Напоминание

Игра " Колесо истории"


Автор: Черезов Анатолий Александрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "ООШ с.Сиреники"
Населённый пункт: с.Сиреники Провиденский городской округ ЧАО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игра " Колесо истории"
Раздел: среднее образование





Назад




Номинация «История государства Российского»

Викторина по истории России в форме игры

КОЛЕСО ИСТОРИИ

для учащихся 5-9 классов

Автор: «Черезов Анатолий Александрович»

МБОУ «ООШ с.Сиреники» ЧАО, 2021 г.

Аннотация

Внеклассное мероприятие проводится в форме игры-викторины «Колесо истории».

Викторину можно провести как внеурочное мероприятие по истории в рамках предметной

недели, а так же на классном часе, посвящённом истории России. В игре участвуют две команды

по 6 человек.

Цель мероприятия:

Создание условий для формирования устойчивого интереса к истории

России, нравственно-патриотических чувств и ценностных ориентаций.

Задачи:

Образовательные:

способствовать систематизации и закреплению знаний по истории России с помощью

материала, представленного в неординарных ситуациях.

Развивающие:

вести

работу,

направленную

на

развитие

любознательности,

воображения,

умения

принимать нестандартные решения;

Воспитательные:

совершенствовать умение осуществлять учебно-познавательную деятельность в группе;

вести работу, направленную на воспитание чувства гордости и уважения к настоящему и

прошлому своей страны.

Время реализации мероприятия: 60 минут

Необходимое оборудование и материалы:

компьютер;

мультимедийный проектор;

экран;

разноцветные жетоны для зрителей-болельщиков : белого, синего, красного;

отличительные знаки игроков (белый, синий, красный) и карточки тех же цветов,

используемые для отметки вариантов ответа;

таблички с вариантами ответов для заданий;

тексты исторических справок;

призы для участников игры

презентация.

Ход игры

Отборочный тур. В игре принимают участие 2 команды.

Учитель: Как Вы знаете, у любой игры есть правила. Викторина проводится в несколько туров.

Каждый правильный ответ оценивается определённым количеством баллов.

Информация-

предупреждение для болельщиков и зрителей. За подсказки баллы снимаются.

Правила игры.

Игра состоит из восьми туров. В каждом туре по два вопроса или задания, вопрос к зрителям и

вопрос для супер игры. Игрок, набравший наибольшее количество баллов, приглашается на

суперигру. Время на ответы дается не больше 30 секунд. За каждый правильный ответ игрок-

команда получает от 5-до 10 баллов (сумма баллов), за неверный ответ – ноль. После каждого

вопроса жюри оценивает.

Правильный ответ на вопрос от зрителей дает дополнительные 5 баллов в общую сумму игрока,

например, команда зеленых. После каждого ответа на вопрос, данный игроками, ученый- секретарь

обязательно озвучивает правильный ответ.

Эпиграф:

"...Клянусь честью, что ни за что на свете я не

хотел бы переменить отечество, или иметь другую

историю, кроме истории наших предков, такой,

какой нам Боже дал".

А.С.Пушкин.

Вопросы

I

тура

«

Что я знаю о России"

Блиц-опрос

1. Что обозначает каждый цвет на флаге России? (Белый- свобода, откровенность, благородство.

Синий - Богородица, верность, честность. Красный - державность, мужество, смелость, любовь).

2. Год основания Москвы (1147 г.);

3. Год основания Санкт-Петербурга? (1703 г.)

4. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города,

государства, семьи, отдельного лица? (Герб)

5. Как называется наука о гербах? (Геральдика)

6.

На каком материке расположена Россия? ( Евразия)

7. Человек, любящий свою родину? (Патриот)

8. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности? (Гражданин)

9. Самый главный человек страны, получивший от народа право на власть? (Президент)

10. Как наша Родина называлась в древности? (Русь)

11. Назовите столицу первого русского государства (Киев)

12. Русский праздник проводов зимы, это – (Масленица)

13. Самый известный русский баснописец (Иван Андреевич Крылов)

14. Самый первый в истории человечества космонавт (Юрий Алексеевич Гагарин)

15. Самая популярная в мире русская игрушка (Матрёшка)

16. Самый популярный герой русских былин (Илья Муромец)

Вопросы

II

тура «Крылатые выражения»

Объясните смысл крылатых выражений:

1.«Биться об заклад» - Обозначает: спорить на что - либо. Закладом на Руси называли залог, а

также пари, спор на выигрыш или саму ставку. Биться означало «держать пари, спорить».

