Автор: Пикова Валерия Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ДТДиМ "Преображенский"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: дополнительная общеразвивающая программа "Фольклор"
Тема: дополнительная общеразвивающая программа "Фольклор"
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования и науки города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования города Москвы
«Дворец творчества детей и молодежи
«Преображенский»
в
^^У^тверждаю»
ор ЩЖ^бминова
23» ^иреля 2020г.
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Фольклор»
Автор: Пикова Валерия Валерьевна -
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся: 8-15 лет
Срок реализации программы: 5 лет
Редакция № 2 утверждена
программно-методической комиссией
«21»
апреля 2020г. Протокол № 8
г. Москва
2020год
Пояснительная записка
Направленность
дополнительной
образовательной
программы
-
художественная.
Уровень программы - базовый
Предмет изучения - народно-певческие традиции.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы состоит в
том, что обучение детей русским традициям, изучение фольклорных праздников,
обрядов,
фольклорных произведений
является
одним
из
средств
сохранения
русской традиционной культуры.
В
условиях
модернизации
образовательных
учреждений
существенно
преобразуется сложившееся ранее и возникает принципиально новое отношение к
народной культуре. Существует опасность, что формируется общество, в котором
будут стерты координаты добра и зла, личные интересы будут господствовать над
общественными, потребительская и агрессивная жизненная позиция людей станет
преобладать над творческой, созидательной.
«Не будет корней в родной местности, в родной стране - будет много
людей,
похожих
на
степное
растение
перекати-поле»
-
очень
точно
сказал
известный академик Д.С.Лихачев. [20, с. 17]
Обновление педагогического процесса возможно только при условии: если
подрастающее поколение овладеет богатством народного творческого искусства.
Ведь именно в народном искусстве воплотился опыт тысячелетий.
Народное искусство в более широком смысле можно рассматривать как
способ социализации личности ребенка и его социальной адаптации в обществе.
Обучение
музыкальному
фольклору
-
важная
социально-культурная
проблема, имеющая
принципиальное значение
в
формировании человеческой
личности «способной ощущать свою историческую принадлежность к родному
народу,
аккумулировать в
себе
двуединство
производственной и
культурной
деятельности, жить в гармонии с окружающим миром» - (Л.В.Шамина, профессор
Российской академии музыки им. Гнесиных, доктор педагогических наук) [29, с.
24]
Занятия по программе способствуют развитию музыкальных способностей,
обучающихся
(слух,
голос,
память),
освоению
русских
народных
традиций
(праздники, обряды, народные игры), помогают выявить и развить их творческие
способности.
Данная программа способствует выполнению социального заказа общества
-
воспитанию
высоконравственной
личности,
знающей
свои
корни,
свою
культуру, обряды и обычаи.
Через изучение русской традиционной культуры в сознании обучающегося
воспроизводится
утраченное,
открывается
необъятное
поле
деятельности
по
«возделыванию» своего собственного «Я».
Особенностью
программы
является
то,
что
обучение
русской
традиционной
культуре
ведется
в
различных
направлениях:
обучающиеся
изучают народные праздники, игры, песенный репертуар различных регионов
2
России, осваивают игру на народных инструментах (ложки, трещотки, кугиклы,
свистульки), осваивают сценические движения.
Данная
программа
реализуется
совместно
с
родителями:
досугово
просветительские
мероприятия,
оформление
творческих
выставок,
экскурсии.
Такая
работа
способствует
формированию
общности
интересов
детей
и
родителей,
закладывает
фундамент для
эмоциональной
и
духовной
близости
между ними.
Программа
создана
на
основе
программы
фольклорного
коллектива
«Беседушки» Детского центра русской традиционной
культуры
села Власиха
Алтайского края и обновлена с учетом конкретного опыта работы, особенностей
коллектива.
Цель программы:
Формирование у обучающихся интереса к традиционной русской культуре и
стремления осваивать и передавать народные традиции
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
В обучении:
У дать представления о русских народных традициях;
У ознакомить с жанровыми и стилевыми особенностями русской народной
песни;
У обучить приемам народно-певческого исполнительства;
У обучить навыкам многоголосного пения.
У обучить элементам сценического движения
В _ развитии:
У развить музыкальный слух, память, ритм;
У развить творческие способности и способность к импровизации;
У развить художественное восприятие и эстетический вкус.
В воспитании:
У воспитать любовь к истории, культуре и традициям своей Родины
У воспитать потребность в творческом свободном общении со сверстниками и
взрослыми;
У воспитать чувство коллективизма, общности и единой деятельности;
Характеристика обучающихся, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на обучающихся от
8
до 15 лет.
При
поступлении
на
первый
год
обучения
детей
8-11
лет
проходит
собеседование, на котором выявляются интерес ребенка к народному творчеству и
его музыкальные способности (слух, чувство ритма, музыкальный диапазон).
При зачислении на первый
год обучения преимущество имеют
обучающиеся
прошедшие ознакомительную программу «Народные игры и песни»
Возможно, вхождение обучающегося в программу 2-го
и последующих
годов
обучения,
если
обучающийся
занимался
в
другом
образовательном
учреждении по данному предмету или обладает природными данными.
Организационно программа реализуется в ансамблевом режиме работы. В
ансамбле
формируется
2
состава
с
учетом
возраста
и
года
обучения
обучающегося.
3
Срок реализации программы
Программа
предполагает
наличие
1
этапа
изучения
фольклора
по
программам ознакомительного уровня «Народные песни и игры»
2 этап - «базовый» по данной программе рассчитан на 5 лет обучения.
Форма и режим занятий
Учебный
предмет
Г од обучения/режим в неделю
1
год
2
год
3 год
4 год
5 год
Групповые
занятия
Младший состав
Старший состав
Фольклор
2
по
2
часа
2
по
2
часа
2
по
2
часа
2 по 2.5 часа
2 по 2.5 часа
Общая
нагрузка
обучающегося
в
неделю
4
4
4
5
5
Данная программа предусматривает групповые формы учебной деятельности.
Групповая
форма
способствует
слиянию
голосов.
В
процессе
работы,
обучающиеся учатся петь,
слушая друг друга, вырабатывается единая манера
пения коллектива. На групповых занятиях обучающийся осваивает теоретический
материал по предметам: элементарная теория музыки, народное творчество
При подготовке к концертным и фестивальным программам группы
объединяются на ансамблевое пение по составам ансамбля (младший и старший)
Ожидаемые результаты и способы их выявления
По итогам 1-го года обучения обучающийся должен
Знать:
Уметь:
- правила пения
- правильно вести себя во время певческой работы
- тексты песен
- правильно пользоваться во время пения дыханием
- тексты потешек,
дразнилок, игры
- воспроизводить одноголосные произведения.
