Автор: Перфильева Елена Викторовна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: Забайкальский край, Читинский район, пгт. Атамановка
Наименование материала: сборник упражнений
Тема: развития полифонического мышления и слуха у учащихся на начальном этапе обучения в классе фортепиано
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА
ИСКУССТВ ПГТ АТАМАНОВКА
Сборник упражнений для
развития полифонического мышления и
слуха у учащихся на начальном этапе
обучения в классе фортепиано
Разработала преподаватель ДШИ Перфильева Е.В.
пгт. Атамановка
2021
Содержание
1.
Введение…………………………………………………………….3
2.
Задания, активизирующие освоение полифонической музыки…11
3.
Заключение………………………………………………………….65
4.
Список литературы…………………………………………………66
2
Введение
Полифония
–
одно
из
важнейших
средств
художественной
выразительности и музыкальной композиции. Как отмечал выдающийся
педагог-пианист Г. Г. Нейгауз: «ничто так не воспитывает слуха, звукового
разнообразия, легато, пластичности, как полифония...» [14, с. 78]. Решение
проблемы развития полифонического мышления младших школьников в
классе фортепиано в процессе обучения является одной из наиболее сложных
областей музыкальной педагогики. Воспитание у ребенка полифонического
слуха и мышления, то есть воспитание способности дифференцированно
воспринимать и воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся
друг с другом в одновременном развитии звуковых мелодических линий,
составляет актуальную задачу деятельности каждого педагога-пианиста.
Понимание элементов музыкальной ткани не только активизирует одну из
сторон восприятия музыки – его многоплановость, но и успешно влияет на
общее музыкальное развитие ребенка и формирование его музыкального
мышления,
а
также
имеет
принципиальное
значение
в
творческой
деятельности начинающего музыканта.
Фортепианная педагогика подчеркивает значение полифонического
репертуара как обязательного и очень важного на всех этапах обучения.
Однако сложность полифонического письма в фортепианной фактуре часто
заслоняет от исполнителя художественную выразительность произведения,
направляя все его усилия на овладение фактурой в целом и выделение (чаще
всего динамическое) тематического материала.
Воспитание полифонического мышления, полифонического слуха, то
есть
способности
дифференцированно
воспринимать
(слышать)
и
воспроизводить на инструменте несколько сочетающихся друг с другом в
одновременном развитии звуковых линий – один из важнейших и наиболее
сложных разделов музыкального воспитания.
3
Гармоничное развитие музыканта невозможно без овладения
полифонической музыкой. Изучение полифонии, как одной из ведущих
тенденций современного музыкального творчества, подводит к выводу о
том, что необходимость восприятия музыки сегодня с позиции полифонии,
полифонического мышления диктуется факторами исторического порядка –
факторами как широкой полифонизации всей современной музыки и замены
в ней самого типа мышления, так и обогащения самой полифонической речи
достижениями гомофонно – гармонического стиля. С другой стороны,
вследствие консервативности «общественной памяти музыки», она
сталкивается с определенной слуховой инерцией: возникает расхождение
между профессиональной музыкой XX века и трудностью восприятия ее с
позиции слухового сознания, сформированного под влиянием прошлых
стилей. Это накладывает на музыкальную педагогику особую
ответственность, требует особой установки, особой направленности: мы
сталкиваемся в ней не просто с фактом дальнейшего музыкального развития,
а с необходимостью его качественного изменения, его перевода на позиции
мелодического, «горизонтального» мышления. В то же время это не просто
возвращение к горизонтальному восприятию, которое существовало до
возникновения и расцвета гомофонной гармонии – это горизонтальное
восприятие, обогащенное всеми достижениями вертикально –
гармонического.
Таким образом, можно утверждать, что на современном уровне развития
музыкальной культуры полифонический подход необходим не только при
восприятии произведений собственно полифонических жанров и форм:
глубокое взаимопроникновение стилей и особо значительная роль в нем
полифонической логики музыкальной речи предопределяет усвоение
полифоничности как существенного свойства многоголосия.
К настоящему времени в музыкально-психологической, музыкально-
педагогической и методической мысли прочно утвердилось общее мнение о
благотворном влиянии полифонической музыки на развитие музыкальных
способностей и мышления детей, и, соответственно, важности ее поэтапного
и систематического освоения уже на начальном этапе обучения игре на
инструменте.
4
Но большинство педагогических работ, посвященных проблемам
освоения полифонической музыки, развитию полифонического мышления и
слуха (Л. М. Грибановой, Е. П. Рожко и др.), адресованы студентам
музыкальных училищ и вузов. В области развития полифонического
мышления младших школьников эта проблема раскрыта недостаточно. Хотя
младший школьный возраст, согласно исследованиям психологов, является
самым оптимальным сензитивным периодом для музыкального развития
детей,
включая
развитие
способности
восприятия
и
осмысления
полифонической музыки и навыков ее исполнения.
Также важно отметить, что сложность развития полифонического
мышления в наше время возникает в связи с противостоянием классической
и массовой музыки. Под воздействием массовой музыки у современных
детей складывается гомофонный тип музыкального мышления. Педагог же в
данной ситуации должен стремиться расширять представления учеников о
музыке, прививать любовь к музыке полифонических жанров.
