Автор: Павлова Светлана Юрьевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 51
Населённый пункт: Московская область город Чехов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект " Народные подвижные игры".
Раздел: дошкольное образование
П Р О Е К Т
« Народные подвижные игры – как
средство физического развития и
оздоровления дошкольников».
Павлова С.Ю.
Инструктор по физической культуре
МБДОУ детский сад № 51
г.о. Чехов
Тип проекта – среднесрочный /октябрь – март /, игровой.
Вид проекта – групповой.
Участники проекта –
дети младших, средних, старших, подготовительных групп;
воспитатели;
инструктор по физической культуре.
Актуальность проекта.
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку. Тот факт,
что двигательная активность полезна для организма человека, бесспорен. Но далеко не все
понимают, как важна она для формирования физического и психического здоровья человека и
на сколько необходимо, уже с малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.
Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при
его активной помощи. Благодаря играм, обыденное - становится необычным, а потому
особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми
упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает
эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные
движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.
Народные
подвижные
игры способствуют развитию физических и умственных
способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей
общества.
Они
воспитывают
доброжелательность,
стремление
к
взаимопомощи,
организованность,
инициативу.
Проведение
народных
игр
сопряжено
с
большим
эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Цель проекта -
развитие двигательной активности и физической подготовленности
посредством подвижных игр.
Задачи.
расширять знания детей о народных подвижных играх;
формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание,
метание и т. д.). Удовлетворять потребность детей в движении
развивать творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр,
комбинирование движений);
способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
Предмет исследования - народные подвижные игры – как средство физического развития и
оздоровления дошкольников.
Ожидаемые результаты.
Реализация проекта дает возможность детям:
повышение уровня физического развития дошкольника
укрепление здоровья детей при помощи подвижных игр; снижение заболеваемости
сплочение детского коллектива
обогащение словарного запаса детей (считалки, новые для детей слова)
желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие и
подвижные игры с детьми дома.
План реализации проекта.
1этап – подготовительный.
№.
Форма работ.
Сроки
Участники
проведения.
проекта.
1.
Составление плана мероприятий
всей проектной деятельности.
октябрь
инструктор по
ФИЗО
2.
Формирование
целей
и
задач
проекта
на
тему:
«Народные
подвижные
игры – как
средство
физического развития и оздоровления дошкольников».
октябрь
инструктор по
ФИЗО
3.
Анкетирование
родителей
«Игра
в
жизни
вашего
ребёнка».
ноябрь
инструктор по
ФИЗО
воспитатели
родители
4.
Пополнение игрового и методического материала, для
реализации проекта.
октябрь -
март
инструктор по
ФИЗО
воспитатели
родители
2 этап – основной.
№
Форма работ.
Сроки
проведения.
Участники
проекта.
1
Использование народных подвижных игр в НОД, беседах,
развлечениях, спортивных досугах, праздниках.
в течение года
воспитатели
дети
инструктор по
ФИЗО
муз. работник
2
Создание
картотеки
по
всем
возрастным
группам
«Народные подвижные игры».
в течение года
инструктор по
ФИЗО
воспитатели
3
Разучивание народных подвижных игр.
«Карусель», «У медведя во бору»,
« Стадо», « Пчелки и ласточка», « Кот Васька».
«Гуси лебеди», »Коршун и цыплята»,
» У бабушки Маланьи», « Волк», «Курочка хохлатка»,
« Заинька», «Сова»
в течение года
воспитатели
дети мл. групп
средних групп
4
.
Спортивно - фольклорный досуг «В гости к Пете
Петушку».
декабрь
воспитатели
дети мл. групп
средних групп
5
Беседы с детьми « Любимые подвижные игры зимой на
прогулке».
декабрь
воспитатели
дети старших
подготов. групп
6
Папка - передвижка для педагогов ««Народные
подвижные игры – как средство физического развития и
оздоровления дошкольников».
декабрь
инструктор по
ФИЗО
7
Разучивание народных подвижных игр.
«Воевода», »Кот и мыши»,»1,2,3 – заяц замри»,
«Золотые ворота», «Колпачок»,
« Дед Мазай».
«Заря –заряница», «Мышеловка», »Пчелы»,
«Ворон» «Жмурки», «Тетера», «Лавочка».
в течение года
воспитатели
дети старших
групп
подготовит.
групп
8
Спортивно - фольклорный досуг «Ярмарка народных
подвижных игр».
февраль
воспитатели
старшие и
подготовит
группы
инструктор по
ФИЗО
9
Памятка для родителей « Советы родителям по
проведению народных подвижных игр на совместных
прогулках с детьми».
январь
инструктор по
ФИЗО
воспитатели
родители
1
0
Мастер – класс для педагогов « Народные подвижные
игры – средство повышения эффективности физического
воспитания дошкольников».
март
инструктор по
ФИЗО
воспитатели
1
1
Выставка рисунков. ТЕМА «Как мы играли в народные
игры всей семьей».
март
родители
дети
1
2
Буклет для педагогов «Сундучок бабушкиных игр».
март
инструктор по
ФИЗО
3 этап – заключительный.
№
Форма работ.
Сроки
проведения.
Участники
проекта.
1
Анкетирование
родителей
по
вопросу
«Влияние
двигательной
активности
на
всестороннее
развитие
личности ребенка»
март
воспитатели
2
Спортивный праздник « Веселимся мы, играем и
нисколько не скучаем».
март
воспитатели
дети
инструктор по
ФИЗО
муз. работник
3
Аналитический отчёт о проведённой работе по проекту
«Народные
подвижные
игры
–
как
средство
физического развития и оздоровления дошкольников».»
март
инструктор по
ФИЗО
Оценка результатов и отчетность.
В ходе работ
ы
проекта, мы знакомились с народными подвижными играми, в которые
можно играть на свежем воздухе и в закрытых помещениях, которые способствуют развитию
различных физических качеств.
Они актуальны и интересны, несмотря на то, что существует достаточно большое количество
соблазнов в наш век. Нам очень захотелось вернуть ребятам радость общения через народные
игры, возродить и сделать их популярными.
Подвижные народные игры – это не просто развлечение, а еще и обучение. В этих играх мы
учимся общению, умению создавать команды и "работать" в них, учимся быстро соображать,
соревноваться, да и веселиться тоже.
Поэтому, можно сказать, что приобщение к
подвижным народным играм, начатое в
дошкольном возрасте, создаст потребность в здоровом активном образе жизни на все
последующие годы.
И закончу словами С.Я. Маршака: «Мы знаем: время растяжимо, оно зависит от того,
какого рода содержимым вы наполняете его!
Приложение1.
Анкета
«Игра в жизни вашего ребенка»
Уважаемые родители!
Пожалуйста, в каждом вопросе выберите и подчеркните нужный вариант ответа или
напишите свой вариант.
1.
Знаете ли Вы, какие игрушки наиболее интересны вашему ребенку?
o
Да
o
Нет
o
Перечислите несколько________________________________________
2.
Часто ли Ваш ребенок играет дома?
o
Да
o
Нет
o
Свой вариант________________________________________________
3. Как Ваш ребенок играет?
Умеет играть самостоятельно
Не всегда играет самостоятельно
Не играет сам
4. Вовлекает ли Вас в свою игру?
Да
Нет
Иногда
5. В какие игры предпочитает играть Ваш ребенок дома?
