Напоминание

Семья и школа


Автор: Тарасова Елена Борисовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 6"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семья и школа
Раздел: среднее образование





Назад




Педагогика должна стать наукой для всех

- и для учителей, и для родителей…….

В.А. Сухомлинский

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не

ставилась под сомнение. Родители являются первыми и основными

учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в

дальнейшем. Эффективность работы школы по обучению детей во многом

зависит от того, насколько она взаимодействует с семьей.

Ведущая роль в организации сотрудничества школы и семьи играют

не только классные руководители, но и социальные педагоги. Именно от их

работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые

школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна

из важнейших задач классного руководителя – способствование единению,

сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей,

созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка.

Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы

заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей.

Дети,

родители,

учителя

члены

одного

коллектива.

Их

объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом

зависит

от

характера

их

взаимодействия.

В

основе

сотрудничества

взаимодействия семьи и педагога лежат принципы взаимного доверия и

уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по

отношению друг к другу.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

КОЛЛЕКТИВА ПО

ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ реализует следующие цели:

1.

просветительская

способствовать

родительскому

видению и пониманию изменений, происходящих с детьми. Не секрет,

что

многие

педагоги

не

могут

правильно

оценить

возрастные

изменения, происходящие с подростком, отсюда и все проблемы с

учащимися среднего и старшего звена. Мы не хотим признавать, что

перестройка организма ребенка, его быстрое половое созревание,

изменения в эндокринной системе ведет к коренному изменению

психики ученика. Спокойный, уравновешенный в прошлом, ученик

становиться неуправляемым, и вместо того чтобы принять его

изменения и начать корректировку его поведения совместно с

родителями, мы начинаем его давить.

2.

консультативная – совместный психолого-педагогический

поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе

приобретения им общественных и учебных навыков. Во многих школах

работа школьного психолога тесно связана с работой классного

руководителя,

который

выявляя

проблемы

в

работе

с

детьми,

составляет совместный план работы и школьный психолог работает не

по заданию администрации, а помогает найти выход из сложившейся

ситуации. Эта помощь не разовая, а постоянная.

3.

коммуникативная

обогащение

семейной

жизни

эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия

ребенка и родителей.

Критериями эффективности работы педагогов с родителями служат:

- в начальной школе – сформированность положительного отношения к

школе,

престижность

ее

восприятия,

уважительного

отношение

к

педагогическому коллективу. То, что мы наблюдали в течение 2-х четвертей,

выходило за рамки общепринятого поведения родителей в школе. Хамство и

агрессия, прямые оскорбления

родителями начальной школы серьезно

мешали

педагогическому

процессу.

Необходимо

начинать

работу

с

родителями с первого знакомства. Не даром в гимназиях дореволюционной

школы родители подписывали договор, что они признают правила данного

учреждения и несут ответственность за соблюдение этих правил их детьми.

- в среднем и старшем звене – сформированность понимания сильных и

слабых сторон ребенка, уважительное отношение к нему как личности и

гордость за его достижения в саморазвитии.

Есть в педагогике запреты, нарушение которых рассматривается как

нарушение педагогической этики.

первый запрет

– это запрет на установление таких личных

отношений педагога с родителями учащихся, которые ведут к искажению

педагогического процесса и формируют такие ситуации, когда учитель идет с

родителями, а не выступает ведущим. Отношения педагогов с родителями

должны носить преимущественно деловой характер и касаться развития

ребенка в учебно-воспитательном процессе.

второй

запрет

это

запрет

на

обсуждение

с

родителями

внутришкольных отношений. Комментировать, как этот запрет работает у

нас в школе я даже не хочу. Должно стать непреложным правилом: все

вопросы и претензии, возникающие у родителей, принимаются педагогами,

ставятся и рассматриваются совместно с администрацией на совещаниях,

педсоветах, собраниях. О принятых мерах родители непременно извещаются.

третий запрет – это запрет на оценку личности ребенка, его семьи.

Это мне также не хочется комментировать. В противном случае нужно будет

называть

фамилии

и

те

ситуации,

при

которых

учителя

нарушали

педагогическую

этику.

Обсуждаются

и

оцениваются

исключительно

поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.д.

ИЗ

ЧЕГО

СКЛАДЫВАЕТСЯ

СОТРУДНИЧЕСТВО

С

РОДИТЕЛЯМИ:

- сначала мы устанавливаем

доброжелательные отношения с

родителями. И должны помнить, что для них сын или дочь – самые лучшие

дети в мире. Доброжелательность в общении с родителями, создает классным

руководителям определенный комфорт в работе.

