Автор: Бай Наталия Олеговна
Должность: преподаватель по классу домры и балалайки
Учебное заведение: МБУДОСК «Детская музыкальная школа №2»
Населённый пункт: г.Вилючинск, Камчатский край
Наименование материала: Доклад
Тема: «Основные проблемы формирования исполнительского аппарата домриста и организации его продуктивной работы»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
сферы культуры «Детская музыкальная школа №2» г. Вилючинск
Доклад
на тему:
«
Основные проблемы формирования исполнительского
аппарата домриста и организации его продуктивной
работы
»
Выполнила преподаватель
по классу домры и балалайки
МБУДОСК ДМШ №2 г. Вилючинск
Бай Наталия Олеговна
Вилючинск, 2022 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
………………………………………………………………..………...
3
Основные
проблемы
формирования
исполнительского
аппарата
домриста и организации его продуктивной работы……………………….. 5
Опорно-двигательная
система
человека.
Особенности
посадки
музыкантов ………………………………………………………………….... 5
Исторический
аспект
формирования
современной
посадки
музыканта …………………………………………………………….……... ..6
Причины
возникновения
проблем
с
опорно-двигательным
аппаратом .……………………………………………………...…………….. 7
Проблематика
постановки
и
работы
исполнительского
аппарата
начинающего исполнителя……………………………………………………8
Выявление и устранение неудобств на ранних этапах организации
исполнительского аппарата домриста ……………………………………….9
Заключение
……………………………………………………………………..
10
Список литературы …………………………………………...……………… 11
2
ВВЕДЕНИЕ
Часто о целесообразности выполняемых исполнительских движений и
свободе игрового аппарата музыканты не задумываются до тех пор, пока
лично
не
столкнутся
с
физическими
неудобствами,
а
также
профессиональными
заболеваниями.
Потеря
игрового
тонуса
и
несоответствие технических навыков творческому замыслу исполнителя –
серьезные проблемы для музыканта.
В целях разработки решений данной проблемы, позволяющих не
ограничивать возможность реализации музыканта в качестве исполнителя, в
рамках данной работы будет изучен теоретический аспект организации
исполнительского аппарата, проведён анализ методической литературы с
целью изучения существующих особенностей организации исполнительского
аппарата
исполнителей
на
классических
и
народных
инструментах,
проработан исторической аспект возникновения инструментов и школ игры,
а также будет проведено выявление проблем и предложены рекомендации
по их устранению.
Многие
физиологические
проблемы
музыкантов-исполнителей
рассматриваются
специалистами
преимущественно
после
их
непосредственного
возникновения.
Практически
отсутствуют
решения
превентивного характера, которые позволяют избежать возникновения
данных проблем.
Цель данного исследования – разработка рекомендаций по решению
основных физиологических проблем и неудобств на этапе организации
игрового аппарата начинающих исполнителей на домре.
В рамках поставленной цели предстоит решение следующих задач:
изучение различных видов посадки и постановки рук музыканта;
выявление основных физиологических проблем и неудобств при
игре на домре;
разработка
предложений
по
ликвидации
мышечных
зажимов
домристов.
3
В работе будут рассмотрены теоретические аспекты темы, проведен
анализ исполнительских аппаратов различных музыкантов, а также изучены
исторические особенности, повлиявшие на появление различных проблем. В
завершение будут освещены существующие физиологические проблемы на
начальных этапах становления исполнительского аппарата и предложены
способы их устранения.
4
Основные проблемы формирования исполнительского
аппарата домриста и организации его продуктивной
работы
Для становления музыканта большое значение имеет не только его
творческая личность, но и уровень его исполнительского мастерства.
