Напоминание

Методы и приёмы дифференциации на уроке химии с использованием интернет- ресурсов


Автор: Шумихина Лада Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение школа- интернат № 85
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приёмы дифференциации на уроке химии с использованием интернет- ресурсов
Раздел: полное образование





Назад




Выступление на ГМО учителей химии г. Перми 10.12.2021 г.

Шумихина Лада Владимировна школа-интернат № 85

Тема: методы и приемы дифференциации на уроке для мотивированных

учащихся.

«Одаренность человека - это маленький

росточек, едва проклюнувшийся из земли и

требующий к себе огромного внимания.

Необходимо холить и лелеять, ухаживать

за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал

обильный плод.» В.А. Сухомлинский

Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой

страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать

современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с

одарёнными

и

высоко

мотивированными

детьми

является

крайне

необходимой.

Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, я

же хочу представить Вашему вниманию свой опыт в данном направлении. В

качестве учителя химии в последние годы я работала в Лобановской СОШ с

сельскими детьми и в школе-интернате № 85, где среднее образование

получают профессиональные спортсмены. Разный контингент обучающихся

требует использования разных методов и форм работы, в том числе и для

мотивированных учеников.

Серьезной педагогической проблемой современной школы является

ориентирование на «среднего ученика» и на «стандарты образования», а

одаренным детям эти рамки узки. В результате развитие одаренных детей

тормозится, снижается уровень их притязаний, деформируется мотивация и

направленность личности на интеллектуальный труд. Более слабые ученики

теряют пример для подражания и общий уровень мотивации в классе

снижается.

Дифференцированный

подход

позволяет

каждой

личности

самореализовываться,

удовлетворять

потребности

каждого

ученика

в

соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а также

учит адекватно оценивать свои знания.

Существует

несколько

подходов

к

определению

уровней

дифференциации:

- академик РАО проф. В. Д. Шадриков предлагает ввести шесть

уровней сложности;

- профессор В.В.Гузеева, сторонник трехуровневой дифференциации

заданий.

- Фирсов В.В, руководитель московского центра «Образование для

всех», предлагает вести два уровня дифференциации учебных заданий:

обязательный и для интересующихся предметом.

Для учащихся спортивной школы предпочтителен подход Фирсова

В.В., так как большую часть времени обучающиеся находятся на спортивных

сборах и основную массу обязательных знаний получают в режиме

дистанционного и самостоятельного обучения. Для повышения мотивации

одаренных детей предлагаются исследовательские задания, связанные с их

профессиональной деятельностью.

Для обычной общеобразовательной школы, чаще всего используется

подход Гузеевой В.В. Согласно данной методике задания для учащихся

дифференцируются на три уровня:

1)

Первый уровень - минимальный. Выполнение учащихся заданий

этого

уровня

отвечает

минимальным

установкам

образовательного

стандарта. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным

признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного

характера, решают шаблонные, многократно разобранные ранее задачи, то на

выполнение таких заданий они получают отметку “З”.

2)

Второй уровень – общий. Если учащиеся могут воспользоваться

способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные

признаки, присущие группам сходных объектов, и проводя соответствующий

анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи

с явно выраженным типом связи, они получают отметку “4”.

3)

Третий уровень – продвинутый. Он для учеников, которые,

интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой

способ решения тех или иных задач, причем даже таких, в которых, кроме

явной, присутствует и скрытая (латентная) связь, ориентируются на

глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений, и

при этом способны переносить незнакомые, новые, нестандартные ситуации.

Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой “5”. Именно этот

уровень подходит для работы с мотивированными учащимися, дает основу

для творчества учителей и детей.

Подробнее остановимся на технологии работы с детьми в условиях

дистанционного обучения. Учащиеся минимального и общего уровня

достигают школьных навыков на интернет-площадках ИОС МЭО, Skills4u.

Мотивированные

учащиеся

продвинутого

уровня

получают

творческие, исследовательские задания, не имеющие готового ответа.

Например, в 8 классе предлагались темы исследований: «Методы очистки

воды в туристическом походе», «Реакция горения в различных условиях»,

«Разделение смеси сахара и речного песка. В чем сложности?», а также

практико-ориентированные задачи подобные нижеследующим:

- Имеются одинаковые по объему закрытые сосуды, заполненные

кислородом, углекислым газом и азотом. Как распознать газы, не открывая

отверстий?

- Чайная ложка вмещает около 10г поваренной соли. Сколько атомов

натрия и хлора содержится в данной порции вещества?

- Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода, который

используют для обработки ран. Какой объем раствора может приготовить

фармацевт из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна

быть 0,950 г/мл? и т.п.

В 9 классе предлагались практические задания и исследования,

которые можно выполнить в домашних условиях при наличии свободного

времени и хороших знаний химии. Например: «Электролиз. Покрытие

железного гвоздя медью»; «Выращивание кристаллов», «Питьевой режим

спортсмена. На примере влияния различных напитков на зубы»; «Спортивное

питание и здоровье», «Натуральный клей: за и против», «Живая и мертвая

вода».

Анализируя

опыт

работы,

хочу

отметить,

что

использование

интернет-площадок ИОС МЭО, Skills4u, позволяют достичь минимального и

общего уровня знаний по предмету, исключают возможность претензии со

стороны родителей к объективности оценки знаний ученика. На данных

площадках существуют так же задания повышенной сложности, которые

стимулируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют

фиксации их личных достижение и повышению самооценки. Использование

технологии проектной деятельности дает стимул одаренным ученикам к

дальнейшему саморазвитию.



В раздел образования