- календарные праздники
- играть на шумовых инструментах
- шумовые инструменты
- петь в унисон
-элементы сценического
движения
- слушать друг друга
-различать мажор и
минор
- петь одноголосные попевки, читая с листа
По итогам 2-го года обучения обучающийся должен
Знать:
Уметь:
- правила пения
- правильно вести себя во время певческой работы
- тексты песен
- правильно пользоваться дыханием во время пения
- жанры русской
народной песни
- воспроизводить одноголосные произведения с более
сложным ритмическим рисунком (восьмыми,
шестнадцатыми)
- календарные праздники
- сочетать пение с игрой на шумовых народных
4
и обряды
инструментах
- шумовые и духовые
народные инструменты
- петь в унисон, слушая друг друга
- ходы в русском танце
- сочетать пение с движением в танце или игре
-ритмические
длительности
- выступать на мероприятиях ДТДиМ
-трезвучия мажорные и
минорные
По итогам 3-го года обучения обучающийся должен
Знать:
Уметь:
- правила пения
- правильно вести себя во время певческой работы
- тексты песен
- правильно пользоваться во время пения дыханием
-историю семейно
бытовых праздников
- различать песни по жанрам
- сочетать пение с движением
-три вида минорного
трезвучия
-сочетать пение с игрой на народных инструментах
- петь двухголосные произведения в интервалах терция и
кварта
-пунктирный ритм
- выступать на различных мероприятиях
По итогам 4-го года обучения обучающийся должен
Знать:
Уметь:
- правила пения
- правильно вести себя во время певческой работы
- тексты песен
- правильно пользоваться во время пения дыханием
-лады народной музыки
(мажор)
- различать песни по жанрам
- сочетать пение с движением
- D7 и его обращения
-сочетать пение с игрой на народных инструментах
- участвовать в различном уровне конкурсах и фестивалях
По итогам 5-го года обучения обучающийся должен
Знать:
Уметь:
- правила пения
- правильно вести себя во время певческой работы
- тексты песен
- правильно пользоваться различными видами дыхания во
время пения
- особенности
мелодического, ладового
строения народной песни
- использовать вокально-технические навыки, умения и
приемы, характерные для народно-певческой манеры пения
во время исполнения произведений
- лады народной музыки
(минор)
- сочетать пение с движением и игрой на народных
инструментах
- применять навыки в области вокала в концертной
деятельности
Полное освоение данной программы поможет обучающимся овладеть
необходимым
набором
вокально-технических
приемов
народно-певческого
исполнительства, научит основам жанровых и
стилевых особенностей русской
народной песни, обогатит личность ребенка навыками многоголосного пения.
5
Теоретическая и практическая подготовка позволяет участвовать сначала в
небольших семейных обрядах, затем в крупных праздниках. Принимать активное
участие, как в городских, так и в федеральных конкурсах.
Пройдя
все
этапы
программы,
обучающиеся
получат
возможность
формирования художественных
потребностей
и
эстетического
вкуса;
данная
программа служит развитию коммуникативных способностей у детей; воспитанию
национального
самосознания,
высоких
духовных
качеств,
осознанию
своей
причастности к родному народу, его истории и культуре, научатся ценить красоту и
самому создавать ее.
Данная программа может служить базой при выборе будущей профессии.
Критерии оценки построены по уровневой системе:
П а р а м е т р ы ^ ^
Уровень
Высокий
Средний
Низкий
Грамотность
исполнительства
Чистое
интонирование
произведения с
правильной
фразировкой и
дыханием.
Исполнение с
некоторыми
неточностями в
интонировании,
фразировки и
дыхании.
Неправильное
интонирование,
фразировки и
дыхание во всем
произведении.
Народная манера
Исполнение
открытым звуком на
«опоре», не зажимая
связок.
Исполнение
открытым звуком на
слабой «опоре».
Исполнение без
«опоры», на
сдавленных связках.
Сценический образ
Умение создать
сценический образ
самостоятельно,
применяя
приобретенные
навыки.
Создание
сценического образа
частично при
помощи педагога.
Создание
сценического образа
только при помощи
педагога.
Сценические
движения
Уметь применять
сценические
движения в
исполняемых
произведениях.
Умение применять
сценические
движения с
некоторыми
ритмическими
неточностями.
Неправильно
ритмически
исполненные
сценические
движения.
Учебный материал
Полное усвоение
учебного материала,
умение передать его
младшим
обучающимся
Полное усвоение
учебного материала.
Использование
знаний с помощью
подсказок педагога.
Частичное усвоение
учебного материала,
и не умение
использовать свои
знания
Музыкальная
грамотность
Чистое пение
музыкальных
номеров с названием
нот, соблюдая
размер и метроритм
Пение музыкальных
номеров с названием
нот, соблюдая
размер и метроритм
с некоторыми
неточностями в
интонировании
Пение музыкальных
номеров с
названием нот, не
соблюдая размер и
метроритм с
некоторыми
неточностями в
интонировании
6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Ансамблевое пение
1-ый год обучения
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование темы
Количество
часов
на
теоретические
занятия
Количество
часов
на
практические занятия
Всего
часов
аудиторных
внеаудиторных
1
Вводное занятие
1
1
2
2
Детский фольклор
4
12
16
3
Календарные
обряды, праздники.
9
12
3
24
4
Работа над
певческим
репертуаром
9
56
3
68
5
Элементы народной
хореографии
3
15
18
6
Шумовые народные
инструменты
3
5
8
7
Досуговая и
просветительская
деятельность
6
6
8
Итоговое занятие
2
2
Итого:
29
103
12
144
Содержание учебного курса
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретические знания.
Понятие
«фольклор».
Виды
народного
творчества
(декоративно-прикладное,
поэтическое, музыкальное). Краткая характеристика обрядовой и необрядовой
поэзии.
Виды практической деятельности.
Знакомство
с
детьми
и
прослушивание
их.
Определение
ширины
диапазона
обучающихся.
Пестушки,
потешки,
прибаутки.
Сказки
с
музыкальными
припевками.
Тема 2. Детский фольклор.
Теоретические знания.
Общая характеристика детского фольклора (классификация).
Виды практической деятельности.
Пение
колыбельных
песен.
Разучивание
считалок,
народных
игр
«Золотые
ворота»,
«Кошки-мышки»,
«Бабка
Ежка».
Работа
над
дикцией
при
помощи
коротких музыкальных скороговорок.
7
«Веники, веники, веники-помелики,
На печи валялися, с печи оборвалися»
Тема 3. Календарная обрядовая поэзия.
