фонемы, чуть
детских вокализациях присутствуют фонемы, чуть
ли не всех существующих в мире языков (Фонемы –
ли не всех существующих в мире языков (Фонемы –
это звуки, которые используются в речи и
это звуки, которые используются в речи и
существенно отличают один язык от другого). Лепет
существенно отличают один язык от другого). Лепет
появляется абсолютно у всех детей, но у детей,
появляется абсолютно у всех детей, но у детей,
глухих от рождения, лепет очень быстро угасает.
глухих от рождения, лепет очень быстро угасает.
Если лепет прекратился, то очень важно сразу же
Если лепет прекратился, то очень важно сразу же
обратиться к врачу для исследования слуха. Также в
обратиться к врачу для исследования слуха. Также в
арсенале ребёнка появляются вскрики – короткие,
арсенале ребёнка появляются вскрики – короткие,
но исключительно насыщенные эмоционально,
но исключительно насыщенные эмоционально,
звуки: «эа, а, уу, о». Эти возгласы ребёнок
звуки: «эа, а, уу, о». Эти возгласы ребёнок
использует для выражения радости, удивления,
использует для выражения радости, удивления,
недовольства и других переживаний, они без труда
недовольства и других переживаний, они без труда
понимаются взрослыми.
понимаются взрослыми.
Известно, что есть детки очень «разговорчивые», а есть
Известно, что есть детки очень «разговорчивые», а есть
скупые на голосовые проявления. Исследованиями
скупые на голосовые проявления. Исследованиями
подтверждено, что количество предречевых вокализаций не
подтверждено, что количество предречевых вокализаций не
связано напрямую с речью. Гораздо более важными являются
связано напрямую с речью. Гораздо более важными являются
обстоятельства вокализирования. Обычно ребёнок
обстоятельства вокализирования. Обычно ребёнок
вокализирует в трёх типичных ситуациях: 1) как бы без
вокализирует в трёх типичных ситуациях: 1) как бы без
видимой причины – в момент голосовой активности ребёнка не
видимой причины – в момент голосовой активности ребёнка не
занимает ни предмет, ни человек; 2) во время действий с
занимает ни предмет, ни человек; 2) во время действий с
предметами – исследовательская и познавательная активность
предметами – исследовательская и познавательная активность
сопровождается звуками; 3) взаимодействие с взрослыми –
сопровождается звуками; 3) взаимодействие с взрослыми –
вызывание голосом на контакт, стремление ответить на
вызывание голосом на контакт, стремление ответить на
обращение взрослого – поддержать «беседу». В каждой из
обращение взрослого – поддержать «беседу». В каждой из
таких ситуаций ребёнком используются свои наиболее
таких ситуаций ребёнком используются свои наиболее
привычные виды вокализаций: без видимой причины малыш
привычные виды вокализаций: без видимой причины малыш
чаще всего гулит, изучая предметы – гукает, а для общения
чаще всего гулит, изучая предметы – гукает, а для общения
использует весь доступный ему голосовой арсенал.
использует весь доступный ему голосовой арсенал.
Спонтанные вокализации обычно
Спонтанные вокализации обычно
примитивны, они служат для ребёнка
примитивны, они служат для ребёнка
упражнениями в речевом дыхании, с
упражнениями в речевом дыхании, с
возрастом их количество сокращается.
возрастом их количество сокращается.
Предметные действия – замечательное
Предметные действия – замечательное
условие для вокализаций, но, несмотря на их
условие для вокализаций, но, несмотря на их
многочисленность в этой ситуации, они, как
многочисленность в этой ситуации, они, как
правило, однообразны. А вот голосовая
правило, однообразны. А вот голосовая
активность в общении с взрослым – прямая
активность в общении с взрослым – прямая
дорога к членораздельной речи. Она делает
дорога к членораздельной речи. Она делает
ребёнка активной и заинтересованной
ребёнка активной и заинтересованной
стороной процесса общения с людьми. Ведь
стороной процесса общения с людьми. Ведь
правильное и своевременное развитие речи
правильное и своевременное развитие речи
невозможно без собственного говорения.
невозможно без собственного говорения.
