Напоминание

Использование нейропсихологических упражнений в логопедической группе»


Автор: Марина Сергеевна Чванова
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад№144"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: педагогическая разработка
Тема: Использование нейропсихологических упражнений в логопедической группе»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОЕКТ

«Нейропсихологические упражнения в системе учебных занятий в логопедической группе»

в подготовительной группе компенсирующей направленности

Паспорт проекта:

Название проекта: «Нейропсихологические упражнения в системе учебных занятий в логопедической группе»

Тип: познавательный, долгосрочный.

Вид: практико-ориентированный.

Участники

проекта:

воспитанники

подготовительной

группы

компенсирующей

направленности,

воспитатель,

инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители воспитанников.

Сроки реализации: 1 декабря 2021г. – 1 мая 2022г.

Актуальность проекта.

В настоящее время чрезвычайно актуальны проблемы диагностики и коррекции речевых нарушений.

В основе работы с детьми логопедической группы лежит принцип многократного повторения материала, а что

может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? Для того, чтобы вызвать у

ребенка интерес к занятиям и повысить их эффективность необходимо внедрение в работу не только дидактических игр,

но и подвижных нейропсихологических приемов.

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает

утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает

эффективность логопедической работы в целом.

Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к непосредственно-

образовательной деятельности использование нейропсихологических игр может служить одним из средств оптимизации

коррекции речи. Коррекционно-развивающая работа, имеющая нейропсихологическую направленность, развивает и

корректирует познавательные функции и входящие в нее компоненты, а также восстанавливает и развивает

межполушарные взаимодействия.

Предпочтение отдаётся двигательным методам, так как актуализация любых

телесных навыков предполагает востребованность таких психических функций как эмоции, память, восприятие и речь.

Работу по развитию и коррекции речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия,

совершенствования психомоторных функций.

Поэтому коррекционно-развивающая работа по воспитанию правильной речи, предусматривает не только

комплексное развитие компонентов родного языка и психических процессов, тесно связанных с ней (традиционный

подход), но и требует разнообразных вспомогательных средств для коррекции и развития речи дошкольников.

Цель проекта:

Создание условий для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей старшего

дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи через использование комплексов кинезиологических

упражнений и нейрогимнстики.

Задачи проекта:

Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и

нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми, имеющими речевые нарушения;

Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с

детьми логопедической группы старшего дошкольного возраста;

Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики для коррекционной работы с

детьми старшего дошкольного возраста;

Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционную работу по развитию речи у детей с

ТНР.

Ожидаемые результаты:

Развитие мелкой моторики воспитанников.

Развитие способностей детей дошкольного возраста.

Развитие памяти, внимания.

Развитие речи.

Развитие мышления.

Расширение поля зрительного восприятия воспитанников.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Пополнение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы.

Содержание этапов проекта:

1. Подготовительный этап:

-изучение методической литературы по теме проектной деятельности;

- планирование работы по реализации проекта, ознакомление родителей воспитанников с проектной деятельностью;

- разработка методов и приемов работы по теме проекта;

- подбор дидактического материала, наглядных пособий.

2. Основной этап (практический):

Перспективный план работы по реализации проекта

Дата

Мероприятие

Участники мероприятия

Декабрь

2021г.

Создание картотек нейропсихологических, кинезиологических

упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей «Кинезеологические упражнения для

развития речи дошкольников»

Изготовление пособий, направленных на межполушарное развитие у

воспитанников.

Внедрение нейропсихологических, дыхательных, кинезиологических

игр в деятельность воспитанников.

Воспитатель, инструктор по

физической культуре, воспитанники

группы, родители воспитанников.

Январь

2022г.

1.Неделя:

Использование кинезиологических упражнений для воспитанников старшего

дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи (Комплекс 1)

Конкурс «Пособия, направленные на развитие мелкой моторики

воспитанников.

Нейропсихологическое упражнение «Поиск клада»

Цель: освоение пространства с опорой на схему собственного тела.

Кинезиологическая игра «Снеговик»

Дыхательная гимнастика «Свеча»

Упражнение на релаксацию: “Дирижер”

Глазодвигательное упражнение: “Взгляд влево вверх”

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

Воспитатель, инструктор по

физической культуре, воспитанники

группы, родители воспитанников.

2.Неделя

Использование кинезиологических упражнений для воспитанников старшего

дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи (Комплекс 2)

Нейропсихологическое упражнение: «Веселая зарядка»

Цель: закрепление представлений о схеме тела, развитие пространственных

представлений в целом.

Кинезиологическое упражнение: “Сорви яблоки”

Дыхательная гимнастика: “Дышим носом”

Телесное упражнение: “Перекрестное марширование”

Упражнение на релаксацию: “Путешествие на облаке”

Глазодвигательное упражнение: “Горизонтальная восьмерка”

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

3.Неделя

Использование кинезиологических упражнений для воспитанников старшего

дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи (Комплекс 3)

Нейропсихологическое упражнение: «На зарядку становись!»

Цель: формирование соматопических представлений и их вербальных

обозначений, а также развитие моторики.

Кинезиологическое упражнение: «Колено – локоть».

Дыхательное упражнение: “Ныряльщик”

Телесное упражнение: “Перекрестное марширование”

Упражнение на релаксацию: “Ковер-самолет”

Глазодвигательное упражнение: .«Слон».

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Феврал

ь 2022

г.

1.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 1)

Нейропсихологическое упражнение: «Карта сокровищ»

Цель: формирование умения ориентироваться не только в реальном

пространстве, но и в схематичном изображении пространства.

