Напоминание

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»


Автор: Гулия Ирековна Газиева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №78 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения" Авиастроительного района г.Казани
Населённый пункт: Татарстан, город Казань
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей

дошкольного возраста»

Подготовила воспитатель Газиева Г.И.

«Самое дорогое у человека- это жизнь» Н. А. Островский.

Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в

условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и

значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью

информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения

ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями

ведется в этой области целенаправленная работа.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с

возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных

ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать

ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые

выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в

ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но

современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и

такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с

возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных

ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать

ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые

выступают для ребенка примером для подражания. Понятие безопасности в

ДОУ ранее включало в себя только охрану жизни и здоровья детей. Но

современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли и

такие понятия как экологическая катастрофа и терроризм.

При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны

быть определены следующие цели:

- формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;

- воспитание безопасного поведения, способности предвидеть опасные

ситуации, по возможности избегать их, при необходимости - действовать.

Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми

действиями в случае опасности, формирование представления о способах

безопасного поведения в быту;

- развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного

и бережного отношения к родной природе;

- воспитание грамотного участника дорожного движения;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Реализация

данных

задач

и

формирование

первоначальных

основ

безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:

- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей

опирается на уже освоенное в предыдущем) ;

- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных

особенностей детей) ;

- включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие

виды) ;

- наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через

богатый иллюстративный материал) ;

- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;

- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов) .

Этапы реализации данных задач:

1

этап

-

заинтересованность

детей,

актуализировать,

уточнить

и

систематизировать их знания о правилах безопасности;

2 этап - ввести правила в жизнь детей, показать разнообразие их проявлений

в жизненных ситуациях, тренировать в умении применять эти правила;

3 этап - на основе усвоенных знаний и умений помочь осознанно овладеть

реальными практическими действиями.

Формы организации учебно-воспитательного процесса:

- занятия;

- заучивание стихотворений;

- сбор фотоматериалов;

- игры – занятия;

- заучивание правил безопасного поведения;

- беседы;

- дидактические игры;

-подвижные игры ;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций по теме;

-наблюдения;

-экскурсии;

- театрализованные представления;

-сюжетно – ролевые игры;

-игры - тренинги;

-просмотр мультфильмов;

-трудовая деятельность;

-продуктивная деятельность;

-отгадывание загадок;

-развлечения;

-досуги;

-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;

-встреча с интересными людьми;

-участие в различных конкурсах;

-личный пример взрослых.

Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание

уделяется организации различных видов деятельность и приобретению

детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в

реальной жизни, на практике.

Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может

просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний

общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно,

осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам

овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в

транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и

ответственность.

Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно

лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе

ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем

диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

Для

формирования

навыков

безопасного

поведения

у

дошкольников

необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:

1. Уголок безопасности, который содержит материалы:

- макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов,

светофор; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Водители и пешеходы»,

«Регулировщик», «Спасатели», «Скорая помощь» и т. д.

-план- схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой

опасных участков, мест, благоприятных для игр; плакаты по ОБЖ по темам

«Если ты потерялся на улице», «Пожарная безопасность для дошкольников»

и др;

- альбомы «Лекарственные растения», «Ядовитые растения и грибы»,

«Профессии», «Здоровый малыш», «Если малыш поранился» и др.

Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в

игровой деятельности.

2. Игротека, которая содержит:

- дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови

одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;

- настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по

городу»,

«Хорошо

плохо»,

«Валеология»,

«Дорожные

знаки»,

«Черезвычайные ситуации дома» и др.

3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная

литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения

различных ситуаций.

Рекомендуемая художественная литература:

- Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;

- В. Житков «Пожар», «В дыму»;

- С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом

мышонке»;

- Т. Шорыгина «Зеленые сказки», «Осторожные сказки»;

- К. Зайцева «Уроки Айболита»;

- Сказки «Волк и козлята», «Три поросенка», «Красная Шапочка»,

«Заюшкина избушка», «Колобок», «Кот, петух и лиса» и др.

- Ю. Соколова «Правила безопасности»;

- И. Серяков «Улица, где все спешат», «Ученый дружок»;

- Е. Пермяков «Торопливый ножик»;

- Потешки «Тили-тили-тили-бом! Загорелся Кошкин дом! », «Огуречик»;

- А. Иванов «Азбука безопасности. Как неразлучные друзья в огне не

горели», «как неразлучные друзья в воде не тонули», «Как неразлучные

друзья дом охраняли»;

- И. А. Яворская «Дети и дорога»;

- И. Лешкевич «Светофор»;

- Н. Носов «Автомобиль»;

- Г. Юрмин «Любопытный мышонок»;

-

А.

Дорохов

«Подземный

переход»,

«Заборчик

вдоль

тротуара»,

«Шлагбаум»;

- Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»;

- А. Дмоховский «Чудесный островок»;

- В. Семернин «Запрещается – разрешается»;

- А. Северный «Три чудесных цвета».

Работа с родителями - одно из важнейших направлений воспитательно-

образовательной

работы

в

ДОУ.

Ведь

круг

проблем,

связанный

с

безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада,

поэтому необходим тесный контакт с родителями. Ничто не воспитывает с

такой убедительностью, как наглядный пример взрослых.

Цель работы с родителям - объяснить актуальность, важность проблемы

безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной

проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить

прежде всего в семье.

В

работе

с

родителями

используется

информационно-аналитическое

направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное

направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно-

информационное

направление:

организация

дней

открытых

дверей,

открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на

стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление:

совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных

творческих работ, изделий из бросового и природного материала.

Благодаря проделанной работе ожидаются результаты:

1. Полученные ребенком знания и предоставления о себе и своем здоровье

позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.

2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ

жизни.

3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.



В раздел образования