Напоминание

Выявление и развитие предпосылок музыкальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа с одаренными детьми.


Автор: Волкова Галина Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №2 "
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Татарстан
Наименование материала: методическая работа
Тема: Выявление и развитие предпосылок музыкальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Работа с одаренными детьми.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Выявление и развитие предпосылок музыкальной одаренности

детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Работа с одаренными детьми.

Быть одаренным непросто. Одаренные дети очень чувствительны,

нуждаются

в

особом

внимании,

новых

формах

помощи

и

серьезных

исследованиях. А дети, по природе своей - исследователи. Особенно это

характерно в дошкольном возрасте. Пытливые и любознательные, постоянно

проявляют желание экспериментировать, самостоятельно искать истину и

новые впечатления. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется

яркими,

очевидными,

иногда

выдающимися

достижениями

(или

имеет

внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде

музыкальной деятельности. Одаренность - это системное, развивающееся в

течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения

человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких

видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок - это

не всегда «блестящий» ребенок. Он может быть невнимательным, халатным,

озорным, своенравным. При подходе к одарённому ребенку нельзя обойтись

без наблюдений за его индивидуальными проявлениями присущими именно

ему,

то

есть,

нужна

целостная

характеристика,

получаемая

путем

разносторонних наблюдений. Преимущество наблюдения и в том, что оно

может происходить в естественных условиях, когда наблюдателю может

открыться немало тонкостей. Признаки одарённости ребенка важно наблюдать

и изучать в развитии, при переходе от одного возрастного периода к другому.

Ребенок - центральная фигура в процессе обучения. И поэтому в центре

разработки содержания образования и методик обучения должен стоять не

педагог с заранее подготовленными планами, программами обучения и

известными ему методиками, а ребенок с его собственными индивидуальными

познавательными желаниями, потребностями, интересами. Дошкольник ещё не

в состоянии принять условностей учебного процесса, он требует общения, он

на всё имеет своё мнение, которое тут же и высказывает, нарушая логику урока,

он не может долго концентрировать внимание на учебной задаче. Если педагог,

преследуя благую цель «научить во что бы это ни стало», всё - таки навяжет

маленькому человеку отношения «учитель – ученик», то очень скоро ребёнку

станет скучно, и он потеряет интерес к занятиям. В процессе общения с

младшими дошкольниками обучающие задачи уступают место, или как бы

растворяются в задачах развивающих и воспитывающих. Главное не «научить»,

а «развить», «сформировать», «воспитать», «заинтересовать»!

Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста и

помогают решать эти задачи.

Являются важным средством воспитания и

обучения дошкольников, дают возможность органического вхождения ребёнка

в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами

культуры и искусства. Занятия в группах эстетического развития развивают

раннюю мотивацию детей к обучению, эффективно раскрывают творческие

способности ребёнка, приучают к активной творческой деятельности. В

процессе обучения решаются индивидуальные психологические проблемы

детей.

Дети

замкнутые,

закрытые,

застенчивые

становятся

более

общительными, эмоциональными, раскрепощёнными. Возбудимые, излишне

подвижные

-

более

эмоционально

спокойными,

сдержанными.

Дети

приобретают способность воспринимать и выполнять задания, контролировать

и переключать внимание, наблюдать и фантазировать. Важно и то, что дети

регулярно выступают на праздничных концертах школы, тем самым, реализуя

своё естественное желание быть услышанными, замеченными. Такие концерты

привносят в процесс обучения интерес и радость не только детям, но и

родителям. Занятия в отделении раннего эстетического развития помогают

малышам не только приобщиться к миру прекрасного, но и выбрать каждому

свой путь во "взрослое" искусство. Ведь неспроста практически каждый

выпускник отделения "Раннего эстетического развития детей" поступает в

первый класс нашей школы. Это позволяет сделать вывод, что использование

адекватных способов и методов формирования и развития творческих

способностей

детей

в

области

сценического

творчества,

а

также

коммуникативных способностей, является фундаментом для выявления и

развития одаренных детей. Способности к музыке не могут существовать

обособленно. Комплекс музыкальных способностей получает свое развитие в

процессе музыкальной деятельности детей.

Способности

вырастают,

развиваются

из

задатков

при

одном

обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребенок, должна

быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость,

удовольствие. Есть эта радость - задатки развиваются, нет радости от

творческой деятельности - способностей не будет.

Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно

даже добиться хороших результатов, но чтобы развивались его дарования,

нужно, чтобы ему самому нравилось это делать. Если способности развиваются

только в любимой деятельности, то сами по себе длительные занятия,

проводимые без желания ребенка, любые дополнительные занятия с точки

зрения развития способностей бесполезны, либо просто вредны, так как

деятельность по принуждению увеличивает отрицательное отношение к ней.

Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше

ребенок, тем больше элементов обязательности необходимо вводить в учение.

Но начало, когда ученье только начинается, должно обязательно быть

приятным, радостным для ребенка. Иначе ни о каких способностях не

приходится говорить.

Кроме того на ранних этапах развития способностей, т. е. в дошкольном и

младшем школьном возрасте, все зависит от любви к умственной деятельности

или, точнее, от познавательной потребности ребенка. Чем ярче она проявляется

в ребенке, тем больше вероятность высоких способностей.

Сам педагог должен быть творческой личностью и с особым подходом

относится к своему ученику. Педагогическая деятельность музыканта -

педагога - сложный, многоуровневый процесс. Можно выделить в нем

несколько моментов, на практике тесно связанные, переходящие один в другой:

1) передача педагогом ученику своего отношения к искусству, своих знаний,

умений, приемов исполнительской работы;

2)

раскрытие,

выявление

и

развитие

лучших

задатков,

способностей,

заложенных в ученике;

3) снятию прежде всего эмоциональных зажимов и возрастных протестов через

нестандартные педагогические ходы, такие как интрига в голосе, жестах педагога,

широкое

использование

образов,

быстрое

переключение

с

одного

вида

деятельности на другой. Залог успеха на этом этапе - умение педагога построить

занятие так, чтобы его «чуть- чуть не хватило», чтобы «хотелось еще».

В современном обществе самой большой ценностью признана свободная,

развитая и образованная личность, способная жить и творить в постоянно

меняющемся мире. Современная школа призвана создать условия для духовного,

нравственного и интеллектуального развития учащихся, воспитывать в каждом

школьнике потребности в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.

Применительно к одаренным детям эта задача современной школы особенно

значима, т.к. именно на них общество в первую очередь возлагает надежду на

решение актуальных задач современной цивилизации. Таким образом, перед

современной школой стоит задача создания таких условий, при которых можно

поддерживать

и

развивать

индивидуальность

ребенка,

не

растерять

его

способностей,

не

затормозить

их

рост,

а

реализовывать

и

развивать

потенциальные

возможности,

обеспечить

образовательные

потребности

одарённых детей, чтобы в будущем эти способности превратились в их

достижения.

В настоящее время в среде научно-педагогической общественности

широкое распространение получила концепция личностно-ориентированного

образования. Нельзя сказать, что она совсем не существовала ранее. Школа всегда

считала своей важнейшей задачей не только обучение, но и развитие личности, а

также подчеркивала необходимость учета индивидуальных способностей и

качеств личности в обучении знаниям и умениям.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность

свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их

освоения,

включения

в

разнообразные

виды

деятельности

с

учетом

их

индивидуальных

склонностей.

Личностно-деятельностный

характер

образовательного

процесса

позволяет

решать

одну

из

основных

задач

дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных

детей.

Дополнительное образование - процесс непрерывный. Он не имеет

фиксированных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии

в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого

типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их

свободного времени.

Личностно - ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации

успеха» для каждого является отличительной чертой педагогики дополнительного

образования. Благоприятные возможности дополнительного образования четко

проявляются, в частности, в сфере музыкального развития. В эти учреждения

часто приходят дети, одаренность которых уже начала раскрываться. В отличие

от большинства школьников они мотивированы на овладение художественно-

творческой деятельностью, и это создает условия для плодотворного освоения

специальных умений и знаний. Но и здесь, в специальном звене обучения,

необходимо соблюдать приоритет содержательных творческих задач, сохраняя за

знаниями, умениями, навыками роль средства, не подменяющего собою цель.

Целью дополнительного образования должно стать развитие личности,

раскрытие творческого потенциала ребенка, его способностей через деятельность

в различных областях творческой деятельности.

Особенно эффективно, на наш взгляд, это достигается на уроках

индивидуального вокального и инструментального исполнительства и в классе

ансамбля.

Так

как

обучение

проектируется

с

учетом

индивидуальных

особенностей

учащихся.

Индивидуальная

программа

призвана

обучать,

воспитывать и развивать каждого учащегося сообразно его возможностям.

Как правило, в музыкальную школу приходят дети с разными

музыкальными способностями. Работая преподавателем, по классу эстрадного

вокала, в МАОУДОД «Детская музыкальная школа №2» г. Набережные Челны мы

стараемся максимально использовать возможности индивидуального обучения;

сочетая в тоже время индивидуальные формы занятий с коллективными. С

первых же уроков и на протяжении всего периода обучения с учащимися мы

стремимся, как можно лучше познать личность ученика в самых различных ее

проявлениях и в ее развитии. Следуя этим путем, легче найти оптимальное

решение проблемы обучения очень разных по своим способностям детей, помочь

им, возможно, более полно проявить себя в сфере музыки.

