Напоминание

"К вопросу о дирижёрском жесте"


Автор: Спехова Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО МШ № 3
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарской области
Наименование материала: Статья
Тема: "К вопросу о дирижёрском жесте"
Раздел: дополнительное образование





Назад




К ВОПРОСУ О ДИРИЖЁРСКОМ ЖЕСТЕ

Преподаватель МБУ ДО МШ № 3 г. о. Тольятти

СПЕХОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Профессия хормейстера является, пожалуй, одной из наиболее сложных

музыкальных профессий, требующих не только огромных физических затрат,

но и немалой ежедневной эмоциональной и интеллектуальной работы.

Общеизвестно,

что

хормейстер

управляет

исполнителями

в

хоре

при

помощи

специальной

системы

дирижёрских

жестов,

движения

корпуса

и

мимики лица, передающих характер произведения, его мелодику, ритм, темп,

динамику,

особенности

фактуры.

Другими

словами,

музыка

определяет

дирижёрский жест, а жест помогает раскрыть суть музыки.

С

точки

зрения

хормейстера

содержание

музыки

раскрывается

посредством

определённых

двигательно-мимических

навыков,

непосредственно действующих как на исполнение произведение, так и на его

восприятие.

Жест как способ выражения эмоций сопровождает человека в течение

всей его жизни. Система мимики и жестов усиливает или ослабляет наши

эмоциональные проявления.

Дирижирование

искусство

управления

коллективом,

исполняющим

музыкальное

произведение,

основано

на

исторически

развившейся

системе

определённых

профессиональных

жестов

и

мимики,

называющихся

«дирижёрскими»,

поскольку

пользуются

ей

в

своей

профессиональной

деятельности только хормейстеры и дирижёры.

Управляя

музыкальным

коллективом

хормейстер

проявляет

своё

музыкально-исполнительское

мастерство

посредством

создания

собственной

интерпретации музыкального произведения, звуковой палитры, организации

временного пространства, контроля качества исполнения и образной сферы

произведения.

Огромное

значение

в

данном

случае

имеет

правильная

постановка

дирижёрского

аппарата,

посредством

которого

происходит

непосредственное управление исполнительским коллективом.

Под постановкой дирижёрского аппарата подразумевается положение и

правильная

работа

рук,

головы,

корпуса

и

ног

дирижёра

как

в

процессе

управления

исполнительским

коллективом

(дирижирования).

Правильная

постановка обеспечивает дирижёру свободу и естественность движений, что

облегчает общение с коллективом исполнителей.

Корпус при дирижировании должен быть выпрямлен, плечи — свободно

развёрнуты. Положение корпуса при показе динамических изменений звука

должно меняться, однако излишних раскачиваний корпуса следует избегать.

Выглядит

это

со

стороны

некрасиво,

особенно

когда

корпус

дирижёра

раскачивается без видимой необходимости.

Мимика

лица

и

взгляд

эмоционально

дополняют

дирижёрский

жест.

Выразительный

взгляд,

точный

поворот

головы

создают

наиболее

тесный

контакт с исполнителями в процессе музицирования.

Конечно,

руки

дирижёра

самое

главное

средство

общения

с

коллективом.

Руки

должны

быть

хорошо

видны

каждому

члену

исполнительского коллектива. Они должны иметь естественное

положение,

двигаться легко, без зажимов, жесты должны быть естественными.

Дирижёру необходимо следить за:

положением локтей. Если локти слишком прижаты к телу или наоборот

слишком расставлены в стороны, это приводит к общему зажиму рук.

Фиксированный жёсткий локоть и чрезмерно вытянутые руки делают

жест

«деревянным»,

невыразительным.