Настольные игры
Подвижные игры
Компьютерные игры
Свой вариант___________________________________________________
6. Разрешаете ли Вы играть детям в какие то интересные для них игры в том случае,
если они не нравятся Вам?
Да, разрешаю
Нет, не разрешаю
Свой вариант__________________________________________________
7. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома в новой обстановке
(например в гостях у ваших знакомых)?
Да
Иногда
Нет
8. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
Да
Нет
Иногда
9. Какие взаимоотношения у ребенка с другими детьми или взрослыми вашей
семьи ( брат, сестра, бабушка, дедушка, тётя, дядя и.т.д.)?
Легко идет на контакт ( показывает игрушки, вовлекает в свою игру….)
Избирательно
Трудно
Играют вместе
Часто ссорятся
10. На Ваш взгляд, каких игрушек, настольных игр недостаточно в группе?
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе и искренние ответы.
Приложение 2.
Беседа 1.
Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»
Цель:
учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к
мнению других;
учить согласовывать свои действия с действиями партнера;
совершенствовать себя как личность через общение с людьми.
Ход беседы:
1.Рассматривание сюжетных картин «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную
картину).
2.Беседа
- Почему у ребят не получилась игра?
- Что им можно посоветовать?
- Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?
- Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то
договориться?
- Давайте из ваших советов мы составим правила.
Первое правило:
-
Говорите по- очереди, не перебивая друг друга!
- Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей?
Нет? Почему?
Второе правило:
-
Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;
-
Считайся с мнением друзей!
Третье правило:
Делись игрушками, не жадничай!
Четвертое правило: Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости!
Пятое правило:
Никогда не толкайся и не наталкивайся на других во время игры! Смотри
под ноги, будь осторожен!
Беседа 2.
Тема: «Зимой на горке».
Цель:
учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;
развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди;
выработать желание избегать травмаопасных ситуаций.
Ход беседы:
1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.
2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по
иллюстрации или картине.
3.Игра (словесная) «Хорошо - плохо».
Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в
процессе общего обсуждения.
3.Сформировать ПРАВИЛА:
Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
Подниматься на горку только по ступенькам;
Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
Не кататься стоя, а только сидя;
Не толкать, не цепляться за товарищей;
Соблюдать очередность;
Не спрыгивать с горки;
Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;
Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;
Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой
и может сбить тебя;
Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;
Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;
Не сбегай по скату;
Не кидайся снегом в сторону горки.
Приложение 3.
Подвижные игры зимой на свежем воздухе.
Развлечения на открытом воздухе зимой доставляют детям огромную радость и приносят
неоценимую пользу их здоровью. Подвижные игры обогащают содержание прогулок, увели-
чивают их продолжительность.
Как много зимних развлечений и забав: катание на коньках, санках, лыжах, игры в снежки! А
если прихватить на прогулку лопатки, совочки, ведерки и метелочки, можно построить целые
города из снега!
Выходя на прогулку в зимнее время с ребенком или компанией детей, обязательно про-
думайте, в какие подвижные игры будете играть вы, в какие дети будут играть сами, и
возьмите с собой все необходимое для этого.
Подвижные игры для младших дошкольников
1.
Игры и забавы с санками
Санный круг . В этой игре участвуют несколько человек. Санки расставляются по
большому кругу на расстоянии не менее 2—3 м друг от друга. Каждый играющий
становится около своих санок внутри круга. Взрослый предлагает детям выступить в
роли «шоферов». «Шоферы едут» на своих «автомобилях» по дороге (кругу). Около
санок «автомобили» останавливаются, «шоферы» выходят и присаживаются на них
отдохнуть. Потом они снова садятся «в машины» и едут до следующей остановки. Если
рейс длинный (большой круг), «автомобили» двигаются до сигнала взрослого
«Остановка!». Движение возобновляется только по указанию взрослого.
Санная путаница Играющие колонной вслед за взрослым бегут то к одним, то к
другим расставленным по краям площадки санкам. Добежав до них, колонна обегает
санки и только потом направляется к следующим. Взрослый может предложить детям
сделать два круга вокруг одних санок.
Парное катание . Двое детей везут санки, на которых сидит один ребенок. Так едут
друг за другом несколько пар Потом дети меняются местами
Оленьи упряжки. Заранее изготовьте рога из картона или веточек, прикрепите их к
шапкам детей-оленей. К санкам нужно привязать две веревочки: за одну ребенок, си-
дящий на санках, держится и управляет оленем, в другую впрягается «олень» (ребенок
закрепляет ее за пояс).
Веселые тройки. Нужно заранее изготовить упряжь — дугу с колокольчиками,
вожжи с бубенчиками. Трое ребят впрягаются в упряжь и везут санки с двумя
малышами. Правит тройкой сидящий впереди. Потом дети меняются местами.
2.
Игры на снежной площадке
Зима пришла! Дети разбегаются по площадке и прячутся (присаживаются на
корточки за снежными валами, горкой, снеговиком). На слона взрослого «Сегодня
тепло, Солнышко светит, идите гулять!» дети выбегают из укрытий и разбегаются по
площадке. На сигнал «Зима пришла, холодно! скорей домой!» все бегут на свои места и
снова прячутся.
Снежинки и ветер. В этой игре дети будут снежинками. Они собираются в кружок
и берутся за руки. По сигналу взрослого «Ветер задул сильный, сильный. Разлетайтесь,
снежинки!» дети разбегаются в разные стороны, расставляют руки в стороны,
покачиваются, кружатся. По сигналу «Ветер стих! Возвращайтесь, снежинки, в
кружок!» — собираются в кружок и берутся за руки.
Найди Снегурочку. Нарядите куклу Снегурочкой и спрячьте ее на участке.
Воспитатель. Ребята, сегодня к вам в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и
поплясать с вами. Наверное, она спряталась, давайте ее найдем.
Дети ищут Снегурочку, найдя, водят с ней хороводы, приплясывают, кружатся парами.
Лиса в курятнике. С помощью считалки выбирается лиса (ведущий). Остальные дети
— куры. Дети взбираются на снежный вал и присаживаются (куры сидят на насесте).
На противоположной стороне площадки сидит лиса. Куры гуляют по двору, хлопают
крыльями, клюют зерна, кудахчут. По сигналу взрослого «Лиса!» куры разбегаются,
стараются взлететь на насест (взобраться на снежный вал). Лиса салит курицу, которая
не успела сесть на насест.
Зайка беленький сидит
Дети, имитируя зайчиков, бегают, веселятся на полянке (площадке), приседают на корточки.
Взрослый
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так.
Он ушами шевелит.
Дети поднимают руки к голове и шевелят руками, как зайцы ушами.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,
Надо лапочки погреть.
Дети встают, хлопают в ладоши, скрестными движениями по плечам, делают вид, что
греются.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок,
Надо зайке поскакать.
Дети подпрыгивают на двух ногах на месте.
Мишка зайку испугал. Зайка прыг... и ускакал.
Взрослый изображает медведя и пугает детей, они разбегаются по площадке.
Снежиночки-пушиночки. Дети-снежинки кружатся вокруг себя и снеговика. Через
некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый – Снежиночки -пушиночки Устали на лету, Кружиться перестали, Присели
отдохнуть.
Снежинки останавливаются, приседают отдохнуть, после чего игра возобновляется.
3.
Забавные упражнения
Белые медведи. Дети залезают на снежную горку по склону на четвереньках (на
прямых ногах), переваливаясь с боку на бок (имитируя движения белых медведей).
