Автор: Шумихина Лада Владимировна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение школа- интернат № 85
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и приёмы дифференциации на уроке химии с использованием интернет- ресурсов
Раздел: полное образование
Выступление на ГМО учителей химии г. Перми 10.12.2021 г.
Шумихина Лада Владимировна школа-интернат № 85
Тема: методы и приемы дифференциации на уроке для мотивированных
учащихся.
«Одаренность человека - это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли и
требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал
обильный плод.» В.А. Сухомлинский
Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой
страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать
современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с
одарёнными
и
высоко
мотивированными
детьми
является
крайне
необходимой.
Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, я
же хочу представить Вашему вниманию свой опыт в данном направлении. В
качестве учителя химии в последние годы я работала в Лобановской СОШ с
сельскими детьми и в школе-интернате № 85, где среднее образование
получают профессиональные спортсмены. Разный контингент обучающихся
требует использования разных методов и форм работы, в том числе и для
мотивированных учеников.
Серьезной педагогической проблемой современной школы является
ориентирование на «среднего ученика» и на «стандарты образования», а
одаренным детям эти рамки узки. В результате развитие одаренных детей
тормозится, снижается уровень их притязаний, деформируется мотивация и
направленность личности на интеллектуальный труд. Более слабые ученики
теряют пример для подражания и общий уровень мотивации в классе
снижается.
Дифференцированный
подход
позволяет
каждой
личности
самореализовываться,
удовлетворять
потребности
каждого
ученика
в
соответствии с его способностями, интересами и возможностями, а также
учит адекватно оценивать свои знания.
Существует
несколько
подходов
к
определению
уровней
дифференциации:
- академик РАО проф. В. Д. Шадриков предлагает ввести шесть
уровней сложности;
- профессор В.В.Гузеева, сторонник трехуровневой дифференциации
заданий.
- Фирсов В.В, руководитель московского центра «Образование для
всех», предлагает вести два уровня дифференциации учебных заданий:
обязательный и для интересующихся предметом.
Для учащихся спортивной школы предпочтителен подход Фирсова
В.В., так как большую часть времени обучающиеся находятся на спортивных
сборах и основную массу обязательных знаний получают в режиме
дистанционного и самостоятельного обучения. Для повышения мотивации
одаренных детей предлагаются исследовательские задания, связанные с их
профессиональной деятельностью.
Для обычной общеобразовательной школы, чаще всего используется
подход Гузеевой В.В. Согласно данной методике задания для учащихся
дифференцируются на три уровня:
1)
Первый уровень - минимальный. Выполнение учащихся заданий
этого
уровня
отвечает
минимальным
установкам
образовательного
стандарта. Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным
признакам (узнавание, припоминание), выбирают задания репродуктивного
характера, решают шаблонные, многократно разобранные ранее задачи, то на
выполнение таких заданий они получают отметку “З”.
2)
Второй уровень – общий. Если учащиеся могут воспользоваться
способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные
признаки, присущие группам сходных объектов, и проводя соответствующий
анализ этих фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи
с явно выраженным типом связи, они получают отметку “4”.
3)
Третий уровень – продвинутый. Он для учеников, которые,
интересуясь предметом, знают больше остальных. Они могут находить свой
способ решения тех или иных задач, причем даже таких, в которых, кроме
явной, присутствует и скрытая (латентная) связь, ориентируются на
глобальные признаки, отличающие широкие классы объектов и явлений, и
при этом способны переносить незнакомые, новые, нестандартные ситуации.
Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой “5”. Именно этот
уровень подходит для работы с мотивированными учащимися, дает основу
для творчества учителей и детей.
Подробнее остановимся на технологии работы с детьми в условиях
дистанционного обучения. Учащиеся минимального и общего уровня
достигают школьных навыков на интернет-площадках ИОС МЭО, Skills4u.
Мотивированные
учащиеся
продвинутого
уровня
получают
творческие, исследовательские задания, не имеющие готового ответа.
Например, в 8 классе предлагались темы исследований: «Методы очистки
воды в туристическом походе», «Реакция горения в различных условиях»,
«Разделение смеси сахара и речного песка. В чем сложности?», а также
практико-ориентированные задачи подобные нижеследующим:
- Имеются одинаковые по объему закрытые сосуды, заполненные
кислородом, углекислым газом и азотом. Как распознать газы, не открывая
отверстий?
- Чайная ложка вмещает около 10г поваренной соли. Сколько атомов
натрия и хлора содержится в данной порции вещества?
- Фармацевту необходимо приготовить 5%-ный раствор йода, который
используют для обработки ран. Какой объем раствора может приготовить
фармацевт из 10 г кристаллического йода, если плотность раствора должна
быть 0,950 г/мл? и т.п.
В 9 классе предлагались практические задания и исследования,
которые можно выполнить в домашних условиях при наличии свободного
времени и хороших знаний химии. Например: «Электролиз. Покрытие
железного гвоздя медью»; «Выращивание кристаллов», «Питьевой режим
спортсмена. На примере влияния различных напитков на зубы»; «Спортивное
питание и здоровье», «Натуральный клей: за и против», «Живая и мертвая
вода».
Анализируя
опыт
работы,
хочу
отметить,
что
использование
интернет-площадок ИОС МЭО, Skills4u, позволяют достичь минимального и
общего уровня знаний по предмету, исключают возможность претензии со
стороны родителей к объективности оценки знаний ученика. На данных
площадках существуют так же задания повышенной сложности, которые
стимулируют познавательную деятельность обучающихся, способствуют
фиксации их личных достижение и повышению самооценки. Использование
технологии проектной деятельности дает стимул одаренным ученикам к
дальнейшему саморазвитию.