Напоминание

Развитие техники в старших классах


Автор: Сацкова Анна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БОУ ДО ДШИ № 2 имени А.А Цыганкова г.Омск
Населённый пункт: Омск
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: Развитие техники в старших классах
Раздел: дополнительное образование





Назад




БОУ ДО ДШИ №2 им. А.А. Цыганкова г. Омска

«

Работа над техникой в старших классах»

Подготовила преподаватель Сацкова Анна Николаевна

2022г

Работа над техникой в старших классах

В работе с учеником очень важна последовательность в изучении

музыкальных произведений. Освоение приемов звукоизвлечения, изучение

оттенков, тембров, упражнений, этюдов преследует одну цель - грамотное и

рациональное применение их в исполнительстве. Отшлифовать, выучить на

память, исполнить на публике - только тогда ученик будет чувствовать свое

движение вперед, воспитывать в себе качества настоящего музыканта. Педагог

обязан знать и помнить об этом постоянно.

Работа над техническим материалом (гаммами, упражнениями, этюдами) -

неотъемлемая часть обучения в музыкальной школе. Она необходима для

развития аппарата, выработки ощущения контакта с инструментом, а в

дальнейшем - владение всеми музыкально-выразительными средствами

исполнения. Каждому музыканту известно, что художественное исполнение

немыслимо без предварительного овладения целого ряда специализированных

приемов игры. Польза, которую принесет изучение технического материала

будет тем больше, чем интереснее поставлены при этом музыкальные задачи.

Поэтому, когда говорят о технике, то имеют в виду ту сумму умений, навыков,

приемов игры, при помощи которых гитарист добивается нужного

художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не

может существовать.

Таким образом, если техника - это сумма средств, позволяющих передать

музыкальное содержание, то всякой технической работе должна

предшествовать работа над пониманием этого содержания. Генрих Густавович

Нейгауз говорил: «Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как это

сделать». Ученик должен представить себе внутренним слухом то, к чему он

будет стремиться, как бы «увидеть» произведение в целом и в деталях,

почувствовать, понять его стилистические особенности, характер, темп и пр.

работая в начале в медленном темпе и крепким звуком, всегда стараться иметь

перед собой музыкальный идеал и тогда работа над техническим воплощением

будет успешной. Увидеть, что должно получиться - основа технической работы.

Опыт показывает, что время обучения в старших классах музыкальной

школы наиболее благоприятно для усиленной работы над техникой. Это связано

с возрастными, физиологическими и психологическими моментами, то есть в

школе закладывается самый важный фундамент техники. Очень важно, чтобы

ученик сделал вывод: в работе надо постоянно проявлять настойчивость, не

мириться с тем, что не получается, не отсиживать за инструментом без желания

и мысли, ставить перед собой музыкально-технические задачи, не

успокаиваться, пока они не будут разрешены. Вот необходимые условия

технического продвижения. Если они в процессе обучения будут соблюдены,

каждый музыкальный человек может добиться значительного технического

мастерства.

Гаммы и упражнения

Одной из важнейших считается техника игры разнообразных гамм.

Последовательность изучения гамм в классе гитары зависит от удобства

расположения тональностей, возможности использовать типовую аппликатуру,

поэтому не всегда совпадает с последовательностью их расположения по

квинтовому кругу. Планомерная работа над гаммами развивает музыкально-

слуховые и ладотональные представления, способствует развитию беглости.

Давайте разберемся, что может дать работа над гаммами и как именно

нужно над ними работать. Дело в том, что гаммы – это простейшие технические

формулы. Они интересны не сами по себе, но своей простотой и

универсальностью. Выучить гамму, состоящую всего из нескольких нот, просто,

но, выполняя разнообразные задания, мы можем научиться очень многому.

Таким образом, можно учиться технике в чистом виде, минуя конкретные

сложности освоения нотного текста, стиля исполнения, сложности

переключения внимания с одних задач на другие, которые неизбежно должны

встретиться в художественном произведении, главная цель которого – создание

музыкального образа.

