Напоминание

Современный подходы к преподаванию истории в школе


Автор: Сергей Алексеевич Попов
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Дубровская СОШ"
Населённый пункт: с.Пономари
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Современный подходы к преподаванию истории в школе
Раздел: среднее образование





Назад




МБОУ «Дубровская средная общеобразовательная школа»

СП Пономарёвская школа – детский сад

Инновационная деятельность.

Процесс обучения инновационной деятельности педагога – это создание

востребованной и шагающей в ногу со временем школы, способной обучить, развить и

воспитать из ребенка личность 21 века. Данное требование отражено в федеральных

государственных образовательных стандартах.

Основным этапом инновационного процесса является организация самого урока.

Чтобы эффективно организовать образовательное пространство урока важно

систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие на уроке (оценивать

свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений), использовать

разнообразные методы, приемы и технологии обучения, повышающие степень активности

обучающихся в учебном процессе.

В своей практике я использую современные подходы к преподаванию истории:

- Метод проблемного изложения - используя различные источники и средства, прежде чем

излагать материал, формулирую познавательную задачу, проблему, а затем, раскрывая

систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, учащиеся ищут

способ решения поставленной задачи, становятся свидетелями и соучастниками научного

поиска.

- Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и

умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся

практических заданий-проектов.

- Проблемно-поисковые методы обучения, исследовательскую деятельность.

- Творческие проекты. Они стимулируют максимальную активизацию познавательной

активности обучаемых, способствуют эффективной выработке навыков и умений работы с

документами и материалами, умений анализировать их, делать выводы и обобщения.

Использую систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять

проблемы, наблюдать, классифицировать знания.

В своей педагогической деятельности я использую различные разновидности

проектной технологии. Мои ученики осваивают проектную деятельность постепенно, от

простых микропроектор (альбомов, коллажей, плакатов). Проекты это одна из наиболее

удачных форм освоения предмета, стимулирующая речемыслительную деятельность

учеников, вызывающая живой интерес и здоровый азарт.

Проектная деятельность создает широкие возможности для развития многих

компонентов личности; опыт творческой деятельности, рационального стиля мышления,

эмоционального, теоретического и практического познания мира. На этапе подготовки и

планирования работаю совместно с учащимися - помогаю, консультирую, мотивирую.

Результаты и выводы выполняются учащимися самостоятельно. Результаты проектной

деятельности обсуждаем совместно, как правило, на специально отведенных для этого

уроках, типа диспутов, обобщающих уроках в конце темы.

Планирование проекта представляет определенную трудность для многих учащихся –

требуется серьезная помощь учителя, важно только не начать планировать работу вместо

ребенка: это может привести к тому, что у него возникнет ощущение, что ему предстоит

реализация чужого плана, поэтому он не отвечает за работу. Надо лишь показать алгоритм

планирования.

Обычно я задаю своему ученику следующие вопросы:

- Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – Ответ на этот вопрос

поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и

определить задачи.

- Как ты будешь решать эти задачи? – Определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – Определение сроков работы.

- Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать?

На этапе сбора информации и описании будущего своего выступления ребята

работают самостоятельною. Для меня как учителю было сложным организовывать работу

групп в нужном направлении, так как фантазии ребят неисчерпаемы.

В ходе работы формируются навыки общения между детьми и между детьми и мной.

Результатом работы является выступление групп, отдельных учеников.

Видя желание, интерес, инициативу учащихся, понимая, что жизнь требует

применения современных информационных технологий, использования компьютеров на

уроках, в деятельность на уроках я ввёл информационные технологии. Я сейчас не могу

представить свою работу без использования компьютера. Все мои учащиеся выполняют

проектные задания, слайдовые презентации на электронных носителях. Проект на основе

информационных технологий многогранен, эффективен, перспективен, неисчерпаем.

Хочу поделиться с одним проектом над которой работали учащиеся 6 класса по

истории – «Жизнь средневекового рыцаря». Знакомство с темой проекта происходило на

уроке истории "В рыцарском замке. Жизнь средневековых рыцарей"

Урок № 10. «В рыцарском замке»

Цель урока: создать условия для формирования образного представления о замке

феодала, снаряжении рыцаря, их развлечениях; познакомить с моральными ценностями,

нормами и установками феодалов.

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: Раскрывают смысл понятий: феодальная лестница, замок, палица,

кольчуга, латы, забрало, турнир, герб, девиз. Знают, на какие сословия делилось средне-

вековое общество. Проводят поиск необходимой информации на основе исторического

источника. Умеют интерпретировать историческую информацию: характеризуют условия

и образ жизни феодалов, представляют близкие к действительности картины

исторических явлений; дают оценку историческим событиям; грамотно излагают

исторический материал для описания и характеристики феодального замка и

существующих в нем взаимоотношений.

Метапредметные:

Познавательные: синтезируют учебный материал, осознанно строят речевые

высказывания в устной форме, умеют использовать иллюстративный материал, владеют

смысловым чтением текстов, выделяя главное, ориентируются на разнообразие способов

выполнения задания.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, умеют планировать свои действия

в соответствии с поставленной задачей, учитывают выделенные учителем ориентиры

действия в новом учебном материале, проявляют способность к волевому усилию,

осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к

общему решению в результате совместной деятельности.