Взобравшись наверх, сбегают вниз.
По снежному мостику. Дети друг за другом поднимаются на снежный вал и проходят
по нему до конца, сохраняя равновесие, потом спрыгивают с него и возвращаются в
колонну, чтобы пройти по валу еще раз.
Методические указания для педагогов: следите, чтобы дети не мешали тем, кто идет по валу,
не торопили их, помогайте робки м и неуверенным в себе.
Поезд и туннель. Дети, положив друг другу одну руку на пояс, изображают поезд
Стоящий первым изображав паровоз, остальные — вагоны. По сигналу паровоза «Ту-у-
у!» поезд трогается с места по направлению к снежному туннелю Подъезжая к нему,
паровоз снова гудит, после этого поезд проходит в туннель.
Дети меняются ролями и игра продолжается.
Стенка-мишень. Дети играют группами по несколько человек, каждый готовит для
себя по 5 снежков. На снежной стенке рисуется цветной круг диаметром 75 см. Ребята
становятся на расстоянии 6 шагов от стенки-мишени и начинают по очереди метать
снежки в цель.
Методические указания для педагогов: вместо нарисованной мишени в стене могут быть сде-
ланы отверстия, в которые нужно попасть, любой формы — круглые, квадратные, треуголь-
ные и т.п.
Снайперы. На верхний край снежной стенки или вала кладут яркий кубик, кеглю или
другой предмет и предлагают детям сбить их снежком.
Методические указания для педагогов: можно поставить для сбивания несколько одинаковых
или разных предметов.
В этом случае в игре одновременно будет участвовать больше детей (по числу предметов-
целей).
Кто дальше?. Дети становятся в шеренгу, в одной руке у них по снежку. По указанию
взрослого «Бросай правой (левой)!» все одновременно) стараются бросить снежок как
можно дальше к указанному ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот
считается победителем.
Кто к нам в гости приходил? «Кто к нам в гости приходил?» — спрашивает взрослый
у малышей, увидев на снегу следы (собаки, зайца, кошки, птиц).
Дети внимательно рассматривают следы и определяют, кому они принадлежат. После этого
малыши воспроизводят характерные движения, звуки, повадки этого животного или птицы
(лают, мычат, кукарекают и т.д.).
Подвижные игры для старших дошкольников.
1.
Игры с санками и снегокатами
На горке. Дети катаются на санках с горки разными способами: верхом (держась за
веревочку или опираясь руками сзади о санки), лежа на животе, спине (ногами вперед),
стоя на коленях.
Методические указания для педагогов: на спуске с горки можно соорудить ворота из длинных
прутьев. Проезжая через них, дети учатся управлять санками на ходу: опускать на снег ногу с
той стороны, в которую надо повернуть; крепко сжав санки коленями, слегка отклонять
туловище назад в сторону поворота.
Можно предложить при спускании на санках собрать расставленные вдоль склона флажки
Много радости доставляет катание с горки вдвоем или втроем на одних санках.
На ровном месте. Расставить 5—6 санок на расстоянии 1—1,5 м. Можно предложить
детям:
— пробежать между ними «змейкой»;
— перешагивать через них;
— встать на санки, потом сойти с них так, чтобы они не сдвинулись с места;
— встать рядом, опираясь на санки руками, перепрыгнуть через них;
— стоять на санках на одной ноге как можно дольше;
— поднять санки над головой слева и опустить их на снег справа;
— стоя к санкам лицом, наклониться, опереться на них руками, присесть и встать, не отрывая
рук от санок.
Успей первым. Двое-трое санок расставляют параллельно друг другу на расстоянии
примерно 2—3 шагов. Ребята становятся каждый рядом со своими санками справа или
слева, в зависимости от задания. По сигналу взрослого дети обегают каждый свои сан-
ки и стараются как можно быстрее вернуться на исходное место.
Методическое указание для педагогов: для разнообразия и усложнения игры можно ввести
дополнительные задания: вернувшись в исходную позицию, повернуться лицом к санкам и
присесть, опираясь на санки руками, либо сесть на них.
На санки! Санки (на одни меньше, чем играющих) расставляют на одной стороне
площадки. Дети бегают, кружатся на другой стороне площадки. По сигналу «На
санки!» они должны быстро добежать до санок и сесть на них. Опоздавший остается
без места
Быстрые упряжки. На линии старта дети выстраиваются по трое у одних санок. По
команде «Старт!» один садится на санки, а двое берутся за веревочку и везут его до
финиша. Побеждает упряжка, быстрее добравшаяся до финиша.
Игру можно повторить несколько раз, при повторении дети меняются ролями.
2.
На снежной площадке
Мороз Красный нос
На противоположных сторонах площадки обозначаются два дома, в одном из них располага-
ются играющие. Посередине площадки стоит Мороз Красный нос.
Мороз Красный нос
Я Мороз Красный нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети
Не боимся мы угроз .
И не страшен нам мороз.
После этого они перебегают через площадку в другой дом,
Мороз догоняет и старается их заморозить (осалить). Замороженные остаются на месте и стоят
так до окончания перебежки. Мороз подсчитывает, скольких играющих удалось заморозить.
При повторе игры выбирается новый Мороз, и уже он салит игроков в конце подводятся итоги
какой Мороз (старый или новый игнрок) больше заморозил.
Возможен вариант. Правила тс же, но играют два Мороза: Мороз Красный нос и Мороз Синий
нос.
Оба Мороза (вместе)
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я — Мороз Красный нос,
Я — Мороз Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Дети
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
Играющие перебегают из одного в другой дом, но теперь два Мороза стараются их
заморозить. Они подсчитывают, сколько играющих удалось осалить.
Снежная карусель. Взявшись за руки, дети образуют круг и изображают снежинок, в
середине — Снеговик. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все
быстрее и переходят на бег сначала в одну сторону, потом в другую.
После небольшого отдыха игру можно возобновить.
Затейники. Один из игроков — затейник — становится в середину круга. Остальные
дети идут по кругу, взявшись за руки и произносят:
Ровным кругом, Друг за другом, Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, Дружно вместе
Сделаем ... вот так.
Опуская руки, играющие останавливаются. Затейник показывает какое-нибудь движение из
зимнего вида спорта: бег конькобежца, шаг лыжника, вращение фигуриста, удар клюшкой.
Дети должны повторить это действие и назвать вид спорта.
При следующем повторении игры выбирается новый затейник.
Затейники должны демонстрировать движения, не повторяя уже показанных.
Ловишки парами. Дети становятся парами друг за другом на расстоянии 2— 3 шагов
на одной стороне площадки. По сигналу взрослого первые в парах быстро бегут на
другую сторону площадки, стоящие сзади стараются их поймать (каждый свою пару).
При повторении игры дети меняются ролями.
3.
Забавные упражнения
Попляши и покружись. Ребята разбиваются на пары и берутся за руки, встают лицом
друг к другу. По сигналу взрослого «Попляшем!» приседают и приплясывают. По
сигналу «А теперь покружимся!» кружатся в парах. Когда же он произносит «Стой!»,
дети останавливаются, отводят одну ногу назад, стараются удержать равновесие на
другой ноге (при этом руки не разжимают). При повторении игры задание можно
усложнить: по сигналу «Стой!» попробовать присесть, держась за руки, на одной ноге
«пистолетиком».
