Автор: Батаева Ольга Григорьевна
Должность: учитель музыки и технологии
Учебное заведение: МБОУ "ООШ № 100 им. С.Е. Цветкова"
Населённый пункт: Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Современный урок музыки (с применением инновационных технологий).
Тема: Современный урок музыки (с применением инновационных технологий).
Раздел: среднее образование
Современный урок музыки
(с применением инновационных технологий).
Урок-это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального
богатства, показатель его
кругозора и эрудиции.
.В.А.Сухомлинский.
Многие проблемы, решаемые современной российской школой, связаны
со значительным обновлением содержания образования, с качественной
реализацией государственного стандарта общего образования, с созданием
условий для самореализации и самоопределения личности обучающегося.
Тенденции обновления отразились и на музыкальном образовании детей.
Актуальными проблемами
современного музыкального образования
являются:
1.
использование комплексного подхода в преподавании на основе
взаимодействия различных видов искусства;
2.
внедрение новых образовательных технологий;
3.
использование инновационных форм работы;
4.
использование современных методов музыкального воспитания;
5.
использование принципов художественной дидактики.
Урок не должен стать только фактом встречи ребенка с музыкой, его
результатом должны стать изменения в самом ребенке.
В общепринятом понимании современный урок музыки - это урок,
созвучный времени, в котором гармонично сочетаются приоритетные задачи
образовательной сферы и специфика восприятия музыки. Сегодня задачи
школьного образования центрируются вокруг РЕБЕНКА, раскрытия его
индивидуальности и неповторимости, умения найти себя в обществе,
быть
преобразователем
себя
и
окружающей
действительности.
Существует три постулата, лежащие в основе современного урока:
1. Урок есть открытие истины, поиск истины в совместной деятельности
детей и учителя.
2. Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно
совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры.
3. Ученик в качестве субъекта осмысления истины и субъекта жизни на
уроке остаётся всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и
никогда не выступая в роли средства.
Цель учителя в современном школьном уроке музыки ориентирована
на изменения, происходящие в обучающихся. Это означает, что процесс
обучения
должен
быть
направлен
не
на
передачу
готового
опыта
музыкальной деятельности, а на освоение способов быть сопричастным к
этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.
Качественной
реализации
государственного
стандарта
общего
образования способствует внедрение новых образовательных технологий.
Наиболее
показательным
является
использование
инновационных
технологий:
Технология
развивающего
обучения
(проблемное
изложение
учебного
материала,
частично-поисковая
деятельность,
самостоятельная проектная исследовательская деятельность).
Проектная исследовательская деятельность.
Одним из методов
технологии развивающего обучения (Гальперин,
Давыдов, Выготский) является метод проектов.
Личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированное
образование
предполагает
обязательную
опору
на
знание
того,
как
обучающиеся выполняют творческие работы, умеют ли они проверять
правильность собственной работы, корректировать её, какие умственные
операции они должны выполнить для этого и т.д.
ИКТ-технологии:
1.
использование интерактивной доски;
2.
работа с Интернет-ресурсами;
3.
создание собственного цифрового образовательного пространства;
4.
создание собственной мультимедийной библиотеки и т.д.
Современному учителю музики информационные технологии позволяют
по-новому
использовать
на
уроках
музыки
текстовую,
звуковую,
графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают
методические возможности урока музыки, придают ему современный
уровень.
Как уже замечено, инновации – это не только мультимедийные
программы.
Мультимедия
часто
мешает
инновациям.
В
основном
инновационные технологии – это методы обучения, которые базируются на
активном общении учеников. Применение различных форм в основе которых
лежит работа в парах, работа в группах позволяют ученикам больше
общаться по теме, вырабатывают умения работы в команде, активизирует
мыслительную и творческую деятельность, помогает раскрыться детям с
разным характером, темпераментом. На уроке каждый несет себе работу по
душе, в соответствии со своими склонностями и возможностями. Эти
технологии помогают быстро усвоить новые понятия, но, главное, применить
новые знания и навыки на практике.
Использование интерактивных форм на уроках музыки.
Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту,
когда возникла потребность в создании педагогических условий, которые
обеспечивают самое главное в образовательном процессе – развитие
личности каждого учащегося, его активности. Необходимо, чтобы учащийся
стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем
успешно применить их в практической деятельности. В настоящее время
способность педагога решать педагогические задачи с привлечением
интерактивных форм обучения, становится важной составляющей его
профессионализма. Это в полной мере относится и к профессиональной
деятельности учителя музыки.
В
условиях
интерактивного
обучения
акцент
ставится
на
самостоятельной учебной деятельности самих учащихся, что способствует
более полной самореализации школьников в процессе обучения, а значит его
эффективности.
Интерактивный метод - это метод обучения, построенный на
усиленном
межсубъектном
взаимодействии
всех
участников
процесса
обучения. С точки зрения организации интерактивного обучения можно
выделить
такие
формы,
как:
игровые,
дискуссионные,
групповые,
исследовательские, дистанционные.
Можно выделить следующие педагогические условия применения
интерактивных форм обучения на уроках музыки:
создание личностно-деятельностной ситуации в процессе решения
учебных задач;
создание ситуации успеха;
ориентация на групповую работу учащихся и использование приемов,
способствующих организации взаимодействия в группе;
усиление самостоятельности учебной деятельности;
рефлексивное подведение итогов.
«Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут и который они
призваны изменять»
М.Горький
Игра – путь
к
познанию
ребёнком самого себя…
Ни к
какой
деятельности ребёнок
не
проявляет столько
интереса,
сколько
к игровой.
Ему интересно, а значит,
познание
происходит легко,
с удовольствием. В этом
секрет
воспитательных
возможностей игры. Игра – путь
к
познанию
ребёнком самого себя, своих
возможностей, способностей, своих
«пределов».
Самопроверка всегда
побуждает к самосовершенствованию. Поэтому детские игры – важное
средство самовоспитания.
Применение игровых форм обучения:
1.Повышает внимание учащихся (как непроизвольное - интерес, яркость,
привлекательность, так и произвольное – необходимость следовать правилам
и т.п.), а это важное условие для эффективной познавательной деятельности.
2.Увеличивает объём и длительность запоминания, так как в игре
активизируются различные виды памяти (непроизвольная, произвольная,
словесно – логическая, наглядно – образная, эмоциональная).
3.Формируется творческое воображение, развивается фантазия.
4.Доставляет учащемуся радость и удовольствие.
Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная
учебная
деятельность,
когда
каждый
участник
и
команда
в
целом
объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на
выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по
имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.
Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у
детей музыкальные способности в доступной игровой форме, помочь им
разобраться в соотношении звуков по высоте. Развить у них чувство ритма,
тембровый и динамический слух.
Классификация дидактических игр (по И.Я.Ланиной):
1.Творческие
(ролевые)
игры,
в
которых
все
действия
участников
определяются порученной им ролью («Суд над…», «Защита темы», «игры-
путешествия» и пр.);
2.Игры – соревнования, связанные с выявлением победителя (викторины,
конкурсы и пр.);
3. игры – упражнения, направленные на выполнение занимательных заданий
(кроссворды, ребусы, шарады, опыты и т.п.);
4. игры с раздаточным материалом (дидактическое лото, домино и т.п.);
5. деловые игры, связанные с имитацией возможной жизненной ситуации.
Ролевые игры.
Ролевая игра – это комплексный методический прием обучения, в
котором маленькая группа в форме игрового представления критически
рассматривает важную для неё тему и при этом участники в защищенной
воображаемой ситуации исполняют роли различных предполагаемых людей
или вариации к одной и той же роли.
Дидактическая цель
ролевой игры заключается, прежде всего, в
способствовании развития компетенции действия, показывая и обосновывая
возможности альтернативных действий.
Необходимым условием на уроке - создание активного выражения себя в
творчестве
каждого
ребенка,
независимо
от
индивидуальных
его
возможностей. Первое - четко сформулированная учителем задача; второе -
постепенное, совместно с учащимися, решение этой задачи; третье -
окончательный вывод, сделать который и произнести (всегда, когда это
возможно) должны сами учащиеся.
