Автор: Корельская Светлана Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Центр образования №42"
Населённый пункт: г.Вологда
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Классный час: "Наша Родина-Россия"
Раздел: начальное образование
Классный час «Наша Родина-Россия»
Цель: формирование гражданской идентичности обучающихся.
Задачи: 1) расширить знания детей об истории своей Родины.
2)воспитывать чувство патриотизма
(всё мероприятие проходит на фоне клипа, отражающего текст ,в конце
мероприятия клип о событиях Великой Отечественной войны. Автор клипов-
Корельская С.Л.)
Учитель. Дорогие ребята, мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя –
Россия. А вы знаете, почему у нашей страны такое название?
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали – Россия.
Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили – были на земле
русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые,
сильные благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили,
детей растили да песни слагали во славу Отечества!
Россия – как из песни слово.
Березок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
за ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом – Русь!
В поле звон раздается лазоревый,
Льется с птичьими трелями в лад.
Почему-то в России особенно
Колокольчики нежно звучат.
С той поры прошло много столетий , менялся облик городов и сёл, менялся уклад
жизни, государственный строй, но неизменной оставалась матушка-Россия, с широкой
русской душой.
Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная
страна. Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего Севера до Черного и
2
Азовского морей на юге. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие
озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые
рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы гордимся нашей великой Родиной, ее
природой, ее талантливыми людьми.
Наше государство большое и многонациональное. Жизнь в нём регулируется
Конституцией РФ – основным документом государства, где записаны все законы,
определяющие жизнь страны, права и обязанности её граждан.
Все граждане страны обязаны жить согласно этого главного Закона страны
- Конституции.
У каждой страны помимо Конституции есть и такие государственные символы, как
герб, флаг, гимн.
Посмотрите на изображение российского герба - государственного символа.
Ученица:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.
Учитель: - Каково значение цветов российского флага?
Во все времена цвету придавали особое значение: белый цвет означает мир и чистоту
совести, синий - небо, верность и правду; красный- огонь и отвагу. Эти цвета чаще
других используются в народных костюмах и декоративно-прикладном искусстве.
Бело-синему флагу России уже более 300 лет.
Ученик:
Белый цвет- берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
Учитель:
У каждого государства есть свой гимн.
Гимн- это торжественная мелодия или песня, которая исполняется в особо
торжественных случаях во время подъёма государственного флага, во время
национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных
соревнований.
На нашей торжественной линейке , посвящённой открытию школы в День знаний,
тоже звучал гимн России. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие
его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране,
чей гимн звучит.
Руководителем страны является президент В.В.Путин
Стихотворение «С чего начинается Родина?» (4 ученика)
С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
3
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками
На взгорье в любимом краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.
Где наша Отчизна кончается?
Гляди — не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.
А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Нет края-конца у России
Безбрежна, как песня, она.
Учитель:
Столицей нашей родины является Москва.
- Москва – это огромный город с многочисленными улицами, переулками, площадями.
В нем проживает более 10 миллионов человек. Она такая огромная!
Стихотворение Ф. Глинки «Москва».(читает ученица)
Город чудный, город древний.
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!
Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..
На твоих церквах старинных
Вырастают дерева;
Глаз не схватит улиц длинных…
Это матушка Москва.
Учитель:
-Родилась она крошечной, на вершине Боровицкого холма, там, где стоит нынешний
Кремль.
-Основателем Москвы является князь Юрий Долгорукий, годом рождения которого
считается 1147 год-.Назван город по имени реки – Москвы, на берегах которой он и
стоит.
Московские князья не раз перестраивали стены крепости, позже названной Кремлем.
У Кремлевской стены 20 башен. Главная башня Кремля – Спасская.
- Символом России издавна считают березу. Россия и береза – эти понятия
неразделимы.
4
- Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий и сравнений: молодые березки как
стройные девушки с русыми косами.
«Белая берёза» Сергей Есенин(читает ученик)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Учитель:
-А сколько пословиц сложено о России, Родине!
-Всякому мила родная сторона.
-Родина – мать, чужая сторона – мачеха.
-Человек без Родины, что соловей без песни.
-За морем теплее, а у нас светлее.
-На чужой стороне Родина милей вдвойне.
-Где кто родился, там и пригодился.
О России многие поэты слагали стихи, восхищаясь нашей великой страной и её
народом
Стихотворение «Любите Россию»(читают 4 ученицы)
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.
Про белые рощи и ливни косые,
Про жёлтые нивы и взлет журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
Нам русские песни с рождения пели.
Нас ветер России в пути обнимал.
Когда вся Россия надела шинели,
Нередко, бывало, солдат вспоминал:
И белые рощи, и ливни косые.
И мысленно детям своим завещал:
5
Любите Россию, любите Россию -
Россию, которую я защищал.
Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый,
Тот отдал ей сердце и душу свою.
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне,
О ней, о России, я песню пою.
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!
(Остановить клип на последнем кадре.)
Песня «У моей России»(исполняет ансамбль девочек)
В годы Великой Отечественной войны весь наш народ от мала до велика встал на
защиту своей страны. И победил! Погибло в той войне более 30миллионов наших
людей. Этого забывать нельзя!
Клип «А закаты алые» (автор Корельская С.Л.)
Среди погибших был известный детский писатель А.П.Гайдар. О нём споёт песню
ансамбль девочек.
«Гайдар шагает впереди»
Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы
России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого
многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место, где мы
родились и растем – это наш родной край. Любовь к России у каждого из нас
начинается с любви к местам, где ты родился и живешь.
Для нас –это Вологодская область, г.Вологда.
Стихотворение.(читает ученик).
У каждого листочка,
У каждого ручья
Есть главное на свете-
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей,
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя.
А там, где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём.
Учитель:
Я надеюсь, что вы все любите свой родной город и будете стараться, когда вырастите
внести свою лепту в его развитие и процветание, а пока можно начать с малого, с
6
хорошей учёбы, с участия в различных акциях помощи городу, его жителям, участия в
олимпиадах, конкурсах , спортивных соревнованиях.
И может когда-нибудь вы прославите свой город! И, конечно, давайте будем
патриотами своего родного края, своей малой родины, а значит и патриотами нашей
большой страны-России.