- совместно с родителями мы должны выработать единый взгляд на

ребенка, основанный на доверии к его личности. В основном, в классах,

разногласий с родителями практически не существует. Я, как классный

руководитель, нашла ту правильную точку соприкосновения с семьями,

которая помогает оптимально решать многие проблемы в классе.

- определитесь в совместных требованиях к ребенку, не ущемляйте

его прав и свободы.

- выработайте оптимальный для ребенка режим жизни и работы

дома. С первого дня, после знакомства с детьми и их родителями,

систематически стараюсь привить выполнение единых требований не только

учащимся, но и родителям. Результат налицо: учащиеся всегда опрятны в

одежде, выполняют единые правила для учащихся, у них ярко выражена

мотивация к учению. Без помощи родителей этого трудно добиться.

- постоянно информировать родителей о процессе воспитания и

успехах, продвижении в развитии ребенка. У нас же, зачастую, родителей

ставят в известность о проступках их детей, тем самым мы отталкиваем

основную часть родителей. А эта часть родителей, также хотела бы знать

рост своего ребенка, его достижения и развитие.

- выявляйте причины дезаптации ребенка к школе и совместно с

родителями стремитесь к их устранению. Не рассказывайте, какой он плохой,

а пытайтесь найти выход из сложившейся ситуации вместе с родителями.

- организуйте педагогическое просвещение родителей, стремитесь к

повышению их педагогической культуры.

- организуйте, если необходимо, коррекцию семейного воспитания

для наилучшего развития индивидуальности ребёнка.

- привлекайте родителей к участию в совместной с детьми

деятельности как в школе, так и вне ее. Различные совместные мероприятия

сближают детский и родительский коллективы. У нас это происходит в

системе. Все значимые мероприятия проводит совместно с родительским

активом, которые оказывают помощь в подготовке и организации вечеров и

праздников.

-помощником вам может стать родительский комитет, если вы

станете единомышленниками. У многих классных руководителей сложились

плодотворные отношения с родительским комитетом, который оказывает

поддержку и помощь не только в подготовке мероприятий, но и в работе с

родительской общественностью.

- анализируйте свои отношения с родителями с целью повышения

воспитательного потенциала семьи.

ОСНОВНЫЕ

СПОСОБЫ

ОБЩЕНИЯ

РОДИТЕЛЕЙ

И

ПЕДАГОГОВ:

1.Организация родительских конференций, собраний, лекториев,

индивидуальных встреч, консультаций, круглых столов, клуба интересных и

полезных встреч со специалистами, родительские университеты.

2.Организация работы телефонной линии, по которой родители

могут связаться с учителями или получить консультацию.

3. Использование средств телекоммуникаций и регулярной почты.

4.Разработка домашних заданий, в ходе выполнения которых дети

должны обсудить с родителями то, что происходит в школе, или подготовить

совместно с ними исследовательский проект.

5.Создание родительского клуба (комитета, совета) или центра в

школе.

6. Проведение неформальных встреч родителей, детей и учителей

(праздники, концерты, спортивные и интеллектуальные игры, выставки)

7.Изучение школьных газет

8.Уважительное общение с учетом культурной, религиозной,

национальной и этнической принадлежности родителей. В данный момент

это очень актуально, так как в школе увеличился рост выпадов на

национальной основе, оскорблений в адрес национальных меньшинств.

Эти способы организации совместной деятельности и общения

помогут избежать многих ошибок в работе с детьми. Например, обсуждение

какой-либо

проблемы

воспитания

на

родительском

собрании

можно

продолжить при индивидуальных встречах с родителями, а также на

групповых консультациях.

СОДЕРЖАНИЕ,

ФОРМЫ

И

МЕТОДЫ

РАБОТЫ

С

РОДИТЕЛЯМИ.

повышение психолого-педагогических знаний родителей:

1.

психолого-педагогический лекторий

2.

конференции

3.

открытые уроки и внеклассные мероприятия

4.

индивидуальные тематические консультации

5.

творческие группы, группы по интересам

6.

педагогическая дискуссия

7.

педагогический практикум

8.

ролевая игра

9.

посещение семьи

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

1. родительские собрания

2. родительские дни в школе

3. совместные творческие дела

4. помощь в укреплении материально-технической базы

5. социологические опросы

6. семейные гостиные

участие родителей в управлении школой

1.

совет школы (общешкольный родительский комитет)

2.

конференция школы

3.