К концу первого года появляется т.н. лепетное
К концу первого года появляется т.н. лепетное
говорение. Оно всегда обращено к взрослому,
говорение. Оно всегда обращено к взрослому,
ребёнок активно использует мимику и жесты и
ребёнок активно использует мимику и жесты и
произносит целые лепетные «фразы», воспроизводя
произносит целые лепетные «фразы», воспроизводя
ситуацию речевого общения. «Мака-путя лапапо
ситуацию речевого общения. «Мака-путя лапапо
кася-на бу!», - что он хочет этим сказать? Упала
кася-на бу!», - что он хочет этим сказать? Упала
игрушка или собака на улице вызвала море восторга
игрушка или собака на улице вызвала море восторга
– малыш всем хочет поделиться с нами. Он ещё не
– малыш всем хочет поделиться с нами. Он ещё не
вкладывает смысла в конкретные звукосочетания,
вкладывает смысла в конкретные звукосочетания,
но уже стремится донести с помощью голоса
но уже стремится донести с помощью голоса
определённую информацию. Таким образом, итогом
определённую информацию. Таким образом, итогом
предречевых вокализаций является овладение
предречевых вокализаций является овладение
наиболее перспективными и совершенными
наиболее перспективными и совершенными
способами общения с взрослыми людьми.
способами общения с взрослыми людьми.
Нормы и задержка реч
евого развития
Многие родители беспокоятся:
Многие родители беспокоятся:
«Нет ли у моего ребенка
«Нет ли у моего ребенка
задержки речевого развития,
задержки речевого развития,
ведь он говорит меньше, чем
ведь он говорит меньше, чем
товарищ по площадке?»
товарищ по площадке?»
Развитие ребенка очень
Развитие ребенка очень
индивидуально, нет смысла
индивидуально, нет смысла
сравнивать между собой
сравнивать между собой
сверстников. Это относится и к
сверстников. Это относится и к
развитию речи.
развитию речи.
Уже с рождения ребенок накапливает
Уже с рождения ребенок накапливает
пассивный словарь, он запоминает слова, их
пассивный словарь, он запоминает слова, их
значение, различает интонацию. Позже
значение, различает интонацию. Позже
развивается активный словарь – малыш
развивается активный словарь – малыш
учится воспроизводить услышанные звуки,
учится воспроизводить услышанные звуки,
слова, предложения. Сначала ребенок
слова, предложения. Сначала ребенок
просто повторяет за взрослым, потом
просто повторяет за взрослым, потом
начинает общаться, т.е его слова, звуки
начинает общаться, т.е его слова, звуки
носят смысловую нагрузку. Например, малыш
носят смысловую нагрузку. Например, малыш
1-1,6 лет с помощью одного звука «а»,
1-1,6 лет с помощью одного звука «а»,
произносимого с различной интонацией,
произносимого с различной интонацией,
может задать вопрос типа «Что это?
может задать вопрос типа «Что это?
Расскажи!» ; высказать недовольство («Не
Расскажи!» ; высказать недовольство («Не
хочу!»); удивление («Вот это да!»).
хочу!»); удивление («Вот это да!»).
В возрасте от 1 до 1,5 лет
В возрасте от 1 до 1,5 лет
активный словарь детей, как
активный словарь детей, как
правило, не расширяется, число
правило, не расширяется, число
произносимых слов почти не
произносимых слов почти не
увеличивается, однако активно
увеличивается, однако активно
расширяется пассивный словарь
расширяется пассивный словарь
(слова, словосочетания
(слова, словосочетания
запоминаются надолго). В это
запоминаются надолго). В это
время не стоит побуждать ребенка
время не стоит побуждать ребенка
к произнесению новых слов.
к произнесению новых слов.
Ученые обобщили имеющийся опыт по
Ученые обобщили имеющийся опыт по
работе с детьми и выделили особенности
работе с детьми и выделили особенности
развития речи в каждом возрасте.
развития речи в каждом возрасте.
Рассмотрим короткий, но очень важный для
Рассмотрим короткий, но очень важный для
становления речи период до 3-х лет.
становления речи период до 3-х лет.