Любой педагог – пианист независимо от своей исполнительской
категории в области полифонии, должен владеть принципами ее изучения и
обучить этому всех своих учеников:
умению
«расшифровывать»
образное
содержание
полифонического сочинения;
технике переживания, чувствования полифонии, эмоциональная
сфера
которой
специфична
и
довольно
существенно
отличается
от
эмоциональных особенностей гомофонно – гармонической музыки;
пониманию
выразительных
возможностей
различных
артикуляционных приемов, имеющих в полифонической музыке особое
значение;
умению анализировать интонационный состав тематического
материала и выполнять межмотивные цезуры;
обучить
особенностям
полифонической
аппликатуры:
перекладыванию пальцев, скольжению одним пальцем по разным клавишам;
5
обучить разнообразным видам туше для создания тембровой
палитры
полифонии.
Чтобы
полифонические
голоса
не
сливались, они должны обладать разными тембрами. Разнотембровость в
проведении тем является основой многоголосия.
- Работа над полифонической фактурой начинается с простейших
пьес, где правая рука ведет мелодический голос, а левая лишь дополняет
тему. Приучая ребенка слушать ведущий голос в одной руке, стараться
интонировать и тему другой, объясняя,
что любой голос способен
существовать самостоятельно, независимо от их количества. Этим и
объясняется и весь синтаксис полифонии.
В процессе знакомства с полифоническим репертуаром
необходимо
на
отдельных
примерах
показать
характерные
приемы,
простейшие сочетания полифонического изложения и объяснить ученику, что
полифоническая музыка является очень выразительной и содержательной.
Особая роль в школьной программе отводится изучению кантиленной
полифонии. В репертуар ученика входят полифонические обработки для
фортепиано
народных
лирических
песен
и
несложные
кантиленные
произведения. Занимаясь над такими пьесами, ученик приобретает навыки
хорошего голосоведения и владения эпизодическим в партии отдельной
руки, а также контрастными артикуляционными штрихами, он учится
слышать и ощущать целостное развитие всей формы.
Детям в первые годы обучения нередко приходится многократно
объяснять, каково значение того или иного голоса, как он должен звучать.
Приходится
добиваться
правильной
фразировки,
нужного
характера
звучания, четкого выполнения всех штрихов и тембрового разнообразия.
Большое внимание педагогу нужно уделять выработке соответствующих
навыков и напевности голосов.
На начальном этапе ребенок, конечно, не сможет сыграть, а тем более
услышать двухголосную полифонию. Поэтому лучше всего начинать с
ритмического сопровождения к песням (тихими хлопками, щелчками,
6
притопами).
Подобные ритмические аккомпанементы, образуя самостоятельную
линию, способствуют формированию темброво – полифонического слуха,
правда, на низшем ритмо – тембровом уровне. Они развивают умение
слышать
не
только
два
пласта
(мелодию
и
аккомпанемент),
но
и
многоплановость ритмической ткани. При этом ребенок должен освоить
метод
ритмизированного
произнесения
слов,
фраз
в
сочетании
с
разучиванием ритмических длительностей. На этом этапе ребенок должен
освоить пение с аккомпанементом на фортепиано, уметь слышать как
собственное пение, так и аккомпанемент, что является первой стадией
восприятия полифонии.
Следующий этап позволяет еще немного ближе подойти к цели. Это
игра в ансамбле, как с педагогом, так и с другим инструментом. В это время
ребенку
можно
уже
объяснить
такие
понятия
как
«вертикаль»
и
«горизонталь». Фактура даже самой несложной музыки для фортепиано
многоэлементна. И уже на начальном этапе работы нужно научить ребенка
различать составные части чисто фортепианного изложения, в первую
очередь мелодию и аккомпанемент. Ребенок должен быть подведен к тому,
чтобы на основе собственного опыта понять, пережить выразительный смысл
сопровождения, суметь проявить известную чуткость и, следуя за ведущей
мелодической
линией,
сообразовываться
с
ее
интонационными
особенностями, динамикой и агогикой.
Эта одна из причин, когда
аккомпанемент развивает полифоническое, многоплановое мышление.
Поэтому умению аккомпанировать и играть в ансамбле, надо учиться,
как некой самостоятельной задаче.
С
первых шагов игры на инструменте главной задачей обучения
ученика оказывается мелодия, которую необходимо научиться выразительно
«петь» на фортепиано.
Лучшей путеводной нитью в мир музыки для ребенка является песня.
Именно она дает возможность педагогу заинтересовать ученика музыкой,
7
установить с ним общий язык. В непринужденной, доверительной атмосфере,
создаваемой педагогом в классе, первоклассник охотно поет знакомые песни,
с интересом слушает и угадывает разный характер пьесок, которые играет
ему педагог (веселые, грустные, торжественные и т. д.). Также ученику
следует объяснить, что звуки, как и слова, передают содержание, разные
чувства. Так постепенно накапливаются музыкальные впечатления. Исполняя
и подбирая по слуху от разных звуков знакомые песни, он постепенно
учиться записывать их на нотном стане, изучая нотную азбуку на живом
звучании песенных мелодий.