Для углубления понимания художественного образа – поэтического,
музыкального, решая задачи осмысления понятий «прекрасного», «образа»,
нужно вводить детей в мир мастера путем ролевых игр.
Примеры ролевых игр.
Ролевая игра «Я сочинитель»
Детям предлагается опираясь на поэтический текст сочинить мелодию
приближая ее к «мелодии» стихотворения.
Ученикам предлагается самим сочинить свои мелодии в определенном
стиле, жанре, форме (старшие классы), образе (младшие классы) или
на заданный текст.
Ритмизация литературных текстов исходя из выразительности слова.
Заданный размер (старшие классы); заданные длинные и короткие
звуки (младшие классы).
Игра «Цвет и звук»
1. Карточки различного цвета раскладываются по классу. Детям предлагается
выбрать цвет, соответствующий их внутреннему настроению и выполнить
следующие задания:
- по очереди голосом озвучить цвет, каким они его слышат;
- зазвучать всем вместе (одновременно) и каждому по-своему;
- создать звуковое произведение и исполнить под управлением дирижера.
2. Перевод музыки на язык другого вида искусства. Предлагается перевести
«переинтонировать» услышанный музыкальный образ на конкретные или
абстрактное его выражение в живописи, танце, литературе, пантомиме.
Например:
1 класс, 2 четверть. Тема «О чем говорит музыка». Д.Кабалевский «Танец
молодого бегемота» (танец)
2 класс, 1 четверть. Тема «Песенность».Э.Григ «Утро» из сонаты "Пер
Гюнт” (пантомима)
5 класс, 1 четверть. Тема «Песня без слов» П.Чайковский «Грустная
песенка». (Живопись)
7 класс, 3 четверть. Тема «Музыкальная драматургия».
Д. Шостакович «Ленинградская симфония» (Литература)
Ролевая «Ассоциации»
1.
Предлагается составить цепочку своих ассоциативных признаков,
которые являются отличительными для данного композитора.
Например:
-
Классик – отечественный – философ – наставник – основатель
русской классики – мой идеал (М.И.Глинка).
- Классик – гений – солнечный – легкая музыка = (В.А.Моцарт)
7-9 класс.
- Составить цепочку ассоциаций работая со словарем (при изучении
творческого пути композитора). 5-6 класс.
2.
После прослушивания произведения ученикам предлагается по цепочке
назвать ассоциативные слова, относящиеся и к произведению, и к уже
названным словам. Все варианты фиксируются на доске и в тетради.
Домашним заданием может послужить написание мини-сочинения на
заданную или свободную тему, опираясь на перечисленные понятия.
К проблемно-моделирующей игре могут относиться
другие формы игровых ситуаций:
1) Сочинение песни по кругу. Первый по цепочке ребёнок поёт фразу, второй
придумывает продолжение и т. д. так, чтобы последний в цепочке закончил
предложение. Например: цепочка из 8 человек: «песни очень я люблю» - «я их
каждый день пою» - «утром, вечером и днем» - «с песней дружно мы
живем» - «песни разные бывают» - «люди все их обожают» - «потому что с
песней всем» - «грустить не хочется совсем». (5 класс. Тема «Песня –
верный спутник человека»).
2) Защита фантастических музыкальных проектов. Учащиеся придумывают
фантастическую ситуацию. Например, из жизни музыкальных инструментов,
и пытаются доказать их жизнеспособность.
3) Узнавание песни по ритму.
Типы
заданий,
обусловленные
определенными
творческими
установками.
Задание 1. Составление художественных коллекций из произведений
различных
видов
искусства
с
целью
развития
умения
видеть
их
эмоциональную общность.
Задание 2. Подбор соответствующих литературных, поэтических
эпиграфов, музыки к картинкам, например: И. Айвазовского, И. Левитана, И.
Шишкина и др.
Задание
3.
Нахождение
различного
в
сходном.
Сравнение,
сопоставление музыкальных, литературных и художественных произведений
для развития способности находить эмоциональные внутренние связи (а не
только сюжетные) в различных творениях искусства, близких по замыслу и в
то же время отличающихся образным решением.
Задание 4. Словесное рисование. Сочинение литературных портретов
к изучаемым произведениям.
