Автор: Сабитова Альмира Амировна
Должность: преподаватель вокально-хоровых дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО Детская школа искусств МР Стерлитамакский район
Населённый пункт: Стерлитамакский район Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности»
Раздел: дополнительное образование
Методическая разработка
«Подготовка начинающего эстрадного вокалиста к концертно-
исполнительской деятельности»
Подготовила преподаватель хоровых дисциплин
МБУ ДО Детская школа искусств МР
Стерлитамакский район РБ Сабитова А.А.
2021г.
Эстрадное пение - один из самых популярных видов музыкального
искусства.
Объясняется такая популярность тем, что именно эстрадная музыка,
наиболее легко воспринимаемая на слух, доступна по форме любому неиску-
шенному слушателю.
Именно ее популярность и доступность создают предпосылки сильного
влияния на подростков и молодежь. Юных исполнителей эстрада привлекает,
прежде всего, своей зрелищностью, возможностью реализовать себя. Однако
за внешней простотой и легкостью эстрадного жанра скрывается трудоемкий
и сложный процесс становления юного исполнителя. Подготовка к публично-
му выступлению является важным моментом в образовательном процессе.
Для всех учащихся концертное выступление - это стрессовый момент, слож-
ный психологически. Вместе с тем, психолого-педагогические аспекты под-
готовки юного исполнителя к концертным выступлениям изучены недоста-
точно.
Отсутствуют прочные теоретические основания решения этой пробле-
мы.
Именно этим обусловлена актуальность данной работы.
Огромная ответственность ложится на педагога, чтобы максимально
подготовить учащегося с технологической стороны и создать комфортные
условия на сцене. Воспитание артистических способностей, в том числе
эмоциональных, регулятивных, способностей владеть собой в момент
выступления и «побеждать» сценическое волнение - одна из задач в воспита-
тельной деятельности педагога-вокалиста.
Цель данных методических рекомендаций – оказание помощи педаго-
гам дополнительного образования, работающим в вокальном направлении,
при подготовке обучающихся к сценическим выступлениям. Настоящие ре-
комендации призваны помочь педагогам снизить уровень сценического
волнения учащихся.
В работах, касающихся подготовки юных вокалистов к сценическому
выступлению, как правило, рассматривается образно-сценический компонент
выбор репертуара, актерская подготовка, передача образа, подчинение испол-
нения драматургии песни (Чернова О.С. «Подготовка начинающего эстрад-
ного вокалиста к концертно-исполнительской деятельности», Ленских А.Г.
«Проблемы сценического воплощения юного вокалиста»). Что же касается
психологического аспекта, чаще всего успех концертного выступления свя-
зывают с индивидуальными способностями юного музыканта.
Особенностью данной работы является попытка проанализировать при-
чины сценического волнения и обратить внимание на роль психологической
подготовки юного певца к концертному выступлению.
Причины сценического волнения
Выступление на публике трудно для неопытного певца. Психологиче-
ская подготовка к предстоящему выступлению должна стать составной ча-
стью общей педагогической задачи воспитания будущего музыканта-испол-
нителя.
Выходя на сцену, юный вокалист мучительно думает, как и где ему
встать, будет ли звучать голос, не забудет ли он текст, как он выглядит со
стороны. Все эти вопросы вызывают торможение выработанных навыков
(условных рефлексов) в пении. Из-за этого учащийся часто не показывает и
половины того, что казалось хорошо усвоенным. Излишнее волнение, причи-
ной которого является факт пребывания на сцене, нарушает нормальное, при-
вычное пение.
Причиной сценического волнения являются:
1. Чувство ответственности исполнителя за свое выступление. Безусловно,
когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только
неприятно для учащегося, но и чревато для него определенными потерями на
сцене.
2. Преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны
педагога и посторонних слушателей только лишь повышает степень волне-
ния и усугубляет тем самым положение певца.
3. Боязнь исполнителя забыть текст. Волнуются, потому что боятся забыть;
забывают, как правило, именно потому, что чрезмерно волнуются. Провалы в
памяти на сцене не всегда являются результатом недостаточно выученного
текста.
Сущность подобных явлений хорошо изучена физиологией: попадая в
непривычную обстановку, человек нарушает ориентировочный рефлекс.
Непривычная внешняя обстановка привлекает к себе все внимание вы-
ступающего и тем самым мешает нормальному течению певческого процес-
са. Прежде всего, нарушаются более тонкие координации, менее прочные ре-
флексы пропадают, недавно найденные вокально-технические достижения
исчезают. При более сильном торможении может нарушиться и голосоведе-
ние. Чрезмерное вмешательство ориентировочного рефлекса вызывает пони-
женный тонус, нарушение памяти, дрожание рук и ног.