Задачи при игре гамм:

- освоение техники перехода в другие позиции;

- освоение техники ритмического варьирования;

- работа над беглостью;

- работа над динамикой;

Упражнения имеют большое значение для приобретения навыков

освоения новых приемов . Работа над ними должна быть осмысленной, а не

автоматической.

Педагогу следует обратить внимание на то чтобы занятия, направленные на

развитие исполнительской техники носили развивающий характер и не были

исключительно только ради одной техники. Здесь особенно важен творческий и

индивидуальный подход. Например, когда на основе полученных на уроке

знаний учащиеся стремились бы придумывать новые развивающие упражнения-

этюды.

Время, затрачиваемое учащимися на работу над исполнительской техникой

следует планировать заранее, охватывая все основные ее виды. Но в целом оно

не должно превышать 20-30% от общего времени занятий инструментом. В

противном случае техника может начать превалировать над художественным

содержанием музыкального произведения и перестать способствовать

раскрытию его образа.

Техническое совершенствование учащихся-гитаристов должно включать в

себя работу над исполнением:

1.

арпеджио;

2.

интервалов и аккордов;

3.

гаммообразных пассажей;

4.

тремоло;

5.

технического легато и мелизматики.

На каждом уроке целесообразно подробно рассматривать какой-нибудь

один из специфических исполнительских приемов, а затем для приобретения

устойчивого навыка учащимся следует отрабатывать его самостоятельно дома

минимум до следующего урока, т.е. одну неделю. Очень полезно время от

времени возвращаться к пройденному материалу. Но работа над техникой

исполнения всегда должна носить циклический характер, подобно спирали,

когда возвращение к изученным ранее приемам происходит с постоянным

усложнением.

Упражнения имеют большое значение для приобретения навыков

освоения новых приемов . Работа над ними должна быть осмысленной, а не

автоматической.

Этюды

Этюды занимают прочное место в технической подготовке любого

музыканта-исполнителя. Они позволяют сосредоточиться на разрешении

типических исполнительских трудностей и сочетают специальные технические

задачи с задачами музыкальными. Гитарная литература содержит богатейший

пласт произведений этого жанра, написанных композиторами двух последних

столетий, — пласт, материал которого, к сожалению, до сих пор не получил

должного изучения и систематизации.

Этюд — не просто упражнение на тот или иной вид техники.

Первоначально этюды предназначались только для совершенствования

технических навыков игры на инструменте, но с развитием жанра этюд

постепенно становится произведением художественно значимым, трактуемым

как яркая концертная пьеса или миниатюра типа прелюдии. Таким образом,

этюды можно разделить (впрочем, довольно условно) на два больших вида:

«оформленные» в пьесы упражнения и музыкальные произведения в жанре

этюда. Последние являются скорее показателем уже достигнутого технического

уровня, нежели средством его достижения, тогда как собственно инструктивные

этюды представляют для развития техники огромную ценность.

В свете этого важной задачей становится расширение пройденного

инструктивного материала. Безусловно, этюды не являются панацеей от всех

технических бед, однако освоение необходимого минимума их способствует

некоторому повышению технического уровня учащихся, выравниванию общего

звучания, помогает в устранении различных трудностей или хотя бы заостряет

внимание ученика на существующих проблемах. Определенный эффект дает

простое увеличение количества этюдов, пройденных в течение полугодия, до

четырех. Эта цифра возникла из практического разделения этюдов на четыре

группы.

Арпеджио: сюда входят этюды на все без исключения виды арпеджио и на

чередования пальцев правой руки по разным струнам при довольно статичном

положении левой.

Гаммы, репетиции: вторая группа содержит этюды, содержащие

гаммообразные пассажи и репетиции (в том числе тремоло), то есть

чередование пальцев i-m-a по одной струне.

