Напоминание

Система работы над ошибками как один из важнейших видов совместной деятельности ученика и учителя по повышению результативности обучения русскому языку.


Автор: Свириденко Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №12 города Евпатории Республики Крым"
Населённый пункт: г. Евпатория, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Система работы над ошибками как один из важнейших видов совместной деятельности ученика и учителя по повышению результативности обучения русскому языку.
Раздел: начальное образование





Назад




Система работы над ошибками как один из важнейших видов совместной

деятельности ученика и учителя по повышению результативности обучения

русскому языку.

Учитель начальных классов Свириденко С.Б.

Появление в письменной речи учащихся орфографических и пунктуационных

ошибок – закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу

объективных причин.

При формировании орфографических умений обязательным является

проведение работы над ошибками. Данная работа проводится учителем регулярно и

обязательно в определённой системе. По предупреждению орфографических ошибок

учителем организуется и проводится работа с использованием различных словарей,

проводятся зрительные и предупредительные диктанты.

При проверке контрольных работ, изложений и сочинений учителем избирается

такой способ фиксации ошибок, который позволяет при последовательном их

применении определять цели обучения, учит учащихся находить и исправлять

ошибки. Большую результативность обеспечивает индивидуальный подход. Для учёта

допущенных учащимися ошибок, учитель заполняет лист со списком учащихся, где

напротив каждого выписаны орфограммы, вызвавшие затруднения: ученик,

получивший проверенную работу, видит свои ошибки и работает над этим. Данный

вид работы позволяет учителю спланировать опрос на уроке по закреплению

изученного материала, а ученику повторить и закрепить правописание слов, где были

допущены ошибки.

Эта работа может проводиться на любом этапе урока. Это может быть работа по

карточкам, различные упражнения на закрепление материала, работа в паре и в

группе. Работа над орфографическими ошибками может стать и домашним заданием.

Общий же принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы учащиеся

самостоятельно работали над своими ошибками.

Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет детей

размышлять и самостоятельно работать. После проработки в листе учителя обводится

в кружок знак фиксации ошибок ученика. Особое внимание необходимо уделить

индивидуальной помощи слабым ученикам.

Пример таблицы

Диктант

Фамилия,

имя

исправ-

ления

замена

и

пропус

к букв

безудар

-ные

гласные

непро-

износи-

мые

соглас.

правопи-

сание

«ь»

перено

с слов

чу-щу,

ча-ща,

жи-ши

чк, чн,

нч

Работа должна проводиться в системе. Самое важное в такой работе – добиться

того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. Лучший способ РНО – это её

предупреждение. Цель данного вида работы – объяснить орфограммы, закрепить

навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу.

Подведём итог. Эффективность работы над ошибками зависит от:

1.

систематичности её проведения

2.

разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных

орфограмм

3.

от максимальной для данной категории детей их активности в процессе

самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний

4.

от наличия индивидуального подхода к каждому обучающемуся.

Предложенная система работы над ошибками позволяет учащимся справиться

именно со своими проблемами, которые возникают у него в процессе обучения

орфографии и пунктуации. Тем самым и учитель видит результат в обучении

учащихся.



В раздел образования