Автор: Андреенко Валентина Алексеевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №1" Валуйского района Белгородской области
Населённый пункт: Белгородская область Валуйский городской округ
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Одна из важнейших целей обучения русскому языку в школе состоит в
формировании
орфографической
грамотности,
под
которой
понимается
умение
употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма
в соответствии с принятыми правилами правописания. Несмотря на огромное количество
рекомендаций по формированию правописных навыков, проблема орфографической
грамотности остается одной из проблем методики преподавания русского языка.
Орфография слова часто бывает тесно связана с его этимологией, поскольку, по
образному выражению В.П. Шереметевского, «орфография слова есть биография слова,
кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его». И поэтому в процессе
формирования
орфографического
навыка
обращение
к
этимологии
является
обязательным, особенно в процессе словарно-орфографической работы со словами с
непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.
Основная сложность слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями
заключается в том, что их правописание опирается на исторический (традиционный)
принцип орфографии, а значит оно никак не мотивировано с точки зрения современного
русского языка. Написание таких слов нельзя проверить, его можно только запомнить.
Однако рассчитанный только на память, этот принцип орфографии признается в
лингвистике крайне нерациональным. Решить проблему таких написаний может помочь
этимологический
анализ,
то
есть
опора
на
происхождение
слова.
Именно
этимологический комментарий дает возможность найти проверочные слова для так
называемых непроверяемых написаний. «Этимологический корнеслов, как живая вода,
помогает воскресить внутреннюю форму слов, осознать, почему утвердилось именно
данное написание» [1; с. 3].
Этимологический анализ - одна из возможностей реализации принципа историзма,
благодаря использованию которого можно познакомить учащихся с историей отдельных
слов. Обращение к происхождению слова позволяет осознать значение исторического
корня, к которому оно восходит, и таким образом понять семантику той или иной
лексической единицы и причины ее современного правописания. Этимологический анализ
возвращает
словам
первичное,
образное
значение.
Именно
поэтому
применение
этимологического анализа в работе со словом, особенно в начальных классах, когда
образное мышление преобладает над логическим, является очень важным, так как
позволяет раскрыть яркое, образное значение многих слов.
Сущность
этимологического
анализа
заключается
в
реконструкции,
восстановлении затемненной или утраченной формы слова. Опираясь на факты
родственных языков, этимологический анализ решает следующие задачи: 1) раскрывает
внутреннюю форму слова, т.е. его исходное значение; 2) определяет первоначальное
морфемное строение и словообразовательную структуру слова; 3) выясняет характер
исторических (семантических, фонетических и словообразовательных) изменений в слове
и устанавливает их причину.
Обращение к истокам слова, внимание к его словообразовательной структуре при
усвоении орфографии стало в конце XX
– начале XXI
вв. достаточно популярным
методическим приемом при обучении русскому языку. Лингвометодические концепции
применения этимологического анализа в школе разрабатываются такими учеными, как
Н.М. Шанский, И.В. Пронина, Т.В. Ванюшечкин, Т.В. Собанская-Петрова, В.В.
Бородаева, З.А. Потиха, Е.И. Никитина, С.И. Ольгович, Н.Н. Зубарева, Л.А. Глинкина и
др. Различные аспекты применения этимологического анализа в процессе словарной
работы в начальной школе рассматриваются в работах Г.Н. Приступы, О.Н. Левушкиной,
А.Н. Кохичко и др. Анализ работ методистов и этимологов позволяет сделать выводы, что
при использовании этимологического анализа на уроках русского языка нужно учитывать
следующие обстоятельства.
1. На классных занятиях этимологический анализ не является самостоятельной работой.
Это работа попутная, сопровождающая другие виды работы над словом.
2. На начальных этапах применения этимологического анализа на уроке должны
привлекаться слова с «ближней» этимологией, то есть слова, мотивированность которых
обнаруживается достаточно легко (например, перчатка от перст – «палец», столица – от
стол – «престол» и т.п.).
3. Этимологическая справка иногда может натолкнуть ученика на неправильное
написание слова (забота – от зобати – «есть, грызть», калач – от коло – «круг» и т.п.).
4.
Этимологический
анализ
в
начальной
школе
не
должен
быть
таким
доскональным и исчерпывающим, как в научных исследования. Учителю совсем не
обязательно добираться до истоков слова, он может остановиться, когда объяснено
значение и правописание. Таким образом, этимология слова на уроке дается в том объеме,
в каком она необходима для решения практических задач.
Этимологизирование - естественная языковая способность младшего школьника,
подсознательно опираясь на которую, он усваивает значение и правописание новых слов.