Слишком

высокое

положение

локтей, когда локоть поднимается чуть ли не к плечевому суставу, ведёт к

выключению плеча из движения, кисть руки «западает» вниз. При этом

пропадает чувство опоры, ощущение плоскости, а движения становятся

неловкими. Слишком низкое положение локтей, когда между плечом и

предплечьем

образуется

острый

угол,

ладони

«смотрят»

не

вниз,

а

поставлены вертикально и открыты, тогда точка опоры смещается только

на локоть, дирижёр без конца двигает «прыгающими» локтями, а кисти

бездействуют. При излишней «раздвинутости» локтей в стороны, кисти

рук сближаются между собой и это приводит к полному выключению

плеча из дирижёрского жеста, дирижированию без опоры. Фразировка

чрезвычайно затрудняется, так как руки ограничены в своей свободе и не

могут правильно двигаться;

мышечным

напряжением

рук.

Если

руки

перенапряжены,

то

полноценный дирижёрский жест становится невозможным;

правильной работой кистей и пальцев рук. Если имеет место зажатость

кистей

или

пальцев

рук,

то

жест

теряет

выразительность,

плохо

прорисовывается дирижёрская схема произведения;

положением корпуса и головы. Тело и шея должны быть свободными.

Иначе

хормейстеру

трудно

будет

установить

полный

контакт

с

исполнителями;

правильным положением ног. Ноги не следует широко расставлять. Это

не даёт корпусу свободно двигаться. Одну ногу можно чуть выдвинуть

вперёд. Такая постановка ног наиболее оптимальна при работе с хором и

выглядит более эстетично.

Работа

хормейстера

над

дирижёрским

жестом

имеет

совершенно

определённую

цель

правильную

передачу

художественного

замысла

музыкального произведения, его характера, фразировки, агогики, штриховой

палитры.

Все известные музыкальный штрихи можно условно разделить на две

большие группы: штрихи связные и раздельные штрихи. Различные штрихи

требуют различных приёмов дирижирования. Основными штрихами в хоровом

исполнении являются: legato, staccato, tenuto, non legato.

При работе над legato хормейстеру необходимо помнить, что сокращение

амплитуды дирижёрского жеста ни в коем случае не должно повлечь за собой

выключение движения руки в целом. Даже при выполнении кистевого legato

должна присутствовать еле заметная, чуть ощутимая пульсация всей руки.

Дирижёр должен знать, что более спокойное, плавное и поступенное движение

мелодии

облегчает

выполнение

legato,

а

скачкообразное

значительно

усложняет его. Правильность исполнения данного штриха зависит от гибкости

и свободы рук. Все точки соединяются между собой округлыми, пластичными

движениями и объединены в непрерывную последовательность.

Приём non legato подразумевает раздельное исполнение звуков, которые

не

связываются

между

собой,

и

некоторое

подчеркивание

каждого

звука

мелодии, но с сохранением её непрерывности. Разделение звуков производится

кратковременной задержкой движения кисти без возобновления дыхания перед

новым

звуком.

Подчеркивание

звуков

не

должно

переходить

в

нарочитые

акценты и тем более – в цезуры или паузы. В то же время преуменьшение

подчеркивания

не

должно

привести

к

нивелированию

штриха.

Non

legato,

основано

на

естественных

движениях,

которые

не

требуют

мышечного

напряжения.

При

исполнении

данного

штриха

дирижёру

следует

обратить

особое

внимание

на

правильность

и

активность

выполнения

«точек»

и

«отражений».

Все

доли

в

жестах

должны

быть

разграничены,

движения

прямолинейны и направлены вниз. Характер движений должен быть активным

и

до

некоторой

степени

резким;

этот

жест

является

противоположностью

исполнения legato.

Non legato отличается ясной разграниченностью долей друг от друга,

прерывистой, пунктирной линией движения руки, наличием твердых, резко

очерченных

«точек»,

укороченными,

прямолинейными,

резкими

долевыми

движениями. Самый характерный признак non legato – увеличение значимости

«точки»

и

сокращение

долевых

движений.

«Точки»

в

non

legato

делаются

упруго,

с

большой

отдачей

в

обратном

движении;

долевые

движения

уменьшаются за счёт удлинения моментов, фиксирующих отдачу. Технически

прием non legato выполняется собранной рукой, даже при некоторой фиксации

лучезапястного

сустава.