Последнее, в свою очередь, напрямую зависит от физического комфорта
исполнителя
во
время
игры
на
инструменте,
уровня
владения
исполнительским аппаратом, выносливостью и т.д. Становление игрового
аппарата
на
начальном
этапе
обучения
оказывает
влияние
на
всю
дальнейшую деятельность музыканта. Грамотная организация рабочих
движений не только позволяет избежать физических проблем во время
занятий
и
выступлений,
но
и
способствует
развитию
различных
способностей и навыков исполнителя.
Движения, используемые при игре на инструменте напрямую связаны с
опорно-двигательной системой исполнителя.
Опорно-двигательной системой является комплекс мышц, костей и
суставов, обеспечивающих движение различных частей тела и перемещение
всего тела в пространстве. Управление им осуществляется с помощью
нервной системы. В основе движения лежат мышечные сокращения.
В истории исполнительского искусства существовало много школ и
направлений, пытавшихся определить и найти наиболее рациональную
организацию игрового аппарата исполнителя.
В
работах
многих
известных
педагогов
подробно
освещается
правильная работа мышц при игре на инструменте.
Главным критерием, определяющим основы посадки исполнителя,
является инструмент. Именно положение артиста за инструментом и есть
основополагающий фактор при организации игрового аппарата.
Концептуальные положения фортепианных и скрипичных методик
стали теоретической платформой для формирования многих специальных
5
методик для «молодых инструментов», профессиональное исполнительство
на которых сформировалось значительно позднее.
В своей книге «Методика обучения игре на скрипке» Григорьев В.Ю.
говорит о влиянии всего корпуса на игровые движения. О свободе игровых
движений говорил и испанский гитарист Андрес Сеговия. Также Андрес
Сеговия не пренебрегает весьма точным освещением положения рук на
инструменте. Эмилио Пухоль в своей «Школе игры на шестиструнной
гитаре»,
созданной
на
принципах
техники
испанского
гитариста,
композитора и педагога Франсиско Тарреги, ещё более подробно описывает
наиболее естественную и правильную посадку исполнителя за инструментом.
Александр Борисович Шалов пишет: «Правильная посадка исполнителя и
положение инструмента во многом предопределяет успешное овладение
приемами игры и принципами звукоизвлечения».
Анализ методик обучения игре на некоторых классических и народных
инструментах показал не только сходства в организации исполнительского
аппарата, но и различия взглядов авторов на особенности его становления и
правильной работы. Формирование игрового аппарата для определенного
инструмента практически идентично в работах пианистов и гитаристов.
Некоторые отличия имеются в школах исполнителей на скрипке и балалайке,
но больше всего разногласий присутствует в становлении исполнительского
аппарата домриста.
Для выявления основных причин такого многообразия различий, а
также особенностей организации двигательного аппарата домриста в каждой
школе следует обратиться к истории возникновения всех рассмотренных
раннее инструментов.
Известно, что первое фортепиано
1
было изобретено в начале XVIII века
Бартоломео Кристофори
2
. История возникновения скрипки берёт своё начало
от смычковых инструментов Средней Азии. Процесс появления самой
1
Первое фортепиано называлось gravicembalo col piano e forte («клавесин с тихим и громким
звуком»).
2
Кристофори Бартоломео (1655-1731) – итальянский мастер музыкальных инструментов.
6
скрипки начинается в XV веке. О гитаре, в свою очередь, известно, что в XIII
веке она была уже широко известна в Испании.
Первые упоминания о
балалайке были обнаружены в документе, датированном 13 июня 1688 года
3
.
Современная домра же, после указа царя Алексея Михайловича «Об
исправлении нравов и уничтожении суеверий»
4
, появившегося в 1648 году,
была воссоздана в конце XIX
века В.В. Андреевым
5
и Н.П. Фоминым
6
практически
заново.
Всё
обучение
на
инструменте
происходило
в
практической форме без формирования одной профессиональной школы. Это
было необходимо для популяризации инструмента.