Мелодии детских и народных песен в легчайших одноголосных
переложениях для фортепиано – самый доходчивый по своему содержанию
учебный материал для начинающих. Тщательный выбор репертуара имеет
огромнейшее значение в музыкальных успехах ученика: песни следует
выбирать простые, но содержательные, отличающиеся яркой интонационной
выразительностью, с четко выраженной кульминацией. Затем постепенно
привлекаются и чисто инструментальные мелодии. Таким образом, с первых
шагов в центре внимания ученика оказывается мелодия, которую он сначала
выразительно поет, а затем учится так же выразительно «петь» на
фортепиано. Немаловажным достоинством педагога является умение ярко и
образно раскрыть характер пьесы с целью вызвать в ученике живую,
эмоциональную
реакцию,
разбудить
его
фантазию
и
творческое
воображение.
Можно, например, придумать какую – либо словесную иллюстрацию
на тему, близкую содержанию пьесы (или текста изучаемой песни), связывая
ее одновременно с тем, что входит в круг интересов ученика, или рассказать
о композиторе. Учеников, любящих рисовать, можно попросить отразить
содержание данной пьесы в рисунке (танцевальную пьесу – в танце;
ритмически острую, маршеобразную – в движении и т. д.). Каждый педагог
должен постоянно заботиться о том, чтобы ученик самостоятельно определял
характер услышанной пьесы. Для развития этой способности следует
8
систематически к каждому уроку давать соответствующие задания. Без этого
навыка ученику очень трудно будет позднее войти в мир сложной
полифонической музыки и понять ее своеобразный язык.
Выразительное и певучее исполнение одноголосных песен – мелодий в
дальнейшем переносится на сочетание двух таких же мелодий в легких
полифонических пьесках. Для сохранения живого интереса к полифонии в
будущем необходимо, чтобы такой переход был естественным.
Полифонический репертуар для начинающих составляют легкие
полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие
и понятные детям по своему содержанию. Педагог должен рассказать о том,
как исполнялись эти песни в народе: начинал песню запевала, затем ее
подхватывал хор («подголоски»), варьируя ту же мелодию.
Приобщив ученика к игре в ансамбле, педагог активизирует восприятие
учеником многослойной музыкальной ткани. В итоге уже на протяжении
первого года обучения у учащегося постепенно складывается представление
о полифонической фактуре. Этот возрастной период является отправной
точкой процесса формирования полифонического мышления ребенка.
Ученик в процессе исполнения одной мелодической линии в ансамбле,
состоящем из двух (или более) музыкантов, реально слышит и воспринимает
звучание нескольких голосов. При совместном исполнении каждый участник
ансамбля рефлекторно «включает» свое полифоническое мышление.
Визуально ансамблевое изложение полифонического произведения
позволяет четко различать количество самостоятельных линий, фактурных
пластов, изображенных в нотах музыкального произведения. Исполнитель не
только слышит, но и видит полифоническую фактуру нотного текста и
количество участников ансамбля.
Кроме того, пианист, прикасаясь к клавишам инструмента кончиками,
пальцев, также и осязает свою ансамблевую партию. В процесс включаются
и кинестетические ощущения, позволяющие ему отождествить каждую
музыкальную линию ансамбля с конкретным исполнителем. А все партии
9
ансамбля в целом воспринимаются им как коллектив индивидуальностей.
Рассказав об истории и особенностях старинных и современных
клавишных инструментов, можно предложить ученикам попробовать извлечь
из клавиатуры фортепиано характерные тембровые краски – например,
поискать краски рояля – «трубы» или рояля – «виолончели». При этом
педагогу следует подсказать ребенку наилучший способ прикосновения к
клавиатуре инструмента для достижения необходимого звукового эффекта.
Настроенные на различные регистры «мануалы» ученики станут изображать
на разных клавиатурах, используя два инструмента.
Поиск своеобразной тембровой окраски звука на фортепиано для
начинающего пианиста может оказаться непростой задачей. Тогда само по
себе исполнение на двух инструментах поможет справиться с этой задачей,
так как каждый рояль имеет особое звучание, индивидуальную окраску. Это
и матовое, глухое, и звонкое, «стеклянное», и клавесинное, и певучее, и
бархатистое звучание, и еще много других тембровых оттенков. Преодоление
этой трудности поможет в дальнейшем ученикам в освоении произведений
И. С. Баха.
Таким образом, представленные задания можно использовать с
учениками 1-4 классов с разными музыкальными способностями. Выполняя
представленные задания, учащиеся расширят теоретические познания,
применяемые
в
области
полифонической
музыки,
освоят
основные
контрапунктические приемы и различные способы работы над двухголосием.
Выполнение творческих заданий будет способствовать заинтересованности
учеников, стимулировать активность и самостоятельность их мышления.
10
Задания, активизирующее освоение
полифонической музыки.