Аккорды, интервалы, кантилена: в эту группу вошли этюды на аккордовую

технику, на интервалы (в том числе разложенные), а также медленные, певучие

этюды, требующие связной игры левой руки.

Смешанная техника: сюда могут входить этюды с элементами первых трех

групп (как, например, в этюдах Карулли), на все виды «легато» (включая

мелизмы), ритм и другие трудности.

Такое деление этюдов, конечно, не единственное и, видимо, не достаточно

полное. Но уже эта систематизация дает некоторые преимущества в учебном

процессе. Если в каждом полугодии учащийся будет готовить к зачету по

технике четыре этюда (по одному из каждой группы), то число пройденных за

период учебы этюдов существенно возрастет. Кроме того, можно выработать

перечень обязательных к изучению этюдов, которые даются обычно для

дальнейшего совершенствования их в течение всего последующего курса

обучения.

Если количественный минимум больше отвечает задачам информативным,

познавательным, то степень проработанности этюда преследует другие цели.

Чем сложнее, интереснее и разнообразнее поставленные музыкально-

эстетические задачи, тем больше польза. Критериями выученности этюда

являются качество звука, ровность звучания, тембр и темп исполнения

В этюдах ученик изучает приемы игры на гитаре и овладевает

исполнительскими штрихами. Подбор этюдов обычно связан с техническими

трудностями изучаемых пьес. Если в начальных классах это работа над

освоением аккордов и несложных фигурации арпеджио, а со второго класса

больше внимания обращается на левую руку (знакомство с баррэ и легато), то

при переходе в старшие классы учащиеся уже должны ознакомиться с

различными приемами игры и штрихами. В этюдах для старших классов

развивается техника арпеджио, легато, баррэ, включается работа над тремоло,

пассажами, сложными флажолетами, специфическими приемами игры на

гитаре. В этюдах ученик должен добиваться хорошего звучания инструмента,

много внимания уделять кантилене, работать над динамикой.

Остановимся так же на технических трудностях, встречающисхя в

произведениях. Необходимо ясное представление - как работать над

техническими трудностями. Работать надо так, чтобы без липших потерь

времени решить их. Не повторять много раз то, что сыгранно легко, а

выделяешь только наиболее трудные места и работать отдельно над каждым

тактом, фразой. Иногда следует работать над левой и правой руками отдельно.

По ходу работы предложить ученику специальные упражнения, аналогичные

встречающимся в произведении трудностям. Пусть ученик сам определит

сложный музыкальный отрезок и самостоятельно проделает подходящее

упражнение. Все вышеприведенные развивает ученика способность мыслить

творчески и увлеченно работать над музыкальным произведением.

Приемы игры

Арпеджио - последовательное поочередное исполнение звуков аккордов.

Арпеджио в гитарной технике имеет очень большое распространение и поэтому

может считаться одним из ведущих приемов игры. Комбинации пальцев pima в

арпеджио очень разнообразны. Работу над арпеджио следует начинать с более

простых фигурации в медленном темпе. Мелодический звук в арпеджио

играется способом апояндо, в быстрых темпах - тирандо, но выделяя мелодию.

Аккорды - гитара в значительной степени инструмент гармонический и

поэтому особое внимание необходимо уделить аккордовой технике. Приступая

к изучению аккордов с более трудной аппликатурой и особенности с

применением баррэ, мы должны помнить, что техническое преодоление их

часто не дает немедленного эффекта. Вскоре пальцы, получив дополнительное

развитие, смогут легче извлечь аккорд, показавшийся ранее трудным.

1. Небезразлично и какой палец нужно поставить в первую очередь для

исполнения того или иного аккорда.

2. Кроме того, для более удобного перехода от одного аккорда к другому

необходимо полностью использовать предыдущую расстановку пальцев для

последующей, т.е. не снимать тех пальцев, которые участвуют в исполнении

следующего аккорда на том же ладу.

3. И, наконец, переносить пальцы, не отрывая их от струны, к следующему

расположению. Эти движения условно обозначаются тонкой чертой между

двумя нотами.