Все классические инструменты с течением времени заняли свои ниши в
музыкальной культуре. Истребление домры в XVII
веке остановило её
развитие. В связи с этим, после её возрождения, исполнителям пришлось в
кратчайшие сроки осваивать способы игры, экстренно совершенствовать
свои навыки для выведения домры на одну ступень с инструментами,
известными во всём мире. Такой темп развития и привёл к появлению
многих проблем, связанных с исполнительским аппаратом домриста.
В погоне за конкурентоспособностью и признанием инструмента начал
создаваться специальный репертуар для него. Школы игры на классических
инструментах выстраивались постепенно, по принципу от простого к
сложному. Представители данных школ развивали музыкальное мышление
посредством
освоения
репертуарной
базы,
создававшейся
для
этих
инструментов.
3
Документ назывался «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Документ
гласит: «в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадский человек Савка Фёдоров сын
Селезнёв да <…> крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они
ехали <…>, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у
Яуских ворот на карауле, бранили».
4
В указае царя Алексея Михайловича «Об исправлении нравов и уничтожении суеверий»
говорилось: «скоморохов з момрами [домрами], и с гусли, и с волынками, и со всякими игры <…>
в дом к себе не призывали <…> А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие
гуденные бесовские сосуды, и ты б те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры,
велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерскаго дела не отстанут <…> выб тех велели
бить батоги».
5
Андреев Василий Васильевич (1861 - 1917) – русский музыкант, виртуоз на балалайке.
Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов.
6
Фомин Николай Петрович (1869 - 1943) – советский композитор, пианист, педагог и дирижер.
7
Следствием поэтапного развития классического направления стала
более
детальная
проработка
вопросов,
связанных
с
организацией
исполнительского аппарата. Это позволило свести к минимуму вероятность
нарушения естественной физиологии музыканта и негативное воздействие на
опорно-двигательные функции его организма.
В отличие от эволюции классических школ музыкальное развитие
народных инструментов проистекало ускоренными темпами. В результате
внимание исполнителей было смещено в сторону развития технических
умений и навыков музыкантов, а также поиска новых приёмов игры и
уникальных
особенностей
инструмента.
Это
привело
к
снижению
значимости физиологического аспекта при посадке и постановке рук
исполнителя.
Основные проблемы с опорно-двигательной системой, возникающие у
исполнителей на домре, связаны с формой инструмента и постановкой
исполнительского аппарата.
Павел Иванович Нечепоренко о посадке говорил: «Рациональная
посадка имеет большое значение для игры на инструменте. От того,
насколько удачно учащийся приспособится к инструменту, зависит свобода
игровых движений и, в конечном итоге, свобода воплощения творческих
намерений исполнителя».
Многие домристы подвержены использованию лишних движений
различных частей игрового аппарата, среди которых наиболее часто
встречаются:
чрезмерный наклон корпуса, шеи и головы к инструменту;
высокий подъём пальцев над грифом или опускание мизинца
под гриф;
большая амплитуда движения руки;
движение ног и ступней во время исполнительства.
Причинами мышечного напряжения являются следующие факторы:
преждевременная игра в быстрых темпах;
8
фактурная сложность произведений;
разучивание неправильной аппликатурой и неверными движениями;
использование при игре в медленном темпе большой амплитуды
пальцев, которая не употребляется в быстрых темпах;
публичное исполнение слишком трудных произведений;
использование неверных двигательных приёмов (неудачная посадка,
высокое или низкое положение кисти, прижатые локти и т.д.).
Чтобы избежать возможных проблем с исполнительским аппаратом
необходимо учитывать психические особенности исполнителя, необходимую
для игры на инструменте мышечную активность, различные игровые
движения, основные музыкальные задачи.
Также необходимо учитывать особенности состояния рук начинающих
исполнителей: у некоторых из них мышцы скованные и жёсткие, у других –
мягкие и расслабленные. Исполнителю с мягкими руками необходимо их
укреплять, вырабатывать собранность. Музыканту с жёсткими руками
следует расслаблять игровой аппарат, воспитывать пластичность движений.