Кинезиологическое упражнение: “Яйцо”

Дыхательное упражнение: “Надуй шарик”

Телесное упражнение: “Мельница”

Упражнение на релаксацию: “Дирижер”

Глазодвигательное упражнение: “Глаз – путешественник”

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

Воспитатель, инструктор по

физической культуре, воспитанники

группы.

2.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 2)

Нейропсихологическое упражнение: «Муха»

Цель: формирование умения ориентироваться в пространстве листа, закрепить

понятия «лево - право», «верх - низ», развитие внимания.

Кинезиологическое упражнение: “Дерево”

Дыхательное упражнение: “Надуй шарик”

Телесное упражнение: “Паровозик”

Упражнение на релаксацию: “Путешествие на облаке”

Глазодвигательное упражнение: “Глазки” (3)

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

3.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 3)

Нейропсихологическое упражнение: Разложи предметы»

Цель: развитие ориентировки в пространстве относительно других объектов.

Кинезиологическое упражнение: «Крюки».

Дыхательное упражнение: «Свеча»

Телесное упражнение: “Робот”

Упражнение на релаксацию: “Ковер-самолет”

Глазодвигательное упражнение: “Глазки” (2)

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

4.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс4)

Нейропсихологическое упражнение: «Скульптор»

Цель: вербализация пространственных представлений, развитие

коммуникативных навыков.

Кинезиологическое упражнение: «Колено – локоть».

Дыхательное упражнение: “Дыхание”

Телесное упражнение: “Паровозик”

Упражнение на релаксацию: “Дирижер”

Глазодвигательное упражнение: “Глазки”

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

Март

2022 г.

1.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 1)

Нейропсихологическое упражнение: «Рисунки из Зазеркалья» Цель: развитие

умения ориентироваться в «перевернутом» пространстве.

Кинезиологическое упражнение:

Дыхательное упражнение: “Губы трубкой”

Телесное упражнение: “Дерево”

Упражнение на релаксацию: “Путешествие на облаке”

Глазодвигательное упражнение: “Взгляд влево вверх”

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

Воспитатель, инструктор по

физической культуре, воспитанники

группы.

Консультация для родителей: «Развиваем связную речь дома»

2.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 2)

Нейропсихологическое упражнение: «Путешествие по азбуке»

Цель: развитие пространственных представлений, формирование образа буквы

и слова.

Кинезиологическое упражнение: “Дерево”

Дыхательное упражнение: “Надуй шарик”

Телесное упражнение: “Перекрестное марширование”

Упражнение на релаксацию: “Ковер-самолет”

Глазодвигательное упражнение: “Горизонтальная восьмерка”

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

3.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 3)

Нейропсихологическое упражнение: «Театр теней»

Цель: закрепление понятий «право - лево», формирование умения

координировать движения тела в пространстве.

Кинезиологическое упражнение: «Колено – локоть».

Дыхательное упражнение: «Ныряльщик»

Телесное упражнение: “Мельница”

Упражнение на релаксацию: “Дирижер”

Глазодвигательное упражнение: .«Слон».

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

4.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 4)

Нейропсихологическое упражнение:

«Скульптор»

Цель: вербализация пространственных представлений, развитие

коммуникативных навыков.

Кинезиологическое упражнение: “Дерево”

Дыхательное упражнение: “Надуй шарик”

Телесное упражнение: “Перекрестное марширование”

Упражнение на релаксацию: “Путешествие на облаке”

Глазодвигательное упражнение: “Глаз – путешественник”

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

Апрель

2022 г.

1.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 1)

Нейропсихологическое упражнение: «На зарядку становись!»

Цель: формирование соматопических представлений и их вербальных

обозначений, а также развитие моторики.

Кинезиологическое упражнение: «Крюки».

Дыхательное упражнение: «Свеча»

Телесное упражнение: “Паровозик”

Упражнение на релаксацию: “Ковер-самолет”

Глазодвигательное упражнение: “Глазки”

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

Воспитатель, инструктор по

физической культуре, воспитанники

группы.

2.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 2)

Нейропсихологическое упражнение: «Разложи предметы»

Цель: развитие ориентировки в пространстве относительно других объектов.

Кинезиологическое упражнение: «Крюки».

Дыхательное упражнение: “Губы трубкой”

Телесное упражнение: “Дерево”

Упражнение на релаксацию: “Дирижер”

Глазодвигательное упражнение: “Глазки” (3)

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

3.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 3)

Нейропсихологическое упражнение: «Поиск клада»

Цель: освоение пространства с опорой на схему собственного тела.

Кинезиологическое упражнение: «Крюки».

Дыхательное упражнение: “Дыхание”

Телесное упражнение: “Робот”

Упражнение на релаксацию: “Путешествие на облаке”

Глазодвигательное упражнение: “Глазки” (2)

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

4.Неделя Использование кинезиологических упражнений для воспитанников

старшего дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

(Комплекс 4)

Нейропсихологическое упражнение: «Веселая зарядка»

Цель: закрепление представлений о схеме тела, развитие пространственных

представлений в целом.

Кинезиологическое упражнение: «Колено – локоть».

Дыхательное упражнение: “Надуй шарик”

Телесное упражнение: “Мельница”

Упражнение на релаксацию: “Дирижер”

Глазодвигательное упражнение: “Взгляд влево вверх”

Использование нейропсихологических упражнений на занятиях по

физическому развитию воспитанников

Май

2022г.

Создание видеоотчета о проектной деятельности, подведение итогов.

Оценка результативности проекта.

Воспитатели группы.

Старший воспитатель.

1.

Итоги проекта:

Создание центра «Кинезиология» в группе

Публикация видеоотчета о проектной деятельности в инстаграмм.



В раздел образования