классные родительские комитеты.

И, конечно нельзя сбрасывать со счетов родительские собрания. Как в

основном проходят родительские собрания? Я думаю мне не нужно

подробно останавливаться на этом. В год вы проводите 4-5 собраний,

которые

малоэффективны,

не

дающие

педагогического

роста

самим

родителям.

А ведь родительские собрания многообразны. Организационные,

собрания по плану родительского всеобуча,

тематические, собрания-

диспуты.

Тематику

родительских

собраний

разрабатывает

классный

руководитель, ее обсуждают на родительском комитете. Очередную тему

собрания могут предложить родители.

Каждое собрание требует от классного руководителя тщательной

подготовки, своего сценария, своей программы, так как важно, чтобы оно

проходило в обстановке заинтересованности.

Готовясь к собранию, классный руководитель может заранее раздать

анкеты. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей.

Конференция

Форма проведения собрания, которая позволяет расширить, углубить,

закрепить знания о воспитании детей. Тема конференции всегда конкретная.

«Игра в жизни ребенка», «Праздники в семье и семейный досуг».

Практикум

Форма

выработки

у

родителей

педагогических

умений,

по

эффективному

решению

всевозможных

педагогических

ситуаций,

своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.

Педагогическая дискуссия

Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической

культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение

проблемы

всех

присутствующих,

способствует

выработке

умения

всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные

навыки и опыт. Темой может служить любая спорная проблема семейного

воспитания «Умеете ли вы любить своего ребенка?»

Ролевые игры

Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня

сформированности педагогических умений у родителей. Примерные темы:

«Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы». Методика ролевой игры

предусматривает тему, состав участников, распределение ролей между ними,

варианты поведения участников игры.

Эффективная форма работы с родителями это посещение семьи. Не

мимоходом, а тщательно уяснив себе цель посещения.

Можно говорить еще и о формах воспитательных мероприятий.

Семейные классные клубы, семейные гостиные, семейные кафе, дочки-

матери, разговор с отцом и т.д.

Родители, классный руководитель – воспитатели одних и тех же детей,

и результат воспитания может быть успешным тогда, когда они станут

союзниками. В основе этого союза – единство стремлений, взглядов на

воспитательный процесс, совместно выработанные совместные цели и

воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии

взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится

все более актуальным и востребованным. Обе стороны предъявляют свои,

порой справедливые претензии. Так учителя жалуются на отсутствие

интереса у родителей к школьной жизни своих детей, порой плохое

воспитание, отсутствие моральных ценностей, пассивность. Родители же в

свою очередь недовольны чрезмерными нагрузками, равнодушием педагога,

взаимоотношениями в детском коллективе.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это

работа с их родителями».

В период реформ система образования меняется так стремительно, что

родители часто не имеют достаточного представления об этих изменениях,

ориентируясь в учебно-воспитательной деятельности в основном по своему

школьному опыту, который часто отстает от современных требований. Для

решения этого

несоответствия педагогу

необходимо

сделать учебно-

воспитательный процесс максимально открытым, информированным и

доступным для родителей. Моя практика работы в школе показывает, что

родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и

педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в

совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы

стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и

школы.

Однако отсутствие контактов родителей со школой, а также несогласованные

действия школы и родителей наносят ущерб обучению и воспитанию

ребенка.

Вступая в контакт, педагоги и родители, осознанно или неосознанно

познают друг друга. От того как они воспринимают друг друга, при каких

обстоятельствах это происходит, зависит объективность представлений.

Знаний друг о друге.

Большим

воспитательным

потенциалом

обладает

диалоговое

взаимодействие.

Оно

предполагает

равенство

позиций

педагогов

и

родителей, уважительное, положительное отношение взаимодействующих

сторон друг к другу.

Как показывает опыт, наиболее эффективным является сотруднический тип

взаимодействия.

На базе нашей школы мы создали родительскую общественность, раз в месяц

проводим заседания, где используем такие формы работы, как: лектории,

цикл бесед по теме; «Воспитание здоровых детей: основы рационального

питания, вредные привычки, нравственно-половое созревание, резервы

нашего организма, социальные аспекты организма. Деловые игры, такие как:

Эстафеты семейного воспитания, Архитектура семьи, Заповеди семейного

воспитания. Проводить круглые столы – Трудные дети и трудные взрослые,

Отцы и дети в меняющемся мире, семейные вечера (Папа, мама, я-

спортивная семья, Новый год-семейный праздник)



В раздел образования