Предложенный комплекс упражнений включает в себя различные виды
заданий, которые способствуют интенсивному развитию полифонического
мышления
начинающего
музыканта,
а
также
помогают
приобрести
первичные навыки исполнения произведений полифонического склада. В
процессе
занятий могут
возникать
новые варианты упражнений,
их
различные комбинации, предоставляя, тем самым, возможность проявить
творческую фантазию и ученику, и педагогу.
11
Задания
на
развитие
координации
рук,
на
распределение
внимания.
1.
Прослушать
пьесу
Н.
Тер-Саркисяна
«Танец
колоколов
и
колокольчиков». Правой и левой руке одновременно выполнять движения
различного рода: одной рукой звонить в большой колокол, а другой – в
маленький колокольчик. Сначала исполнить эти движения каждой рукой
отдельно, затем одновременно. Удобнее всего начать упражнение одной
рукой, а затем подключить другую руку с иным движением. Далее следует
поменять роли правой и левой. Предложенные в этом упражнении движения
рук
могут
ассоциироваться
и
с
другими
действиями.
В
качестве
дополнительного
или
запасного
варианта:
плавные,
покачивающиеся
движения могут ассоциироваться со всплесками волн, а отрывистые
движения изображать падение весенней капели.
12
13
14
2.
Показать, как пьют чай из чашки, поднося ее к губам и опуская на
стол одной рукой, другой играть в мячик, отбивая его о пол. Затем наоборот:
одной рукой «играть в мячик», а другой – «пить чай». При этом сами
предметы в руки не берутся. Сначала исполнить эти движения каждой рукой
отдельно, затем одновременно. Удобнее всего начать упражнение одной
рукой, а затем подключить другую руку с иным движением. Далее следует
поменять роли правой и левой рук.
3.
Простучать по столу одновременно слова: «мама» и «бабушка»,
предварительно простучав отдельно каждой рукой. Сначала исполнить это
задание каждой рукой отдельно, затем одновременно. Далее роли правой и
левой рук ребенка меняются.
Задания на развитие образного мышления, воображения,
дифференцированное слышание музыкальной ткани.
1.
Прослушать пьесу «Папа и мама» из цикла «День ребенка» А.
Гречанинова, содержащую определенную полифоническую ситуацию —
диалог двух голосов. Определить, сколько персонажей изображено в пьесе,
описать их действия. Во время прослушивания закрыть глаза и представить
себе картину, которую «рисует» музыка.
15
16
2.
Прослушать пьесу С. Майкапара «Эхо в горах», которая содержит
полифоническую
ситуацию
—
диалог
двух
голосов-персонажей,
их
одновременное сочетание. Предварительно определить, сколько персонажей
изображено в пьесе, описать их действия. Во время прослушивания
закрытыми глазами представлять картину, которую рисует эта музыка.
17
18
3.
Прослушать пьесу «Заклинание» из полифонической сюиты «Семь
сказочных снов». Определить, сколько персонажей изображено в пьесе,
описать их действия. Послушать, один или несколько человек поют, если не
один, то сколько именно, по очереди или все вместе.
Прослушав, ответить на вопросы: пьеса исполняется только певцами
или звучит в сопровождении какого-либо инструмента, какой же инструмент
аккомпанирует певцам, что этот аккомпанемент изображает?
19
20
4.
Послушать Р. н. п. «Кума» обр. Ан. Александрова. Во время
прослушивания
полифонического
музыкального
произведения
сначала
прохлопать ее ритмический рисунок и пропеть на какой – либо слог. Далее
следить за всеми проведениями темы и сосчитать, сколько раз она
прозвучала. Следующий этап работы: совместно с педагогом анализировать
строение темы. Пример: Р. н. п. «Кума» обр. Ан. Александрова.
21
22
5.
Прослушать «Колыбельную песенку» Г. Свиридова, следить за
всеми проведениями темы и сосчитать, сколько раз звучала тема. Далее
совместно с педагогом проанализировать ее строение.
23
6.
Прослушать Фугетту a – moll С. Павлюченко. Сосчитать сколько раз
звучала тема. Проанализировать ее строение.
24
7.
Послушать песенку «Дождик», обе партии одновременно и
охарактеризовать ее. После второго прослушивания определить, в какой
партии слышны капли дождя, затем ответить на вопрос: на протяжении всей
ли пьесы дождик шел с одинаковой силой или менял свою интенсивность?
Прослушав третий раз, прохлопать ладошками ритмический рисунок партии
дождика и напеть ее. Затем разобрать вместе с педагогом ноты пьесы, и
исполнить ее вместе.
25
26
Задания на развитие полифонического мышления в процессе общения
на вербальном уровне.
1.
Дома выучить стихотворение. На уроке на фоне чтения этого
стихотворения учеником, педагог произносит слова, разделяемые довольно
большими паузами, ученик же, не прерывая чтения, пытается уловить и
запомнить слова, которые произносит учитель и произнести их по окончании
чтения стихотворения. Стихотворение «Слон».
Ученик: «Динь – дон, динь - дон, в зоопарке ходит слон.
Педагог: «Динь, дон, динь, дон,
Ученик: «Старый, серый, сонный слон, динь – дон, динь - дон».