Перетяжки. Играющие встают вокруг сугроба, крепко держась за руки. Как только
взрослый скажет «Перетяжки начались!», все начинают тащить рядом стоящих в свою
сторону, стараясь опрокинуть их в сугроб. Если это удается, игра приостанавливается,
дети выравнивают круг. После небольшого перерыва игра продолжается.
На ледяных дорожках. Заливается дорожка длиной 4—8 м и шириной 40—60 см. Дети
скользят по ней, стараясь продвинуться как можно дальше.
Задание можно усложнить: на дорожке сначала на расстоянии 3—4, а потом 5—6 м от старта
положить цветной кубик, который ребенок должен сдвинуть с места ногой.
Снегодром. Дети должны слепить Снеговика, Деда Мороза и Снегурочку, украсить их.
После этого все вместе водят хороводы, кружатся по одному и парами, играют в
«Пузырь», «Каравай», «Ровным кругом» и другие игры.
На площадке дети строят из снега (дома, почту, вокзал и т.п.). Затем изображают трамвай
(встают друг за другом, кладут руки на пояс впереди стоящему) и катаются «по улицам»
построенного города.
Можно организовать конкурс на лучшую фигуру (самолет, ракету, большой ледокол, птицу,
цветок и т.п.) или сказочного персонажа из снега.
Ледяные кружева. Заранее готовятся
разноцветные льдинки (синие, красные,
зеленые, желтые и др.). Из них дети
выкладывают на утоптанном снегу
разноцветные мозаики, узоры. По
окончании работ можно провести конкурс
на лучшую мозаику или самый красивый
узор.
Приложение 4.
Памятка для родителей.
« Советы родителям по проведению народных подвижных игр на
совместных прогулках с детьми».
Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления.
Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует
повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента
пищи, и, конечно, оказывает закаливающий эффект.
Чтобы во время прогулки зимой тепловое состояние детей было нормальным, надо правильно
их одевать. При этом зимняя одежда ребёнка должна быть теплой, но легкой, чтобы не
стеснять движений. Не нужно укутывать его - температура кожи под толстыми слоями
одежды повышается, теплоотдача высокая, двигаясь - ребенок потеет, и вероятность
переохлаждения выше, чем при "недостаточном" одеянии.
Но самый главный элемент закаливающих зимних прогулок - подвижные игры. Они не только
поднимают настроение - они укрепляют здоровье, предупреждают простуду - движение в этом
случае просто необходимо!
Зимние подвижные игры для детей.
СНЕЖИНОЧКИ - ПУШИНОЧКИ.
Дети движутся гурьбой вокруг снеговика, повертываясь одновременно и вокруг себя. Через
некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:«Снежиночки-пушиночки устали на лету, кружиться перестали, присели
отдохнуть».
ЗИМА ПРИШЛА!
Дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами,
горкой, снеговиком и т. п. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!
» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно!
Скорей домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.
ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ.
На одной стороне площадки отмечается дом зайцев. По сигналу дети выходят на середину
площадки и становятся в круг. В середину круга становится названный взрослым ребенок, он
зайка. Дети вместе с взрослым произносят текст и выполняют соответствующие движения:
Зайка беленький сидит,
Он ушами шевелит. Дети, присев, поднимают руки
Вот так, вот так к голове и шевелят кистями
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Хлоп, хлоп, хлоп Дети хлопают в ладоши.
Надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок – скок, скок – скок, Дети подпрыгивают на двух ногах
Надо зайке поскакать
Кто – то зайку испугал,
Зайка прыг и убежал.
Взрослый хлопает в ладоши. Дети вместе с зайкой убегают в свой дом.
Правила: выполнять движения согласно тексту, прыгать, отталкиваясь двумя ногами.
СНЕЖИНКИ И ВЕТЕР.
Дети собираются в кружок и берутся за руки. По сигналу взрослого: «Ветер задул сильный,
сильный. Разлетайтесь, снежинки! » — разбегаются в разных направлениях по площадке,
расправляют руки в стороны, покачиваются, кружатся. Взрослый говорит: «Ветер стих!
Возвращайтесь, снежинки, в кружок». Дети сбегаются в кружок и берутся за руки.
БЕРЕГИСЬ, ЗАМОРОЖУ.
Все играющие собираются на одной стороне площадки, взрослый с ними. «Убегайте,
берегитесь, догоню и заморожу», - говорит он. Дети бегут к противоположной стороне
площадки, чтобы спрятаться в «доме».
МОРОЗ.
С помощью считалки выбирается Дед Мороз.
Ты зеленый, ты красный,
Ты в шубе, ты в кушаке,
У тебя синий нос,
Это ты, Дед Мороз!
Все дети разбегаются, а Дед Мороз старается дотронуться до любого игрока и заморозить его.
Замороженный стоит неподвижно в любой позе.
Правила: разбегаться можно только после окончания считалки. В момент заморозки можно
принять любую позу. Выигрывает тот, кто ни разу не попался Деду Морозу.
ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.
Дети стоят в кругу. Взрослый произносит слова:
Возьмём снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках.
Дружно ими побросались —
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.
Правила: дети за воспитателем повторяют стихотворение и выполняют движения согласно
тексту.
Уважаемые родители, играйте со своими детьми на прогулке! Проведение таких
игр позволит не только сделать вашу
прогулку интересной, но и использовать
её эффективно для развития движений у
детей.
Приложение 5.
БАБУШКИН
СУНДУЧОК.
Народные подвижные игры.
Детство - самое беззаботное и веселое время в жизни ребенка. Мир детства не может
быть без игры. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это способ познания
окружающего мира, это их естественная потребность. Дети любят играть, так как в игре
каждый ребенок может наиболее полно показать себя, раскрыться, самореализоваться.
Увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции.
Народные подвижные игры передавались из поколения в поколение, они сохранились и дошли
до наших дней из глубокой старины, соблюдая национальные традиции.
Игра развивает у детей воображение, координацию движений, тренируют реакцию и
воспитывают навыки общения, а так же развивает ловкость, меткость, быстроту, силу,
моторику, глазомер.
Через
игру
воспитывается
чувство
ответственности
перед
коллективом,
умение
действовать в команде.
Младший дошкольный возраст
(3 – 5 лет)
«Кот Васька»
Дети сидят на лавке. «Кот» прогуливается перед детьми, на носочках,
оглядывается то вправо, то влево.
Дети: Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький, бежит стрелой.
«Кот» бежит и садится на лавку, «засыпает».
Воспитатель: Глазки закрываются-
Спит иль притворяется?
Зубы у кота- Острая игла.
Дети идут к коту.
Только детки подойдут,
Серый Васька тут как тут.
Всех поймает он!
«Кот» догоняет детей.
«Огуречик, огуречик»
Игровое поле делится на 2 части. В одном конце домик, в нём живут ребятки. В
другом – «огуречик». Дети идут с одного конца поля на другой, проговаривая
слова (дразнят):
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик!
Там мышка живёт,
Тебе хвостик отгрызёт!
Огуречик догоняет детей. Дети убегают.
«Заинька»
Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит Заинька. Один из ребят спрашивает
его:
- Заинька, Заинька, где твой дом?
- Мой дом под кустом, под березовым
листом.
Затем все хором говорят:
- Заинька, Заинька, приходи к нам на лужок,
На головку вить венок!
Заинька входит в круг и изображает действия, о которых говориться в песне:
- Заинька, сорви цветик,
Вот и этак, сорви цветик.
- Заинька свей веночек.