Происходит разлад между поведением певца и необходимым творче-
ским самочувствием. Но ориентировочный рефлекс угасает, надо только
чаще выступать. Тогда влияние тормозных раздражений сведется к миниму-
му.
Поэтому подготовка юного вокалиста к концертному выступлению включает
в себя не только вокальные навыки, но и предполагает ряд важных компонен-
тов, широкий спектр знаний, умений и навыков.
Влияние психических процессов на состояние исполнителя
Практика свидетельствует, что для успешного сценического выступле-
ния недостаточно владеть техникой исполнения. Необходимы, в частности,
готовность и способность молодого исполнителя выступать перед широкой
аудиторией. Необходимо владеть также и особыми, специфическими приема-
ми:
- Техникой психической саморегуляции, при отсутствии которой выступле-
ния перед аудиторией имеют, как правило, немного шансов на успех.
-Эффективный самоконтроль, самообладание, эмоциональная стабильность
— все это, по единодушному мнению квалифицированных специалистов (му-
зыкантов-исполнителей, психологов, педагогов), составляет в совокупности
то, что обеспечивает успешность деятельности музыканта-исполнителя, за-
кладывает прочную базу в ее основание.
В значительной мере успешность, о которой идет речь, зависит есте-
ственно от природных данных того или иного учащегося, его общих и специ-
альных способностей. В то же время самоконтроль, самообладание, умение
владеть собой поддаются развитию, причем помощь со стороны педагога мо-
жет сыграть, весьма существенную роль.
Проблеме подготовки музыканта-исполнителя к концертному выступ-
лению посвящены исследования выдающихся музыкантов и педагогов
Г.Г. Нейгауза, Л.А. Баренбойма, Л.Л. Бочкарева, С.И. Савшинского и других.
На сценическое состояние исполнителя оказывают влияние все психи-
ческие процессы, протекающие в момент исполнения музыкального произве-
дения.
Особенно важную роль играют воля, внимание, слуховые представле-
ния, оптимальный для творчества уровень эмоционального возбуждения.
Психологи рассматривают волю и внимание как особые качества лич-
ности, именно они являются необходимым условием для успешного осуще-
ствления какой-либо деятельности. Внимание – направленность и сосредото-
ченность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности.
Направленность сознания – выбор объекта, а сосредоточенность предполага-
ет отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту. Воспитание
внимания сводится к тому, чтобы научиться во время работы ставить перед
собой ясные и конкретные задачи; уметь эти задачи определять и добиваться
их выполнения.
В процессе образования и воспитания воля и внимание поддаются раз-
витию и совершенствованию, у исполнителя появляется уверенность. «Уве-
ренность – атрибут воли; воля питает, поддерживает чувство уверенности
в себе» (Л. М.Ганелин)
Важную роль в психологической подготовке юного певца к концертно-
му выступлению играют его слуховые представления. Метод мысленного
«пропевания» произведения, самовнушение соответствующего психологиче-
ского состояния позволяет исполнителю тренировать способность концен-
трироваться над выполнением художественных задач в момент сценического
волнения.
Эмоциональное возбуждение – важнейшее условие для успешного вы-
ступления исполнителя. Важно, однако, чтобы оно не переходило за опти-
мальные для данной личности границы.
По всей видимости, у каждого исполнителя имеется собственный опти-
мальный уровень эмоционального возбуждения, который позволяет ему наи-
более успешно реализовывать творческий замысел. Если возбуждение выше
этого уровня, наступает дискоординация мыслей, ослабевает воля, снижается
способность контролировать и анализировать результаты исполнительского
процесса, а в тех случаях, когда возбуждение не достигает оптимальных гра-
ниц, выступление, как правило, проходит бесцветно, неинтересно. Когда эмо-
циональное возбуждение исполнителя достигает оптимального уровня, со-
здаются предпосылки для возникновения особого состояния души, творче-
ского подъёма, всего того, что принято называть вдохновением. Музыканты,
располагающие достаточно большим опытом выступления, знают, что одна
из первопричин сценического волнения – боязнь исполнителя забыть текст. В
таких случаях рекомендуется не заострять свое внимание на этом, иначе от
выступления к выступлению недоверие к своей памяти будет углубляться,
что может привести к комплексам.
Известный педагог Л. А. Баренбойм видит причину провала исполни-
тельской памяти и других ошибок, которые сопутствуют сценическому вол-
нению, в «обострении сознательного контроля над автоматически налажен-
ными процессами».