Педагог: «Динь, дон, динь, дон».
2.
В нем участвуют два ученика, которым дается задание: выучить
дома стихотворение «Ходит слон». На уроке один ученик рассказывает
стихотворение, а второй рассказывает это же стихотворение с небольшим
опозданием. Таким образом, получается канон.
3.
В нем участвуют два ученика, которым дома нужно выучить
стихотворения: «Сорока, сорока» и «У медведя во бору». На уроке
одновременно ученики рассказывают вслух каждый свое стихотворение,
вслушиваясь в речь товарища, стараются не сбиться с чтения своего
стихотворения. Закончив чтение, и первый и второй ученики отвечают на
27
вопрос, о чем было стихотворение партнера по игре, а если смогут, то и
пересказать его содержание.
4.
Участвуют два ученика. Одновременно рассказать вслух, негромко и
не спеша, одно и то же стихотворение. Только первый ученик начинает, а
второй вступает с небольшим опозданием, получается канон. Задача каждого
ученика: вслушиваться в речь товарища и стараться не сбиться с чтения
стихотворения. Пример: стихотворение Б. Заходера «Сапожник».
Жил сапожник, жил, жил.
Шил сапожник, шил, шил.
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки.
Задания на подбор остинатного баса. Развитие умения слышать
два пласта музыки (мелодию и аккомпанемент).
1.
Сначала объяснить ученику, что такое остинатный бас, как его
нужно играть, рационально распределяя свое слуховое внимание между
музыкальным материалом двух тем. После показа педагога, ученику нужно
спеть и подобрать по слуху бас-остинато, затем внимательно прослушать
верхний голос. После того, как он сможет спеть каждый из голосов в
сопровождении педагога, приступить к ансамблевому музицированию.
Музыкальный пример: Р. н. п. «Во поле береза стояла» из «Книжки с
нотами». «Путь к музыке» Л. А. Баренбойма.
28
2.
Послушать словацкую народную песню «Белка пела и плясала» и
прохлопать ритм этой песни, затем подобрать по слуху бас-остинато. Далее
внимательно прослушав мелодию этой песни, пропеть ее в сопровождении
педагога и играть в ансамбле. Пример: Словацкая народная песня «Белка
пела и плясала».
29
Задания на сочинение ритмических аккомпанементов.
Ритмические аккомпанементы, образуя самостоятельную линию,
способствуют формированию темброво-полифонического слуха, развивают
умение слышать не только два пласта (мелодию и аккомпанемент), но и
многоплановость ритмической ткани.
1.
Слушать «Марш» Е. Тиличеевой, прохлопывая ритмический рисунок
и сочинить ритмический аккомпанемент.
30
2.
Прослушать русскую народную песню «Во саду ли в огороде».
Затем
во
время
повторного
исполнения
сочинить
ритмический
аккомпанемент.
31
32
Задания на пение с аккомпанементом на фортепиано.
(Аккомпанемент играет педагог).
1.
На уроке педагог с учеником выучивают песенку В. Фере «Дождик».
После того, как ученик хорошо ее запомнил, он поет ее с аккомпанементом
педагога. Ученик старается слушать, как собственное пение, так и
аккомпанемент.
33
34
2.
Выучить песню Д. Кабалевского на сл. И. Рахилло «Карусель» и
петь ее с аккомпанементом, стараясь слушать не только собственное пение,
но и аккомпанемент.
35
3.
Выучить вокальную партию русской народной песни «Сорока».
Дома выучить аккомпанемент к этой песне, предварительно разобрав его на
уроке. Слушать как собственное пение, так и аккомпанемент.
4.
Дома выучить вокальную партию Русской народной песни
«Петушок» и на уроке спеть ее под аккомпанемент педагога. Следующее
домашнее задание: выучить аккомпанемент, а на уроке самостоятельно спеть
и аккомпанировать себе на инструменте, слушая как собственное пение, так и
аккомпанемент.
36
Игра в ансамбле.
1.
Музыкальный пример: Ж. Металлиди «Сонный слон». Это игра в
ансамбле как с педагогом, так и в другим учеником или с другим
инструментом. Играя слушать мелодию и аккомпанемент, чутко следовать за
ведущей мелодической линией, за ее интонационными особенностями,
динамикой и агогикой.
37
38
39
2.
Ж. Металлиди «Дом с колокольчиком». Провести ту же работу, что
и в предыдущем примере.
40
3.
Послушать «Немецкий танец» Л. в. Бетховена. Далее дома выучить
аккомпанемент к этому танцу, затем на уроке исполнить его вместе с
педагогом, следуя за ведущей мелодической линией, сообразовываясь с ее
интонационными особенностями, динамикой и агогикой.
41
5.
Выучить дома главную партию пьесы Д. Кабалевского «Труба и
барабан», предварительно разобрав ее на уроке. На следующем уроке
исполнить вместе с педагогом этот ансамбль.
Задания на интонационное развитие мотива.
1.
Игра канона с педагогом. На уроке разобрать Этюд № 34
Е.Гнесиной, проанализировать строение этой пьесы и разучить ее дома. На
следующем уроке вместе с педагогом исполнить ее, меняясь местами.