Теоретические знания.
Календарные праздники - Зимние святки, Масленица, Зеленые святки.
Виды практической деятельности.
Разучить песни, соответствующие народным календарным праздникам: Зимние
святки,
Масленица,
Зеленые
святки.
Участие
обучающихся
в
инсценировки
обряда «Масленица». Знакомство
с народными праздниками годового цикла.
Знакомство
с
народными
играми,
приуроченными
к
народным
праздникам.
Разучить песни, соответствующие народным календарным праздникам: Зимние
святки, Масленица, Троица.
Тема 4. Работа над певческим репертуаром.
Теоретические знания.
Понятие
об
ансамблевом
пении.
Ритмический,
тембровой
и
дикционный
ансамбль. Понятие унисона.
Виды практической деятельности.
Пение
одноголосных упражнений на 2-3-х нотах для вырабатывания чистого
унисонного звучания, единой манеры пения. Пение одноголосного произведения
«Посмотрите
как
у
нас-то
в
мастерской».
Работа
над
единым
певческим
дыханием, правильной дикцией
в
произведении «Посмотрите как у нас-то в
мастерской».
Работа
над
свободной
подачей
звука,
единым
формированием
открытых гласных. Использования элементов народной хореографии, шумовых
инструментов произведения «Посмотрите как у нас-то в мастерской».
Примерный репертуарный перечень:
РНП «Посмотрите как у нас-то в мастерской», РНП «Ой, сад во дворе», РНП «На
дубчику два голубчика сидят», «Дома ли кума воробей» - игровая, РНП «Как по
улице Ванюша», РНП «В хороводе были мы», частушки, «Ой, коляда», «Авсень-
коляда», «Масленица-полизуха», «Едет масленица дорогая»
Тема 5. Элементы народной хореографии.
Теоретические знания.
Что такое народная хореография.
Виды практической деятельности.
Постановка
корпуса
(закрепление
и
расслабление
мышц
всего
корпуса).
Поддержка
корпуса,
свободные
движения
рук.
Русский
поклон мужской и
девичий. Танцевальные шаги: простой, с притопом, с проскальзывающим ударом
каблука. Притоп - удар всей стопой. Притоп на сильную долю. Разучивание
мужских присядок.
Тема 6. Шумовые народные инструменты.
Теоретические знания.
Возникновение русских народных инструментов.
Виды практической деятельности.
Изучение названий простейших народных инструментов (ложки, трещотки).
8
Постановка рук при игре на ложках и трещотках. Приемы игры на народных
инструментах: игра двумя ложками, одновременный удар двумя руками во время
игры на трещотках.
Исполнение ритмически правильного рисунка.
Тема 7. Досуговая и просветительская деятельность.
Теоретические знания.
Культура поведения при посещении массовых мероприятий
Виды практической деятельности.
Посещение тематических концертов,
мероприятий ДТДиМ, выставок, музея.
Обсуждение
посещаемых
мероприятий.
Участие
в
фольклорном
празднике
«Масленица».
Тема 8. Итоговое занятие.
Виды практической деятельности.
Подведение
итогов
за
учебный
год.
Характеристика
успешности
каждого
обучающегося. Праздничное чаепитие.
2 год обучения
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование темы
Количество
часов
на
теоретические
занятия
Количество
часов
на
практические занятия
Всего
часов
аудиторных
внеаудиторных
1
Вводное занятие
1
0.5
1.5
2
Жанры
русской
народной песни
6
12
18
3
Календарные
обряды, праздники.
3
12
3
18
4
Работа
над
певческим
репертуаром
9
30
3
42
5
Элементы народной
хореографии
3
12
15
6
Народные
инструменты
3
4.5
7.5
7
Досуговая
и
просветительская
деятельность
4.5
4.5
8
Итоговое занятие
1.5
1.5
Итого:
25
72.5
10.5
108
Содержание учебного курса
Тема1. Водное занятие.
Теоретические знания
9
Знакомство обучающихся с программой на новый учебный год.
Виды практической деятельности.
Прослушивание обучающихся после каникул. Повторение правил поведения во
дворце и на занятиях.
Тема 2. Жанры русской народной песни.
Теоретические знания
Знакомство с жанрами русской народной песни. Приуроченные песни - трудовые
припевки, календарные, хороводные. Не
приуроченные - плясовые, игровые,
частушки.
Виды практической деятельности.
Прослушивание
записей
с
народными
исполнителями
и
определение
жанра
исполняемого
произведения.
Разучивание
песен
разных
жанров
(плясовых,
хороводных, календарных).
Работа в произведениях над чистой интонацией,
применение певческих навыков
и единого дыхания в ансамблевом пении. Соблюдение ритмического, тембрового
и дикционного ансамбля во время исполнения народных песен.
Тема 3. Календарные обряды, праздники.
Теоретические знания
Знакомство с праздниками и обрядами годичного цикла. Углубленное изучение
народного праздника «Масленица», «Святки».
Виды практической деятельности.
Выучить
календарные
песни,
заклички,
припевки.
Простановка
праздника
«Святки». Участие в массовой постановке ДТДиМ праздника «Масленица».
Тема 4. Работа над певческим репертуаром.
Теоретические знания
Жанры
русских
народных
песен
и
исполняемого
произведения.
Знать
музыкальный и поэтический текст изучаемого произведения.
Виды практической деятельности.
Совершенствование певческих навыков исполнения репертуарных произведений
- частоты исполнения напева, осмысленной интонации текста, единой манеры
пения,
уравновешенности
тембрового,
артикуляционного
и
динамического
ансамбля,
эмоционально-выразительного
исполнения
произведения.
Использование элементов народной хореографии и
шумовых инструментов в
произведении «Пошли девки во зеленый сад гулять».
Примерный репертуарный перечень:
РНП «Пошла млада», РНП «По зелену лужочку», РНП «Как под наши ворота»,
РНП «У нас в огороде», РНП «Пошли девки во зеленый сад гулять», РНП «Во
поле орешина», «Дрема» - игровая, «Ой, рано, рано», «Ай, спасибо, хозяюшка»,
«А мы масленицу сустречали», «Ты прощай, прощай», «Блины»
Тема 5. Элементы народной хореографии
Теоретические знания
Ходы в русском танце
Виды практической деятельности.
Разучивание
различных
виды
ходов
в
русском
танце
-
простой
шаг
с
продвижением
вперед
и
назад,
переменный
шаг
с
продвижением
вперед.
10
Хлопушки (одинарные) - в ладоши, по коленкам, по голени. Разучивание танца
«Во саду ли, в огороде». Применение элементов хореографии во время пения
произведения, импровизация во время движения.
