Напоминание

«Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности»


Автор: Сабитова Альмира Амировна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств МР Стерлитамакский район
Населённый пункт: Стерлитамакский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методическая разработка

«Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-

исполнительской деятельности»

Подготовила преподаватель хоровых дисциплин

МБУ ДО Детская школа искусств МР

Стерлитамакский район РБ Сабитова А.А.

2021г.

Эстрадное пение - один из самых популярных видов музыкального

искусства.

Объясняется такая популярность тем, что именно эстрадная музыка,

наиболее легко воспринимаемая на слух, доступна по форме любому неиску-

шенному слушателю.

Именно ее популярность и доступность создают предпосылки сильного

влияния на подростков и молодежь. Юных исполнителей эстрада привлекает,

прежде всего, своей зрелищностью, возможностью реализовать себя. Однако

за внешней простотой и легкостью эстрадного жанра скрывается трудоемкий

и сложный процесс становления юного исполнителя. Подготовка к публично-

му выступлению является важным моментом в образовательном процессе.

Для всех учащихся концертное выступление - это стрессовый момент, слож-

ный психологически. Вместе с тем, психолого-педагогические аспекты под-

готовки юного исполнителя к концертным выступлениям изучены недоста-

точно.

Отсутствуют прочные теоретические основания решения этой пробле-

мы.

Именно этим обусловлена актуальность данной работы.

Огромная ответственность ложится на педагога, чтобы максимально

подготовить учащегося с технологической стороны и создать комфортные

условия на сцене. Воспитание артистических способностей, в том числе

эмоциональных, регулятивных, способностей владеть собой в момент

выступления и «побеждать» сценическое волнение - одна из задач в воспита-

тельной деятельности педагога-вокалиста.

Цель данных методических рекомендаций – оказание помощи педаго-

гам дополнительного образования, работающим в вокальном направлении,

при подготовке обучающихся к сценическим выступлениям. Настоящие ре-

комендации призваны помочь педагогам снизить уровень сценического

волнения учащихся.

В работах, касающихся подготовки юных вокалистов к сценическому

выступлению, как правило, рассматривается образно-сценический компонент

выбор репертуара, актерская подготовка, передача образа, подчинение испол-

нения драматургии песни (Чернова О.С. «Подготовка начинающего эстрад-

ного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности», Ленских А.Г.

«Проблемы сценического воплощения юного вокалиста»). Что же касается

психологического аспекта, чаще всего успех концертного выступления свя-

зывают с индивидуальными способностями юного музыканта.

Особенностью данной работы является попытка проанализировать при-

чины сценического волнения и обратить внимание на роль психологической

подготовки юного певца к концертному выступлению.

Причины сценического волнения

Выступление на публике трудно для неопытного певца. Психологиче-

ская подготовка к предстоящему выступлению должна стать составной ча-

стью общей педагогической задачи воспитания будущего музыканта-испол-

нителя.

Выходя на сцену, юный вокалист мучительно думает, как и где ему

встать, будет ли звучать голос, не забудет ли он текст, как он выглядит со

стороны. Все эти вопросы вызывают торможение выработанных навыков

(условных рефлексов) в пении. Из-за этого учащийся часто не показывает и

половины того, что казалось хорошо усвоенным. Излишнее волнение, причи-

ной которого является факт пребывания на сцене, нарушает нормальное, при-

вычное пение.

Причиной сценического волнения являются:

1. Чувство ответственности исполнителя за свое выступление. Безусловно,

когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только

неприятно для учащегося, но и чревато для него определенными потерями на

сцене.

2. Преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны

педагога и посторонних слушателей только лишь повышает степень волне-

ния и усугубляет тем самым положение певца.

3. Боязнь исполнителя забыть текст. Волнуются, потому что боятся забыть;

забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Провалы в

памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточно выученного

текста.

Сущность подобных явлений хорошо изучена физиологией: попадая в

непривычную обстановку, человек нарушает ориентировочный рефлекс.

Непривычная внешняя обстановка привлекает к себе все внимание вы-

ступающего и тем самым мешает нормальному течению певческого процес-

са. Прежде всего, нарушаются более тонкие координации, менее прочные ре-

флексы пропадают, недавно найденные вокально-технические достижения

исчезают. При более сильном торможении может нарушиться и голосоведе-

ние. Чрезмерное вмешательство ориентировочного рефлекса вызывает пони-

женный тонус, нарушение памяти, дрожание рук и ног.

