Автор: Кобозева Наталья Афанасьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №139 "Антошка"
Населённый пункт: г.Брянск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Театрализованная деятельность в развитии детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование
Театрализованная деятельность в развитии детей с ОВЗ
«Спектакль - это не самоцель,
а повод для того, чтобы заниматься...»
Л.И.Царенко
Современный
этап
развития
системы
специального
образования
характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и
воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Научно
обосновано,
что
повышение
эффективности
педагогического
процесса
возможно не только через совершенствование образования, но и через
изменение содержания и форм обучения.
В последнее время в системе коррекционно-педагогической работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья усилился интерес к активизации их
эмоциональной сферы и к коррекции имеющихся отклонений через использование
театрализованных видов деятельности.
Включение приёмов театрализации в повседневную жизнь детей делает её
более яркой, динамичной, насыщенной положительными эмоциями, а главное, даёт
ребёнку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию,
опыт вживания в ту или иную роль, адекватного воздействия с партнёром,
находящегося в образе определённого персонажа.
Это способствует развитию у детей познавательных процессов: восприятия,
памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного
поведения в обществе.
Использование элементов психогимнастики и аутотренинга способствует
воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков
само
расслабления. Преодолевается барьер в общении с другими детьми,
взрослыми, дети лучше понимают себя и других, снимается психологическое
напряжение, создаётся условие для самовыражения.
У детей вырабатываются положительные черты характера (уверенность в себе,
честность, доброта, смелость), изживаются невротические проявления (страхи,
различного рода опасения), что так необходимо детям с ограниченными
возможностями здоровья.
Проблема речи для этих детей также является актуальной.
Речевые дефекты у детей с ограниченными возможностями здоровья
проявляются
на
фоне
недостаточной
сформированности
познавательной
деятельности и обусловлены особенностями их психофизического развития.
Использование театрализованной деятельности, а также упражнений с элементами
психогимнастики, игр на развитие мелкой и общей моторики повышают
умственную
активность,
способствуют
развитию
психических
процессов,
совершенствуют речевые навыки, повышают эмоциональную активность.
:
Цельюработыявляется
создание условий по оказанию коррекционной помощи дошкольникам,
посещающим
группу
компенсирующей
направленности,
в
развитии
психических способностей детей, эмоционально-волевой сферы и речи.
:
Достижению этой цели способствуют следующие задачи
1.
Создание в группе положительного эмоционального настроя.
2.
Создание
необходимых
условий
для
проведения
театрализованной деятельности.
3.
Поощрение участия детей в этом виде деятельности, формирование
положительного отношения к нему.
4.
Формирование умений передавать мимикой, позой, жестом,
движением основные эмоции.
5.
Развитие слухового и речевого внимания и памяти.
6.
Знакомство детей с приёмами кукловождения настольных кукол,
формирование
умений
концентрировать
внимание
на игрушке,
театральной кукле.
7.
Воспитание гуманных чувств: отзывчивости, умения радоваться
успехам товарищей и огорчаться их неудачам.
Построение среды для театрализованной деятельности.
Среда является одним из основных средств развития личности ребенка,
источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-
пространственная
среда
должна
не
только
обеспечивать
совместную
театрализованную
деятельность
детей,
но
и
являться
основой
самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его
самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной
среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует
учитывать.
1.
Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
2.
Особенности его эмоционально-личностного развития;
3.
Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
4.
Возрастные и полоролевые особенности.
На первом этапе, исходя из потребностей, мы и занялись созданием среды
для
театрализованной
деятельности.
Для
этого
привлекли
родителей,
знакомых, коллег. Было изготовлено несколько видов театра: театр картинок,
настольный театр,
театр масок, тактильный театр, пальчиковый театр,
варежковый театр, магнитный, театр оригами, йогуртовый театр, театр
помпонов, театр на нитках, на палочках.
Для показа спектаклей родители смастерили ширмы и различные домики.
Кроме видов театра, изготовленного своими руками, появился и театр
фабричного производства, который также стал востребован детьми.
Все это способствовало развитию детей, умению перевоплощаться,
способности к импровизации, коммуникативности и расширению словарного
запаса.
На втором этапе подготовки к занятию театральной деятельностью была
проведена диагностика детей группы.
Для определения уровня развития внимания, памяти, моторики, речи,
воображения детей использовали следующие диагностические методики:
«Найди различия» (уровень развития внимания);
«Куда спрятали» (уровень развития памяти);
«Укрась коврик» (уровень развития моторики);
«Доскажи слово» (уровень развития речи);
«Дорисовывание фигур» (метод направлен на определение уровня
развития воображения);
рисуночный тест «Заполни недостающие детали в изображении»
(определение уровня воссоздающего воображения).
Для
проведения
мониторинга
брались
задания
для
выявления
сформированности у детей предпосылок к театрализованной деятельности.