- Положи на головку.
- Топни ножкой.
- Заинька попляши.
Дети идут в круг со словами:
- Заинька, Заинька,
Коротенькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили, танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Заинька подходит к одному из ребят и меняется с ним местами. Так выбирается новый
Заинька и игра продолжается.
«У медведя во бору»
Из всех участников игры выбирают одного водящего, которого назначают "медведем". На
площадки для игры очерчивают 2-ва круга. 1-ый круг – это берлога "медведя", 2-ой – это дом,
для всех остальных участников игры. «Медведь» рычит, переваливается с ноги на ногу,
топчется во бору, потом ложится, как будто спит. Дети идут, словно собирают ягоды и грибы.
Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.
Медведь ворочается, потягивается. Затем он встаёт и начинает гоняться за
детьми. Кто успевает убежать в дом, того медведь не трогает.
«Курочка-хохлатка»
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из
них располагается «кошка», в другом доме - «цыплята» и «курица». Взрослый изображает
курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это
«кошка» дремлет около своего домика. «Курица» выходит вместе с «цыплятами» гулять.
Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею жёлтые цыплятки.
Квохчет квочка:
«Ко-ко, не ходите далеко».
Приближаясь к «кошке» он говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет
кошка.
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
«Кошка» открывает глаза, мяукает и бежит за «цыплятами», которые вместе с курицей убегают.
«Кошки-мышки»
Считалкой выбираются Кошка и Мышка. Остальные игроки становятся в кружок на
расстоянии примерно шага друг от друга и берутся за руки, образуя между собой ворота. Если
руки игроков опущены, то ворота закрыты, если подняты – открыты.
Мышка залезает внутрь круга, а Кошка остается снаружи. Кошка
должна поймать Мышку, для этого ей надо проникнуть в круг. Задача
игроков, образующих круг, состоит в том, чтобы оберегать Мышку от
Кошки.
Кошка ходит, жалобно мяукая, вокруг круга, выискивая, где бы ей
проскочить внутрь. При этом ей разрешается прорывать цепь игроков,
подныривать под сцепленные руки или перепрыгивать через них.
Игрокам при этом запрещается соприкасаться плечами.
Если Кошке удалось попасть внутрь круга, то игроки могут отворить Мышке «ворота»,
выпустить ее и тут же опять опустить руки. Теперь Кошке надо ловить Мышку снаружи, т.е.
опять преодолевать цепь игроков. А когда Кошка выскочит наружу, ближайшие к Мышке
игроки вновь поднимают руки, пропуская ее внутрь.
«Воробушки»
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагается
«кошка», другой дом – «гнёздышки» - «воробушки».
В начале игры выбирается кошка. Кошка сидит в конце игрового поля. Остальные дети
«воробушки». Ребята поют песенку про воробушек, передавая движения текста, до тех пор,
пока не произнесут последние слова.
Стайка дружных воробьишек .
Чик-чирик! Слетела с крыши,
Посидела на скамейке,
Полетала по аллейке,
Поклевала быстро крошки
И на дерево от кошки –
Шмур-р-р! - скрылась.
Кошка выбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит к себе домой.
Пойманный становится кошкой, а игра продолжается.
Русская народная игра
«Золотые ворота»
Цель: способствовать развитию быстроты, ловкости, глазомера; совершенствовать ориентировку
в пространстве; упражнять в ходьбе цепочкой.
Ход игры: Пара игроков, встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота.
Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:
Ай, люди, ай, люди,
Наши руки мы сплели.
Мы их подняли повыше,
Получилась красота!
Получились не простые,
Золотые ворота!
Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота»
говорят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными,
становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех
игроков.
Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных
играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.
Башкирская народная игра
«Юрта»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве. Развивать внимательность, ловкость.
Закреплять переменный шаг.
Оборудование: платочки с башкирским орнаментом, картинка с изображением юрты, 4 стула
Ход игры. В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам
площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным
узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
«Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок».
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании
музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде
шатра (крыши), получается юрта.
Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Русская народная игра
«Веночек»
Ход игры:
Играющие передают по кругу веночек и поют:
В зелен сад гулять пойдём,
цветов нарвём, венок навьём
У кого в руках веночек
надевай его дружочек!
С окончанием песни, у кого в руках остался веночек надевает его на голову, все поют:
Покружись, покружись
и друзьям поклонись!
После этих слов водящий протягивает венок между двумя участниками игры, после слов
«Раз-два-три, беги», двое участников обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто
первым возьмёт веночек, тот выиграл.
«Татарский плетень»
Ход игры:
Выбирают ведущего по считалке, остальные, взявшись за руки, проходят под сцепленные руки за
ведущим, постепенно «заплетая» плетень. При этом поют:
Вейся,ты вейся,
Капуста моя!
Вейся,ты вейся,
Виловая моя!
Как мне, капустке,
не виться,
Как мне, видовой,
не свиться.
Вечор на капустке,
Вечор на виловой
Частый сильный дождик.
Игра повторяется несколько раз, главное — не
расцепить руки.
Приложение 6.
Консультация для педагогов.
"Народные подвижные
игры
-
как
средство
физического развития и оздоровления
дошкольников».
Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности,
популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и
отражающего его особенности, претерпевающая изменения под различными влияниями:
социально-политическим, экономическим, национальным.
Народная игра, являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств
приобщения детей старшего возраста к народным традициям, что, в свою очередь,
представляет
важнейший
аспект
воспитания
духовности,
формирования
системы
общечеловеческих ценностей; в современной ситуации общественного развития обращение к
народным
истокам,
к
прошлому
является
весьма
своевременным.
Народная игра способствует у детей старшего дошкольного возраста выработке нужных
моральных качеств всегда в соединении с качествами, относящимися к физической,
умственной, трудовой и другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть
использованы для формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Народные подвижные игры влияют на воспитание воли, нравственных чувств, развитие
сообразительности,
быстроты
реакции,
физически
укрепляют
ребенка.
Через
игру
воспитывается чувство ответственности перед коллективом, умение действовать в команде.
Вместе с тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры
привлекательными «свежими» для детей.
Подвижные народные игры для детей — ценнейшее средство всестороннего воспитания
личности ребёнка. Задача (родителей, педагогов) — детям возможность прикоснуться к
богатейшему наследию русской культуры, испытать радость от этого, ощутить национальную
принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные
самобытные качества на примере народных игр.
Совместные игры с близкими взрослыми — это счастье для ребёнка. Но при общении с
родителями выявляются слабые знания о народных играх.
Родители - первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с
ребенком, тем быстрее он развивается.
Родители не только организуют игры, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие
взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам
и мамам дает возможность лучше узнать своего ребенка, стать его другом.
Народные игры для детей.
Дударь"- хороводная игра
Дети становятся в круг, выбирают ведущего - Дударя и, взявшись за руки, ходят по кругу и
поют: "Дударь, Дударь, Дударище, старый-старый, старичище.
Его во колоду, его во сырую, его во гнилую".
Пропев песню, спрашивают: "Дударь, Дударь, что болит?"
Дударь отвечает: "Нога" (или уши, рука, спина, нос соседа, пятка соседа и т. д.)
Все находящиеся в хороводе, берутся за больное место соседа, которое произнес Дударь, и
снова идут по кругу. Так 3 -4 раза, после чего на вопрос «Что болит?», Дударь отвечает:
«Здоров! Вас ловлю». Все разбегаются, а кого поймает, тот и становится на его место.