Новизна современной педагогической практики преподавания музыки
характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией
её
на
развитие
ребенка,
на
его
раскрытие
и
утверждение.
«Групповая дискуссия»
(от
лат.
–
исследование,
разбор,
обсуждение
какого-либо
вопроса)
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями,
соображениями.
Обязательным условием при проведении дискуссии является:
-уважение
к
различным
точкам
зрения
ее
участников;
-совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на
стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной
информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность
переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения
проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии
способствует
развитию
диалогичности
общения,
становлению
самостоятельности
мышления.
Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему
урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой
дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией.
Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту,
которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Песня» в 5 классе,
дети назвали такие темы урока: «Песня – лекарство от скуки», «Песня –
жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый
приятель», «Песня – душа народа».
Дебаты – эффективное средство обучения
и развития учащихся.
В условиях современной России перед учителями стоит проблема не
только заинтересовать учеников, передать им знания, но и научить
пользоваться этими знаниями в жизни.
Одним из наиболее эффективных средств решения этой проблемы
являются дебаты.
Дебаты представляют собой не просто увлекательную игру, но и
эффективное средство развития учащихся, формирования у них качеств,
способствующих эффективной деятельности в условиях современного
общества.
Дебаты
помогают
формированию
критического
мышления,
навыков системного анализа, собственной позиции.
Цель
дебатов - найти, проанализировать и продемонстрировать
оппонентам и аудитории как можно больше разных аргументов в поддержку
своего тезиса.
Дебаты не призваны определить на месте, кто прав и как решить
проблему (это не дискуссия), они должны дать возможность участникам и
слушателям получить некоторые аргументы для дальнейшего обдумывания и
принятия решения в будущем.
Использование дебатов в учебном процессе способствует созданию
устойчивой мотивации обучения, так как достигается личностная значимость
учебного материала для учащихся, наличие элемента состязательности
стимулирует творческую, поисковую деятельность, а также тщательную
проработку основного изучаемого материала.
Использование дебатов позволяет решать следующие задачи:
обучающие, так как способствуют закреплению, актуализации полученных
ранее знаний, овладению новыми знаниями, умениями и навыками;
развивающие,
так
как
способствуют
развитию
интеллектуальных,
лингвистических качеств, творческих способностей;
воспитательные, так как способствуют формированию культуры спора,
терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;
коммуникативные, так как учебная деятельность осуществляется в
межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной
деятельности.
Дебаты в учебном процессе могут использоваться в следующих
формах:
как форма урока;
как элемент урока: актуализация знаний, организация самостоятельной
работы учеников, обобщение, систематизация, закрепление учебного
материала, обеспечение «обратной связи»;
как форма проверки полученных знаний и приобретенных навыков в
обсуждении проблем.
Использование
на
уроках
дебатов
не
только
расширяют
общекультурный
кругозор,
развивают
интеллектуальные
способности,
исследовательские
и
организационные
навыки,
творческие
качества,
коммуникативные
умения,
ораторские
способности,
формируют
гражданскую позицию и навыки жизнедеятельности в демократическом
обществе, но и учат учиться и совершенствоваться, не останавливаясь на
достигнутом.
Например.
Дебаты на тему:
«Балет И. Ф. Стравинского «Весна Священная» - за и против!»
Начиная со дня премьеры «Весны» в Парижском «Театре Елисейских
полей» 29 мая 1913 года под управлением Пьера Монтэ и по сегодняшний
день партитура «Весны» вызывает по отношению к себе либо крайне
восторженные, либо резко отрицательные эмоции.
Детям предлагаются тезисы, на которые они самостоятельно ищут
аргументы.
Первые оппоненты (восторженные эмоции) .
Тезис № 1:
Начало XX века – время перемен в искусстве.
Тезис № 2. Балет «Весна священная» - новая сказочная тематика.
Тезис № 3. Николай Рерих и Сергей Дягилев – единомышленники И.
Стравинского.
Тезис № 4. Ритм – основа балета.
Тезис № 5. Балет «Весна Священная» - спектакль для споров.
Вторые оппоненты (отрицательные эмоции).
Тезис № 1: Время перемен - «дух бегства».