Движения
музыканта
должны
быть
всегда
свободными,
удобными, экономичными.
У каждого музыканта имеются свои методы работы. Нередко после
длительного периода проб и ошибок музыкант приходит к тому, что давно
постигнуто другими. Поэтому полезно знать, каким образом происходит
формирование физиологически естественного исполнительского аппарата,
технических навыков, выработка быстроты движений, ловкости, силы и
выносливости.
9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, можно сделать вывод, что для правильной безопасной
для
организма
организации
исполнительского
аппарата
необходимо
применять целый комплекс взаимосвязанных исследований для выявления,
предупреждения и последующего устранения существующих проблем.
Состоявшиеся
исполнители
должны
самостоятельно
анализировать
и
предотвращать
появление
физиологических
нарушений
организма
у
начинающих музыкантов.
Всем музыкантам необходимо знать основы физиологии. Без этого
практически
невозможно
определить
и
избежать
возникновение
некорректной работы исполнительского аппарата. «Если пропорции и
телосложение определяются, в основном, костной системой, то контуры
фигуры человека в первую очередь зависят от мышц. Поэтому изучение их
особенно важно для врачей, учителей, художников, скульпторов, артистов,
спортсменов.». Особенно важно педагогам изучать детскую физиологию, т.к.
опорно-двигательный аппарат проходит основное формирование у детей до
16 лет. В процессе обучения юных исполнителей рациональнее избегать
формирования физиологических проблем, чем в последствии искать пути их
решения.
В заключение следует отметить, что общей посадки, одинаковой для
всех
исполнителей
сформировать
невозможно
в
силу
не
только
физиологических особенностей организма человека, но и психических
качеств. Но основной цели, а именно предотвращения различных неудобств,
болевых ощущений и заболеваний может достичь каждый музыкант.
10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Александров А.Я. Школа игры на трёхструнной домре. Нотное издание.
Изд. 6, стереотипное. – М.: Музыка, 1990. – 175 с.
2.
Вольская
Т.И.,
Уляшкин
М.И.
Школа
мастерства
домриста.
–
Екатеринбург: Диамант, 1995. – 161 с.
3.
Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. – М.: Издательский
дом «Классика-XXI», 2006. – 256 с.
4.
Курепина М.М., Ожигова А.П., Никитина А.А. Анатомия человека: учеб.
для студентов вузов – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 383 с.,
ил. – (Учебник для вузов).
5.
Лукин С.Ф. Школа игры на 3-х струнной домре. Начальные классы.
Часть I. – Иваново: ООО «Выбор», 2008. – 84 с.
6.
Мазель В.Х. Музыкант и его руки: Физиологическая природа и
формирование двигательной системы. – СПб.: Композитор, 2002. – 180 с.
7.
Нечепоренко П.И., Мельников В.И. Школа игры на балалайке. – М.:
Музыка, 2004. – 184 с.
8.
Пересада А.И. Справочник домриста. – Краснодар: Краснодарское изд.-
полиграф. производственное предприятие, 1993. – 400 с.
9.
Петровская И. Ф. Другой взгляд на русскую культуру XVII века. Об
инструментальной музыке и о скоморохах: исторический очерк. – СПб.:
Композитор, 2013. – 288 с.
10. Пухоль Э. Школа игры на шестиструнной гитаре. На принципах техники
Ф. Таррега/ Пер. и ред. Поликарпова И.Ф. – М.: Советский композитор,
1983. – 189 с.
11. Сеговия А. Моя гитарная тетрадь./ Пер. Якушевой Л. и Ларичева Е. – М.:
Музыка, 1995. – 48 с.
12.
Чунин В.С. Школа игры на трёхструнной домре. Учебное пособие.
Переиздание. – М.: «Советский композитор», 1988. – 152 с.
13. Шалов А.Б. Основы игры на балалайке. – Ленинград: Музыка, 1969. –
55 с.
11
12