Тема 6. Народные инструменты.
Теоретические знания
Виды шумовых и духовых народных инструментов.
Виды практической деятельности.
Прослушивание
в записи
звучания
народных инструментов (кугиклы, рожка,
ударных). Применение навыка игры на ложках и трещотках во время исполнения
произведений.
Тема 7. Досуговая и просветительская деятельность.
Теоретические знания
Культура поведения при посещении концертных залов и массовых мероприятий,
культура зрителя.
Виды практической деятельности.
Посещение тематических концертов,
мероприятий ДТДиМ, выставок, музея.
Обсуждение посещаемых мероприятий. Участие в фестивале «Золотой ключик», в
фольклорном празднике «Святки», и «Масленица».
Тема 8. Итоговое занятие.
Виды практической деятельности.
Викторина
«Жанры
народной
песни».
Подведение
итогов
за
учебный
год.
Характеристика успешности каждого обучающегося.
3 год обучения
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование темы
Количество
часов
на
теоретические
занятия
Количество
часов
на
практические занятия
Всего
часов
аудиторных
внеаудиторных
1
Вводное занятие
1
1
2
2
Жанры
русской
народной песни
6
12
18
3
Семейно-бытовые
праздники и обряды
6
10
4
20
4
Работа
над
певческим
репертуаром
8
54
6
68
5
Элементы народной
хореографии
4
12
16
6
Народные
инструменты
6
6
7
Досуговая
и
просветительская
деятельность
6
6
8
Концертная
деятельность
6
6
9
Итоговое занятие
2
2
Итого:
31
91
22
144
11
Содержание учебного курса
Тема1. Водное занятие.
Теоретические знания
Знакомство обучающихся с программой на новый учебный год.
Виды практической деятельности.
Повторение репертуара. Распределение обучающихся по голосам.
Тема 2. Жанры русской народной песни.
Теоретические знания
Знакомство с жанрами русской народной песни. Приуроченные песни - плач,
свадебные
песни.
Не
приуроченные
-
былины,
исторические,
протяжные
лирические песни.
Виды практической деятельности.
Прослушивание
записей
с
народными
исполнителями
и
определение
жанра
исполняемых
произведений.
Разучивание
песен
разных
жанров
(свадебных,
исторических, протяжных лирических).
Работа
в
произведениях
с
элементами
двухголосия
над
чистой
интонацией,
применение
навыков
единого
дыхания
в
ансамблевом
пении.
Соблюдение
ритмического,
тембрового
и
дикционного
ансамбля
во
время
исполнения
народных песен.
Тема 3.Семейно-бытовые праздники и обряды.
Теоретические знания
Семейно-бытовые праздники, обряды. Структура семейно-бытовых праздников,
обрядов. Специфика свадебного обряда. Комедийные и драматические сцены
свадебного обряда.
Виды практической деятельности.
Пение
свадебных
обрядовых
песен,
применяя
исполнительские
навыки.
Овладение навыком пения без
сопровождения. Изучение свадебных
песен в
творчестве русских композиторов.
Тема 4. Работа над певческим репертуаром.
Теоретические знания
Жанровая и обрядовая принадлежность произведения.
Виды практической деятельности.
Научиться
применять
огласовки
в
народных песнях,
пользоваться
«цепным»
дыханием, менять дыхание не между фраз, а на выдержанных звуках. Слышать
одновременно звучание 2-х голосов. Использовать контрастную нюансировку.
Совершенствование певческих навыков исполнения репертуарных произведений
- частоты исполнения напева, осмысленной интонации текста, единой манеры
пения,
уравновешенности
тембрового,
артикуляционного
и
динамического
ансамбля,
эмоционально-выразительного
исполнения
произведения.
Использование
элементов
народной
хореографии.
Пение
произведений
без
сопровождения с элементами двухголосия в произведении «По лужочку я хожу»
Примерный репертуарный перечень:
РНП «Во кадрили», РНП «Порушка Пораня», РНП «Заболела у Маши головка»,
РНП «У ворот сосна зеленая», РНП «Как узюмна ягода», РНП «По лужочку я
12
хожу»,
РНП
«Пойду
млада»,
«Чеботуха»
-
частушки,
«Голымба»
-
казачья,
«Широка ты наша масленица», «Мы думали семь недель»
Тема 5. Элементы народной хореографии
Теоретические знания
Русские дроби.
Виды практической деятельности.
Дробь с подскоком - подскок на одной ноге с последующим ударом каблуком и
всей стопой другой ноги, на месте и с продвижением. «Веревочка» - простая и с
переступанием. «Ключ» - дробный. Присядки - комбинации из полуприсядок и
полных присядок. Разучивание концертных номеров.
Тема 6. Шумовые народные инструменты.
Теоретические знания
Виды духовых и ударных народных инструментов.
Виды практической деятельности.
Прослушивание в записи звучания народных инструментов (жалейки, волынки,
бубенцов).
Тема 7. Досуговая и просветительская деятельность.
Виды практической деятельности.
Посещение мероприятий Дворца творчества.
Посещение тематических концертов,
выставок, музея. Обсуждение посещаемых
мероприятий.
Тема 8. Итоговое занятие.
Виды практической деятельности.
Подведение итогов за учебный год.
4 год обучения
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование темы
Количество
часов
на
теоретические
занятия
Количество
часов
на
практические занятия
Всего
часов
аудиторных
внеаудиторных
1
Вводное занятие
1
1
2
2
Традиционные
певческие стили
4
4
8
3
Стилевые
особенности
фольклора
Западной России
8
10
18
4
Стилевые
особенности
фольклора Севера
4
8
12
5
Стилевые
особенности
фольклора Сибири
4
8
12
6
Работа
над
певческим
репертуаром
10
56
8
74
7
Народные
13
инструменты
4
4
8
Досуговая
и
просветительская
деятельность
6
6
9
Концертная
деятельность
6
6
10
Итоговое занятие
2
2
Итого:
35
89
20
144
Содержание учебного курса
Тема1. Водное занятие.
Теоретические знания
Знакомство обучающихся с программой на новый учебный год. Организационные
вопросы.
Тема 2. Традиционные певческие стили.
Теоретические знания
Общая характеристика понятия
«певческие стили». Знакомство с различными
певческими стилями, особенностями манеры пения, многоголосия и диалекта
различных песенных традиций.
Виды практической деятельности.
Прослушивание
записей
с
народными
исполнителями
с
различными
видами
народно-певческих традиций.
Работа
в
произведениях
с
элементами
двухголосия
над
чистой
интонацией,
применение навыков единого дыхания в ансамблевом пении. Закрепление навыка
цепного дыхания.