42
2.
Выучить польскую народную песню «Два кота» и спеть ее каноном.
43
44
3.
Выучить русскую народную песню «На речушке на Дунае» и играть
ее каноном с педагогом.
4.
С. С. Ляховицкая «Дразнилка».
Проанализировать строение мотива и запомнить. Далее данный мотив
ученику нужно исполнить в разных регистрах, подчеркивая тембровую
характерность. Тот же мотив играть правой рукой, а левой имитировать его
на октаву ниже, далее мотив и его имитация исполнить в виде восходящей, а
затем и нисходящей секвенции.
45
5.
Этюд № 6 из «Фортепианной азбуки» Е. Гнесиной. Цель: знакомство
с понятием «имитация».
Прослушать пьесу и определить ее характер. Можно предложить
придумать подтекстовку, например: «в садике, в садике зайка весело скакал».
Далее
играть каждый голос отдельно ( нижний голос с небольшим
опозданием
повторяет
верхний).
Познакомить
ученика
с
понятием
«имитация». Следующий этап работы: ученик играет пьесу вместе с
педагогом: один голос играет педагог, другой ученик, лучше – на другом
инструменте,
что
придаст
каждой
мелодической
линии
большую
рельефность. Затем педагог и ученик меняются местами, так как играя в
ансамбле попеременно обе партии, ученик более отчетливо слышит не
только каждый голос, но и целиком всю пьесу, что значительно облегчит
следующий этап работы – игру учеником обеих партий. Далее ученик играет
обе партии вместе, чтобы голоса не сливались, нижний голос опустить на
октаву вниз и послушать, как теперь звучат голоса, затем верхний поднять на
октаву вверх. Голоса поиграть разными штрихами. После проведения такой
46
подготовительной работы, исполнить пьесу, стараясь ярко и выразительно
провести каждый голос.
6.
Этюд № 6 из «Фортепианной азбуки» Е. Гнесиной. Сначала
выучить его дома. На уроке проанализировать строение темы из этого этюда
и попытаться придумать свой вариант этой пьесы, используя известные
приемы полифонического развития мотива.
7.
Русская народная песня «На речушке на Дунае» Обработка С.
Ляховицкой и Л. Баренбойма.
Вначале эту пьесу переписать и выучить в простой имитации. Под
первой фразой песни в нижнем голосе проставить паузы, а при имитации ее
во втором голосе паузы выписать в сопрано. Так же переписать и вторую
фразу и так далее. Такой метод работы поможет лучше разбираться в
полифонической фактуре, более ясно осознавать мелодию каждого голоса.
Эффективность таких упражнений усиливается, если их играть от разных
47
звуков, в разных регистрах вместе с педагогом. В таком виде пьесу учить в
течение двух уроков. Затем применить ансамблевый метод работы, и только
потом играть оба голоса.
Канон.
1.
Участвуют два ученика. Слушать пьесу Г. Свиридова «Ласковая
просьба», прохлопать и записать в тетрадь ритмический рисунок первой
части. Затем один ученик хлопает этот ритмический рисунок, а второй
вступает на один такт позднее, получится канон. Далее ученики меняются
местами.
48
49
2.
Участвуют два ученика. На уроке выучить песню М. Раухвергера на
сл. О. Высотской «Корова», а дома ее закрепить. Затем на уроке эту песню
исполнить каноном, сначала с педагогом, далее самостоятельно, затем
поменяться местами.
3.
Игра канона в ансамбле с педагогом. В классе разобрать Этюд № 34
из «Фортепианной азбуки» Е. Гнесиной. Дома выучить этюд, а на
следующем уроке исполнить сначала с педагогом, затем при следующем
50
проигрывании самостоятельно. В качестве начинающего голоса может быть
то верхний, то нижний голос.
4.
Дома выучить Этюд Е. Гнесиной №46 отдельно каждой рукой. На
уроке сначала мелодию исполнить педагогу, а при следующем проигрывании
– ученику. Затем ученику играть канон самостоятельно, проводя тему
сначала в верхнем, затем в нижнем голосе.
51
5.
Выучить и проанализировать строение мотива и придумать свой
вариант этой пьесы на примере Этюда №12 Е. Гнесиной, используя
известные приемы полифонического развития мотива, например, канон,
имитация.
52
Задания на имитационное развитие короткого мотива.
1.
Пример: «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах» Менуэт g-moll.
Сначала проанализировать строение мотива, затем хорошо его запомнить.
Далее данный мотив исполнить в разных регистрах, подчеркивая тембровую
характерность. Следующее задание: играть этот мотив обеими руками в
октаву, но разной артикуляцией, например, правая рука leqato, левая non
leqato, и наоборот.
53
2.
Исполнение мотива в обращении.
Одной рукой играть этот же мотив, что и в задании № 2, а другой
рукой – его имитацию в обращении (инверсия). Начинать можно как
верхний, так и нижний голос, что позволяет совершенствовать координацию
рук.
3.
Выучить пьесу «Музыкальное эхо». М. Андреевой.