"Заря-заряница".
Дети идут в хороводе. Один ходит сзади с лентой в другом направлении, все поют песню:
Заря-заряница, Красная девица,
По полю ходила, ключи обронила, за водой пошла!
С последними словами водящий кладет ленту любому на плечо и говорит: «За водой пошла».
Те, кто стоит в кругу говорят: «Раз, два, три не воронь, а беги как огонь!». Водящий и тот,
кому положили на плечо ленту оббегают круг в разные стороны, и добегают до места откуда
начинали. Кто прибежал последний, тот и становится водящим.
"Колпачок и палочка".
Играющие становятся в круг. С помощью считалки выбирается водящий, он получает
палочку и становится на середине круга. Взрослый надевает ему на голову красивый колпак
так, чтобы он доставал до носа. Дети, держась за руки, бегут по кругу и говорят: «Раз, два,
три, четыре, пять — будет палочка стучать». Водящий в это время стучит палочкой об пол. С
последним словом дети останавливаются, а водящий протягивает палку в сторону детей. Тот,
на кого укажет палка, берется за ее конец и называет водящего по имени, а тот отгадывает, кто
его назвал. Игра продолжается с новым водящим.
"Игровая"
Дети стоят в кругу, берутся за руки. В центре становится водящий. Играющие ходят по кругу
и поют песенку:
У дядюшки Трифона было семь детей,
Семеро, семеро, семь сыновей,
Они не пили, не ели, друг на друга все глядели.
Разом делали как я!
При последних словах все начинают повторять жесты, которые показывает водящий. Тот кто
лучше всех повторил становиться водящим. При повторении игры дети идут в обратную
сторону.
«Гуси-гуси-га-га-га»
Малыша ставят на определённое расстояние от взрослого, который выполняет роль хозяйки
гусей и живёт с ними в определённом месте (домике). Он и обращается к ребёнку с детской
песенкой:
-Гуси. Гуси! - Га-га-га!!!
- Есть хотите? - Да- да- да!
Ну, летите! - Нет- нет – нет!!!
Серый волк под горой , Не пускает нас домой.
- Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!
Сначала взрослый говорит весь текст сам – от имени гусей и их хозяйки, подчёркнуто меняя
интонацию и тембр голоса. Пока малыш не освоит весь текст (а это случается достаточно
быстро). Можно подсказывать ему слова гусей: «Говори «га-га-га», а теперь «да-да-да» и т.д.
Когда этот несложный текст будет освоен. Можно инсценировать погоню волка за гусями и их
счастливое избавление от угрозы.
«Колечко с лентой» .
Для игры необходимы колечко и длинная лента. На ленту (или шнур) надевают колечко.
Концы сшивают или связывают достаточно аккуратно для того, чтобы колечко свободно
проходило через узел. Ребята встают в круг и берутся за ленту двумя руками. В центр круга
встает ведущий. Ведущий закрывает глаза и медленно поворачивается вокруг себя, пока дети
(или взрослый руководитель игры) говорят такие слова:
«Ты катись, катись, колечко,
К нам на красное крылечко!
Раз! Два! Три! Четыре! Пять!
Я иду кольцо искать!
Пока звучит стишок, ребята быстро передвигают кольцо по шнуру. Когда звучит фраза «Я
иду искать!», тот, у кого оказалось кольцо прячет его в кулаке. Теперь водящий может
открыть глаза и начать поиск «хранителя» кольца. Можно разрешить водящему угадывать до
трех раз, а можно дать только один шанс. Тот ребенок, чье имя назовет вода, должен сразу
снять обе руки с ленты. Если водящий отгадал, то тот у кого нашли кольцо будет водить
следующий кон.
В эту русскую народную подвижную игру для детей можно играть, если наберется на менее
пяти-шести человек – иначе скучно. Если играющих очень много, то стоит надеть на ленту 2-
3 кольца, можно выбрать и двух водящих. Игра очень нравится ребятам от 5 до 9 лет. Надо
сказать, больше, чем классическая игра в колечко, или камешек.
«Солнышко и дождик».
Обратите внимание на небо и радостно скажите: «Смотри! Солнышко на небе! Можно
погулять!» Малыш вместе с вами выбегает из домика на середину комнаты и радуется
солнышку. Здесь вы можете вместе попрыгать и потанцевать под рифмованные слова:
Светит солнышко в окошко, наши глазки щурятся.
Мы похлопаем в ладошки и бегом на улицу.
Потом опять посмотрите на небо и скажите: «Смотри, туча идёт, дождь собирается, скорей в
домик!» Укрывшись в домике от дождя, можно снова читать потешки про дождик:
Дождик, дождик, лей, лей, лей, капай капли не жалей,
Дождик, дождик, пуще, будет травка гуще!
Приложение 7.
Спортивное развлечение для старших и подготовительных групп.
«Ярмарка подвижных игр народов России».
Цель: Расширение культурных границ, активизация мыслительной деятельности ребёнка.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с играми разных народов России.
Приобщать детей к народному творчеству, развивать чувство юмора, воображение, смекалку.
Развивать ловкость, смелость, быстроту, выносливость.
Оздоровительные:
Способствовать сохранению и укреплению здоровья.
Воспитательные:
Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к
окружающим;
Способствовать внедрению физической культуры в быт семьи.
Предварительная работа: знакомство с традициями, играми разных народов.
Оборудование: спортивный инвентарь (длинные, круглые фигуры ), большие платки – 4 шт., обручи –
12 шт., ленточки , мешки, музыкальный центр, СД записи с фонограммой песен, танцев разных
народов, костюмы петрушки.
Ход развлечения:
Воспитатель:
Здравствуйте, детишки.
Девчонки и мальчишки.
Спасибо, что мимо не прошли.
К нам на праздник зашли.
Ну что весь честной народ здесь собрался?
Праздник наш не простой народных игр и развлечений заводной.
Воспитатель:
А вот к нам ещё один гость спешит.
С бубенцом на колпачке с погремушкою в руке
Он и ловкий, и смешной отгадайте, кто такой (петрушка)
Петрушка:
Я забавный петрушка.
Веселее нет игрушки.
Всех детей я развлекаю
.
Много песен, сказок знаю.
Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись честной народ, вас ярмарка зовёт!
Наша ярмарка не простая, она не похожа ни на одну ярмарку в мире.
Это ярмарка подвижных игр народов России. У каждого народа своя игра. Я сегодня приглашаю
поиграть вас в игры разных народов.
Ведущий. Сейчас мы поиграем в
игры народов Севера, Коми; якутские игры
.
«Ловля оленей».
« Оленья упряжка».
« Вестовые».
Ведущий.
Песни, игры, хороводы,
Не уйдут у нас из моды,
Собирайся детвора,
Коль играть пришла пора.
Петрушка.
Эй, молодцы и девицы! Выходите играть в игру! И играть будем в
белорусские игры
.
«У Мазаля».
« Мышеловка»
« Грушка»
Петрушка.
А сейчас мы поиграем с вами в
татарские народные игры.
«Серый волк»
Ведущий.
Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день.
Ребята, вы много знаете подвижных игр. И пришла пора поиграть в латышские народные игры.
«Птица без гнезда».
«Кто в саду?»
Петрушка.
Мы время свое проведем здесь чудесно,
Как дети играют смотреть интересно.
Бурятские народные игры
« Рукавицу гнать».