И поэтому использование сведений по этимологии позволяет усовершенствовать работу
по формированию орфографического навыка. Чем большим количеством анализаторов
воспринимается
изучаемое,
тем
прочнее
оно
запоминается.
Поэтому
словарно-
орфографическая работа организуется таким образом, что в усвоении каждого нового
слова активное участие принимают зрительная, слуховая, моторная память и сознание.
Этимологический анализ является эффективным средством повышения качества работы с
«трудными» словами, потому что запоминание, основанное на понимании, безусловно,
продуктивнее, чем запоминание, не опирающееся на понимание.
Анализ слов с непроверяемыми написаниями, изучаемых в начальной школе,
свидетельствует о том, что значительная часть таких лексем относится к словам,
немотивированным с точки зрения современных словообразовательных отношений, а
также к заимствованным словам, то есть именно к таким лексическим единицам, которые
могут быть подвергнуты этимологическому анализу. К словам, при изучении которых
может быть применен этимологический анализ, относятся такие, как воробей, корова,
ребята, береза, петух, Москва, автомобиль, карандаш, корова, завод, одежда, пенал,
платок, погода, портфель, сапог, лисица, лопата, деревня, город, снегирь, земляника,
картина, малина, пшеница и многие другие. Большое количество словарных слов,
немотивированных с точки зрения современных словообразовательных отношений,
изучаемых в начальной школе, является веским доводом в пользу необходимости
использования
элементов
этимологического
анализа
при
формировании
орфографического навыка.
Этимологический анализ можно использовать на разных этапах урока. Работа
должна включать следующие этапы:
1.
Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения,
частичный звукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.
2.
Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в
записанном слове.
3.
Сообщение учащимся этимологической справки, краткая схематическая
запись ее на доске и в словариках учащихся.
4.
Подбор однокоренных слов.
5.
Составление словосочетаний или предложений.
Приведем примеры этимологических сведений, которые могут быть использованы
в начальной школе в процессе словарно-орфографической работы.
Слово деревня. В старину, чтобы основать поселение, построить дома, распахать
землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчевывали, дергали с
корнем деревья. С тех пор то место, на котором корчевали, дергали с корнем деревья, а
потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней. Итак, как вы думаете,
от какого слова образовано слово деревня? Правильно, это слово дерево. Старое значение
этого слова: «место, очищенное от деревьев». Можно ли словом дерево
проверить
безударную гласную в слове деревня? (да, можно, так как гласная е находится под
ударением).
Слово каникулы. Все вы знакомы со словом каникулы, но не каждый знает, что это
любимое всеми слово связано с небом. В переводе с латинского языка, откуда это слово
пришло к нам, оно имеет значение «собачки». По латыни канис – собака. Каникулой
древние римляне именовали самую яркую звезду – Сириус, которая входит в созвездие
Малого Пса и каждый год появляется на небосклоне в июне, в самый разгар лета по
нашему календарю. Но так как в июне начиналось самое жаркое время года, когда
студентов и школьников освобождали от занятий, то в честь звезды эти дни и прозвали
каникулярными, каникулами. Сначала каникулами называли только летний отдых, но
потом слово каникулы вообщестало относиться ко всякому перерыву в учении. Значит
проверочное слово – канис, в котором гласный находится под ударением.
Этимологические сведения необходимо использовать также для закрепления
знаний младших школьников об этимологии слов с непроверяемыми написаниями. С этой
целью можно предложить упражнения, направленные на практическое применение
знаний об этимологии слов. Приведем примеры таких упражнений.
Определите, на какой признак предмета указывает его название.
Малина, смородина, рябчик, береза.
2.
Попробуй определить, почему эти предметы получили в русском языке такое
название.
Звери: медведь, лисица, волк.
Птицы: рябчик, синица, снегирь, кукушка.
Растения:
малина,
голубика,
смородина,
земляника,
полынь,
колокольчик,
подснежник, рябина.
3.
Попытайтесь в словах найти исторический корень и с его помощью объяснить
исходное значение слов.
Огород, петух, опенок.
Использование элементов этимологического анализа в процессе формирования
орфографического навыка способствует более прочному и осознанному усвоению
правописания слов, опирающихся на традиционный принцип русской орфографии, и в
целом, способствует повышению уровня орфографической грамотности учащихся.
Использование элементов этимологического анализа обеспечивает осознанное усвоение
слов с непроверяемыми написаниями, так как дает возможность найти и подобрать к
таким словам проверочные, и, следовательно, сделать усвоение их написания осознанным.
Список литературы
1.
Глинкина Л.А. Этимологические тайны русской орфографии: словарь-справочник / Л.А. Глинкина. –
М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2016.