Имейте в виду, что «отклонение» от
Имейте в виду, что «отклонение» от
предложенных норм на 1-2 месяца
предложенных норм на 1-2 месяца
(опережение или отставание) тоже будет
(опережение или отставание) тоже будет
являться нормой. Если же ребенок отстает
являться нормой. Если же ребенок отстает
сразу по нескольким показателям, у него
сразу по нескольким показателям, у него
вообще отсутствуют какие-то навыки, то
вообще отсутствуют какие-то навыки, то
стоит обратиться к специалисту либо
стоит обратиться к специалисту либо
подобрать развивающие игры и упражнения
подобрать развивающие игры и упражнения
и заниматься с малышом регулярно.
и заниматься с малышом регулярно.
Первый год жизни.
Первый год жизни.
2 месяца.
2 месяца.
Произносит отдельные звуки, первые
Произносит отдельные звуки, первые
спонтанные вокализации, направленные ко
спонтанные вокализации, направленные ко
взрослому (чаще маме).
взрослому (чаще маме).
3 месяца.
3 месяца.
Появляются эксперименты с гласными
Появляются эксперименты с гласными
звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о».
звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о».
Гулит, «воркует».
Гулит, «воркует».
4 месяца.
4 месяца.
Гуление превращается в рулады звуков,
Гуление превращается в рулады звуков,
т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-
т.е. один звук как бы перетекает в другой: « у-у-а-а-
о».
о».
5 месяцев.
5 месяцев.
Мелодичное гуление, случайные лепет,
Мелодичное гуление, случайные лепет,
добавление к произносимым гласным некоторых
добавление к произносимым гласным некоторых
согласных звуков, появляются сочетания слогов.
согласных звуков, появляются сочетания слогов.
6 месяцев.
6 месяцев.
Совершенствуется случайный лепет («да-
Совершенствуется случайный лепет («да-
да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с
да-да», «ма-ма-ма»). Согласные сливаются с
гласными, ребенок пытается имитировать слышимые
гласными, ребенок пытается имитировать слышимые
звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог,
звуки, ведет со взрослым своеобразный диалог,
одновременно прислушиваясь к его речи.
одновременно прислушиваясь к его речи.
7 месяцев.
7 месяцев.
Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на
Лепет. Ребенок понимает смысл слов. Может на
время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.
8 месяцев.
8 месяцев.
Лепет как речь, как общение. Ребенок учится
Лепет как речь, как общение. Ребенок учится
произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая
произносить звуки, имитируя взрослых, не всегда понимая
значение, как эхо (эхолалия).
значение, как эхо (эхолалия).
9 месяцев.
9 месяцев.
Звуковые серенады, первые облегченные слова
Звуковые серенады, первые облегченные слова
(«ма- ма»). Лепет более сложный.
(«ма- ма»). Лепет более сложный.
10 месяцев.
10 месяцев.
Вслушивается в речь взрослых, понимает все
Вслушивается в речь взрослых, понимает все
больше слов, подражает речи, в произнесении появляются
больше слов, подражает речи, в произнесении появляются
новые слоги, простые слова («на», «ав»).
новые слоги, простые слова («на», «ав»).
11 месяцев.
11 месяцев.
Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка.
Воспроизведение звуков по усмотрению ребенка.
Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни
Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни
и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл,
и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл,
заменяя ими целые предложения (см. выше).
заменяя ими целые предложения (см. выше).
12 месяцев.
12 месяцев.
Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и
Ребенок уже знает около 10 облегченных слов и
легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20
легко подражает, услышав новое слово. Понимает более 20
слов.
слов.
Второй год жизни.
Второй год жизни.
Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок
Стадия активной речи – автономная речь. Ребенок
использует аморфные слова-корни, выделяя их из
использует аморфные слова-корни, выделяя их из
слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем
слов, слышимых у взрослых. С 1,5 лет одним и тем
же словом ребенок обозначает целый ряд предметов
же словом ребенок обозначает целый ряд предметов
(«де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать,
(«де»- дерево, девочка, делать; «ку» - кушать,
курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не
курица; «па»- упал, палка, лопатка.) Ребенок еще не
умеет обобщать. Например, он понимает значение
умеет обобщать. Например, он понимает значение
слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не
слов «стул», «стол», «кровать», но при этом не
знает значение слова «мебель».