Баррэ - один из основных приемов техники левой руки, при котором

указательный палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.

Различают баррэ малое и большое. При малом баррэ палец прижимает от двух

до четырех струн, при большом - пять или шесть струн. В нотах баррэ

обозначается римской цифрой, которая указывает лад, и квадратной скобой

перед аккордом. В работе над баррэ нужно следить, чтобы палец плотнее

прижимал струны к металлическому ладу, не прогибаясь в суставах; кончик

пальца не должен выходить за пределы грифа. Необходимо, чтобы движения

остальных пальцев левой руки были свободны.

Глиссандо - скользящий переход от звука к звуку. Скольжение производится

пальцем левой руки по струне, при этом правая извлекает начальный и

конечный звуки, или только начальный. Глиссандо обозначается прямой чертой

между нотами или словом gliss. Если второй звук получается только от

скольжения, без участия правой руки, то дополнительно над нотами ставится

лига. Такое глиссандо часто применяется в подвижных темпах. Глиссандо может

быть восходящим или нисходящим (последним не следует злоупотреблять). Для

достижения отчетливого глиссандо нужно сильнее прижимать струну во время

скольжения. Приемом глиссандо могут быть исполнены двойные ноты,

аккорды.

От глиссандо как приема игры следует отличать портаменто - скользящий

переход при смене позиций, при котором достигается связность звучания. Сила

звука в портаменто при скольжении, в отличие от глиссандо, уменьшается. В

нотах портаменто не обозначается.

Вибрато - вибрация звука в результате покачивания пальца, прижигающего

струну, и кисти левой руки.

Вибрато придает звуку певучесть и эмоциональную окраску. Это одно из

важнейших средств музыкальной выразительности. Работа над вибрато в

упражнениях и гаммах делает левую руку более эластичной и сильной.

Употребляется вибрато и в аккордах.

Следует отрабатывать вибрато отдельно каждым пальцем левой руки,

особенно много внимания нужно уделить первому пальцу. В нотах вибрато

указывается редко, его применение зависит от вкуса и чувства меры

исполнителя.

Тремоло — быстрое повторение одного и того же звука. На гитаре тремоло

исполняется четырьмя пальцами pami в указанной последовательности. В

упражнениях полезно использовать различные варианты чередования пальцев:

pima, pamima и др. Начинать работу над тремоло надо в медленном темпе,

добиваясь ровности звучания и постепенно увеличивая темп.

Арпеджиато - быстрое, последовательное исполнение звуков аккорда.

Обозначается вертикальной волнистой чертой перед аккордом. Арпеджиато

может быть исполнено, большим пальцем правой руки (скользящим ударом),

тремя или четырьмя пальцами.

Пиццикато — прием игры, при котором извлекаются отрывистые,

приглушенные звуки. Правая рука кладется ребром ладони со стороны мизинца

на струны у самой подставки, а звуки извлекаются большим пальцем (иногда —

другими пальцами правой руки). В нотах этот прием обозначается словом

«pizz».

Для отработки пиццикато полезно играть этим приемом гаммы на басовых

струнах.

Флажолеты — звуки флейтового характера (отдельно звучащие обертоны у

струнных инструментов).

Натуральные и искусственные флажолеты. Натуральный флажолет

получается от извлечения звука пальцем правой руки при одновременном

легком прикосновении подушечки пальца левой руки к струне над

металлическим ладом и быстром его снятии. Натуральные флажолеты

извлекаются на XII, VII, V ладах. Реже употребляются флажолеты на IX, IV, II и III

ладах.

Искусственные флажолеты трудны для исполнения. При извлечении

искусственного флажолета палец левой руки прижимает лад; палец правой руки

прикасается к струне в месте деления ее на две равные части; палец правой

руки извлекает звук. Искусственные флажолеты звучат на октаву выше звуков на

прижатых ладах. В нотах флажолеты обозначаются словом «фл» с указанием

струны и лада. В зарубежных изданиях флажолеты обозначаются словами

«harm» или «arm».