Тезис № 2: Балет или не балет?
Тезис № 3. Премьера балета – испытание для публики.
Тезис № 4. «Старый друг – лучше новых двух».
Тезис № 5. Сюжет – новаторство в балете.
Тезис № 6. Новаторство - испытание для артистов.
Высказывания
(негативные):
сотрудник
английского
журнала
«Мьюзикал Таймс», пожелавший остаться анонимным, попросту считал, что
«это не имеет никакого отношения к тому, что мы понимаем под словом
музыка».
Итальянский композитор Альфредо Казелла назвал «Весну священную»
«ослепительным маяком, лишь вчера зажженным, но уже разгоняющим мрак
на пути, по которому пойдут молодые музыканты будущего».
Высказывания (позитивные): со временем написания этих слов прошло
более шестидесяти лет, а свет маяка «Весны священной» все так же ярко
освещает величественное море русского и мирового искусства нашего
времени.
Крупные музыканты немедленно по достоинству оценили музыку балета,
чего нельзя сказать о большинстве газетных критиков. Так, композитор Н.Я.
Мясковский уже в 1914 году писал: «Весна священная» – произведение на
редкость жизненное, свежее, волнующе привлекательное»; академик Б.В.
Асафьев в 1929 году отметил,
что «Первое
представление
«Весны
священной» в Париже в мае 1913 года является исторической датой. Влияние
этого смелого произведения на всю современную музыку еще далеко не
учтено».
Высказывания самого Стравинского:
1.
Оценить правильно меня смог бы только лев. Если бы он съел меня, то
наверное, решил, что «старик был жестковат, но со вкусом».
2.
Я всю жизнь говорю по-русски, по-русски думаю, у меня слог русский.
Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней.
3.
Я вобрал в себя всю историю музыки.
Вывод: «Весна священная» отразила новаторские искания Стравинского в
области гармонии, оркестра и ритмики, достигающей здесь небывалой ранее
степени сложности.
Найденные в «Весне священной» новые выразительные средства
оказали огромное влияние на развитие европейской музыки ХХ столетия.
Имя Стравинского стало символом ультрасовременных тенденций в музыке.
В классическом мультфильме «Фантазия» Уолта Диснея использована
музыка из балета «Весна священная». Она звучит на протяжении четырёх
последовательных эпизодов,
изображающих
создание
земли,
развитие
простых форм жизни, появление динозавров и их вымирание. Хотя первый
показ мультфильма изначально не сопровождался огромным успехом, сейчас
он стал классикой.
Заключение
Результаты проведения уроков с применением инновационных
технологий позволят не только разнообразить формы урока, но и результаты
усвоенного материала окажутся значительно лучше. Учащиеся проявят
большой интерес к подобным формам работы. Уроки с использованием
данных технологий позволяют педагогу по-новому увидеть некоторых
учащихся, их индивидуальные особенности. Наличие выбора в вариантах
выполнения домашнего задания, активизирует учащихся и позволяет им
выбрать наиболее интересное для них задание, а значит и результат усвоения
материала
может
быть
гораздо
более
высоким.
Применение в практике преподавания музыки интерактивных методов
обучения
способствуют
повышению
интеллектуальной
активности
учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные
учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них
наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого
подхода к решаемым проблемам.
Используемая литература.
1.
«Методика музыкального воспитания в школе». О. А. Апраксина.
Издательство «Просвещение», 1999.
2.
«Методика музыкального воспитания в школе». Л. Г. Дмитриева,
Н. М. Черноиваненко. Издательский центр «Академия», 2000.
3.
«Спутник
учителя
музыки».
Т.В.Челышева.
Издательство
«Просвещение», 1993.
4.
Современный урок музыки Т. А. Затямина. - М. : Глобус, 2008.
5.
Музыкальная литература В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М. :
Музыка, 1984.
6.
Энциклопедия для юных музыкантов И. Ю. Куберский, Е. В. Ми-
нина. - СПб. : ТОО «Диамант» : ООО «Золотой век», 1996.
7.
Большой энциклопедический словарь гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.:
НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
8.
Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8
классы: методическое пособие JI. В. Золина. -М. : Глобус, 2009.