Происходит разлад между поведением певца и необходимым творче-

ским самочувствием. Но ориентировочный рефлекс угасает, надо только

чаще выступать. Тогда влияние тормозных раздражений сведется к миниму-

му.

Поэтому подготовка юного вокалиста к концертному выступлению включает

в себя не только вокальные навыки, но и предполагает ряд важных компонен-

тов, широкий спектр знаний, умений и навыков.

Влияние психических процессов на состояние исполнителя

Практика свидетельствует, что для успешного сценического выступле-

ния недостаточно владеть техникой исполнения. Необходимы, в частности,

готовность и способность молодого исполнителя выступать перед широкой

аудиторией. Необходимо владеть также и особыми, специфическими приема-

ми:

- Техникой психической саморегуляции, при отсутствии которой выступле-

ния перед аудиторией имеют, как правило, немного шансов на успех.

-Эффективный самоконтроль, самообладание, эмоциональная стабильность

— все это, по единодушному мнению квалифицированных специалистов (му-

зыкантов-исполнителей, психологов, педагогов), составляет в совокупности

то, что обеспечивает успешность деятельности музыканта-исполнителя, за-

кладывает прочную базу в ее основание.

В значительной мере успешность, о которой идет речь, зависит есте-

ственно от природных данных того или иного учащегося, его общих и специ-

альных способностей. В то же время самоконтроль, самообладание, умение

владеть собой поддаются развитию, причем помощь со стороны педагога мо-

жет сыграть, весьма существенную роль.

Проблеме подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступ-

лению посвящены исследования выдающихся музыкантов и педагогов

Г.Г. Нейгауза, Л.А. Баренбойма, Л.Л. Бочкарева, С.И. Савшинского и других.

На сценическое состояние исполнителя оказывают влияние все психи-

ческие процессы, протекающие в момент исполнения музыкального произве-

дения.

Особенно важную роль играют воля, внимание, слуховые представле-

ния, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения.

Психологи рассматривают волю и внимание как особые качества лич-

ности, именно они являются необходимым условием для успешного осуще-

ствления какой-либо деятельности. Внимание – направленность и сосредото-

ченность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.

Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполага-

ет отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Воспитание

внимания сводится к тому, чтобы научиться во время работы ставить перед

собой ясные и конкретные задачи; уметь эти задачи определять и добиваться

их выполнения.

В процессе образования и воспитания воля и внимание поддаются раз-

витию и совершенствованию, у исполнителя появляется уверенность. «Уве-

ренность – атрибут воли; воля питает, поддерживает чувство уверенности

в себе» (Л. М.Ганелин)

Важную роль в психологической подготовке юного певца к концертно-

му выступлению играют его слуховые представления. Метод мысленного

«пропевания» произведения, самовнушение соответствующего психологиче-

ского состояния позволяет исполнителю тренировать способность концен-

трироваться над выполнением художественных задач в момент сценического

волнения.

Эмоциональное возбуждение – важнейшее условие для успешного вы-

ступления исполнителя. Важно, однако, чтобы оно не переходило за опти-

мальные для данной личности границы.

По всей видимости, у каждого исполнителя имеется собственный опти-

мальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наи-

более успешно реализовывать творческий замысел. Если возбуждение выше

этого уровня, наступает дискоординация мыслей, ослабевает воля, снижается

способность контролировать и анализировать результаты исполнительского

процесса, а в тех случаях, когда возбуждение не достигает оптимальных гра-

ниц, выступление, как правило, проходит бесцветно, неинтересно. Когда эмо-

циональное возбуждение исполнителя достигает оптимального уровня, со-

здаются предпосылки для возникновения особого состояния души, творче-

ского подъёма, всего того, что принято называть вдохновением. Музыканты,

располагающие достаточно большим опытом выступления, знают, что одна

из первопричин сценического волнения – боязнь исполнителя забыть текст. В

таких случаях рекомендуется не заострять свое внимание на этом, иначе от

выступления к выступлению недоверие к своей памяти будет углубляться,

что может привести к комплексам.

