Автор: Синицына Екатерина Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: ДОУ "Рябинушка"№52
Населённый пункт: г.Нерюнгри, Нерюнгринский район
Наименование материала: Занятие для детей с ЗПР 6-7 лет
Тема: "Весна"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия для детей с задержкой психического развития по теме "Весна"
Цель:
1.Закреплять и активизировать словарь по теме “Весна”.
2. Совершенствовать навыки подбора и употребления грамматических средств языка: глаголов и
прилагательных к существительным;
3. Закреплять умение согласовывать числительные с прилагательными и существительными.
4. Закреплять навыки словообразования: умение образовывать прилагательные и существительные с
уменьшительно – ласкательным суффиксом, умение подбирать родственные слова. Развивать
координацию речи и движений, память, внимание.
5. Продолжать формировать навыки совместной деятельности: внимательно слушать педагога; умение
отвечать полным предложением; при необходимости уметь помогать друг другу.
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Закреплять умение считать до 5-ти, называть числительные по порядку, соотношение числа с
количеством предметов, соотношение геометрических фигур с предметами.
2. Закреплять умения в сравнении предметов разного размера и величины, употреблении слов большой -
маленький, высокий – низкий.
3. Закреплять пространственно – временные представления,
4. Активизировать словарь по теме «Весна».
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать мышление, память, воображение (установление причинно – следственной связи,
закономерности, зрительное восприятие целостность, слуховое внимание).
2. Развивать общую и мелкую моторику.
3. Развивать диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Формировать познавательную активность.
2. Воспитывать навыки общения в играх и совместной деятельности.
Оборудование: фланелеграф; 3 картины на весеннюю тему – по месяцам; цифры (на каждого ребенка)
(1,2,3,4,5); карандаши; мяч; альбомные листы с недорисованным рисунком.
Ход занятия.
Дефектолог:
- Ребята, сейчас я прочитаю вам стихотворение Ирины Токмаковой, но оно будет не законченно, и вы,
пожалуйста помогите мне его закончить. Слушайте внимательно:
К нам она шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у …(весны) (дети подсказывают слово - весны)
Дефектолог:
_ Скажите, про какое время года говорится в стихотворении? (ответы детей полным предложением)
На доску выставляются картины.
Упражнение «Подбери действия и признаки предмета» к существительным
Дефектолог:
- Что изображено на картинах? (ответы детей полным предложением)
- Солнце весной что делает? (ответы детей: солнце весной сияет, греет, светит, ласкает, улыбается)
- Почки весной что делают? (ответы детей: весной почки набухают)
- Листочки весной что делают? (ответы детей: листочки весной появляются)
- А какие весной листочки? (ответы детей: листочки весной зеленые, молодые, клейкие)
- Трава весной что делает? (ответы детей: трава весной зеленеет, появляется, прорастает)
- Правильно, молодцы
Дефектолог:
- Ребята, посмотрите внимательно, что находится на картине (ответы детей полным предложением
Дефектолог:
- Правильно, молодцы.
Дети сели за стол.
Упражнение на развитие слухового внимания “Что лишнее и почему?”
Дефектолог называет слова “Зима, весна, март, лето”, просит сказать какое слово лишнее и почему.
Дети: лишнее слово - Март. Это месяц.
Дефектолог называет “Март, апрель, весна, май”.
Дети: лишнее слово - Весна. Это время года и такие (весна, весенний, весло, веснянка).
Упражнение на развитие слухового внимания “Выберите правильный ответ”.
На столе у каждого ребенка цифры.
Дефектолог:
- Сейчас я буду задавать вам вопрос, вы слушайте внимательно, и показывайте цифру – ответ
Дефектолог:
- Сколько времен года вы знаете? Поднимите цифру с ответом и назовите её
Дети поднимают карточку с цифрой 4 и называют времена года – осень, зима, весна, лето
Дефектолог:
- Сколько весенних месяцев вы знаете? (называет цифры: 1, 2, 3, 4, 5).
Дети поднимают карточку с цифрой 3 и объясняют – почему.
Дети: март, апрель, май
Дефектолог:
- Какой по счету март, апрель, май?
Дети поочередно поднимают карточки с цифрами, дополняя ответом.
Физминутка «Дует ветер»
Упражнение на развитие зрительного внимания и развитие мелкой моторики «Дорисуй дерево»
Дети самостоятельно выполняют работу.
Упражнение на умение образовывать существительные в уменьшительно – ласкательной форме
«Назови ласково»
Дефектолог:
- Как сказать ласково: солнце, трава, облако, лист, дерево, почка – (ответы детей).
- Хорошо, молодцы.
Игра с мячом «Угадай – ка» согласование существительного с прилагательным.
Дефектолог:
- А теперь послушайте меня внимательно и дайте мне правильный ответ.
Дефектолог читает предложения, дети подбирают по смыслу – правильный ответ
Дефектолог:
- Теплый – это весна или денек?
- Веселое – это солнце или настроение?
- Быстрый – это лужа или ручеек?
- Красивый – это лодочка или кораблик?
- Глубокая –это лужа или ручеек?
- Молодцы, хорошо отвечали.
Дети подходят к доске.
Упражнение на развитие зрительного внимания, логического мышления, установления причинно –
следственной связи «Что неправильно нарисовал художник?»
Дефектолог:
- Ребята, посмотрите внимательно на эту картину и скажите, что неправильно нарисовал художник?
Дети ведут рассуждения и дают ответы.
Итог занятия.
Дефектолог:
- Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами беседовали, о каком времени года? (дети дают свои ответы).
- Какие характерные признаки весны вы знаете? (дети дают ответы полным предложением).
- Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали, правильно отвечали на поставленные вопросы.
Хочу вас поблагодарить. Всем спасибо.