Расгеадо - извлечение звуков аккорда одним или несколькими пальцами с

использованием при этом внешней стороны ногтя.

Тамбур - прием игры, имитирующий звучание тамбурина. Он заключается в

том, что большой палец правой руки боковой наружной стороной ударяет по

струнам сверху у подставки. Удар надо делать всей тяжестью кисти, быстро

отталкиваясь от струн, чтобы они свободно звучали.

Штрихи

Легато — плавный переход от одного звука к другому. Обозначается

дугообразной линией (лигой) над нотами или под ними. При исполнении

группы нот легато только первый звук извлекается с помощью правой руки.

Существует три вида легато:

1 при восходящем легато второй и последующий звуки извлекаются

пальцами левой руки, которые с силой опускаются на звучащую струну;

2. при нисходящем легато пальцы левой руки, извлекая звук, снимаются со

струн в сторону ладони;

3. между двумя звуками, из которых один берется правой рукой на одной

струне, а второй извлекается пальцем левой руки по другой струне сильным

ударом сверху вниз.

При исполнении легато необходимо следить за ровностью и нормальной

длительностью слигованных звуков; для самопроверки - полезно сыграть то же

упражнение, но без легато. И в том, и другом случае длительность звуков

должна быть одинаковой.

Стаккато — отрывистое исполнение звуков. Обозначается точкой над или

под нотой. Существуют два способа исполнения стаккато:

1) после извлечения звука пальцы правой руки немедленно опускаются на

звучащую струну;

2) после извлечения звука правой рукой пальцы левой руки быстро

снимаются со струн.

Качество стаккато зависит от активности пальцев. Аккорды стаккато

извлекаются так же, как и отдельные звуки.

Украшения (мелизмы)

Форшлаг. Кроме основных звуков, составляющих мелодию, употребляются

еще короткие вспомогательные звуки, которые как бы украшают ее.

Получающиеся при этом мелодические украшения называются мелизмами, как

то: форшлаг, мордент, группетто и трель.

Форшлагом называется мелодическое украшение перед главным звуком в

виде одной или нескольких мелких нот, стоящих перед основным звуком.

Так как мелкие ноты форшлага, не имея самостоятельной длительности, не

идут в счет такта, то исполнять их следует или за счет длительности того

главного звука, который они украшают, или за счет длительности

предшествующего звука.

Длинный форшлаг (неперечеркнутый) исполняется за счет последующей

длительности.

Короткий форшлаг (перечеркнутый) может исполняться как за счет

предыдущей длительности (в современной музыке), так и за счет длительности

последующей ноты (в старинных сочинениях).

Сложный форшлаг - это тоже короткий форшлаг, но состоящий из

нескольких звуков; он исполняется за счет предыдущей длительности.

Форшлаг, стоящий перед одной из нот аккорда, исполняется за счет

последующей длительности одновременно с прочими звуками данного

аккорда.

В случае исполнения звуков форшлага на одной струне употребляется

прием легато. Рекомендуется сначала разбирать упражнения без украшений.

Группетто — мелодическое украшение, изображающееся знаками или

поставленными над главной нотой или после нее

Первый знак разделяет главную ноту на четыре следующих ноты: верхнюю

вспомогательную, главную, нижнюю вспомогательную и главную. Если нота, над

которой стоит знак группетто, с точкой, то группетто исполняется уже иначе.

Группетто, поставленное межу нотами, исполняется за счет второй

половины предыдущей.

При исполнении группетто верхняя и нижняя вспомогательные ноты

берутся с учетом ключевых знаков альтерации. Группетто может исполняться со

случайными знаками альтерации.

В современной литературе группетто чаще выписывают нотами, не

пользуясь знаками.