Большую

роль

играет

освобожденность

плеча

и

плечевого сустава. Дыхание перед каждой долей в non legato на мгновенье

задерживается и тем самым определяется большая четкость доли. В момент

отдачи от «точки» рука должна молниеносно подниматься вверх вся, вместе с

локтем.

При неправильном выполнении жеста приподнимается или только кисть с

предплечьем, или, наоборот, все плечо с плечевым суставом, оставляя кисть

внизу.

Исполнение staccato предполагает отрывистое звукоизвлечение, лёгкими

толчками, отделяя один звук от другого. Выполнение staccato производится

короткими быстрыми бросками руки сверху вниз, «точки» фиксируются очень

остро

и

отчётливо,

а

путь

от

«точки»

к

следующей

«точке»

предельно

сокращён.

Толчок

этот

напоминает

«укол»,

производящийся

сверху

вниз.

Кисть, выполнив штрих

«точки», тотчас же отскакивает вверх

в исходное

положение и здесь задерживается на мгновение, а затем снова падает вниз. Это

очень важный момент, который требует внимания, чтобы избежать «зажима» в

выполнении штриха. Все движения должны быть небольшими, активными и

упругими, четко ритмичными.

Существуют

упражнения

для

отработки

этого

приёма.

Среди

самых

распространённых в практике дирижирования можно назвать следующие:

упражнения

на

развитие

подвижности,

гибкости

кисти

(круговые

и

вертикальные движения кистью). Для того чтобы обеспечить при этом

неподвижность предплечья и плеча, локоть нужно ставить на твёрдую

поверхность (стол, крышку рояля);

тренировка

резкой

отдачи

от

«точки»,

отскока

от

удара.

Для

этого

рекомендуется производить резкие удары кистью о твёрдую поверхность

в направлении сверху вниз, затем можно усложнить выполнение штриха

staccato, исключив «вспомогательные» средства – крышку стола и рояля и

осуществлять удары кистью по воображаемой плоскости, т.е. в воздухе.

Таким образом, плечо и предплечье должны сохранять неподвижность,

они

есть

опора

кисти:

кисть

и

пальцы

двигаются

без

напряжения,

свободно и непринуждённо, корпус прямой. После каждого удара по

воображаемой

плоскости

должна

быть

мгновенная

остановка.

И

ещё

важно помнить, что нельзя запаздывать в выполнении удара пальцами по

отношению к кисти.

В staccato всегда, независимо от динамики, жест будет небольшой, он

выполняется кистью, основная особенность – острая «точка» и быстрая, резкая

отдача, «отражение».

Tenuto – кистевой жест с незначительной остановкой в момент фиксации

«точки», исполняется лёгкой атакой кисти.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дирижёрский жест –

это способ выражения музыки. Взаимосвязь и взаимообусловленность музыки

и жеста можно сформулировать так: музыка определяет выразительность жеста,

жест конкретизирует сущность музыки, помогает раскрыть её смысл. Из этого

следует, что источник пластической выразительности нужно искать в самой

музыке, в музыкальной речи.

Список литературы:

1.

Бакшаева

Е.В.

Дирижёрский

жест

как

средство

создания

образа

музыкального

произведения

//

Музыкальное

и

художественное

образование: опыт, традиции, инновации. – Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я.

Яковлева

2.

Бочкарева

М.А.

Основные

элементы

языка

дирижёрского

жеста

в

подготовке будущего учителя музыки // Современная наука: проблемы и

перспективы:

Материалы

Международной

(заочной)

научно-

практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. –

Нефтекамск: НИЦ «Мир науки»

3.

Варламов, Д.И. Артикуляция в дирижировании // Оркестр. – 2013 – № 1–2

4.

Каюков

В.А.

Дирижёрская

деятельность:

условия

успеха

//

Вопросы

культурологии. – 2010 - № 5

5.

Мусин И.А. Язык дирижёрского жеста. - М.: Музыка, 2007



В раздел образования