Напоминание

Рабочая программа по географии 9 класса


Автор: Школина Светлана Андреевна
Должность: Учитель географии и биологии
Учебное заведение: МБОУ Воробейнская СОШ
Населённый пункт: c.Воробейня
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа по географии 9 класса
Раздел: полное образование





Назад




1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «география» для 10-х классов объемом 34 часа

разработана:

– в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

– в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего

общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 17.05.2012 №413 (с изменениями), (далее ФГОС СОО);

– в соответствии с Примерной основной образовательной программой среднего общего

образования (далее – ПООП СОО) (одобрена решением федерального учебно-методического

объединения по общему образованию, протокол от 12 мая 2016 г. протокол №2/16;

– в соответствии с Федеральным перечнем учебников, допущенных к использованию при

реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального

общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими

образовательную деятельность, утверждённого приказом Министерства просвещения Российской

Федерации от 20.05.2020 № 254 (с изменениями и дополнениями от 23.12.2020);

- в соответствии с авторской программой В.П. Максаковского, составителя учебника

Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс,. Базовый уровень. М., Просвещение ,

2014

-

Количество часов в программе указано с учетом государственных и региональных праздников.

Для

реализации

рабочей

программы

используется

учебно-методический

комплект,

включающий в себя:

– учебники

В.П. Максаковский «Экономическая и социальная география мира. 10-11 класс. Базовый уровень.

М., Просвещение, 2014»

– методическое пособие для учителя

География. Методические рекомендации. 10-11 классы:учеб. пособие для образоват.организаций /

В.П.Максаковский, Д.В.Заяц. – М.:Просвещение, 2021. -207с.

– КИМы

– приложение 1

2

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.

сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития

науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм

общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

2.

сформированность

основ

саморазвития

и

самовоспитания

в

соответствии

с

общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

3.

толерантное осознание и поведение в поликультурном мире, находить общие цели и

сотрудничать для их достижения;

4.

навыки

сотрудничества

а

образовательной,

общественно

полезной,

учебно-

исследовательской, проектной и других видах деятельности;

5.

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

6.

готовность и способность к образованию как условию успешной профессиональной и

общественной деятельности;

7.

эстетическое отношение к миру;

8.

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни;

9.

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому

здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

10. осознанный

выбор

будущей

профессии

и

возможностей

реализации

собственных

жизненных планов;

11. сформированность экологического мышления, приобретение опыта эколого-направленной

деятельности;

12. ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей

семейной жизни.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

1.

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности,

выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2.

умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности,

эффективно разрешать конфликты;

3.

владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,

применению различных методов познания;

4.

готовность

и

способность

к

самостоятельной

информационно-познавательной

деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из

различных источников;

5.

умение получать назначение и функции различных социальных институтов;

3

6.

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию

поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

7.

владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку

зрения, использовать адекватные языковые средства;

8.

владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и

мыслительных процессов.

ПРЕДМЕТНЫЕ:

1.

владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении

важнейших проблем человечества;

2.

владение

географическим

мышлением

для

определения

географических

аспектов

природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3.

сформированность процессов комплексных социально ориентированных географических

знаний о закономерностях развития природы, особенностях процессов, протекающих в

географическом пространстве;

4.

владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами,

их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5.

владение

умениями

использовать

карты

разного

содержания

для

выявления

закономерностей и тенденций;

6.

владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7.

владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки

разнообразия явлений и процессов, адаптации к изменению её условий;

8.

сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия

природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических

проблем.

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1 ч).

Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук.

Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними.

Методы экономико-географических исследований. Геоинформационные системы.

Тема 1. Современная политическая карта мира

(6 ч).

Современная политическая карта мира и этапы ее развития.

Количественные и

качественные

изменения

на

политической

карте

мира.

Государственная

территория

и

государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ.

Демаркация и делимитация. Территориальные воды.

Типология стран современного мира. Внутриконтинентальные, приморские и островные

страны.

Анклавы.

Суверенные

и

зависимые

государства.

Государственный

строй

и

государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.

Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.

Практическая работа №1: Составление таблицы “Формы государственного правления и

административно-территориального деления стран мира”.

Практическая работа №2: Характеристика политико-географического положения страны

(по выбору).

Тема 2.

Природа и человек в современном мире

(

8

ч)

Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и

нерациональное. Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран.

Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по

ресурсообеспеченности.

Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных

полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов.

Металлогенетические

пояса.

Проблема

исчерпания

запасов

минерального

сырья.

Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.

Практическая работа №3: Нанесение на контурную карту мира основных топливно-

рудных бассейнов Земли.

Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей

планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема. Лесные ресурсы.

Их

размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами

различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и

последствия.

5

Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении

стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение

качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.

Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными

ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов

океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.

Другие

виды

ресурсов.

Альтернативные

источники

энергии.

Гелиоэнергетика

и

ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение

роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты

Всемирного наследия.

Практическая работа №4:

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (по

выбору).

Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и

человек в современном мире

Тема 3. География населения мира (7 ч).

Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная

численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и

естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в

разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения.

Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия.

Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.

Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.

Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые

семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии.

Этно-религиозные конфликты. Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема

безработицы и ее географические особенности. Неравномерность размещения населения.

Плотность населения. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия.

Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах.

Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское

населения и формы его расселения.

Практическая работа №5:

Сравнительная оценка трудовых ресурсов и занятости

населения в основных сферах хозяйства стран и регионов мира.