Мордент - это мелодическое украшение, изображающееся одним из

четырех знаков, выставленных над нотой. Причем все морденты исполняются

быстро и только за счет ноты, над которой поставлены. Последние два знака –

двойные морденты, а пересекающая вертикальная черта указывает на то, что

вместо верхней вспомогательной ноты должна браться нижняя. Морденты

встречаются лишь в старинной литературе и исполняются приемом легато.

Как верхний, так и нижний вспомогательные звуки мордента берутся с

теми знаками альтерации, какие выставлены в ключе.

Встречающиеся отклонения от принятого обозначаются соответствующими

знаками альтерации над мордентом для верхних вспомогательных и под ним -

для нижних звуков.

Трель является наиболее технически трудным мелизмом, то есть

мелодическое украшение, заключающееся в быстром чередовании главного

звука с соседним верхним вспомогательным. Трель обозначается знаком tr ;

поставленным над нотой. Продолжительность трели равна длительности звука.

Для того, чтобы закончить трель, перед ее последней главной нотой иногда

выставляют нижнюю вспомогательную, вследствие чего получается квинтоль.

Иногда трель начинают с верхней вспомогательной ноты, что обозначается

форшлагом.

Если же нужно начать или кончить трель по-иному, то желаемое изменение

выписывают мелкими нотами перед трелью или после нее. Трель для нижнего

голоса обозначается под нотой.

При исполнении трели верхняя и нижняя вспомогательные ноты берутся с

учетом ключевых знаков альтерации; отклонения от этого обозначения

выписываются также, как и у группетто.

На гитаре трель исполняется способом легато между звуками следующим

образом: палец левой руки твердо ставиться на лад главного звука, другой

поднимается и опускается несколько раз с ровностью и быстротой на ту же

струну на следующем ладу или через лад, заставляя звучать оба звука, причем

удар павой рукой приходится лишь на первый звук трели, а остальные звуки

извлекаются без помощи правой руки.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении хочется вновь напомнить о той простои истине, что

совершенствование в любом виде искусства невозможно без технического

мастерства. Причем неважно, станет ли ученик впоследствии артистом-

концертантом или любителем - задачей педагога является привитие интереса к

красивой, грамотной игре, поддерживающей интерес к

самосовершенствованию. Гитара - довольно сложный инструмент, и об этом

должен помнить педагог при подборе технического материала для ученика,

исходить из его индивидуальных возможностей, стараться, чтобы каждое новое

техническое преодоление посильно.

Занятие педагога с учащимися тогда будут эффективными, когда они

вызывают интерес обучающихся. Педагог должен выработать в ученике одно из

важнейших качеств - это умение заставить себя сосредоточиться, поскольку

проигрывание гамм, этюдов, упражнений требует огромных усилий и большого

внимания, важным является научить ученика планировать самостоятельные

занятия, чтобы не было однообразия и заниматься ежедневно. Например, в

первый день начинать с гамм, упражнений, этюдов, а на следующий - начинать

с этюдов или разучивания новых произведений - вариантов может быть сколько

угодно. Однако не стоит играть очень долго однообразные гаммы или пассажи,

поскольку это может привести к переутомлению мышц, а затем к

профессиональному заболеванию. При такой системе работы можно очень

много сделать за довольно короткое время — 2 - 4 часа ежедневно.

Важно всегда помнить, что движущая сила технического развития - это

стремление к выразительному исполнению, возможность передать

музыкальное содержание, ведь без техники нет искусства, но она не цель, а

только средство в постижении того самого чуда, которое зовется Музыкой.

Список использованных источников

1. Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. –

М.: Кифара, 2002.

2.В.Калинин «Юный гитарист» Москва «Музыка»1997

3.Ларичев Е. Самоучитель игры на гитаре. – Москва: Музыка,1995.

4. Классическая гитара. Вып. 1./ Сост. К. Миронов. – Красноярск: 2001.

5. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. – М.: Советский композитор,

1983.

6. Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени

сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д.

Высоцкого. – Р-н-Д: 2007.



В раздел образования