Тема 3. Стилевые особенности фольклора Западной России
Теоретические знания
Общая
характеристика
места
бытования.
Народный
костюм
Белгородской,
Брянской, Смоленской и Курской областей. Виды многоголосия. Особенности
сценических движений Западной России.
Виды практической деятельности.
Изучение
различных
видов
народного
исполнительства.
Разучивание
произведений
Белгородской,
Брянской,
Смоленской
и
Курской
областей
с
переменным смешанным размером. Применение знаний диалекта Белгородской,
Брянской, Смоленской и Курской областей в пении.
Тема 4. Стилевые особенности фольклора Севера.
Теоретические знания
Общая
характеристика
места
бытования.
Народный
костюм
Архангельской
области. Виды многоголосия. Особенности диалекта Северных областей.
Виды практической деятельности.
Изучение
различных
видов
народного
исполнительства.
Разучивание
произведений
Архангельской
области.
Применение
знаний
диалекта
в
исполняемых произведениях.
Тема 4. Стилевые особенности фольклора Сибири.
Теоретические знания
14
Общая характеристика места бытования. Народный костюм Сибири, как образец
многообразия традиций. Виды многоголосия. Особенности диалекта
переселенцев Сибири. Сибирское казачество.
Виды практической деятельности.
Изучение
различных
видов
народного
исполнительства.
Разучивание
произведений, характерных для Сибири. Игровые песни, припевки, молодежные
игры. Элементы сценических движений, проходок.
Тема 4. Работа над певческим репертуаром.
Теоретические знания
Жанровая и обрядовая принадлежность произведения. Областная принадлежность
произведения. Понятие пение а*саре11а.
Виды практической деятельности.
Разбор произведения по
стилевым особенностям. Определение вида дыхания.
Разбор поэтического и музыкального текста, деление обучающихся по голосам.
Разучивание
произведения
отдельно
по
голосам
и
соединение
в
ансамбль.
Использовать контрастную нюансировку. Совершенствование певческих навыков
исполнения
репертуарных
произведений
-
частоты
исполнения
напева,
осмысленной
интонации
текста,
единой
манеры
пения,
уравновешенности
тембрового,
артикуляционного
и
динамического
ансамбля,
эмоционально
выразительного исполнения произведения.
Использование элементов народной
хореографии,
соответствующей
стилевым
особенностям.
Работа
над
произведением Архангельской области «В северной сторонке».
Примерный репертуарный перечень:
«Как узюмна ягода»,
«Девка по
саду ходила»,
«В северной сторонке», «Я
калинушку ломала», «Милый мой хоровод»,
РНП
«Да усе гости», «Пойду млада
по
воду»,
«Марусенька»,
святочные
песни,
масленичные
песни,
весенние
заклички.
Тема 6. Народные инструменты.
Теоретические знания
Возникновение
русских
народных
щипковых
и
клавишных
инструментов.
Разнообразие и самобытность их тембров.
Виды практической деятельности.
Прослушивание
аудиозаписей
в
исполнении
солистов,
ансамблей,
оркестров
русских народных щипковых и клавишных инструментов.
Знакомство с устройством и разновидностью инструментов.
Тема 7. Досуговая и просветительская деятельность.
Виды практической деятельности.
Посещение тематических концертов,
мероприятий ДТДиМ, выставок, музея.
Обсуждение посещаемых мероприятий.
Тема 8. Итоговое занятие.
Виды практической деятельности.
Прослушивание русских народных песен и
их анализ. Подведение
итогов за
учебный год.
5 год обучения
15
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование темы
Количество
часов
на
теоретические
занятия
Количество
часов
на
практические занятия
Всего
часов
аудиторных
внеаудиторных
1
Вводное занятие
1
1
2
2
Традиционные
певческие стили
4
4
8
3
Стилевые
особенности
фольклора Юга
России
8
10
18
4
Стилевые
особенности
фольклора
Забайкалья
4
8
12
5
Стилевые
особенности
фольклора
Московского
региона
4
8
12
6
Работа над
певческим
репертуаром
12
56
8
76
7
Досуговая и
просветительская
деятельность
6
6
8
Концертная
деятельность
8
8
9
Итоговое занятие
2
2
Итого:
33
89
22
144
Содержание учебного курса
Тема1. Водное занятие.
Теоретические знания
Знакомство обучающихся с программой на новый учебный год. Организационные
вопросы.
Тема 2. Традиционные певческие стили.
Теоретические знания
Закрепление общей характеристики понятия
«певческие стили». Закрепление
знаний
певческих
стилей,
особенностями
манеры
пения,
многоголосия
и
диалекта различных песенных традиций.
Виды практической деятельности.
Прослушивание народных песен разных регионов.
Работа в произведениях с элементами двух - трехголосия над чистой интонацией,
применение навыков единого дыхания в ансамблевом пении. Отшлифовка навыка
цепного дыхания.
Тема 3. Стилевые особенности фольклора Юга России
16
Теоретические знания
Общая
характеристика
места
бытования.
История
Казачества.
Жанровое
многообразие и разнообразие тематики казачьих песен. Народный костюм.
Виды практической деятельности.
Прослушивание казачьих народных песен, анализ их музыкальных особенностей.
Разучивание песен Донского и Кубанского казачества. Овладение характерными
казачьими движениями.
Тема 4. Стилевые особенности фольклора Забайкалья.
Теоретические знания
Общая характеристика места бытования. Многоголосный лад. Применение ладов
народной музыки в песенном творчестве.
Виды практической деятельности.
Изучение
различных
видов
народного
исполнительства
и
разучивание
произведений
Забайкалья
(протяжные,
солдатские,
рекрутские,
плясовые,
шуточные, игровые).
Применение в пении произведения синкопированного ритма,
Тема 4. Стилевые особенности фольклора Московского региона.
Теоретические знания
Общая
характеристика
места
бытования:
манера
пения
и
особенности
хореографии.
Виды практической деятельности.
Изучение
различных
видов
народного
исполнительства.
Разучивание
произведений, характерных для Московского региона. Овладение манерой пения
и элементами хореографии Московского региона.
Тема 4. Работа над певческим репертуаром.
Теоретические знания
Жанровая и обрядовая принадлежность произведения. Областная принадлежность
произведения. Пение а*саре11а. Характерные элементы сценического движения.
Виды практической деятельности.
Разбор произведения по
стилевым особенностям. Определение вида дыхания.
Разбор
поэтического
и
музыкального
текста
по
голосам.
Разучивание
произведения
отдельно
по
голосам
и
соединение
в
ансамбль.