Практическая работа №6: Крупнейшие агломерации и мегалополисы мира.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (4 ч).

6

Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и

отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности.

Наукоемкие

отрасли.

Авангардная

тройка

отраслей.

Старопромышленные

районы.

Промышленные районы нового освоения и высоких технологий.

Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое

хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная

специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ.

Международная

экономическая

интеграция.

Транснациональные

корпорации.

Крупнейшие

международные отраслевые и региональные союзы.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (6 ч).

Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность.

Нефтегазовая и

угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры.

Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии.

Специфика электроэнергетики разных стран.

Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и

легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем

социально-экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях

промышленного производства.

Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные

отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая

революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции.

Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых

перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети.

Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны.

Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы

МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.

Практическая работа №7:

Анализ основных факторов размещения производства в мире.

Практическая работа №8: Составление экономико-географической характеристики одной из

отраслей промышленности мира.

Тематический контроль №2:

Мировое хозяйство и научно-техническая революция.

География отраслей мирового хозяйства.

Тема 6. Россия в современном мире (2 ч).

Место России в мировой политике. Участие России в международных организациях. Россия

и глобальный миропорядок.Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в

мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых.

7

Экономика России на мировом фоне. Место России в промышленности мира. Лидирующее

положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Место России в мировом

транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте,

более слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления

международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.

Россия в международных экономических отношениях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 КЛАСС

Наименование

разделов

Модуль

рабочей

программы

воспитания

«Школьный

урок»

Количество

часов

Практическая часть

Практические

работы

Контрольные

работы

1

Введение

1

2

Современная

политическая

карта мира

День

солидарности в

борьбе с

терроризмом

6

1

3

Природа и человек

в современном

мире

Единый урок

«Права

человека»

8

3

1

4

География

населения мира

Европейский

день языков

7

2

5

Научно-

техническая

революция и

мировое хозяйство

День

российской

науки

4

6

География

отраслей мирового

хозяйства

День весны и

труда

6

2

7

Россия в

современном мире

День

народного

единства

2

1

ИТОГО

34

8

2

Тематический контроль №1 Введение. Современная политическая карта мира. Природа и

человек в современном мире.

Тематический контроль №2

География населения мира. Научно-техническая революция и

мировое хозяйство. География отраслей мирового хозяйства.

8

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 КЛАСС

урока

Тема урока

Количество часов

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Экономическая и социальная

география как наука, её место в

системе географических наук

1

07.09

СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА (6 ч)

2

Многообразие стран

современного мира

1

14.09

3

Влияние международных

отношений на политическую

карту мира

1

21.09

4

Государственный строй стран

мира

1

28.09

5

Практическая работа №1

Составление таблицы “Формы

государственного правления и

административно-

территориального деления

стран мира”

1

05.10

6

Что такое политическая

география

1

12.10

7

Практическая работа №2

Характеристика политико-

географического положения

страны (по выбору)

1

19.10

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (8 ч)

8

Взаимодействие общества и

1

26.10

9

природы

9

Мировые природные ресурсы (1)

1

09.11

10

Практическая работа №3

Нанесение на контурную карту

мира основных топливно-рудных

бассейнов Земли

1

16.11

11

Мировые природные ресурсы (2)

1

23.11

12

Мировые природные ресурсы (3)

1

30.11

13

Загрязнение и охрана

окружающей среды.

1

07.12

14

Практическая работа №4

Оценка ресурсообеспеченности

отдельных стран мира (по

выбору)

1

14.12

15

Тематический контроль №1

Введение. Современная

политическая карта мира.

Природа и человек в современном

мире

1

21.12

ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА (7 ч)

16

Численность и воспроизводство

населения. Работа над ошибками

1

28.12

17

Демографическая политика

1

11.01

18

Возрастной и половой состав

населения. Половозрастные

пирамиды. Этнический состав

населения

1

18.01

19

Размещение и миграции

населения

1

25.01

20

Городское и сельское население

1

01.02

10

21

Практическая работа №5

Сравнительная оценка трудовых

ресурсов и занятости населения

в основных сферах хозяйства

стран и регионов мира

1

08.02

22

Практическая работа №6

Крупнейшие агломерации и

мегалополисы мира

1

15.02

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И МТИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО(4 ч)

23

Научно-техническая революция

1

22.02

24

Мировое хозяйство

1

01.03

25

Отраслевая и территориальная

структура хозяйства

1

15.03

26

Факторы размещения

1

29.03

ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА (6 ч)

27

География промышленности

Практическая работа №7

Анализ основных факторов

размещения производства в мире

1

05.04

28

География сельского хозяйства и

рыболовства

1

12.04

29

География транспорта

1

19.04

30

Всемирные экономические

отношения

1

26.04

31

Практическая работа №8

Составление экономико-

географической характеристики

одной из отраслей

промышленности мира

1

10.05

32

Тематический контроль №2

1

17.05

11

География населения мира.

Научно-техническая революция и

мировое хозяйство.

География

отраслей мирового хозяйства

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (2 ч)

33

Место России в мировой

политике, в мировом природно-

ресурсном и людском

потенциале, в мировом

хозяйстве. Работа над ошибками

1

24.05

34

Итоговый урок

1

26.05

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ

12

рабочей программы учителя географии

п\п

Название

Темы, модуля

Тема урока

Дата

проведения

по плану

Причина

коррекции

Корректирующие

мероприятия

Дата

проведения

по факту



В раздел образования