«Сверхконтроль» над давно выработанными исполнительскими навы-
ками, над автоматически налаженными психическими процессами, по мне-
нию Л. А.Баренбойма, приносит вред, если совершается перед выступлением
или на самой сцене.
Методы подготовки к концертному выступлению
Для подготовки учащихся к концертному выступлению можно
предложить следующие методы:
- психологическую саморегуляцию,
- предварительные репетиции,
- ролевую подготовку.
Кратко охарактеризуем эти методы:
• Саморегуляция психических состояний
Приёмы саморегуляции - важный компонент психологической подго-
товки учащегося к концертному выступлению. Путем самовнушения испол-
нитель способен значительно изменить свое психическое состояние. Психи-
ческие образы, произвольно актуализируемые человеком, могут оказывать
такое же воздействие, как и реальные объекты.
Психическая саморегуляция – это целенаправленный волевой акт, име-
ющий более важное значение и оказывающий более выраженное влияние на
организм, чем реальная ситуация. При этом идёт процесс не просто самовоз-
действия, а формирования направленной готовности к определённым дей-
ствиям, приводящим к соответствующим изменениям в организме.
• Самонастрой – способность «погружаться» в исполнительский процесс.
Умение глубокого «погружения» в исполнительский процесс даёт возмож-
ность максимально приблизить исполнение произведения к своему замыслу
и, как показывает практика, способствует возникновению особого эмоцио-
нального творческого состояния.
Формулы для самонастройки могут выглядеть так: «При публике я пою
с большим удовольствием и радостью. Я и музыка – одно целое.
Исполнять (название песен и композиций) приятно. Я получаю наслаждение»
и т.д.
• Самовнушение используют для формирования положительного эмоцио-
нального фона, для улучшения запоминания и последующего воспроизведе-
ния, для «пробуждения» творческой активности и т.д.
О.Благой в своей статье описывает такой случай: «Мне приходилось слы-
шать, как один очень известный, часто гастролирующий солист перед вы-
ступлением шептал словно заклинание: «Ах, как я хочу играть!
Я очень хочу играть! Скорее бы!». Несомненно, это был сеанс самовну-
шения. Без потребности в публичном выступлении невозможно достичь со-
стояния творческого подъёма.
Очень полезно, занимаясь в пустой комнате, силой воображения пред-
ставить себя на сцене заполненного публикой концертного зала, внушить
себе состояние творческой взволнованности, праздника, и в этом психологи-
ческом состоянии исполнить всю программу. Разумеется, такую репетицию
следует проводить уже после того, как концертный репертуар надёжно вы-
учен, и ни в коем случае не анализировать своё самочувствие во время пения.
Всё внимание должно быть сосредоточено на художественной интерпрета-
ции произведений.
Предварительные репетиции и работа над ошибками.
Концертная программа должна быть выучена не позднее, чем за 4 неде-
ли до предполагаемого концерта или конкурса. С этого дня, в повседневный
режим работы должен войти и режим предварительных прослушиваний.
Многие учащиеся полагают, что страсть, волевые усилия, духовное напряже-
ние нужно приберегать для публичного выступления, для эстрады, дома же
можно заниматься без полной эмоциональной отдачи. Это является глубокой
ошибкой и заблуждением. Психологическая подготовка, дающая ощущения
эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступле-
ния, желания петь для других людей и приносить им своим искусством ра-
дость, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время
публичного выступления, положительно сказывается на протекании умствен-
ных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти,
столь необходимых во время выступления.
Также полезно перейти к творческому общению с аудиторией. Это
нужно, прежде всего, для того, чтобы создать более близкое подобие кон-
цертной атмосферы. Для этой цели годится любой слушатель, вне зависимо-
сти от того, насколько он сведущ в музыке; нужно петь всем, кто готов вас
послушать.
Уметь себя слышать очень важно и очень не просто; хорошим подспо-
рьем в этом деле может служить звукозапись репетиций перед ответствен-
ным выступлением.
После предварительного прослушивания юного исполнителя необходи-
мо проанализировать его и извлечь полезные уроки для подготовки к кон-
цертному выступлению. Особого внимания заслуживает разбор неудавшихся
моментов в исполнении, выяснение исходных причин срывов. Понимание и
осознание сделанных ошибок уже само по себе есть первый шаг к их устра-
нению.