знает значение слова «мебель».
Начало и окончание периода автономной речи
Начало и окончание периода автономной речи
связано с началом и окончанием кризиса 1-го года
связано с началом и окончанием кризиса 1-го года
жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии
жизни. Если ребенок задерживается на этой стадии
до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке
до 3-5 лет, это свидетельствует о задержке
психического развития.
психического развития.
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с
К двум годам ребенок соотносит знакомые слова с
изображенными на картинках предметами
изображенными на картинках предметами
(показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
(показывает мишку, мяч, солнце и т.д.).
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала
Автономную речь сменяет «телеграфная». Сначала
это односложные сочетания, выражающие смысл
это односложные сочетания, выражающие смысл
целого предложения. Ребенок использует слова,
целого предложения. Ребенок использует слова,
обозначающие предметы, связанные с его желанием
обозначающие предметы, связанные с его желанием
и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой
и интересами. Поскольку в окружении ребенка свой
индивидуальный набор таких предметов, с которыми
индивидуальный набор таких предметов, с которыми
он часто встречается, играет, видит, то и набор слов
он часто встречается, играет, видит, то и набор слов
у разных детей различен. Научившись употреблять
у разных детей различен. Научившись употреблять
слова в определенной ситуации, ребенок использует
слова в определенной ситуации, ребенок использует
их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены
их и в других ситуациях, иногда не замечая подмены
истинного значения слова. Это, как правило,
истинного значения слова. Это, как правило,
существительные, сначала женского, позже
существительные, сначала женского, позже
мужского рода, глаголы, даже прилагательные в
мужского рода, глаголы, даже прилагательные в
единственном числе. Ребенок уже может изменять
единственном числе. Ребенок уже может изменять
слова, употребляя не только настоящее, но и
слова, употребляя не только настоящее, но и
прошедшее время глагола, множественное число
прошедшее время глагола, множественное число
существительных.
существительных.
Третий год жизни.
Третий год жизни.
Речь приобретает связный характер.
Речь приобретает связный характер.
Появляются предложения, они
Появляются предложения, они
становятся все более сложными.
становятся все более сложными.
Ребенок задает вопросы, меняет
Ребенок задает вопросы, меняет
интонацию. В речи еще много
интонацию. В речи еще много
грамматических ошибок, она может
грамматических ошибок, она может
быть прерывиста. Много повторений
быть прерывиста. Много повторений
слов, запинки в произношении, но к 4-
слов, запинки в произношении, но к 4-
м годам это проходит. Словарный запас
м годам это проходит. Словарный запас
быстро увеличивается, к 3-м годам он
быстро увеличивается, к 3-м годам он
может составлять 1000–1500 слов!
может составлять 1000–1500 слов!
Часто дети создают свои собственные
Часто дети создают свои собственные
правила речи, слова («мухолет»).
правила речи, слова («мухолет»).
Задержка речи после 3-х лет может
Задержка речи после 3-х лет может
пагубно воздействовать не только на
пагубно воздействовать не только на
речевые способности, но и на
речевые способности, но и на
способность читать, писать, даже
способность читать, писать, даже
думать. Т.е. идет задержка развития
думать. Т.е. идет задержка развития
всей психики ребенка. Поэтому стоит
всей психики ребенка. Поэтому стоит
обратить внимание, если развитие
обратить внимание, если развитие
ребенка сильно отличается от
ребенка сильно отличается от
возрастных норм и обратиться к
возрастных норм и обратиться к
специалисту (логопед, психолог) за
специалисту (логопед, психолог) за
помощью. Чем раньше выявлена
помощью. Чем раньше выявлена
проблема, тем легче с ней справиться и
проблема, тем легче с ней справиться и
избежать дальнейших осложнений.
избежать дальнейших осложнений.
Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:
Сигналы тревоги, которые должны Вас насторожить:
– в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы
– в 3 месяца ребенок не поворачивается, когда Вы
обращаетесь к нему;
обращаетесь к нему;
– в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не
– в 4-6 месяцев не реагирует на перемену интонации, не
оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в
оборачивается в поисках источника звука, не употребляет в
своем лепете звуков «п, б, м»;
своем лепете звуков «п, б, м»;
– в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым
– в 10-12 месяцев не понимает часто употребляемых взрослым
слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует
слов, не оборачивается, когда его окликают; не имитирует
звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания
звуки взрослой речи, для привлечения Вашего внимания
использует только плач;
использует только плач;
– в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где
– в 1-2 года не может показать изображение на картинке («Где
мишка?»), не понимает простейших вопросов;
мишка?»), не понимает простейших вопросов;
– в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может
– в 2-3 года путает понятия «верх» -«низ», не может
выполнить последовательно две команды («Подними
выполнить последовательно две команды («Подними
бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов,
бутылочку и дай ее мне!»), составить фразу из 2-3 слов,
назвать известные ему предметы;
назвать известные ему предметы;
– в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?»,
– в 3-4 года не отвечает на простейшие вопросы: «кто?»,
«что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет
«что?», «где?». Его не понимают посторонние, употребляет
фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно
фразы, состоящие не более чем из 4 слов, неправильно
произносит большую часть звуков.
произносит большую часть звуков.
Нарушения развития речи могут
Нарушения развития речи могут
происходить по разным причинам.
происходить по разным причинам.
Лечить нарушения речи будет
Лечить нарушения речи будет
поздно, если ждать, что ребенок
поздно, если ждать, что ребенок
начнет говорить в 3 года и позже.
начнет говорить в 3 года и позже.
Развитие речи происходит по
Развитие речи происходит по
стадиям, которые наслаиваются
стадиям, которые наслаиваются
друг на друга, поэтому выявить
друг на друга, поэтому выявить
нарушения речи можно еще до
нарушения речи можно еще до
того, как ребенок произнесет
того, как ребенок произнесет
первые слова.
первые слова.
Обратиться к врачу необходимо, если:
Обратиться к врачу необходимо, если:
К концу 1 месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 1 месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним заговаривают.
К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним заговаривают.
К концу 5 месяца не произносит отдельные звуки и слоги, например,
К концу 5 месяца не произносит отдельные звуки и слоги, например,
га-га-га, ма-ма-ма, ба-ба-ба и пр.
га-га-га, ма-ма-ма, ба-ба-ба и пр.
К концу 7 месяца не пытается привлечь к себе внимание каким-либо
К концу 7 месяца не пытается привлечь к себе внимание каким-либо
определенным звуком.
определенным звуком.
К концу 9 месяца не может повторить за взрослым восемь различных
К концу 9 месяца не может повторить за взрослым восемь различных
звукосочетаний или слогов.
звукосочетаний или слогов.
К концу 10 месяца не может махать головой в знак отрицания или
К концу 10 месяца не может махать головой в знак отрицания или
несогласия, или помахать ручкой в знак прощания.
несогласия, или помахать ручкой в знак прощания.
К концу 12 месяца не может произнести ни слова, не прислушивается
К концу 12 месяца не может произнести ни слова, не прислушивается
к музыке, не может выполнить различные просьбы.
к музыке, не может выполнить различные просьбы.
К концу 15 месяца не может адекватно употреблять слова "мама",
К концу 15 месяца не может адекватно употреблять слова "мама",
"папа".
"папа".
К концу 20 месяца не может произносить 6 осмысленных слов.
К концу 20 месяца не может произносить 6 осмысленных слов.
К концу 20 месяца не может показать части тела, которые ему
К концу 20 месяца не может показать части тела, которые ему
называют.
называют.
К концу 29 месяца не понимает разницу между словами "большой" и
К концу 29 месяца не понимает разницу между словами "большой" и
"маленький".
"маленький".
К концу 36 месяца не может показать, какая из линий самая длинная
К концу 36 месяца не может показать, какая из линий самая длинная
К концу 37 месяца не может ответить на вопрос, как его имя и
К концу 37 месяца не может ответить на вопрос, как его имя и
фамилия.
фамилия.