54
Сначала прослушать обе партии пьесы одновременно, не сообщая
названия, определить характер пьесы, подумать, что она может изображать.
Раскрыть название пьесы. После второго проигрывания уточнить, где же в
музыке звучит эхо. Затем проверить в нотах, насколько точно эхо (партия
ученика) повторяет мелодию партии педагога.
Далее выучить слова и спеть вместе с педагогом, стараясь петь
несколько тише, для достижения эффекта эха. Выучить ноты дома, и на
следующем уроке вместе с педагогом исполнить это произведение.
55
56
Задания на секвенцию.
1.
В. Волков «Напевая песенку». На уроке разобрать каждый голос
отдельно, проанализировать строение каждой мелодии, а дома
выучить пьесу отдельно каждой рукой. На следующем занятии
дописать секвенцию в этой пьесе. Выучить эту пьесу и исполнить.
Работа над двухголосием.
1.
Выучить пьесу Н. Мясковского «Беззаботная песенка».
Для того, чтобы сделать ученику доступным понимание этой пьесы,
нужно прибегнуть к образным аналогиям – кто ведет диалог? Например,
мама и дочка. Послушать два плана звучности: голос мамы и голос девочки,
придумать, о чем идет разговор? Например, девочка задает маме вопрос,
каждый раз все более настойчиво, мама же пытается ей ответить, но девочка
ее перебивает, в результате, мама и дочка договариваются.
57
2.
Менуэт d – moll. Неизвестный автор. Приступая к работе над пьесой,
поговорить о стиле той эпохи, показать иллюстрации балов того времени,
обратить внимание на костюмы мужчин и женщин, в большой степени
определявшие стиль танцев.
Прослушав Менуэт в исполнении педагога, ученику нужно определить
его характер, обратить внимание на отличие мелодии верхнего и нижнего
голосов, их самостоятельность и независимость друг от друга, словно их
поют два певца, или же певучее, выразительное звучание верхнего голоса
напоминает пение скрипки. А тембр и регистр басового голоса приближается
к звучанию виолончели. Далее разобрать форму пьесы, фразировку и
связанную с ней артикуляцию каждого голоса отдельно.
Для уяснения вопросо – ответных соотношений поработать за двумя
инструментами. Первый двутакт исполняется учителем, ученик отвечает на
этот двутакт – вопрос исполнением второго двутакта – ответа. Затем роли
58
переменить: ученик «задает» вопросы, учитель – отвечает. При этом
исполнителю, задающему вопросы, нужно играть свою мелодию чуть ярче, а
отвечающему – чуть тише, т. е. «спрашивать» и «отвечать» на фортепиано,
затем попробовать сыграть наоборот, вслушаться и выбрать лучший вариант.
Таким образом, работая в менуэте над певучестью, интонационной
выразительностью голосов, работать и над самостоятельностью каждого
голоса отдельно:
- различная инструментовка;
разная, почти нигде не совпадающая фразировка (например, в тактах 1– 4
верхний голос содержит две фразы, а нижний состоит из одного
предложения);
несовпадение штрихов (legato и non legato);
несовпадение кульминаций (например, в пятом – шестом тактах мелодия
верхнего голоса поднимается и приходит к вершине, а нижний голос
движется вниз и подъем к вершине совершает только в седьмом такте).
разная ритмика (движение нижнего голоса четвертными и половинными
длительностями контрастирует с подвижным ритмическим рисунком
мелодии верхнего, состоящей почти сплошь из восьмых нот);
несовпадение динамического развития (например, в такте четвертом
второй
части
звучность
нижнего
голоса
усиливается,
а
верхнего
уменьшается).
59
60
3.
Маленькая прелюдия №1 C-dur И. С. Баха. Работа над верхним
голосом.
Обратить внимание на движение верхнего скрытого голоса в тех
местах, где отчетливо выступают разрешения диссонансов (т.2, 3), затем
найти аналогичную, но более развернутую последовательность в тактах 6-8,
обратить внимание на то, что скрытый верхний голос проводит секвенцию.
Далее составить гармоническую схему этой секвенции, выписав в аккорды
гармоническую основу фигурации правой руки и затем играть их вместе с
басом, подчеркивая более первый аккорд и менее, как разрешение, второй.
Цель
подобных
«гармонических»
упражнений
-
осознание
выразительного
смысла
гармонии,
художественное
значение
которой
чрезвычайно велико в полифоническом творчестве Баха. Затем приступить к
игре прелюдии по нотам. После того как стало ясно различимо движение
верхнего голоса, обратить внимание на средний скрытый голос и найти
секвенцию в тактах 4-6. Теперь уже без выписывания проиграть и
секвенцию, и гармоническую схему, обязательно прослушивая и подчеркивая
скрытый средний голос. Далее аналогичные упражнения в том же порядке
строить на основе тактов 3-5 для третьего, нижнего скрытого голоса.
