Напоминание

"Организация труда и свободного времени дома ребёнка начальной школы"


Автор: Харченко Елена Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №1"
Населённый пункт: пгт Уразово, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация труда и свободного времени дома ребёнка начальной школы"
Раздел: начальное образование





Назад




Организация труда и свободного времени дома ребёнка

начальной школы

Харченко Елена Анатольевна

Мы знаем время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его...

К. Ушинский

В после урочное время оказать существенную помощь

ребёнку в организации его учебного труда и досуга должна семья.

Под учебным трудом подразумевается выполнение домашних

заданий.

Составлять режим дня целесообразно на каждый день недели.

Это связано с тем, что многие ученики занимаются в музыкальной

школе, спортивных секциях, в различных кружках, и на каждый

день время у них распределяется по-разному.

Готовить домашнее задание надо не сразу по возвращении из

школы.

После учебных занятий и после обеда необходим 2-

часовой отдых.

У ребёнка должно быть рабочее место. Нельзя готовить уроки, сидя

на диване или лежа. Посторонние разговоры, шумы отрицательно

влияют на работоспособность. Комната, где ребёнок готовит уроки,

должна проветриваться.

Взрослые обязаны проследить, как дети чередуют выполнение

трудных и лёгких уроков. Для всех учеников нет одинаково

трудных и лёгких предметов. Это индивидуально. Поэтому

родителям необходимо знать, какие учебные предметы для их

ребёнка являются наиболее трудными. Целесообразно для тех

детей,

которые

долго

раскачиваются,

трудно

и

достаточно

медленно включаются в работу, начинать приготовление домашних

заданий с «лёгких» для него уроков.

В настоящее время психологи считают и настоятельно

рекомендуют выполнять домашние задания по предметам в тот

день, когда их задали. Такая рекомендация обоснована тем, что

материал, который ученик усвоил на уроке, наиболее интенсивно

закрепляется сразу после восприятия.

Родителям нужно проследить, чтобы после 40-45 минут

работы был 10-15-минутный перерыв на отдых. Лучше если во

время перерыва ребёнок займётся домашними делами, поможет

родителям. Отдых после умственного труда нисколько не состоит

в том, чтобы ничего не делать, а в том, чтобы переменить дело:

труд физический является не только приятным, но и полезным

после умственного труда.

Помогать детям учиться – значит проявлять повседневную

заботу о школьных делах: что задано на дом, как справляются с

выполнением

заданий,

какие

испытывают

трудности,

какие

допускают ошибки, какое самочувствие после школьных занятий,

что

было

интересного

и

познавательного

на

уроках,

как

организован учебный труд дома, как учебный процесс влияет на

здоровье ребенка.

Организация свободного времени

Особая роль в семье принадлежит умело организованному

свободному времени, досугу.

При оценке полноценности досуга принимается во внимание

количество времени, отводимого для него всеми членами семьи, а

также характер использования этого времени.

Досуг

современной

семьи

может

быть

активным,

содержательным, если учитываются интересы и потребности всех

её членов. Идеально, когда удается найти точки соприкосновения в

интересах и увлечениях всех членов семьи. Хорошо бы обзавестись

общесемейными увлечениями, например воскресные прогулки по

лесу, посещение библиотеки. Объединяющим может быть интерес

к природе, театру, книгам, спорту, музыке и т.д.

Наиболее популярными формами проведения свободного

времени являются: хождение в гости и приём гостей. Одно дело,

когда гостей приглашают и сами идут в гости ради застолья.

Совсем другое, когда, например, собрались две-три семьи с детьми,

чтобы рассказать о проведённом лете, посмотреть фотографии,

слайды или видеофильм, детские рисунки, поделки. Очень хорошо,

если сохранились традиции семейного чтения, конкурсов, походов,

экскурсий, рукоделия, рисования.

В раннем возрасте ребёнок ещё не может конкретно сказать о

том, чем он хочет заниматься, поэтому его занятия в основном

определяются интересами и желаниями родителей. Но всё равно

стоит обязательно прислушиваться к желаниям ребёнка и пытаться

как-то определить его предпочтения.

Формирование привычек

Наряду с организацией учебного труда и свободного времени,

главной задачей родителей остаётся формирование привычек у

ребёнка, и не важно, малыш ли он или подросток.

Один мудрец говорил: «Не упускай ни часу, удержишь в руках

сегодняшний день, меньше будешь зависеть от дня завтрашнего».

Привычки формируются тогда, когда впервые возникает

новый вид деятельности ребёнка, когда впервые у него появляются

новые

вещи,

новые

обязанности.

Взрослые

должны

очень

внимательно относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам,

которые возникают в жизни ребёнка впервые. Не позаботятся

родители вовремя заложить хорошую привычку - и вместо неё

стихийно возникнет другая, часто вредная привычка. Привычки

воспитываются делами. Действия превращаются в привычку, если

результат приводит к удовлетворению. Большинство действий

носит бытовой характер, например, уход в семье за животными или

растениями, помощь в саду, в домашнем хозяйстве, часто приносят

детям удовлетворение тогда, когда они видят результат и слышат

похвалу, такие действия быстро становятся привычкой.

Говоря

о

привычках

нельзя

не

сказать

об

очень

распространённой

привычке

многих

наших

школьников:

«Привычка не идти домой вовремя». Ученик не торопиться идти

домой , причины могут быть разные: отсутствие родителей дома,

равнодушие родителей к факту когда пришёл ребёнок. А всё же

самой главное - отсутствие полезной привычки приходить домой

вовремя по причине того, что нет строгих рамок, требований со

стороны родителей или просто напросто у ребёнка нет его

привычных домашних обязанностей.

Сухомлинский говорил о том, что корни добрых чувств

закладываются в детстве, а человечность и доброта рождаются в

труде.

Воспитывая детей, родители должны не забывать о том, что

главный метод воспитания – это личный пример. Именно поэтому

важно в первую очередь обращать внимание на свои привычки,

поступки, выполнение своих обязанностей.

Главный закон воспитания – это любовь. Любите своего

ребёнка. Создавайте для него все необходимые условия для

формирования достойной личности, и тогда став взрослым он

скажет Вам «Спасибо»!



В раздел образования