2.«Положить в долгий ящик» - В приказных избах в России подававшиеся прошения

складывались в длинные лари. Эти дела лежали годами не разобранными. Употребляется, когда

решение откладывается на неопределённый срок.

3.«Кричать во всю ивановскую»

1.В Московском Кремле у колокольни Ивана Великого была Ивановская площадь. На ней во

всеуслышание объявлялись народу все важные государственные указы. Употребляется в смысле

осуждения, слишком громко разговаривающего человека.

2. на Ивановской площади также иногда наказывались дьяки. Их нещадно били кнутами и

батогами, отчего они кричали во всю Ивановскую площадь.

4.«Работать спустя рукава» - Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень

низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает работать

плохо, неаккуратно.

Вопросы

III

тура «Необычные имена»

Правители Российского государства.

Назовите исторических деятелей, которым принадлежат эти прозвища.

1.«Красное Солнышко»

-

Прозвище Владимира Святославовича,

ставшего

в 978 году

единовластным правителем всей Киевской Руси – Красное Солнышко. Так его назвал простой

народ. А прозвище Великий, Святой, Креститель и «сей князь, названный церковью» Владимир

получил после крещения языческой Руси и принятия христианства в качестве государственной

религии.

2. «Денежный мешок» – Иван I Данилович, князь московский, а затем Владимирский. Собиратель

земель вокруг Москвы. Скопил богатства в Москве, что помогало ему откупаться от Золотой Орды,

сохраняя мир и предотвращало набеги на Русь. Был прозван Калитой, т.е. «денежным мешком».

3. «Тишайший» -

Второй монарх из династии Романовых, Алексей Михайлович, получил

прозвище тишайшего царя не за короткость характера, а за то, что смог «утешить» Россию,

раздираемую мятежниками и самозванцами, которых тогда называли «развратниками тишины».

4.

«Кровавый»

– прозвище императора, Николая

II, ставшего последним самодержцем

Всероссийским. Он его получил после событий 1896 года на Ходынке и кровавого воскресенья

1905.

Вопросы

IV

тура «Символы России

»

1. На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник

официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

2. В октябре 1935 года над Кремлем вместо двуглавых царских орлов появились пятиконечные

звезды. Что означает изображение пятиконечной звезды?

(Пятиконечная звезда указывает на честь, отвагу, мужество, а венцом всего – благочестие.

Пентаграмма в раннем христианстве считалась символом страданий Христовых. Так как Иисуса

распяли на кресте, ноги и руки у него были прибиты гвоздями, а на голове терновый венец.

Некоторые

считают

пентаграмму

символом

всемогущего

интеллекта

и

разума.

Вопросы

V

тура

.

«Словесный портрет»

О ком идет речь?

1. «…она приехала в Россию , имея, всего 3 платья и полдюжины рубах и столько же носовых

платков. В 1754 г. у нее родился сын Павел . Политика ее была национальной и благоприятной

дворянству . При ней возникла внушительная основа коллекции сегодняшнего Эрмитажа , её агенты

– искусствоведы разъезжали по обедневшим дворам европейских правителей и владетельных особ,

покупая шедевры и целые коллекции для неё.

2. Первый русский учёный –естествоиспытатель , поэт, филолог, художник, историк, просветитель.

Родился в семье крестьянина-помора . Он был инициатором разнообразных научных , технических

и культурных начинаний . Просветительская деятельность его не ограничивалась рамками

Академии Наук . Он предложил проект создания в Петербурге отдельного университета.

3.

Он был очень неординарным человеком .

Прежде всего, поражает разносторонность его

дарований: он был незаурядным полководцем и дипломатом , флотоводцем и законодателем. Его

можно было встретить и с топором и пером в руках , вырезающим новый шрифт и сидящим за

чертежом нового корабля , озабоченным постигшей неудачей и ликующим по поводу одержанной

победы , за изучением какой-либо диковинной машины и размышляющим над устройством

правительственного механизма обширного государства. Однако он был не только дельцем, но и

мыслительным.