Личностные: ориентируются в нравственном содержании и поступках людей на

примере взаимоотношений разных слоев общества в Средневековье, осознают причины

успеха в учебной деятельности

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: Урок с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Формы организации учебной деятельности: фронтальная.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Ход урока. Организационный момент.

Проверка знаний: проверить схему «Повинности средневековых крестьян».

Создание проблемной ситуации.

- Посмотрите на слайд и подумайте, о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

- Кого можно назвать рыцарем в современное время? Кто из вас может себя назвать

рыцарем?

Ученики должны сказать, что речь пойдёт о рыцарях. Рыцарь - человек,

проявляющий благородство.

Формулирование проблемы.

- Какую проблему урока нам предстоит решить?

- В чём отличие средневекового рыцаря и современнного?

Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная).

Актуализация знаний.

- Давайте вспомним некоторые понятия. Даны понятия: феодал, феодальная лестница.

Планирование деятельности.

- Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока? Ученики должны указать,

что необходимо ознакомиться с понятием рыцарства.

Изучение нового материала:

1. Замок феодала.

- Что означает поговорка: «Мой дом - моя крепость»?

- Какими способами средневековые строители делали замки неприступными?

- В чём была сложность захвата крепости?

2. Снаряжение рыцаря.

- Из чего состояло снаряжение рыцаря?

- Для чего необходимо было снаряжение рыцаря?

3. Воспитание рыцаря.

- Как происходила подготовка феодала к военной службе?

- Опишите ритуал посвящения в рыцари.

4. Развлечение рыцарей.

- Опишите эпизод, запечатлённый на видео, от имени одного из изображённых

персонажей (участника боя, дамы, наблюдателей-мужчин)

- Какой способ выяснения отношений в случае спора существовал у рыцарей?

- Кто мог назначить поединок?

- Кто регулировал поединок?

- Кто из рыцарей в споре считался правым?

- Можно ли было считать, что такой способ выяснения отношений мог быть абсолютно

верным?

5. «Позор и срам мне страшны – не кончина».

- При помощи чего можно было отличить одного феодала от другого? (Герб, флаг)

- Чем больше всего любили заниматься рыцари?

- Какие качества в людях ценили рыцари?

- Как рыцари относились к простым людям?

И теперь давайте попробуем ответить на основной вопрос нашего урока: В чём

отличие средневекового и современного рыцаря?

- Отличия: Внешнее выражение. Снаряжение. Воспитание.

- Сходства: проявление благородства.

Рефлексия.

- Что нового узнали?

- Чему научились?

- Какого человека мы сейчас называем благородным?

- Какое поведение в наше время считается рыцарским?

- Что сегодня мы подразумеваем под словами: честь, слава?

Домашнее задание:

§ 12 читать, выписать и выучить новые слова, придумать свой герб.

Проект «Жизнь средневекового рыцаря».

Цель проекта:

1) Узнать историю происхождения рыцарей;

2) Изучить особенности образа жизни, занятий и воспитания рыцарей;

3) Построить подобие рыцарского замка;

4) Обобщить полученные знания и принять участие в рыцарском турнире.

Класс заранее поделили на 4 группы, каждая группа выбирала своего капитана.

Формирование 4-х групп участников проекта

«История происхождения рыцарей»;

«Снаряжение рыцаря»;

«Воспитание рыцаря»;

«Развлечения рыцаря»

Основная поисковая работа велась во внеурочное время. На уроке тоже отводилось 10

минут для реализации проекта. Ребята сами выбирали свое выступление, форму

презентации и оформления результатов своей проектной деятельности. Посильную

помощь ребятам оказывал не только я, но и родители, школьный библиотекарь,

старшеклассники (составление слайдовых презентаций, так как шестиклассники еще

испытывают затруднения в составлении презентации). Следующий этап был самым

интересным для ребят - этап творческого проектирования – изготовление макетов

средневековых замков из подручных материалов.

Каждая группа держала в секрете свои наработки, фантазии. По-новому раскрылись в

изготовлении макетов слабые ученики, трудные в общении дети. Каждый капитаны

группы представляли легенду своего замка. На защиту проекта были приглашены учителя

школы, родители.

За годы работы мной были опробованы разные виды проектов по истории: практико-

ориентированные, исследовательские, информационные, творческие, ролевые. По

продолжительности - мини-проекты, краткосрочные. По количеству участников -

индивидуальные и групповые. По форме продукта - доклад, реферат, рукописная книга,

фотоальбом, плакат, газета, буклет, брошюра, сценарий, словарь, сборник сочинений,

викторина, мультимедийный продукт (слайдовая презентация) и т.д. Сложным и

объёмным является работа над практико-ориентированным и исследовательским

проектом.

Что приобретают учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ?

Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывает,

предлагает, работает с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность.

Развивается коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями,

брали интервью, задавали вопросы специалистам, учителям-предметникам,

библиотекарям. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была

групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы

каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.

Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность

проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах

деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей,

неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.

Регулярное участие в олимпиадах по предмету муниципального и республиканского

уровня, а также получение призовых мест.

Учитель Попов Сергей Алексеевич.



В раздел образования