Напоминание

Артикуляционная гимнастика:значимость и рекомендации


Автор: Агалтдинова Диана Ратмировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №6
Населённый пункт: с.Чекмагуш Республики Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Артикуляционная гимнастика:значимость и рекомендации
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей

подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя

челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений

этих органов развиваются у ребенка постепенно в процессе речевой

деятельности.

Точность движений артикуляционного аппарата развиваются у детей в

течение первых 5 лет жизни. Для четкой артикуляции нужны сильные,

упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с

работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных,

мимических.

Артикуляционной

гимнастикой называют

работу

по

развитию

основных движений органов артикуляции.

Артикуляционная

гимнастика

направлена

на

укрепление

мышц артикуляционного

аппарата,

на

развитие

подвижности

и

дифференцированности (разделения) движений

органов,

участвующих

в

речевом процессе. Гимнастика необходима для четкой артикуляции звуков

речи.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;

– улучшить подвижность артикуляционных органов;

– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

– научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

– увеличить амплитуду движений;

– уменьшить напряжённость артикуляционных органов;

-подготовить

артикуляционный

аппарат

ребёнка

к

правильному

произношению звуков.

Основные

рекомендации

по

проведению артикуляционной

гимнастики:

1. Не удивляться и не сердится, если некоторые упражнения не будут

получаться с первого и даже второго раза.

2. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему -

шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем.

3. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка,

например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-

то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений

творчески.

4. Упражнения выполнять перед зеркалом. Когда ребенок будет

уверенно выполнять их, зеркало можно убрать. Иногда (если ребенок

согласен) полезно бывает

делать

упражнения

с

закрытыми

глазами,

привлекая

внимание

ребенка

к

возникающим

ощущениям

в

органах артикуляции.

Иногда (особенно, если ребенку уже очень надоела артикуляционная

гимнастика) – поверните его лицом к себе, выполняйте упражнения

вместе, подражая друг другу.

5. Проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, следить, чтобы

ребенок не уставал. Придерживаться общепедагогических принципов - идти

от простых упражнений к более сложным, выполнять упражнения сначала в

медленном темпе, под счет или другие команды. Количество повторений

увеличивать постепенно.

6.

Вам

придется

показывать

упражнения

ребенку,

поэтому

нужно научиться правильно их выполнять.

7. Занятия обязательно проводить в игровой форме, привлекать

любимые

игрушки,

рассказывать

сказки

и веселые

истории

про «непослушный», «озорной» язычок или про язык- «путешественник».

Придумывать свои игры, перестраиваться на ходу, подхватывать идеи

ребенка, следить, чтобы он не заскучал. Результат Ваших занятий во многом

будет зависеть от того, сможете ли Вы превратить утомительную,

однообразную, тяжелую работу в увлекательную игру.

Упражнения

артикуляционной гимнастики:

«Улыбка» – губы растянуть в улыбке, показать все зубы. Зубы

сомкнуты.

Трубочка» – губы вытянуть вперед (губы не напряжены)

«Толстый – худой» – попеременно надувать и втягивать щеки.

«Конфетка» – с силой упираться языком то в правую, то в левую щеки.

«Часики» – положение

«улыбка»,

острым

кончиком

языка

дотрагиваться до уголков рта влево-вправо.

«Змейка» – положение «улыбка», рот приоткрыть, острым кончиком

языка как «жалом» – вперед-назад.

«Качели» – положение «улыбка», рот широко открыть, напряженным

кончиком языка упираться по очереди то за верхние зубы, то за нижние.

«Маляр» – положение «улыбка», рот широко открыть, кончиком

языка погладить «с силой» небо вперед-назад.

«Почистим зубки»- положение «улыбка», рот широко открыть,

кончиком языка провести по внутренней стороне верхних, затем нижних

зубов.

«Накажем непослушный язычок» – положить широкий язык на

нижнюю губу и шлепать по нему, произнося: пя-пя-пя

«Лопата» – из положения «улыбка» открыть рот, широкий язык

положить на нижнюю губу (язык лежит спокойно, не дрожит).

«Вкусное варенье» – облизываем широким языком верхнюю губуиз

стороны в сторону, сверху вниз.

«Чашечка» – рот широко открыть, широкий язык поднять к верхним

зубам, делая углубление.

«Индюк» – языком «болтать» между губами «бл-бл».

«Лошадка» – рот широко открыть, показать все зубы, присосать язык

к небу, кончик языка упирается в передние зубы, щелкнуть языком.

«Грибок» – рот открыть, присосать язык к небу, следить, как

натягивается подъязычная связка (язык не должен заваливаться на бок).

Кончик языка упирается в передние зубы.

«Барабанщик» – улыбнуться, открыть широко рот и с силой

постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо

произнося звук д-д-д.

«Сердитая кошечка» – положение «улыбка», приоткрыть рот и

кончиком языка надавливать на нижние зубы, выгибая спинку языка.

Таким образом, артикуляционная гимнастика является эффективным

средством

уточнения,

изучения,

и

совершенствования

основ

взаиморасположения

и

движения

органов

речи

ребенка

в

процессе

произнесения определенных звуков.



В раздел образования