Известный педагог Л. А. Баренбойм видит причину провала исполни-

тельской памяти и других ошибок, которые сопутствуют сценическому вол-

нению, в «обострении сознательного контроля над автоматически налажен-

ными процессами».

«Сверхконтроль» над давно выработанными исполнительскими навы-

ками, над автоматически налаженными психическими процессами, по мне-

нию Л. А.Баренбойма, приносит вред, если совершается перед выступлением

или на самой сцене.

Методы подготовки к концертному выступлению

Для подготовки учащихся к концертному выступлению можно

предложить следующие методы:

- психологическую саморегуляцию,

- предварительные репетиции,

- ролевую подготовку.

Кратко охарактеризуем эти методы:

• Саморегуляция психических состояний

Приёмы саморегуляции - важный компонент психологической подго-

товки учащегося к концертному выступлению. Путем самовнушения испол-

нитель способен значительно изменить свое психическое состояние. Психи-

ческие образы, произвольно актуализируемые человеком, могут оказывать

такое же воздействие, как и реальные объекты.

Психическая саморегуляция – это целенаправленный волевой акт, име-

ющий более важное значение и оказывающий более выраженное влияние на

организм, чем реальная ситуация. При этом идёт процесс не просто самовоз-

действия, а формирования направленной готовности к определённым дей-

ствиям, приводящим к соответствующим изменениям в организме.

• Самонастрой – способность «погружаться» в исполнительский процесс.

Умение глубокого «погружения» в исполнительский процесс даёт возмож-

ность максимально приблизить исполнение произведения к своему замыслу

и, как показывает практика, способствует возникновению особого эмоцио-

нального творческого состояния.

Формулы для самонастройки могут выглядеть так: «При публике я пою

с большим удовольствием и радостью. Я и музыка – одно целое.

Исполнять (название песен и композиций) приятно. Я получаю наслаждение»

и т.д.

• Самовнушение используют для формирования положительного эмоцио-

нального фона, для улучшения запоминания и последующего воспроизведе-

ния, для «пробуждения» творческой активности и т.д.

О.Благой в своей статье описывает такой случай: «Мне приходилось слы-

шать, как один очень известный, часто гастролирующий солист перед вы-

ступлением шептал словно заклинание: «Ах, как я хочу играть!

Я очень хочу играть! Скорее бы!». Несомненно, это был сеанс самовну-

шения. Без потребности в публичном выступлении невозможно достичь со-

стояния творческого подъёма.

Очень полезно, занимаясь в пустой комнате, силой воображения пред-

ставить себя на сцене заполненного публикой концертного зала, внушить

себе состояние творческой взволнованности, праздника, и в этом психологи-

ческом состоянии исполнить всю программу. Разумеется, такую репетицию

следует проводить уже после того, как концертный репертуар надёжно вы-

учен, и ни в коем случае не анализировать своё самочувствие во время пения.

Всё внимание должно быть сосредоточено на художественной интерпрета-

ции произведений.

Предварительные репетиции и работа над ошибками.

Концертная программа должна быть выучена не позднее, чем за 4 неде-

ли до предполагаемого концерта или конкурса. С этого дня, в повседневный

режим работы должен войти и режим предварительных прослушиваний.

Многие учащиеся полагают, что страсть, волевые усилия, духовное напряже-

ние нужно приберегать для публичного выступления, для эстрады, дома же

можно заниматься без полной эмоциональной отдачи. Это является глубокой

ошибкой и заблуждением. Психологическая подготовка, дающая ощущения

эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступле-

ния, желания петь для других людей и приносить им своим искусством ра-

дость, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время

публичного выступления, положительно сказывается на протекании умствен-

ных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти,

столь необходимых во время выступления.

Также полезно перейти к творческому общению с аудиторией. Это

нужно, прежде всего, для того, чтобы создать более близкое подобие кон-

цертной атмосферы. Для этой цели годится любой слушатель, вне зависимо-

сти от того, насколько он сведущ в музыке; нужно петь всем, кто готов вас

послушать.

Уметь себя слышать очень важно и очень не просто; хорошим подспо-

рьем в этом деле может служить звукозапись репетиций перед ответствен-

ным выступлением.

После предварительного прослушивания юного исполнителя необходи-

мо проанализировать его и извлечь полезные уроки для подготовки к кон-

цертному выступлению. Особого внимания заслуживает разбор неудавшихся

моментов в исполнении, выяснение исходных причин срывов. Понимание и

осознание сделанных ошибок уже само по себе есть первый шаг к их устра-

нению.

