Автор: Свириденко Светлана Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №12 города Евпатории Республики Крым"
Населённый пункт: г. Евпатория, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Система работы над ошибками как один из важнейших видов совместной деятельности ученика и учителя по повышению результативности обучения русскому языку.
Раздел: начальное образование
Система работы над ошибками как один из важнейших видов совместной
деятельности ученика и учителя по повышению результативности обучения
русскому языку.
Учитель начальных классов Свириденко С.Б.
Появление в письменной речи учащихся орфографических и пунктуационных
ошибок – закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу
объективных причин.
При формировании орфографических умений обязательным является
проведение работы над ошибками. Данная работа проводится учителем регулярно и
обязательно в определённой системе. По предупреждению орфографических ошибок
учителем организуется и проводится работа с использованием различных словарей,
проводятся зрительные и предупредительные диктанты.
При проверке контрольных работ, изложений и сочинений учителем избирается
такой способ фиксации ошибок, который позволяет при последовательном их
применении определять цели обучения, учит учащихся находить и исправлять
ошибки. Большую результативность обеспечивает индивидуальный подход. Для учёта
допущенных учащимися ошибок, учитель заполняет лист со списком учащихся, где
напротив каждого выписаны орфограммы, вызвавшие затруднения: ученик,
получивший проверенную работу, видит свои ошибки и работает над этим. Данный
вид работы позволяет учителю спланировать опрос на уроке по закреплению
изученного материала, а ученику повторить и закрепить правописание слов, где были
допущены ошибки.
Эта работа может проводиться на любом этапе урока. Это может быть работа по
карточкам, различные упражнения на закрепление материала, работа в паре и в
группе. Работа над орфографическими ошибками может стать и домашним заданием.
Общий же принцип исправления ошибок сводится к тому, чтобы учащиеся
самостоятельно работали над своими ошибками.
Учитель не столько даёт слова в готовом виде, сколько заставляет детей
размышлять и самостоятельно работать. После проработки в листе учителя обводится
в кружок знак фиксации ошибок ученика. Особое внимание необходимо уделить
индивидуальной помощи слабым ученикам.
Пример таблицы
Диктант
№
Фамилия,
имя
исправ-
ления
замена
и
пропус
к букв
безудар
-ные
гласные
непро-
износи-
мые
соглас.
правопи-
сание
«ь»
перено
с слов
чу-щу,
ча-ща,
жи-ши
чк, чн,
нч
Работа должна проводиться в системе. Самое важное в такой работе – добиться
того, чтобы учащиеся стремились избавиться от них. Лучший способ РНО – это её
предупреждение. Цель данного вида работы – объяснить орфограммы, закрепить
навыки правильного написания слов, дать установку на самостоятельную работу.
Подведём итог. Эффективность работы над ошибками зависит от:
1.
систематичности её проведения
2.
разнообразия видов упражнений, нацеленных на закрепление слабо усвоенных
орфограмм
3.
от максимальной для данной категории детей их активности в процессе
самостоятельной деятельности по осознанию ошибочных написаний
4.
от наличия индивидуального подхода к каждому обучающемуся.
Предложенная система работы над ошибками позволяет учащимся справиться
именно со своими проблемами, которые возникают у него в процессе обучения
орфографии и пунктуации. Тем самым и учитель видит результат в обучении
учащихся.