«Юрта»
«Возьми платок»
Ведущий.
В народные игры можно играть и как в эстафеты.
1 эстафета « Хромая курица» ( 2 команды : по тройкам)
2 эстафета « Спутанные кони»( прыжка на 2х ногах до ориентира и обратно)
.
Ведущий.
Вижу, все вы молодцы!
Быстрые, ловкие, умелые,
Сильные, спортивные и смелые!
Петрушка:
В народные игры поиграли, позабавились!
Мне понравилось у вас
К вам приду еще не раз!
До свидания, друзья!
До свиданья, детвора!
Фольклорно- спортивный досуг в младшей группе.
Тема: «В гостях у Пети - Петушка».
Образовательная область «Физическая культура»
Упражнять в умении ходить по гимнастической доске, приставляя пятку одной ноги к
носку другой, сохраняя равновесие.
Закреплять навык- сгибать колени при прыжке со скамейки на мягкое покрытие.
Развивать физические качества: ловкость
Интеграция с образовательными областями:
«Социально – коммуникативное развитие» - воспитывать доброжелательные
отношения между детьми в процессе игрового взаимодействия; взаимопомощь в
процессе выполнения основных видов движений.
«Речевое развитие» - Поддерживать интерес к физической культуре посредством
потешек и поговорок.
«Художественно – эстетическое развитие»- развивать чувство ритма и умение
выразительно передавать движения.
Оборудование: скамейка, 2 гимнастические доски, маска петушка, игрушка Петушок.
Ход досуга.
Вносится игрушка – Петушок.
Инструктор
.
Петушок, петушок, покажи свой кожушок.
Кожушок горит огнем, сколько перышек на нем!
1,2,3,4,5- невозможно сосчитать!
Сегодня у нас в гостях петушок и я предлагаю вам с ним позаниматься и поиграть.
Инструктор: построение в шеренгу, равнение.
1 часть:
Трух-тух, трух-тух-тух ходьба в колонне по одному
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами , ходьба высоко поднимая колени
Хвост с узорами !
Под окном стоит ходьба с остановкой по сигналу: «Петушок»
На весь двор кричит.
Он кричит « ку-ка-ре-ку!»
Солнцу, речке, ветерку. легкий бег по кругу
Кто услышит, тот бежит!
2 часть.
1.
ОРУ без предметов.
«Петушок машет крылышками».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки опушены вниз
1- махи руками вверх
2-вниз. Дозировка- 5 раз
«Петушок клюет зернышки».
И.п.- сидя, ноги врозь, руки на поясе.
1- наклон вперед, постучать руками по полу.
2- и.п. Дозировка – 5 раз
« Взять червячка».
И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1- присесть, руки вниз
2- и.п. Дозировка – 5 раз
Повтор 1 упражнения
Прыжки на месте, чередуются с ходьбой.
2.
ОВД.
Идет, идет петушок, ходьба по гимнастической
Набок гребешок! доске, приставляя пятку
- Красная бородка одной ноги к носку другой ноги
Костяная головка.
( способ организации – поточно-круговой)
Сам рано встает и другим спать не дает. Прыжки со скамейки
На заборе сидит, больше всех кричит! на мягкое покрытие
«Ку-ка-ре-ку!»
3.
Подвижная игра « Петушок и дети».
3 часть.
Спокойная ходьба.
-
Мастер класс
«
Русские народные
–
подвижные игры
средство повышения
эффективности
физического воспитания
детей
».
дошкольного возраста
Подготовила: Павлова С.Ю.
Инструктор по ФИЗО
Цель: повысить
профессиональную
компетентность коллег в
вопросах
внедрения
русских народных подвижных игр как средства повышения эффективности физического
воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными подвижными играми.
2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении
подвижных игр.
3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.
Оборудование: мяч , колокольчик, бубенцы , помело , 2 носа или шапочки Морозам.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен русским
народным подвижным играм, как средству
повышения эффективности физического
воспитания детей дошкольного возраста.
- Скажите громко и хором, друзья,
- Деток вы любите? (Нет или да)
- Пришли вы учиться, иль сил совсем нет? (Да)
- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)
- Я вас понимаю…. Как быть господа?
- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)
- Дайте мне тогда ответ, помочь откажетесь мне? (Нет)
- Последний вопрос, ответьте, друзья активными будете? (Нет или да)
Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти
игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.
Тема моего мастер-класса «Русские народные подвижные игры - средство повышения
двигательной активности детей дошкольного возраста»
И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.
Давным – давно на горе Олимп жили - были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали думать: каким должен быть человек ? Один из богов сказал: «Человек должен быть
сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек
должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко
в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо
спрятать в самого человека! Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
Помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель! Я не боюсь ещё и
ещё
раз
повторить:
забота
о
здоровье
–
это
важнейший
труд
воспитателя.
От
жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Сегодня, как показывает статистика, наблюдается ухудшение здоровья дошкольников.
Среди множества причин называют снижение двигательной активности. Проведенные
исследования установили, что современные дети много времени уделяют компьютерным
играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку,
зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потере
здоровья.
Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной
творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной
степени зависит здоровье подрастающего поколения.
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу,
поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса
выполняют задание)
А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники
мастер – класса выполняют задание)
Уважаемые коллеги! Я хочу рассказать вам немного из истории русских народных игр.
Из истории
Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились
до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая
в себя лучшие национальные традиции.
Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах,
связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей
бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие
заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки. В русских народных играх сохранились
особенные черты русского характера. Знакомя детей с русскими народными играми, мы
через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о русском народном
творчестве, традициях, развиваем в них патриотизм. В народных играх много юмора,
шуток, соревновательного задора.
Движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми
моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками , что
делает эти игры привлекательными для детей и обеспечивает их сохранность и передачу из
поколения в поколение. Все это до сих пор сохраняет свою художественную прелесть и
воспитательное значение.
В народных играх имеется огромный потенциал для физического развития ребенка. Велико
значение подвижных игр в воспитании таких физических качеств: быстроты, ловкости, силы,
выносливости, гибкости. Они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный
аппарат,
стимулируют
кровообращение,
укрепляют
сердечно-сосудистую
систему,
способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Русские народные подвижные игры условно, их можно поделить на четыре раздела:
1.
Игры, которые дают возможность померяться силой и ловкостью. Игры, в которых
отражается стремление детей стать сильнее, победить всех.
2.
Игры, отражающие отношение человека к природе .Русский народ всегда трепетно
относился к природе, берег ее, прославлял. Игры первого раздела воспитывают доброе
отношение к окружающему миру.
3.
Игры, отражающие «быт русского народа». Это народные игры, отражающие
повседневные занятия наших предков.
4.
Игры сверстников прошлых столетий. С большим интересом современные дети
знакомятся с играми сверстников прошлых столетий.
Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и
хорошую координацию.( Угадываем название игр на слайдах).
Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам составить картотеку русских народных подвижных
игр, мне понадобится ваша помощь. Необходимо распределить русские подвижные игры на
группы:
1. Русские народные подвижные игры, которые дают возможность померяться силой и
ловкостью "Гуси" , "
Растеряхи", "
Родничок, "Достань камешек", "Перетяни за черту",
"Тяни за булавы", "Борящаяся цепь", "Цепи кованы", "Перетягивание каната",
"Перетягивание прыжками", "Вытолкни за круг". "Защита укрепления", "Сильный бросок",
"Каждый против каждого", "Бои на бревне" и их различные варианты)
2. Русские народные подвижные игры,
отражающие отношение человека к природе ( "Аисты
и лягушки", "
Пчелы.", " Жаворонок.", "Волк и овцы", "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в
огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" ,
"Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Зайки и ежи", "Ящерица",
"Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.)