Первый вопрос, требующий ясного ответа, касается психологического
настроя юного певца. Здесь следует выяснить характер волнения, вспомнить:
— когда удалось избавиться от излишнего напряжения;
— каким было эмоциональное состояние до выступления, в момент
исполнения и в паузах между песнями;
— что раздражало и отвлекало;
— удалось ли установить психологический контакт с аудиторией.
Нельзя оставить без внимания анализ чисто внешних факторов: удоб-
ство костюма и обуви, чувствительность микрофона, акустику зала и пр.
Очень важно, чтобы концертная обстановка для учащегося не стала полной
неожиданностью. Для этого существуют разные методы психологического
воздействия:
1. Репетиции в зале, в котором будет проходить выступление.
2.Прослушивания в классном порядке перед учащимися и педагогами.
3. Мини - концерты для родителей.
4.Запись репетиции на камеру, с последующим анализом.
5.Отработка выхода на сцену и ухода с нее.
Все перечисленные факторы, каждый в отдельности и вместе, оказыва-
ют влияние на состояние вокалиста и уровень его исполнения. В случае
успешного выступления следует запомнить положительные ощущения с це-
лью развития и закрепления их в дальнейшей практике.
Ролевая подготовка
Смысл этого приема заключается в том, что юный исполнитель, абстра-
гируясь от своих собственных личностных качеств, входит в образ хорошо
ему известного певца, не боящегося публичных выступлений, и начинает
петь как бы в образе другого человека. В психотерапии этот прием называет-
ся имаготерапией, т.е. терапией при помощи образа.
Смысл ролевой подготовки заключается в том, что учащийся, чрезмер-
но волнующийся перед ответственным выступлением, вопреки своему состо-
янию начинает играть роль человека, который уверен в себе и ничего не бо-
ится.
Молодому исполнителю можно посоветовать представить себе уверен-
ного и смелого концертанта, на которого ему хотелось бы быть похожим.
Предконцертный период подготовки.
Режим последних дней перед концертом не должен отличатся от при-
вычного порядка. Нужно, например, нормально выспаться - особенно в ночь
перед концертом; в день выступления, если есть возможность, желательно
поспать дополнительные полчаса-час в середине дня. Однако злоупотреблять
этим средством не стоит. Не следует думать, что чем больше спать - тем луч-
ше.
Переспать в день конкурса или концерта, не менее вредно, чем недо-
спать. Не стоит перебарщивать и в отношении других видов отдыха. Конеч-
но, нехорошо идти на концерт усталым. Поэтому в эти дни, особенно в день
выступления нужно избегать всего, что вызывает чрезмерное утомление - тя-
желой физической и напряженной умственной работы, возбуждающих раз-
влечений, пустых разговоров, но и отдыхать слишком долго не следует.
Необходимо, чтобы голова не «пустовала», была все время занята ка-
ким нибудь не слишком сложным делом.
Учащимся, отличающимся повышенной возбудимостью, легко теряю-
щим контроль над собой во время исполнения, следует проводить этот день
совершенно спокойно; тем же, чья похвальная уравновешенность оборачива-
ется порой на сцене недостаточной яркостью исполнения, полезно бывает
слегка «взвинтить» себя в последние часы перед выступлением.
Петь в последние дни перед выступлением, конечно, нужно, но мень-
ше, чем раньше, и не с таким внутренним напряжением: необходимо беречь
силы для предстоящего концерта. Когда песня или программа выучены, то
решающее условие на концерте - чтобы голос и, в особенности, голова были
свежими, не утомленными: тогда остальное или, во всяком случае, многое
приложится, в то время как несоблюдение названного условия может погу-
бить даже отлично подготовленное произведение. Поэтому большую ошибку
совершают те исполнители, кто в последние дни работает до изнеможения,
стараясь напоследок еще крепче заучить исполняемое или исправить какую-
то обнаружившуюся недоделку: в погоне за второстепенным можно упустить
главное.
Сценическое состояние вокалиста перед выступлением в значительной
степени зависит также от настроения педагога. Преподаватель должен уметь
вселять бодрость в своих питомцев. Нет ничего более нелепого и более трав-
мирующего для учащегося, нежели вид собственного наставника, волнующе-
гося до дрожи, в то же самое время призывающего к спокойствию и уверен-
ности.
Похвала перед выступлением необходима, пусть она не всегда будет
вполне искренней, бывают такие ситуации в педагогике, где цель оправдыва-
ет средства.