Первый вопрос, требующий ясного ответа, касается психологического

настроя юного певца. Здесь следует выяснить характер волнения, вспомнить:

— когда удалось избавиться от излишнего напряжения;

— каким было эмоциональное состояние до выступления, в момент

исполнения и в паузах между песнями;

— что раздражало и отвлекало;

— удалось ли установить психологический контакт с аудиторией.

Нельзя оставить без внимания анализ чисто внешних факторов: удоб-

ство костюма и обуви, чувствительность микрофона, акустику зала и пр.

Очень важно, чтобы концертная обстановка для учащегося не стала полной

неожиданностью. Для этого существуют разные методы психологического

воздействия:

1. Репетиции в зале, в котором будет проходить выступление.

2.Прослушивания в классном порядке перед учащимися и педагогами.

3. Мини - концерты для родителей.

4.Запись репетиции на камеру, с последующим анализом.

5.Отработка выхода на сцену и ухода с нее.

Все перечисленные факторы, каждый в отдельности и вместе, оказыва-

ют влияние на состояние вокалиста и уровень его исполнения. В случае

успешного выступления следует запомнить положительные ощущения с це-

лью развития и закрепления их в дальнейшей практике.

Ролевая подготовка

Смысл этого приема заключается в том, что юный исполнитель, абстра-

гируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо

ему известного певца, не боящегося публичных выступлений, и начинает

петь как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называет-

ся имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа.

Смысл ролевой подготовки заключается в том, что учащийся, чрезмер-

но волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состо-

янию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не бо-

ится.

Молодому исполнителю можно посоветовать представить себе уверен-

ного и смелого концертанта, на которого ему хотелось бы быть похожим.

Предконцертный период подготовки.

Режим последних дней перед концертом не должен отличатся от при-

вычного порядка. Нужно, например, нормально выспаться - особенно в ночь

перед концертом; в день выступления, если есть возможность, желательно

поспать дополнительные полчаса-час в середине дня. Однако злоупотреблять

этим средством не стоит. Не следует думать, что чем больше спать - тем луч-

ше.

Переспать в день конкурса или концерта, не менее вредно, чем недо-

спать. Не стоит перебарщивать и в отношении других видов отдыха. Конеч-

но, нехорошо идти на концерт усталым. Поэтому в эти дни, особенно в день

выступления нужно избегать всего, что вызывает чрезмерное утомление - тя-

желой физической и напряженной умственной работы, возбуждающих раз-

влечений, пустых разговоров, но и отдыхать слишком долго не следует.

Необходимо, чтобы голова не «пустовала», была все время занята ка-

ким нибудь не слишком сложным делом.

Учащимся, отличающимся повышенной возбудимостью, легко теряю-

щим контроль над собой во время исполнения, следует проводить этот день

совершенно спокойно; тем же, чья похвальная уравновешенность оборачива-

ется порой на сцене недостаточной яркостью исполнения, полезно бывает

слегка «взвинтить» себя в последние часы перед выступлением.

Петь в последние дни перед выступлением, конечно, нужно, но мень-

ше, чем раньше, и не с таким внутренним напряжением: необходимо беречь

силы для предстоящего концерта. Когда песня или программа выучены, то

решающее условие на концерте - чтобы голос и, в особенности, голова были

свежими, не утомленными: тогда остальное или, во всяком случае, многое

приложится, в то время как несоблюдение названного условия может погу-

бить даже отлично подготовленное произведение. Поэтому большую ошибку

совершают те исполнители, кто в последние дни работает до изнеможения,

стараясь напоследок еще крепче заучить исполняемое или исправить какую-

то обнаружившуюся недоделку: в погоне за второстепенным можно упустить

главное.

Сценическое состояние вокалиста перед выступлением в значительной

степени зависит также от настроения педагога. Преподаватель должен уметь

вселять бодрость в своих питомцев. Нет ничего более нелепого и более трав-

мирующего для учащегося, нежели вид собственного наставника, волнующе-

гося до дрожи, в то же самое время призывающего к спокойствию и уверен-

ности.

Похвала перед выступлением необходима, пусть она не всегда будет

вполне искренней, бывают такие ситуации в педагогике, где цель оправдыва-

ет средства.