Использовать
контрастную нюансировку. Совершенствование певческих навыков исполнения
репертуарных
произведений
-
частоты
исполнения
напева,
осмысленной
интонации
текста,
единой
манеры
пения,
уравновешенности
тембрового,
артикуляционного
и
динамического
ансамбля,
эмоционально-выразительного
исполнения произведения.
Использование
элементов
народной хореографии,
соответствующей стилевым особенностям. Работа над произведением
«На коне
вороном» - Забайкалье.
Примерный репертуарный перечень:
«В поле ягода горела»,
«Вечерок-то вечерается», «Через садик, через вишенье»,
«Ой, на горе, горе»,
«Я кроила рубашку», «Ой, вы цыгане», «Девка по саду
ходила», Святочные песни, масленичные песни, весенние заклички.
Тема 7. Досуговая и просветительская деятельность.
Виды практической деятельности.
17
Посещение тематических концертов,
мероприятий ДТДиМ, выставок, музея.
Обсуждение посещаемых мероприятий.
Тема 8. Итоговое занятие.
Виды практической деятельности.
Концертная
программа: подведение итогов за учебный
курс. Характеристика
успешности каждого обучающегося. Праздничное чаепитие.
Народное творчество
2-год обучения
№
п/п
Наименование темы
Количество
часов
на
теоретические
занятия
Количество
часов
на
практические занятия
Всего
часов
аудиторных
внеаудиторных
1
Вводное занятие
1
1
2
Жанры
русской
народной песни
10
8
18
3
Календарные
обряды, праздники.
6
6
4
16
4
Итоговое занятие
1
1
Итого:
18
14
4
36
Тема 1. Водное занятие.
Теоретические знания
Знакомство обучающихся с программой на новый учебный год. Правила охраны
труда для обучающихся.
Виды практической деятельности.
Повторение по теме «Виды народного творчества»
Тема 2. Жанры русской народной песни.
Теоретические знания
Знакомство с жанрами русской народной песни. Приуроченные песни - трудовые
припевки, календарные, хороводные. Не
приуроченные - плясовые, игровые,
частушки.
Виды практической деятельности.
Прослушивание
записей
с
народными
исполнителями
и
определение
жанра
исполняемого
произведения.
Разучивание
фрагментов
песен
разных
жанров
(плясовых,
хороводных,
календарных).
Соблюдение
правил
правильного
исполнительства (применение певческих навыков и единого дыхания).
Соблюдение
ритмического,
тембрового
и
дикционного
ансамбля
во
время
исполнения народных песен разных жанров.
Тема 3. Календарные обряды, праздники.
Теоретические знания
Углубленное изучение народного праздников «Святки», «Крещенские вечера»
«Масленица», «Сорок сороков»
18
Виды практической деятельности.
Выучить
календарные
песни,
заклички,
припевки.
Простановка
праздника
«Святки».
Участие
в
массовой
постановке
ДТДиМ
праздника
«Масленица».
Изучения праздника «Сорок сороков», пение весенних закличек.
Тема 4. Итоговое занятие
Виды практической деятельности.
Подведение итогов за год. Проведение музыкальной викторины «Календарные
попевки»
4-год обучения
№
п/п
Наименование темы
Количество
часов
на
теоретические
занятия
Количество
часов
на
практические занятия
Всего
часов
аудиторных
внеаудиторных
1
Вводное занятие
1
1
2
Традиционные
певческие стили
2
2
3
Стилевые
особенности
фольклора
Западной России
8
4
12
4
Стилевые
особенности
фольклора Севера
6
3
9
5
Стилевые
особенности
фольклора Сибири
8
3
11
6
Итоговое занятие
1
1
Итого:
26
10
36
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретические знания
Знакомство обучающихся с программой на новый учебный год. Правила охраны
труда для обучающихся.
Виды практической деятельности.
Повторение по теме «Семейно-бытовые праздники»
Тема 2. Традиционные певческие стили.
Теоретические знания
Общая характеристика понятия «певческие стили». Знакомство с различными
певческими стилями, особенностями манеры пения, многоголосия и диалекта
различных песенных традиций.
Виды практической деятельности.
Прослушивание
записей
с
народными
исполнителями
с
различными
видами
народно-певческих традиций.
Тема 3. Стилевые особенности фольклора Западной России
Теоретические знания
Общая
характеристика
места
бытования.
Виды
многоголосия.
Особенности
сценических движений Западной России.
Виды практической деятельности.
19
Изучение
различных
видов
народного
исполнительства.
Народный
костюм
Белгородской,
Брянской,
Смоленской
и
Курской
областей.
Разучивание
фрагментов
произведений
Белгородской,
Брянской,
Смоленской
и
Курской
областей
с
переменным
смешанным размером.
Применение
знаний
диалекта
Белгородской, Брянской, Смоленской и Курской областей в пении.
Тема 4. Стилевые особенности фольклора Севера.
Теоретические знания
Общая
характеристика
места
бытования.
Народный
костюм
Архангельской
области. Виды многоголосия. Особенности диалекта Северных областей.
Виды практической деятельности.
Изучение
различных
видов
народного
исполнительства.
Разучивание
произведений
Архангельской
области.
Применение
знаний
диалекта
в
исполняемых произведениях.
Тема 5. Стилевые особенности фольклора Сибири.
Теоретические знания
Общая характеристика места бытования. Народный костюм Сибири, как образец
многообразия традиций. Особенности диалекта переселенцев Сибири. Сибирское
казачество.
Виды практической деятельности.
Изучение различных видов народного исполнительства. Разучивание фрагментов
произведений, характерных для Сибири. Игровые песни, припевки, молодежные
игры. Элементы сценических движений, проходок.
Тема 4. Итоговое занятие
Виды практической деятельности.
Подведение итогов за год. Проведение викторины «Стилевые особенности»
5-год обучения
№
п/п
Наименование темы
Количество
часов
на
теоретические
занятия
Количество
часов
на
практические занятия
Всего
часов
аудиторных
внеаудиторных
1
Вводное занятие
1
1
2
Традиционные
певческие стили
2
2
3
Стилевые
особенности
фольклора Юга
России
10
4
14
4
Стилевые
особенности
фольклора
Забайкалья
6
2
8
5
Стилевые
особенности
фольклора
Московского
8
2
10
20
региона
6
Итоговое занятие
1
1
Итого:
28
8
36
Тема 1. Вводное занятие.
Теоретические знания
Знакомство обучающихся с программой на новый учебный год. Правила охраны
труда для обучающихся.
Виды практической деятельности.
Повторение по теме «Стилевые особенности Западного, северного и Сибирского
регионов»
Тема 2. Традиционные певческие стили.
