Автор: Екатерина Викторовна Константинова
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Основные этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна (аккордеона)»
Раздел: дополнительное образование
«Основные этапы работы над музыкальным
произведением в классе баяна (аккордеона)»
Разработчик:
педагог дополнительного образования
Константинова Екатерина Викторовна
Самара, 2022г.
Неоднократное проигрывание пьес от начало до конца, без понимания
художественной
и
технической
сторон
произведения
и
умелого
использования, нужных для этого исполнительских средств не приводит к
желаемым результатам. Нельзя заниматься одним лишь механическим
заучиванием аппликатуры. Такая работа - напрасно потраченное время,
лишь утомляет учащегося. Всю работу по заучиванию музыкальных
произведений следует разделить на три этапа. Результатом занятий должно
быть четкое представление о нотном материале, музыкальном образе, языке
музыки, средствах музыкальной выразительности для дальнейшего развития
творческой самостоятельности.
Всю работу можно разделить на 3 этапа:
1.
Предварительное ознакомление с произведением
2.
Работа над техникой исполнения
3.
Работа над художественным образом произведения
1.Предварительное ознакомление с произведением
Работа в этом этапе заключается в следующем:
Точно прочитать нотный текст со всеми терминами, указывающими
темп и оттенки исполнения. Особенно важно уточнить название и
высоту нот, и их место на клавиатуре.
Усвоить
длительность
нот
разучиваемого
отрывка
или
часть
музыкального произведения.
Уточнить аппликатуру пальцев на клавиатуре.
Проследить глазами путь движения пальцев и кисти с целью утончения
места положения нужных клавишей и расстояния между ними.
2.Работа над техникой исполнения
Этот этап работы состоит из проигрывания пьесы и ее отдельных мест с
точным соблюдением длительности. Разбор пьес без учета соотношения
длительности вреден и не допустим.
Основные методы работы:
Внимания учащегося в этот период сосредотачивается на каждом отдельно
звуке или аккорде при безостановочной игре и точном соблюдении
указанных длительностей нот с тем, чтобы исполнить каждый звук или
аккорд четко по длительности и характеру звучания. Надо стараться
извлекать звуки певучие, а не крикливые, ровные по темпу движения от
начала до конца и равные по силе между собой.
Все
начальные
проигрывания
осуществлять
без
ошибок,
срывов
и
остановок, в медленном темпе. Медленный темп необходим для слухового
освоения произведения, т.к. ошибки и срывы появляются часто в связи с тем,
что многие элементы текста, в особенности аккорды, в начале лежат в не
слухового восприятия учащегося и только в дальнейшем усваиваются
слухом.
Можно
рекомендовать,
когда
представляется
возможность,
прослушать пьесу в хорошем исполнении заранее зная, чего он должен
добиваться при разучивании пьесы в медленном темпе, он сможет
заниматься более осмысленнее и целеустремленнее.
Произведение следует проигрывать по фразам или другим относительно
заключенным фрагментам, добиваясь безошибочного исполнения сначала
каждой рукой отдельно, а позднее- обеими руками вместе. Все проигрывания
проводить в одном и том же темпе, т.к. различие темпов может помешать
дальнейшей игре обеими руками.
Трудные места следует выделить и в работе обратить на них большое
внимание. Соединение двух отрывков может начаться с того момента, когда
два рядом стоящих отрывка разучены безупречно. Заканчивается этот этап
работы исполнением всего произведения в медленном темпе, без ошибок и
остановок; чувство утомления и трудности будет сигнализировать о том, что
работа на данном этапе еще не закончена.
Дальнейшее внимание учащегося должно быть обращено на освоении
скорости музыкального движения, т.е. темпа:
а) сохраняя безошибочность исполнения, следует начать ускорения и довести
исполнения до нормального темпа с большой осторожностью, не нарушая
правильности игры. Ускорения должны идти постепенно и быть почти
незаметными;
б)
следует
помнить,
что
в
принципе
быстрые
темпы
являются
преимущественно результатом общего роста техники играющего, а не
проработке данного задания быстрый темп, который будет доступен
учащемуся завтра, может быть сегодня не досягаем; не понимание этого
обстоятельства и стремление учащегося к чрезмерным ускорениям приводят
к сумбурной игре и нарушают процесс нормального роста исполнителя;
в) каждый новый ускоренный темп следует закреплять повторными
проигрываниями, прежде чем перейти к следующим.
Существуют два признака, определяющие границы ускорения:
а) появление срывов, неверных нот, заплетание пальцев, общие искажение
звучности и другие внешние недочеты;
б) появление у учащегося ощущения трудности исполнения и некоторой не
уверенности.
В подобных случаях учащиеся должен всякие ускорения прекратить, не
пытаясь возобновить их ранее, чем через два-три дня. Работа над ускорением
вообще имеет предел, который учащийся на данном этапе должен
переходить.
Дальнейшее увеличение темпа данного произведения будет происходить
вместе с общим техническим ростом и музыкальным развитием учащегося, а
не за счет дальнейшей работы над разучиваемой пьесой.
3.Художественная отделка исполнения
Основные элементы художественного исполнения следующие:
Точное выполнения указания на громкость звука, на его усиления и
ослабления (тихо-громко; усиливая-ослабляя), т.е. динамических оттенков;
точное соблюдение скорости движения, указаний ускорения и замедления
темпов, т.е. агогических оттенков;
выразительное исполнение музыкальных произведений, членение его на
небольшие,
осмысленные
части
(фразы),
т.е. фразировка. Фразировка
содействует ясной передачи содержания музыки.
Одним из частых недостатков исполнения учащихся является отсутствие
настоящего "пианиссимо" (очень тихо- рр), с одной стороны, и отсутствие
настоящего "фортиссимо" (очень громко-ff)- с другой. Обычно в исполнении
случается незначительное отклонение от средней по силе звучности. Поэтому
учащийся должен старательно работать над выработкой "пианиссимо", не
боясь ни прекращения звука передачи, ни потери легато. Все эти навыки
должны вырабатываться как на отдельных звуках, аккордах, гаммах, так и в
пьесах, согласно имеющимся в нотах указаниям.
Особенно внимательно следует работать над фразировкой, которая на
аккордеоне связана с техникой владения мехом, т.к. каждая фраза должна
быть целиком уложена в одно определенное движение меха - сжим или
разжим.
Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сперва
проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами)
самой мелодии, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых
результатов, прибавлять партию аккомпанемента.
На практике работы над художественной отделкой произведение находится в
тесной связи с технической работой. Техническое совершенство является
неотъемлемой частью художественного исполнения, его необходимым
условием. Художественное исполнение невозможно без понимания данного
произведения; это понимание иногда появляется не сразу, в процессе работы
над произведением, и зависит главным образом от музыкального роста
учащегося и от музыкальной культуры. Желающие приобрести хорошие
навыки в области художественного исполнения следует запомнить, что
внимательное и систематическое слушание музыки (в оперном театре, на
концертах, по радио) является одним из самых лучших способов развить в
себе тонкое понимание музыки и художественный вкус.
Пренебрежительные отношение учащихся к самой технике дела, упражнений
и
всему
тому,
что
создает
техническое
совершенство,
приводит
к
неполноценным результатам работы учащегося.