4. «…Он рос в обстановке дворцовых интриг, на его глазах разыгрывались жестокие сцены казней и

вероломства.В период правления его отца в Руси уже утвердился порядок престолонаследия: от

отца - к сыну. Подросток видел себя самодержцем , повелевающим судьбами государства и

подданных. Он становился властным , беспощадным и безмерно подозрительным, и эта

подозрительность привела в годы его правления к расколу в российском обществе, более известная

как – опричнина. Были убиты и казнены десятки тысяч людей.»

Вопросы

VI

тура. « Знаешь ли ты?»

1. О ком и кем сказаны эти слова: «Далеко шагает мальчик. Пора его унять». (О Наполеоне сказал

А.В.Суворов)

2. В 2022 году будет отмечаться 210 лет со дня одного из важнейших событий в Отечественной

истории. Что это за событие? (Отечественная война 1812 г., Бородино)

3.Назовите русский аналог турецкой пословицы: "Кто нюхает розу, тот терпит боль от её шипов".

(Ответ: Любишь кататься, люби и саночки возить.)

4. Какое советское оружие изображено на гербах 5 стран? (автомат Калашникова)

Вопросы

VII

тура. « Поговорки и пословицы».

Что означает данная поговорка?

1. В старину на Руси этот день считался свободным от работы, и тогда с помощью этой поговорки

характеризовали бездельника. Назовите эту поговорку. (Ответ: Семь пятниц на неделе)

2. В русскую армию забривали, как известно, не всех крестьян. Рекрутов тщательно выбирали.

Например, у пригодного к службе рекрута значение одного из параметров должно было составлять

не менее 30. А чему равно значение этого параметра у здорового взрослого человека?

Ответ: 32 (количество зубов).

3.

9 декабря на Руси отмечали народный праздник Юрьев день (26 ноября по старому стилю). Эта

важная историческая дата. Дело в том, что в Юрьев день русские крестьяне могли расплатиться с

владельцем земли и сменить место жительства. Затем это право отменили. Появилась поговорка.

(Ответ:«Вот тебе, бабушка, Юрьев день») связана с запретом на смену феодала и обозначает

разочарование из-за несбывшихся надежд.

4.

Раньше не было нормально действующих законов, и как в обыденной жизни, так и в суде

встречались случаи неадекватных наказаний. Например, какой-нибудь раб на рынке крадёт хлеб,

продавец хлеба его убивает - и никакого наказания за это не несёт, максимум - денежную выплату.

Широко применялся в древности – принцип мести. На основании этого принципа появился обычай

кровной мести. Как он называется? (Ответ: Око за око, зуб за зуб)

Вопросы

VIII

тура. «Я помню! Я горжусь! Великая Отечественная война».

Блиц-опрос.

1.Выберите, в честь какого полководца немецкими захватчиками был назван один из планов.

(Барбаросса)

2. Сколько дней и ночей длилась Великая Отечественная война? (1418)

3. По льду этого озера проходила «Дорога жизни», которую проложили для снабжения блокадного

Ленинграда. (Ладожское)

4. Во время какой битвы произошло самое крупное танковое сражение Великой Отечественной

войны? (Курская битва)

5. Какой танк стал легендой Второй Мировой войны? (Т-34)

6. Кого называли «сыновьями полка»? (детей, которые рядом с взрослыми сражались против

врага)

7. Каких полководцев считают Маршалами Победы? ( Жуков, Рокоссовский, Баграмян)

8.Назовите песню-гимн Великой Отечественной войны? («Священная война» известна по первой

строке «Вставай страна огромная…»)

9.Назовите военные песни, которые поднимали дух советских солдат? (« Катюша», «Синий

платочек», «В землянке»)

10. Как вы понимаете слово «доброволец»? (человек по зову сердца, бесплатно идет защищать и

помогать)

11. Кого называли «народными мстителями»? (такое прозвище было у партизан, т.к. они мстили

врагу за многочисленные убийства и грабежи)

12.Назовите главные черты советских солдат, благодаря которым была одержана долгожданная

Победа? (мужество, героизм, отвага, самопожертвование)

Подведение итогов и награждение победителей.

Рефлексия. Я приобрел….

Я понял что….

Было трудно….

Было интересно….

Хочу похвалить…..



В раздел образования