Теоретические знания
Повторение
по
теме
«певческие
стили».
Областные
особенности
различных
песенных традиций.
Виды практической деятельности.
Прослушивание
записей
с
народными
исполнителями
с
различными
видами
народно-певческих традиций. Сходство и различие певческих традиций.
Тема 3. Стилевые особенности фольклора Юга России
Теоретические знания
Общая
характеристика
места
бытования.
История
Казачества.
Жанровое
многообразие и разнообразие тематики казачьих песен. Народный костюм.
Виды практической деятельности.
Прослушивание казачьих народных песен, анализ их музыкальных особенностей.
Разучивание фрагментов песен Донского и Кубанского казачества. Овладение
характерными казачьими движениями.
Тема 4. Стилевые особенности фольклора Забайкалья.
Теоретические знания
Общая характеристика места бытования. Многоголосный лад. Применение ладов
народной музыки в песенном творчестве. Народный костюм.
Виды практической деятельности.
Изучение различных видов народного исполнительства и разучивание фрагментов
произведений
Забайкалья
(протяжные,
солдатские,
рекрутские,
плясовые,
шуточные, игровые).
Тема 5. Стилевые особенности фольклора Московского региона.
Теоретические знания
Общая
характеристика
места
бытования:
манера
пения
и
особенности
хореографии. Народный костюм Московской области.
Виды практической деятельности.
Изучение различных видов народного исполнительства.
Тема 6. Итоговое занятие
Виды практической деятельности.
Подведение итогов за год. Повторение всего изученного материала за весь
учебный курс.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
21
М етодическое обеспечение
Основные принципы обучения.
1. Принцип
доступности
-
весь
учебный
материал
отбирается
по
возрастным и индивидуальным данным, от простого к более сложному, кроме
того,
в
творческом
процессе
участвуют
все
дети
в
независимости
от природных данных;
2. Принцип
системности
-
учебный
план
строится
по
годам
обучения,
в
зависимости
от
приобретенных
навыков
в
процессе
изучения
предыдущего материала;
3. Возрастной принцип
- содержание занятий, виды и формы деятельности детей
подобраны в соответствии с их возрастными особенностями и потребностями.
Практикуются
занятия
в
одновозрастных и
разновозрастных группах,
что
обеспечивает передачу накопленных знаний, умений и навыков от старших к
младшим;
4. Певческий
принцип
-
работа
над
народной
манерой
пения
с
использованием вокально-технических приемов;
5. Принцип
творческой
активности
-
помочь
ребенку
проявить
себя
как
творческую личность;
6
. Принцип индивидуального подхода
заключается в том, что педагог, организуя
учебно-творческий
процесс,
занимается
воспитанием
певческого
и
хореографического мастерства не только всей группы в целом, но и выявляет
индивидуальные творческие способности каждого ребенка.
Фольклорный
ансамбль
«Рябинушка»
ставит
своей
основной
целью
сохранение и пропаганда русской народной песни.
Реализация программы носит мотивационный характер, который ведет к
саморазвитию
ребят,
достижению
результатов
на
ближайшем
промежутке
и
конечном
этапе
образования.
Осуществляется
сотрудничество
педагогов
учреждения,
которое
направлено
на
развитие
методического
компонента
деятельности
педагогов,
что
способствует
совершенствованию
содержания
программы и достижению высоких результатов в работе.
Упражнения на развитие певческого дыхания.
1. Положим
руку
на
живот
для
контроля
дыхания
и
сделаем
медленный
вдох.
Не
задерживая
дыхания,
медленно
выдохнем.
Почувствуем,
как
живот
надувается
при
вдохе
и
сдувается
при
выдохе.
Если
движения
живота
плохо
ощутимы,
попробуем
выполнить это упражнение, наклонив корпус вперед и положив руки
на область поясницы.
2. Сделаем три активных вдоха и один активный выдох необходимо
следить за работой живота при вдохе и при выдохе.
3.
Предварительно
выдохнув,
сделаем
резкий
вдох
носом,
послав
воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц.... медленно выдыхаем
воздух
сквозь
сомкнутые
зубы.
Чтобы
воздушный
столб
был
равномерным
и
не
качался,
необходимо
после
вдоха
оставить
22
мышцы живота /пресс/ напряженными, а сам живот круглым, как
мячик. Нужно поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух.
Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения
на счет от
5
до
10
.
4
. Откроем рот. Сделаем медленный вдох с легким звуком "удивления".
Почувствуем холодок на мягком небе и опускание кадыка. На выдохе
издаем протяжный, свободный, похожий на стон звук "А". Гортань
вместе с кадыком остается в нижнем положении. Язык не должен
закрывать горло. Губы не должны дрожать.
5
. М-И-Э-А-О-У-О-А-Э-И.
Все
гласные
должны
быть
исполнены
одинаковым
звуком
— звонко,
без хрипа и продыха.
Необходимо
постоянно
чувствовать
точку
концентрации
звука
на
верхних
передних зубах.
Для
успешной
реализации
программы
необходимо
ее
ресурсное
обеспечение:
организационное,
кадровое,
материально-техническое,
информационное.
Организационное обеспечение
Каждый обучающийся для занятий должен иметь:
1. Народные инструменты - ложки, трещотки, свистульки.
2. Народный костюм.
3. Тетрадь для записи текстов песен.
4. Письменные принадлежности.
Организационное объединение детского коллектива - ансамбль «Рябинушка».
Старшие и сильные по способностям обучающиеся являются помощниками
педагога
в
работе с
младшими
обучающимися во
время
групповых
занятий (помощь в освоении певческой партитуры).
Сотрудничество, дружеские
связи с народно-певческими коллективами,
участие в фестивалях, конкурсах, городских и окружных мероприятиях
позволяют установить здоровую конкуренцию, а также профессиональные
взаимоотношения
между
руководителями
коллективов.
Дальнейшее
развитие
методики
происходит
путем
творческих
встреч
с педагогами
отдела,
поисками
решения
общих
проблем,
посещение учебно-методических
семинаров
во ДТДиМ,
подбора нотной литературы(учебного и концертного
репертуара).
Кадровое обеспечение
Для работы с фольклорным коллективом необходимы следующие специалисты:
1
. педагог по вокалу и ансамблевому пению;
2
. педагог по сценическому движению;
3. концертмейстер (баян).
Материально-техническое обеспечение
Помещение, размером 5х6 метра.
Оборудование
1. количество стульев по количеству обучающихся коллектива
2
. аудио- и
видеоаппаратура,
3. народно-певческие костюмы,
23
4. шумовые народные инструменты,
5. фортепиано для пения учебно-тренировочного материала,
6
.