Есть и другой путь создания лучшего самочувствия на сцене. Большая,

глубокая работа над сюжетом даст тот «запас» эмоций, который при выступ-

лении не только поможет в исполнении произведения, но и позволит от-

влечься от влияния зала. Если артист, используя материал предварительной

работы, сумеет на концерте «войти в образ», то его нервная система будет

иначе реагировать на сцену, на притихший зал, наполненный слушателями,

яркий свет. В этом случае обстановка не будет мешать исполнению, не вызо-

вет торможение выработанных навыков; наоборот, она будет содействовать

творческому вдохновению. Для этого певец должен до конца усвоить худо-

жественный образ, прочувствовать и суметь сосредоточить на нем свое вни-

мание. К.С. Станиславский учил концентрировать свое внимание, «сужать

круг внимания». Такое «сужение круга внимания» на образах произведения

позволяет выключить из активного внимания зрительный зал. Закрепив пра-

вильные представления о воплощаемом образе, певец передаст нужные инто-

нации, исполнение получит соответствующую эмоциональную окраску

благодаря предварительной работе. Слушатель, невольно включаясь в содер-

жание исполняемого, будет вместе с певцом захвачен его переживаниями.

После выступления юный певец ждёт оценки своего исполнения преж-

де всего от педагога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похва-

лить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель

рад его старанию, его успехам. Особенно, когда речь идет о подростках – их

эмоциональное состояние нестабильно и все реакции обострены. Подробнее

обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке.

После концерта, зачета или после завершения работы над произведени-

ем необходимо провести анализ творческого процесса и его результатов, для

его осмысления и закрепления приобретенного опыта. В творческой беседе

выявляются положительные и отрицательные стороны в работе. Хорошим

учебным пособием могут служить видеозаписи выступлений, они позволят

услышать и увидеть каждый момент исполнения. Зафиксировав внимание

учащегося на каком-то отдельном эпизоде выступления, мы можем подчерк-

нуть положительные моменты, конкретно говорить об исправлении каких-то

недостатков. То есть работа становится более наглядной. Учащийся сам ви-

дит себя со стороны и может подкорректировать что-то в своем исполнении.

Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, извлечь полезные

уроки для подготовки к другим выступлениям.

Ещё один очень важный момент – научить учащегося правильно отно-

ситься к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу,

как неприятный, но проходящий урок. Неудачи должны вызывать не долгие

размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий

раз исполнить лучше. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать внима-

ние юного исполнителя на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще

говорить о тех выступлениях, когда исполнение начинающего певца было

успешно.

Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятель-

ность мобилизует творческие способности юного исполнителя к предстояще-

му концертному выступлению, со временем она должна превратиться в

потребность.

Заключение

И в заключение нужно сказать следующее: работа окончена, когда

стерты все следы затраченных усилий и с лица «стерты следы рабочего

пота». Трудности преодолены, и певец воплощает музыкальный образ. В кон-

цертном исполнении сомнения и пересмотры должны смениться совсем дру-

гим состоянием исполнителей – необходим настрой на общение со слуша-

телем, и это всегда радость! Необходимо вырабатывать самое позитивное от-

ношение обучающегося к концертному выступлению, начиная с первого года

обучения!

Увлеченность музыкальной композицией самими исполнителями имеет

громадное значение, как в работе над ней, так и в концертном выступлении.

Следует помнить, что уверенность юного исполнителя растет вместе с дости-

жениями и с приобретением опыта; и возможности совершенствования

почти безграничны.

Список используемой литературы

1.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., Наука, 2001.

2. Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов –

исполнителей. Методические записки по вопросам музыкального образова-

ния.

Вып.2. – М. 2009г.- С. 175-176.

3. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления

музыкантов – исполнителей. Вопросы психологии. 2005. № 1.

4. Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях активного

самовнушения при подготовке музыкантов – исполнителей. Психорегуляция.

Алма – Ата. 2003.

5. Готсдинер А.Л. Концертное исполнение как специфическая форма

социального общения. – М., 2008. – С. 131.

6. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада »-М., 2006.

7 . Федоров Е.Е. О психологической подготовке музыканта к концертному

выступлению Вопросы музыкознания. Новосибирская государственная кон-

серватория



В раздел образования