Поскольку скрытая полифония свойственна почти всем баховским мелодиям
и имеет множество разнообразных вариантов, умение распознавать эту черту
мелодики
Баха
представляется
крайне
важным
навыком,
который
подготавливает учеников к исполнению более сложных произведений. Далее
работать над нижним голосом. Нижний голос поучить отдельно разной
артикуляцией. Для того, чтобы услышать его лучше при игре двумя руками,
использовать прием «раздвижения» регистров, т. е. «перенесения одного из
голосов на октаву выше или ниже».
61
2.
Играть прелюдию по нотам. После того как движение верхнего
голоса стало ясно различимо, обратить внимание на средний скрытый голос
и также найти секвенцию в тактах 4-6. Теперь уже без выписывания
проиграть и секвенцию, и гармоническую схему, обязательно прослушивая и
подчеркивая скрытый средний голос. Далее аналогичные упражнения в том
же порядке строить на основе тактов 3-5 для третьего, нижнего скрытого
голоса. Поскольку скрытая полифония свойственна почти всем баховским
мелодиям и имеет множество разнообразных вариантов, умение распознавать
эту черту мелодики Баха представляется крайне важным навыком, который
подготавливает учеников к исполнению более сложных произведений.
Работа над нижним голосом.
3.
Нижний голос поучить отдельно, поучить его разной артикуляцией.
Для того, чтобы услышать его лучше при игре двумя руками, использовать
прием «раздвижения» регистров, т. е. «перенесения одного из голосов на
октаву выше или ниже».
62
63
64
Заключение
Для того, чтобы ученик на начальном этапе обучения мог
лучше познакомиться с различными приемами имитационного и
контрапунктического
развития,
активизировать
его
внимание,
привить понимание того, что каждая деталь нотного текста имеет
свое значение, выполняет определенную функцию, на каждом уроке
необходимо заниматься с учеником специальными упражнениями.
Таким образом, развивая полифоническое мышление ученика в
процессе освоения полифонический музыки, педагог готовит его к работе над
более сложными образцами фортепианных полифонических произведений.
65
Список литературы.
1.
Анисимов, В. П. Диагностика музыкальных способностей детей / В. П.
Анисимов. // Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.:
ВЛАДОС, 2004. – с. 130
2.
Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой: учеб. пособие / А. Д.
Артоболевская. – М.: Советский композитор, 1989. – 103 с.
3.
Баренбойм, Л. А. Вопросы фортепианной педагогики и
исполнительства / Л. А. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1969. – 288 с.
4.
Баренбойм, Л., Перунова, Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для
начинающих обучаться игре на фортепиано. — Л.: Советский
композитор, 1989. — 168 с.
5.
И. С. Бах, Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах. / Ред. Л. И. Ройзмана.
– М.: Музыка, 1977. – 55 с.
6.
И. С. Бах, Маленькие прелюдии и фуги Ноты / И. С. Бах.- Киев, 1973. –
48 с.
7.
Браудо, И. А. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной
школе / И. А. Браудо – М.: Классика-ХХ1, 2003. – 96 с.
8.
Воронова, Т. Н. Некоторые особенности методики работы над
полифонией / Т. Н. Воронова // Проблемы фортепианной педагогики и
исполнительства: сб. трудов. – М.: Моск. гос. пед. ин-т. им. В. И.
Ленина, 1978. – с. 70–76.
9.
Гайдай, П. В. Диагностика музыкального развития школьников: учебно
– методическое пособие / П. В. Гайдай, С. Н. Гайдай. – Чита:
ЗабКИПКРО, 2011. – 108 с.
10.Гнесина, Е. Ф. Фортепианная азбука. / Е. Ф. Гнесина. - Советский
композитор, 1972. – 26 с.
66
11.Давидчик, А. Б. Формирование полифонического мышления
начинающего пианиста: автореферат диссертации на соискание ученой
степени кандидата педагогических наук: 13.00.02/ А. Б. Давидчик: С.–
Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – Санкт – Петербург; 2008. – 19
с.
12.Кирнарская, Д. К. Психология специальных способностей.
Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. – М.: Таланты – XXI
век, 2004.– 496 с.
13.Москаленко Л. А. Полифония в репертуаре пианиста. / Л. А.
Москаленко – Новосибирск: Изд-во НГК им. Глинки, 2001.– 41 с.
14.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. – М.:
Музыка, 1988. – 300 с.
15.Рогова, С. А. Развитие полифонических способностей у детей 4-5 лет:
автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата
психологических наук: / С. А. Рогова. – Тамбов, 2006. – 23 с.
16.Сборник полифонических пьес для фортепиано. Ч. 1. / Сост. C.
Ляховицкая. Под ред. Б. Вольмана. — Л.-М.: Музгиз, 1948. — 44 с.
17.Стоклицкая, Т. Л. 100 уроков сольфеджио для самых маленьких 1, 2
части. / Т. Л. Стоклицкая. – М.: Музыка,1999. – 162 с.
18.Фейгин, М. Э. Мелодия и полифония в первые годы обучения
фортепианной игре: методическое пособие / М. Э. Фейгин. – М.: Сов.
Россия, 1960– 72 с.
19.И. С. Бах, Маленькие прелюдии и фуги Ноты / И. С. Бах.- Киев, 1973. –
48 с.
67