баян для работы с певческим репертуаром.
Информационное обеспечение
Список литературы для обучающихся
1. Бондарева Н. «Песни в наследство». - Барнаул, 1998, тираж 1000 экз., страниц 296
2. Бабкина Н. «Русские народные певцы». — М., 1996, тираж 1000 экз., страниц 90.
3. «Гармошечка - говорушечка» Выпуск
8
- М., 1990, тираж 1000 экз., страниц 58
4. Заволокины А. и Г. «Это звонкое чудо частушка» - М., 1989, тираж 2000 экз.,
страниц 78.
5. Иванов - Балин Г. «Русские народные песни Зауралья». - М. 1988, тираж 1000 экз.,
страниц 168.
6
. «Клубные вечера» М., 1984, тираж 12000 экз., страниц 185.
7. Калмыков Б. и Фридкин Г. «Сольфеджио». Часть 1 - М.,2005, тираж 5000 экз.,
страниц 177.
8
. Калмыков Б. и Фридкин Г. «Сольфеджио». Часть 2 - М.,2004, тираж 3000 экз.,
страниц
111
9. «Люблю тебя Россия» - М., 1991, тираж 1500 экз., страниц 115.
10. Науменко Г. «Дождик, дождик, престань». Русское народное музыкальное
творчество. М., 1989, тираж 15000 экз., страниц 192.
11. Науменко Г.
«Дождик,
дождик,
перестань»
-
Русские
песни,
прибаутки,
скороговорки, считалки. - М., 1987, тираж 15000 экз., страниц 158.
10. Песни Ольги Ковалевой. М., 1982, тирах 10000 экз., страниц 87.
11. «Песенные узоры». Вып. 3 -
М., 1989, тираж 1000 экз., страниц 84.
12. «Песенные узоры». Вып. 4 -М.,1990, тираж 1000 экз., страниц 84.
13. «Репертуар народного певца». Вып. 3 - М., 1993, тираж 12000 экз., страниц 92.
14. «Русские народные песни». Ленинград, -
1982, тираж 15000 экз., страниц 135.
15. Русские народные песни в записи Пятницкого.
- М., 1989, тираж 10000 экз.,
страниц
120
.
16. Репертуарный сборник - Барнаул, 2003, тираж
10000 экз., тираж
1500 экз.,
страниц 84.
17. Хрестоматия Р.Н.П. - М., 1991, тираж 1000 экз., страниц 92.
18. Щербакова О. «Музыкальный фольклор и дети» - М.,
1997, тираж 1000 экз.,
страниц 85
Список литературы для педагога
1. Аникин В. Русский фольклор. - М., 1987, страниц 285.
2. Аникин В., Круглов Ю. Русское народное поэтическое творчество. - Л.,
1987,
1987, тираж 30000 экз., страниц 478.
3. Бабкина Н. Русские народные певцы. - М., 1996, тираж 1000 экз., страниц 89.
4. Бахметьева Т.
И.,
Соколова Г.
Т.
Детские частушки, шутки, прибаутки. -
Ярославль, 2000, тираж 10000 экз., страниц 286.
5.
Бердникова Н.В. Веселая ярмарка.
- Ярославль, Академия развития,
2005,
тираж 10000 экз., страниц 250.
6
. Васильев
Ю.А.,
Широков
А.О.
Рассказы
о
русских
народных
24
инструментах. 2-е издание - М., 1986, тираж 120000экз., страниц 87.
7. Дмитриева
Л.,
Черноиваненко
Н.
Методика
музыкального
воспитания
в
школе. - М., 1989, тираж 2000 экз., страниц 80.
8
. Жук Л. И. Традиции. Обряды. Обычаи. - Минск. 2004, тираж 16000 экз., страниц
127.
9. Земцовский И. Мелодика календарных песен. - М.,
1975, тираж 12000 экз.,
страниц
222
.
10. Зимин В. И., Спирин А. С. Пословицы и поговорки русского народа. Большой
объяснительный словарь. М.: Цитадель, 2008, тираж 10000 экз., страниц 250
11. Калугина Н. Методика работы с русским народным хором. - М., 1977, тираж
12000 экз., страниц 385
12. Кононова
Н.
Обучение
дошкольников
игре
на
детских
музыкальных
инструментах. - М., 1990, тираж 1500 экз., страниц 126.
13. Климов А. Основы русского народного танца. - М, Издательство МШК, 1994,
тираж
1000
экз., страниц 186.
14. Крюкова В. Музыкальная педагогика. - Ростов-на-Дону, 2002, тираж 10000 экз.,
страниц 230.
15. Канайкина О., Тарасова Т. Русская народная песня как средство обучения
двухголосному пению в детском хоре.
- Барнаул, 2002, тираж 3000 экз.,
страниц 158.
16. Коломинский Я. Психология детского коллектива. - Минск, 1984.
17. Кислицына Т. Г. Русская семья. Праздники и традиции. М.: Белый город, 2009
18. Мешко Н.
Искусство народного пения. 4.1. - М., 2000, тираж
15000 экз.,
страниц 238.
19. Науменко Г. Фольклорная
азбука. М., 1996, тираж 10000 экз., страниц
236.
20. Народное искусство в воспитании детей. Под редакцией Комаровой Т. С., - М.,
1997, тираж 5000, страниц 208.
21. Осеннева М. С., Самарин В. А., Уколова Л. И. Методика работы с детским
вокально-хоровым коллективом. - М., 1999, тираж 30000 экз., 224.
22. Петрушин В. И. Музыкальная психология. - М., 2012, тираж 2000 экз.,
страниц400.
23. Попов В. Русская народная песня в детском хоре. - М., 1985, тираж 10000 экз.,
страниц 235.
24. Руднева А. Русское народное музыкальное творчество. - М., 1994, тираж 12000
экз., страниц 385.
25. Способин И.В. Элементарная теория музыки. - М., 1996, тираж 3000 экз., страниц 208.
26. Соколова О. Двухголосное пение в младшем хоре. - М., 1987, тираж 1500 экз.,
страниц 284.
27. Фольклор народов России. В 2 т.- М. Дрофа, 2003, тираж 12000 экз.,
страниц 375.
28. Шамина Л. Работа с
самодеятельным
хоровым
коллективом.
- М.,
1988,
тираж 15000 экз., страниц 175.
29. Шамина Л. Школа русского народного пения. - М., 1997, тираж 15000 экз.,
страниц 135.
30. Шаньгина И. И. Русские традиционные праздники. СПб. Азбука-классика, 2008
31. Щуров В. Стилевые основы русской народной музыки. - М., 1998, тираж 10000
экз., страниц 385.
25
26