Очень важно, как можно раньше привить ученику интерес к музыке. Это

возможно только при условии, если уроки проходят в атмосфере любви к детям и

музыке. Особенно важно, чтобы занятия проходили всегда на положительном

эмоциональном фоне и дети не «учили музыку», а увлеченно занимались ею и

были достойно оценены педагогом. Это необходимо для успешного развития

личности каждого ребенка. Такие занятия становятся для ребенка особенно

привлекательными и в наибольшей мере способствуют его художественному

развитию.

У нас, к примеру, есть талантливые ребята, которые быстро разучивают

произведения, выразительно их исполняют. Таких учащихся, конечно же, нельзя

задерживать в их развитии. Важно задавать им сочинения более трудные и в

большем количестве, предоставлять им возможность чаще выступать публично.

Если целесообразность обучения детей с определенными видами одаренности в

специальных школах и классах не подвергается сомнениям, то вопрос о

необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с

общей одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Это

связано с тем, что раздельное обучение детей с общей одаренностью имеет как

очевидные

преимущества,

так

и

недостатки.

Большим

преимуществом

однородных групп является возможность достижения наиболее адекватной

скорости продвижения в обучении. В однородном классе могут быть созданы

условия, наиболее подходящие для каждого ученика, в то время как в

разнородном классе самые способные часто оказываются недогруженными.

В то же время объединение в однородные классы имеет и недостатки,

поскольку сужает круг общения детей, создает подобие социальных барьеров,

формирует

у

учащихся

элитарное

сознание.

Следовательно,

оптимизация

образования для одаренных заключается в нахождении баланса между обучением

в

однородных

и

разнородных

группах

и

индивидуальными

занятиями.

Необходимо подчеркнуть, что целесообразность любой формы дифференциации

должна оцениваться с позиций пользы не только для группы одаренных, но и всех

учеников.

На наш взгляд, все дети от рождения талантливы, вернее в каждом ребенке

заложен огромный интеллектуальный и творческий потенциал, и во многом от

педагога зависит, каким станет этот ребенок, насколько разовьются его

способности и талант.

Мы считаем, что необходимо окружать неустанной заботой и вниманием

учеников со скромными способностями к музыке. Таких детей мы стремимся

воспитывать как всесторонне развитых, культурных слушателей и участников

любительского музицирования, людей, которые в дальнейшем смогут создать

атмосферу любви к искусству у своих сверстников, в своей семье.

Для успеха в деятельности, кроме наличия способностей, интересов и

склонностей,

необходим

ряд

черт

характера,

прежде

всего

трудолюбие,

организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость. Без

наличия этих качеств даже выдающиеся способности не приведут к надежным,

значительным достижениям.

Многие полагают, что способным людям все дается легко и просто, без

особого труда. Это не так. Для развития способностей требуется длительное,

упорное учение и большой, напряженный труд. Как правило, способности всегда

сочетаются с исключительной трудоспособностью и трудолюбием. Недаром все

талантливые люди подчеркивают, что талант – это труд, умноженный на

терпение, это склонность к бесконечному труду.

И.Е.Репин говорил, что высокий уровень достижения - это награда за

каторжный труд. А один из величайших ученых в истории человечества -

А.Эйнштейн однажды заявил в шутливой форме, что он добился успехов только

потому, что его отличало «упрямство мула и страшное любопытство».

Список литературы:

1.Белова, Е.С. Исследование гендерных различий в развитии способностей одаренных

дошкольников к выдвижению и реализации новых идей/ Белова Е.С. /ж/л Психолог в детском

саду № 4, 2005 г.

2.Бурменской, Г.В., Слуцкого В.М. Одаренные дети. / Бурменской Г.В., Слуцкого В.М./ 1991 г. М.

3.Джон Холт Залог детских успехов. / Джон Холт/ 1996 г. М.

4.Джоан Фриман Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет. / Джоан Фриман 1995

г. М.

5.Кирнарская, Д.К. Музыкально-языковая способность как компонент музыкальной

одаренности / Д.К. Кирнарская // Вопр. Психологии. 1989. -№2. -С.47-57.

6.Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности / Д.К.

Кирнарская М.: 2004. - 496с.

7.Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе/ Савенков А.И./ 2000 г. Москва.

8.Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей/ Симановский А.Э./1996 г.

Ярославль.

9.Шумакова, Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей/ Шумакова Н.Б./

ж/л Вопросы психологии №1 1996 г.; №3 1996 г.



В раздел образования