Автор: Школина Светлана Андреевна
Должность: Учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ Воробейнская СОШ
Населённый пункт: c.Воробейня
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по географии 9 класса
Раздел: полное образование
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «география» для 10-х классов объемом 34 часа
разработана:
– в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
– в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями), (далее ФГОС СОО);
– в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего
образования (далее – ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 12 мая 2016 г. протокол №2/16;
– в соответствии с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);
- в соответствии с авторской программой В.П. Максаковского, составителя учебника
Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс,. Базовый уровень. М., Просвещение ,
2014
-
Количество часов в программе указано с учетом государственных и региональных праздников.
Для
реализации
рабочей
программы
используется
учебно-методический
комплект,
включающий в себя:
– учебники
В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс. Базовый уровень.
М., Просвещение, 2014»
– методическое пособие для учителя
География. Методические рекомендации. 10-11 классы:учеб. пособие для образоват.организаций /
В.П.Максаковский, Д.В.Заяц. – М.:Просвещение, 2021. -207с.
– КИМы
– приложение 1
2
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ:
1.
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм
общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
2.
сформированность
основ
саморазвития
и
самовоспитания
в
соответствии
с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
3.
толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, находить общие цели и
сотрудничать для их достижения;
4.
навыки
сотрудничества
а
образовательной,
общественно
полезной,
учебно-
исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5.
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
6.
готовность и способность к образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности;
7.
эстетическое отношение к миру;
8.
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;
9.
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому
здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
10. осознанный
выбор
будущей
профессии
и
возможностей
реализации
собственных
жизненных планов;
11. сформированность экологического мышления, приобретение опыта эколого-направленной
деятельности;
12. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей
семейной жизни.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
1.
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности,
выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2.
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,
эффективно разрешать конфликты;
3.
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
применению различных методов познания;
4.
готовность
и
способность
к
самостоятельной
информационно-познавательной
деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
5.
умение получать назначение и функции различных социальных институтов;
3
6.
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
7.
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
8.
владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и
мыслительных процессов.
ПРЕДМЕТНЫЕ:
1.
владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении
важнейших проблем человечества;
2.
владение
географическим
мышлением
для
определения
географических
аспектов
природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
3.
сформированность процессов комплексных социально ориентированных географических
знаний о закономерностях развития природы, особенностях процессов, протекающих в
географическом пространстве;
4.
владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,
их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
5.
владение
умениями
использовать
карты
разного
содержания
для
выявления
закономерностей и тенденций;
6.
владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
7.
владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки
разнообразия явлений и процессов, адаптации к изменению её условий;
8.
сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия
природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических
проблем.
4
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч).
Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.
Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними.
Методы экономико-географических исследований. Геоинформационные системы.
Тема 1. Современная политическая карта мира
(6 ч).
Современная политическая карта мира и этапы ее развития.
Количественные и
качественные
изменения
на
политической
карте
мира.
Государственная
территория
и
государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ.
Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Типология стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и островные
страны.
Анклавы.
Суверенные
и
зависимые
государства.
Государственный
строй
и
государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Практическая работа №1: Составление таблицы “Формы государственного правления и
административно-территориального деления стран мира”.
Практическая работа №2: Характеристика политико-географического положения страны
(по выбору).
Тема 2.
Природа и человек в современном мире
(
8
ч)
Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и
нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран.
Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по
ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных
полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов.
Металлогенетические
пояса.
Проблема
исчерпания
запасов
минерального
сырья.
Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Практическая работа №3: Нанесение на контурную карту мира основных топливно-
рудных бассейнов Земли.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей
планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы.
Их
размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами
различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и
последствия.
5
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении
стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение
качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными
ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов
океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие
виды
ресурсов.
Альтернативные
источники
энергии.
Гелиоэнергетика
и
ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение
роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты
Всемирного наследия.
Практическая работа №4:
Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по
выбору).
Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и
человек в современном мире
Тема 3. География населения мира (7 ч).
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная
численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и
естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в
разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения.
Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия.
Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые
семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.
Этно-религиозные конфликты. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема
безработицы и ее географические особенности. Неравномерность размещения населения.
Плотность населения. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия.
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах.
Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское
населения и формы его расселения.
Практическая работа №5:
Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости
населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.
Практическая работа №6: Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 ч).
6
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и
отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности.
Наукоемкие
отрасли.
Авангардная
тройка
отраслей.
Старопромышленные
районы.
Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое
хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная
специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ.
Международная
экономическая
интеграция.
Транснациональные
корпорации.
Крупнейшие
международные отраслевые и региональные союзы.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (6 ч).
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность.
Нефтегазовая и
угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры.
Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии.
Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и
легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем
социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях
промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные
отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая
революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.
Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых
перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны.
Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы
МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Практическая работа №7:
Анализ основных факторов размещения производства в мире.
Практическая работа №8: Составление экономико-географической характеристики одной из
отраслей промышленности мира.
Тематический контроль №2:
Мировое хозяйство и научно-техническая революция.
География отраслей мирового хозяйства.
Тема 6. Россия в современном мире (2 ч).
Место России в мировой политике. Участие России в международных организациях. Россия
и глобальный миропорядок.Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в
мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых.
7
Экономика России на мировом фоне. Место России в промышленности мира. Лидирующее
положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Место России в мировом
транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте,
более слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления
международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.
Россия в международных экономических отношениях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС
№
Наименование
разделов
Модуль
рабочей
программы
воспитания
«Школьный
урок»
Количество
часов
Практическая часть
Практические
работы
Контрольные
работы
1
Введение
1
2
Современная
политическая
карта мира
День
солидарности в
борьбе с
терроризмом
6
1
3
Природа и человек
в современном
мире
Единый урок
«Права
человека»
8
3
1
4
География
населения мира
Европейский
день языков
7
2
5
Научно-
техническая
революция и
мировое хозяйство
День
российской
науки
4
6
География
отраслей мирового
хозяйства
День весны и
труда
6
2
7
Россия в
современном мире
День
народного
единства
2
1
ИТОГО
34
8
2
Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и
человек в современном мире.
Тематический контроль №2
География населения мира. Научно-техническая революция и
мировое хозяйство. География отраслей мирового хозяйства.
8
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС
№
урока
Тема урока
Количество часов
Дата планируемая
Дата фактическая
Примечание
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1
Экономическая и социальная
география как наука, её место в
системе географических наук
1
07.09
СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (6 ч)
2
Многообразие стран
современного мира
1
14.09
3
Влияние международных
отношений на политическую
карту мира
1
21.09
4
Государственный строй стран
мира
1
28.09
5
Практическая работа №1
Составление таблицы “Формы
государственного правления и
административно-
территориального деления
стран мира”
1
05.10
6
Что такое политическая
география
1
12.10
7
Практическая работа №2
Характеристика политико-
географического положения
страны (по выбору)
1
19.10
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч)
8
Взаимодействие общества и
1
26.10
9
природы
9
Мировые природные ресурсы (1)
1
09.11
10
Практическая работа №3
Нанесение на контурную карту
мира основных топливно-рудных
бассейнов Земли
1
16.11
11
Мировые природные ресурсы (2)
1
23.11
12
Мировые природные ресурсы (3)
1
30.11
13
Загрязнение и охрана
окружающей среды.
1
07.12
14
Практическая работа №4
Оценка ресурсообеспеченности
отдельных стран мира (по
выбору)
1
14.12
15
Тематический контроль №1
Введение. Современная
политическая карта мира.
Природа и человек в современном
мире
1
21.12
ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (7 ч)
16
Численность и воспроизводство
населения. Работа над ошибками
1
28.12
17
Демографическая политика
1
11.01
18
Возрастной и половой состав
населения. Половозрастные
пирамиды. Этнический состав
населения
1
18.01
19
Размещение и миграции
населения
1
25.01
20
Городское и сельское население
1
01.02
10
21
Практическая работа №5
Сравнительная оценка трудовых
ресурсов и занятости населения
в основных сферах хозяйства
стран и регионов мира
1
08.02
22
Практическая работа №6
Крупнейшие агломерации и
мегалополисы мира
1
15.02
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МТИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО(4 ч)
23
Научно-техническая революция
1
22.02
24
Мировое хозяйство
1
01.03
25
Отраслевая и территориальная
структура хозяйства
1
15.03
26
Факторы размещения
1
29.03
ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (6 ч)
27
География промышленности
Практическая работа №7
Анализ основных факторов
размещения производства в мире
1
05.04
28
География сельского хозяйства и
рыболовства
1
12.04
29
География транспорта
1
19.04
30
Всемирные экономические
отношения
1
26.04
31
Практическая работа №8
Составление экономико-
географической характеристики
одной из отраслей
промышленности мира
1
10.05
32
Тематический контроль №2
1
17.05
11
География населения мира.
Научно-техническая революция и
мировое хозяйство.
География
отраслей мирового хозяйства
РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (2 ч)
33
Место России в мировой
политике, в мировом природно-
ресурсном и людском
потенциале, в мировом
хозяйстве. Работа над ошибками
1
24.05
34
Итоговый урок
1
26.05
ЛИСТ КОРРЕКЦИИ
12
рабочей программы учителя географии
№
п\п
Название
Темы, модуля
Тема урока
Дата
проведения
по плану
Причина
коррекции
Корректирующие
мероприятия
Дата
проведения
по факту