В качестве критериев использовались следующие положения:
- устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- умение давать оценку поступкам действующих лиц в театрализованной
деятельности;
- владение выразительностью речи;
- способность понимать эмоциональное состояние другого человека и
адекватно выражать своё;
- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на
поступки действующих лиц;
- умение вживаться в создаваемый образ, совершенствуя его, находя
наиболее выразительные средства для воплощения, используя мимику,
жесты, движения.
Третьим этапом стало изучение литературы и составление
перспективного плана работы.
В своей работе мы придерживались следующих правил.
Правила проведения занятий
1.
Самое
главное
условие
эффективности
театрализованных
занятий
-
ДОБРОВОЛЬНОЕ участие в них детей. (Мы не можем насильно тянуть за уши
личность, чтобы она выросла, - мы можем создать условия для её развития.)
Поэтому первые занятия мы проводим с теми, кто захочет поиграть в новые
игры, а затем стараемся организовывать и проводить занятия так, чтобы ВСЕ
дети захотели принять в них участие.
2.
Не надо оценивать детей, не надо добиваться от них единственно правильного, на
ваш взгляд, отношения.
Поскольку, у детей плохо развита речь, воображение, в целом
преобладает непроизвольное внимание, наглядная память, не развиты творческие
способности, то знание особенностей психического развития детей важно для
понимания общего подхода к работе с ними, для определения основных
направлений и содержания коррекционной работы.
Театрализованная деятельность включает:
Действия детей с куклами (пальчиковыми, настольными, перчаточными).
Упражнения на формирование выразительных средств мимики, жестов,
движений.
Драматитизации (проявляется в виде коротких диалогов, перемежающихся
словами автора).
Изобразительную
деятельность
-
носит
характер
пространственно-
изобразительной, оформительской: дети создают маски, декорации.
Музыкальную - исполнение знакомых песен от лица персонажей, их
инсценирование, приплясывание, напевание и т.д.
Развитие мелкой и общей моторики.
Подготовка к праздникам.
Главное и необходимое условие - это использовать хорошо знакомые детям
произведения,
Для театрализации необходимо отбирать небольшие произведения: стихи,
потешки, сказки (А.Барто, С.Маршака, С.Капутикяна, В.Ерёмина, Г.Сапгир,
народные сказки: «Репка», «Теремок» и др.), насыщенные глагольной лексикой (так
детям легче показать разнообразные движения персонажа). Слова в них должны
быть доступны для произношения и понимания детям с ограниченными
возможностями здоровья. Сюжет их должен быть динамичен.
Желательно даже подобрать произведения, в которых существует конфликт
между действующими лицами, как в сказке «Лиса, заяц и петух» или в сказке
«Заячья избушка». Кроме того, тексты выбираются таким образом, чтобы
активизировать словарь детей, помочь им поупражняться в ситуативной речи.
Для драматизации подойдут также набольшие четверостишия, обязательно
содержащие диалог. Их необходимо прочитать детям, задать вопросы, которые
помогут воспроизвести последовательность действий, указывают на характерные
черты персонажей (грустные, весёлые, злые, трусливые и т.д.).
Организованная таким образом
работа способствует
тому,
что театрализованная
игра
становится
средством
самовыражения и самореализации
ребенка в разных
видах творчества,
самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском
саду обогащается
за счет интеграции игры и разных видов искусства,
которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.
Всё вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы.
При
условии
коррекции
эмоционально-волевой
сферы
появляется
возможность для расширения и углубления знаний детей об окружающем
мире.
Развиваются
психические
процессы:
внимание,
память,
восприятие,
воображение, стимулируются мыслительные операции.
Происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового,
речедвигательного, кинестетического, тактильного.
Активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический
строй
речи,
звукопроизношение,
навыки
связной
речи,
мелодико-
интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
Совершенствуются моторика, координация, плавность, переключаемость.
целенаправленность движений.
Развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга,
формируется опыт нравственного поведения.
Стимулируется
развитие
творческой,
поисковой
активности,
самостоятельности.
Развивается эмоционально-волевая сфера, происходит коррекция поведения,
участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает
активный интерес, увлекает их.
Рекомендации для коллег:
Итак, хотелось бы акцентировать внимание на следующем:
Театрализованная игра может быть отдельным занятием, частью любого занятия
или режимного момента.
Проводить театрализованные игры надо систематически.
Выбирать
и
распределять
материал
необходимо
в
соответствии
с
психофизическими особенностями развития детей или уровнем развития ребёнка
на данном этапе.
Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую
моторику.
Подбирать игры для театрализации на первых этапах работы надо по схеме —
«воспитатель — дети», а на последних «ребёнок - дети» (воспитатель выступает в
роли посредника, ненавязчивого режиссёра).
В
театрализованных
играх
следует
разрабатывать
речевые
ситуации,
способствующие развитию речи в процессе общения и речевых навыков,
преодолению речебоязни.