3. Русские народные подвижные игры,
отражающие быт русского народа, повседневные
занятия наших предков.
"Огородник", "
Капуста.", "Дедушка-рожок", "Ворота", "Корзинки",
"Каравай", "Невод", "Охотники и утки", "Ловись, рыбка". "Птицелов", "Рыбаки", "Удочка",
"Продаем горшки", "Защита укрепления", "Захват флага", "Шишки, желуди, орехи", а также
различные их варианты.)
4. Русские народные подвижные игры сверстников прошлых столетий "Ляпка"
Горелки", "
Чурилки.", "Городок-бегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше",
"Ловишка", "Лапта", "Котлы", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий -
лишний", "Чижик", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами"
и др.)
(Участники получают карточки с названием и описанием русских народных подвижных игр и
распределяют по выделенным группам)
(Участники – мастер- класса объясняют выполнение своего задания)
Уважаемые коллеги! Я думаю, что вы уже справились с заданием и готовы рассказать, какие
игры вы отобрали.
Мы с вами поиграем в эти русские народные подвижные игры «Дедушка-Рожок»,
«Жаворонок».
«Дедушка-Рожок»
Играющие делятся на две группы и занимают места на противоположных сторонах
площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и из него же спрашивает: «Кто боится меня?»
Дети отвечают: «Никто». Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! »
и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.
«Жаворонок»
Дети стоят в кругу, поют
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
. Жаворонок – водящий ребенок с колокольчиком двигается поскоками внутри круга. С концом
песни останавливается и кладет колокольчик на пол между двумя детьми. Эти дети
поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет
счастлив целый год». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто
первым схватит колокольчик, становится Жаворонком. Игра повторяется.
Методика обучения народным подвижным играм.
Специфика народной подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной
реакции ребенка на сигналы «лови!», «беги!» «стой!» и др.
В любой игре есть обязательно водящий или ведущий. На эту роль обычно бывает много
желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и
скороговорки. Водящего можно также выбрать жеребьевкой. Проводится она иначе, чем
считалка, и применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии. В практике
дошкольного воспитания народные игры встречаются редко т.к. они настолько изменены, что
теряют народные традиции. (отсутствие зачинов, закличек…)
Особенности организации народных подвижных игр.
- Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих,
быть доступным и интересным для них. При проведении игры должны учитываться
количество детей и условия проведения.
- При разучивании новой подвижной игры нужно объяснить чётко её содержание и правила.
Отдельные моменты можно и проиграть. После объяснения сразу переходят к ходу игры,
уточняет то, что недостаточно дети запомнили.
- Если игра хорошо детям знакома, то педагог предоставляет им самим вспомнить правила
игры, обращает внимание лишь на важные моменты.
- В младших группах при разучивании новой игры роль водящего педагог берёт на себя.
- Правила игры педагог должен излагать кратко, ясно, так как дети стремятся начать быстрее
играть.
- При объяснении игры должны применяться средства выразительности: мимика, жесты,
интонация, чтобы обратить внимание детей на главное, заинтересовать детей, создать
атмосферу радости.
- Для выбора водящего можно воспользоваться считалкой, а при делении на команды
провести жеребьёвку.
- В процессе игры педагог следит за взаимоотношениями детей, выполнением правил. Если
во время игры не выполняются правила, нужно приостановить игру и объяснить в чём
ошибка.
- Руководя игрой, педагог воспитывает нравственные качества ребёнка: формирует у него
правильную самооценку своим действиям, взаимоотношениям детей друг с другом, умение
прийти на выручку, учит преодолевать трудности.
- Главная задача воспитателя при проведении народных игр научить детей играть активно и
самостоятельно
А сейчас ,уважаемые участники, мы с вами снова поиграем в русскую народную подвижную
игру («Чурилки», «Дедушка Мазай»).
«Дедушка Мазай».
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие
движения, обозначающие работу, будут ему показывать (молотьбу, жатву и т.д.) они
подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были – мы не скажем,
А что делали – покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если
дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются и он их ловит. Кого первого поймает, тот
становится новым дедушкой Мазаем и игра повторяется. Если не отгадывает, ему
показывают другую работу
.
«Чурилки».
Играющие выбирают двоих. Одному завязывают глаза платком, другому дают бубенцы.
Затем ведут вокруг них хоровод:
Трынцы – брынцы бубенцы,
Позолочены концы.
Кто на бубенцах играет –
Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка
стараться его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра
продолжается.
Характерная особенность русских народных подвижных игр - это движения в содержании
игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти
двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической
подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают
определенное преимущество в ходе игры .
Чтобы народные игры всегда были интересны детям, нужно:
- никогда не заставлять детей играть, а только приглашать к игре,
- использовать яркие заставки к игре (зазывалки , загадки, потешки , игрушки),
- создавать условия для активности и успехов каждого ребёнка,
- быть объективным, никогда не сравнивать детей друг с другом,
- не сердится, если игра не получилась, найти причину неудачи,
- участвовать в игре на правах партнёра, проявлять высокий непосредственный интерес к ней
создавать настроение ожидания следующей встречи с игрой.
Уважаемые участники собираю снова вас на игру! («Бабка-Ежка», «Два мороза»)
«Бабка-Ежка»
Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее
«помело». Вокруг неё дети водят хоровод и поют:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
У меня нога болит.
После слов «у меня нога болит» Бабка -Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь
коснуться «помелом». Все разбегаются. К кому прикоснется — тот «заколдован» и
замирает.
Правила игры : «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда
«заколдованных» станет много.
Вариант: пойманный становится Бабкой -Ёжкой..
«Два мороза»
На противоположных сторонах спортивного зала мелом или лентами – «липучками»
обозначаются две линии. Играющие становятся за одной из линий.
По считалке выбираются два водящих: Мороз – Красный Нос и Мороз – Синий
Нос(.Инвентарь: 2 круглых носа из поролона (d =5 см) на резинках, один нос красного цвета,
другой синего, кусочек мела или 2 ленты – «липучки» (длиной 6-8 см). Они становятся в
центре зала посередине между двумя линиями. По сигналу педагога они произносят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые!
Я – Мороз — Красный Нос,
Я – Мороз — Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?!
Все дети хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам Мороз!
После слова «мороз» все игроки перебегают на противоположную сторону зала, стараясь
как можно быстрее оказаться за второй линией, а водящие стараются их догнать и
«заморозить» – дотронуться до кого-либо рукой.
Благодаря знакомству с русскими народными подвижными играми в детском саду, мы
сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное
и физическое здоровье наших детей.
ВЫВОД : Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что
существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. В
результате применения подвижных народных игр повышается уровень физического развития
дошкольников.
Наше мероприятие подошло к концу. Я хочу поблагодарить, участников мастер-
класса .
Предлагаю вам заключительную игру, в которой нужно просто добавить нужное слово.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что ………….. (поиграли).
Много нас собралось вместе,
Было очень …………… (интересно).
Игр нам разных показали.
Новых много мы………(узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них………(играть).
Большое спасибо за внимание!