Есть и другой путь создания лучшего самочувствия на сцене. Большая,
глубокая работа над сюжетом даст тот «запас» эмоций, который при выступ-
лении не только поможет в исполнении произведения, но и позволит от-
влечься от влияния зала. Если артист, используя материал предварительной
работы, сумеет на концерте «войти в образ», то его нервная система будет
иначе реагировать на сцену, на притихший зал, наполненный слушателями,
яркий свет. В этом случае обстановка не будет мешать исполнению, не вызо-
вет торможение выработанных навыков; наоборот, она будет содействовать
творческому вдохновению. Для этого певец должен до конца усвоить худо-
жественный образ, прочувствовать и суметь сосредоточить на нем свое вни-
мание. К.С. Станиславский учил концентрировать свое внимание, «сужать
круг внимания». Такое «сужение круга внимания» на образах произведения
позволяет выключить из активного внимания зрительный зал. Закрепив пра-
вильные представления о воплощаемом образе, певец передаст нужные инто-
нации, исполнение получит соответствующую эмоциональную окраску
благодаря предварительной работе. Слушатель, невольно включаясь в содер-
жание исполняемого, будет вместе с певцом захвачен его переживаниями.
После выступления юный певец ждёт оценки своего исполнения преж-
де всего от педагога. Надо обязательно его поддержать, найти, за что похва-
лить, даже если не всё получилось, дать почувствовать, что преподаватель
рад его старанию, его успехам. Особенно, когда речь идет о подростках – их
эмоциональное состояние нестабильно и все реакции обострены. Подробнее
обсудить выступление лучше позднее на уроке, в спокойной обстановке.
После концерта, зачета или после завершения работы над произведени-
ем необходимо провести анализ творческого процесса и его результатов, для
его осмысления и закрепления приобретенного опыта. В творческой беседе
выявляются положительные и отрицательные стороны в работе. Хорошим
учебным пособием могут служить видеозаписи выступлений, они позволят
услышать и увидеть каждый момент исполнения. Зафиксировав внимание
учащегося на каком-то отдельном эпизоде выступления, мы можем подчерк-
нуть положительные моменты, конкретно говорить об исправлении каких-то
недостатков. То есть работа становится более наглядной. Учащийся сам ви-
дит себя со стороны и может подкорректировать что-то в своем исполнении.
Проанализировать и удачи, и промахи, найти их причину, извлечь полезные
уроки для подготовки к другим выступлениям.
Ещё один очень важный момент – научить учащегося правильно отно-
ситься к неудачам, воспринимать их как временное явление, а не катастрофу,
как неприятный, но проходящий урок. Неудачи должны вызывать не долгие
размышления о них, уныние и апатию, а рождать стремление в следующий
раз исполнить лучше. Поэтому педагогу надо избегать фиксировать внима-
ние юного исполнителя на неприятных мыслях о бывших неудачах, а чаще
говорить о тех выступлениях, когда исполнение начинающего певца было
успешно.
Психологическая установка на музыкально-исполнительскую деятель-
ность мобилизует творческие способности юного исполнителя к предстояще-
му концертному выступлению, со временем она должна превратиться в
потребность.
Заключение
И в заключение нужно сказать следующее: работа окончена, когда
стерты все следы затраченных усилий и с лица «стерты следы рабочего
пота». Трудности преодолены, и певец воплощает музыкальный образ. В кон-
цертном исполнении сомнения и пересмотры должны смениться совсем дру-
гим состоянием исполнителей – необходим настрой на общение со слуша-
телем, и это всегда радость! Необходимо вырабатывать самое позитивное от-
ношение обучающегося к концертному выступлению, начиная с первого года
обучения!
Увлеченность музыкальной композицией самими исполнителями имеет
громадное значение, как в работе над ней, так и в концертном выступлении.
Следует помнить, что уверенность юного исполнителя растет вместе с дости-
жениями и с приобретением опыта; и возможности совершенствования
почти безграничны.
Список используемой литературы
1.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., Наука, 2001.
2. Благой Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов –
исполнителей. Методические записки по вопросам музыкального образова-
ния.
Вып.2. – М. 2009г.- С. 175-176.
3. Бочкарев Л.Л. Психологические аспекты публичного выступления
музыкантов – исполнителей. Вопросы психологии. 2005. № 1.
4. Ганелин Л.М. О значении самонастройки и возможностях активного
самовнушения при подготовке музыкантов – исполнителей. Психорегуляция.
–
Алма – Ата. 2003.
5. Готсдинер А.Л. Концертное исполнение как специфическая форма
социального общения. – М., 2008. – С. 131.
6. Григорьев В.Ю. «Исполнитель и эстрада »-М., 2006.
7 . Федоров Е.Е. О психологической подготовке музыканта к концертному
выступлению Вопросы музыкознания. Новосибирская государственная кон-
серватория