Автор: Дубовцева Надежда Евгеньевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №5 "
Населённый пункт: г. Набережные Челны, Татарстан
Наименование материала: методическая работа
Тема: Некоторые особенности работы в классе ансамбля с учащимися фортепианного отделения ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Некоторые особенности работы в классе ансамбля
с учащимися фортепианного отделения ДМШ и ДШИ
Ансамбль
(франц.
Ensemble
–
совокупность,
стройное
целое)
-
согласованность, гармоническое сочетание частей, образующих что-либо целое.
Ансамбли
бывают
различных
форм
и
видов.
Возьмём
к
примеру
«Архитектурный ансамбль». Один из крупнейших исторических архитектурных
ансамблей мира – Московский Кремль. Все древние и новые площади Кремля
составляют единое градостроительное целое, но в то же время у каждой есть своя
конкретная история и свой неповторимый архитектурный облик. Крупнейший
ансамбль из ультрасовременных небоскребов «Москва-Сити» - тоже архитектурный
ансамбль, с гармоническим единством зданий. Каждый из этих ансамблей состоит
из сооружений, которые подчинены «единому ритму». Ансамбль-это
универсальное слово. Так в парковом ансамбле Петергофа, каскад фонтанов – это
величественный
художественный
ансамбль
Большого
каскада.
Слово «ансамбль», применяется и в художественном конструировании одежды.
Продуманная связь и соподчинение одежды и дополнений моделируется для
конкретной ситуации, для выражения, для создания художественного образа,
общественного вкуса и направлений, стилей
на выставках модной одежды.
Слово «ансамбль» применимо и к спортсменам. Ведь слаженность спортсменок
синхронного плавания это не что иное, как великолепный, единый ансамбль.
Можно привести ещё много примеров различных видов ансамблей. Но это слово
имеет и непосредственное отношение к музыке.
Фортепианный ансамбль
Ансамбль - это коллективная форма игры, в процессе которой несколько
музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное
содержание произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только
умение слаженно играть вместе, но и чувствовать, творить в одном эмоциональном
состоянии.
Психология
Есть
такой
термин
ансамблевая
этика-совокупность
норм
и
правил,
регулирующих
поведение
участников
ансамбля,
связанных
как
с
профессиональными
качествами
так
с
личностными
качествами
(эмпатия,
толерантность,
способность
к
диалогу,
социорефлексия,
способность
к
самоконтролю, к самообладанию). Процесс привыкания ансамблистов друг к другу
невероятно
сложен
и
требует
большой
психологической
работы.
Педагогам, работающим с ансамблем приходиться сталкиваться с рядом трудностей.
1.Нередко один из участников не заинтересован в процессе творчества и в
совместной работе. В этом случае исполнительский уровень ансамбля в целом
будет невысоким. Педагогу предстоит большая работа по сплочению дуэта,
включающая: поиск дополнительной мотивации с целью повышения активности
безынициативного учащегося. Это может быть использование ярких примеров
фортепианного, оркестрового исполнения; ассоциация с жизненными явлениями;
совместное обсуждение (как лучше звучит? что ты думаешь по этому вопросу?) и
конечно это установка на успех, поощрение достижений (хоть и самых маленьких).
По этому поводу Профессор Московской государственной консерватории К.
Н.Игумнов
говорил:
«Не
забывайте
показать
ученику,
что
вы
получили
удовольствие от его игры. Урок станет интересным, содержательным. Не забывайте,
что все недостатки видны на фоне хорошего».
2. Другая ситуация связана с тем, что каждый из участников ансамбля
претендует
на
лидерство,
на
доминирующую
роль
в
дуэте.
Ансамблевое
музицирование преодолевает
эгоцентрическую позицию
музыканта-солиста,
которая доминирует в классе сольного фортепиано. «Ансамблист - это музыкант,
усмиривший в себе гордыню солиста» писал Б. Печерский. И здесь педагогу
требуется во всех случаях психологическая и профессиональная прозорливость,
позволяющая диагностировать сложившуюся ситуацию и определиться в своих
действиях - столь же гибких и логично последовательных в достижении нужных
результатов.
3. Работа по сплочению дуэта включает донесение до сознания каждого из
участников ансамбля своей принадлежности к совместному творчеству, степени
ответственности за общий результат.
Здесь уместно
участникам ансамбля
процитировать слова Станиславского: «Для коллективной цели приходиться
исправлять свой характер, применять его к общим целям». Игра в ансамбле
вырабатывает
такие
важные
личностные
качества
как:
взаимопонимание,
взаимоответственность,
учит
соизмерять
свою
индивидуальность
с
индивидуальностью
партнёра.
Прочные,
живые
контакты
исполнителей
Станиславский называл «внутренней сцепкой»
4. В работе по сплочению ансамблистов безусловно огромную роль играет
авторитет педагога, взаимосвязь с родителями. При умении находить компромиссы
в совместной деятельности создаются благоприятные условия для творческого
общения между музыкантами. Нередко игра в ансамбле приводит к настоящей
дружбе. А в эпоху информационного общения, когда нормой является виртуальное
общение, а личностные контакты сводятся к минимуму - это становится особо
актуально.
«Слаженность совместной игры в малом и большом, в отдельном приёме и
общем замысле - особая сфера работы, присущая ансамблевым классам» - говорил
А. Готлиб.
Ритм
Среди
компонентов,
объединяющих
учащихся
в
единый
ансамбль,
метроритму принадлежит едва ли не главное место. Ведь у каждого исполнителя-
солиста своё ощущение музыкального времени. В результате этой разницы
возникают метрические и темповые неточности (в том числе
в исполнении
украшений),
сложности в одновременном вступлении и снятии звука и т.д.
Подведение индивидуальных темпов исполнителей к единому знаменателю - задача
педагога. Метроритм по существу выполняет функции дирижёра в ансамбле.
Ощущение каждым уч-ся сильных долей такта есть тот «скрытый дирижёр»,
который способствует объединению ансамблистов, а значит и их действий в одно
целое.
Синхронность
2
Синхронность - одно из важнейших качеств и требований совместной игры,
необходимых в любом ансамбле. Под синхронностью ансамблевого звучания
следует понимать совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей
(звуков и пауз) у всей исполнителей. Здесь не обойтись без определённых жестов.
Нужно объяснять учащимся, что любой фортепианный дуэт должен иметь свою
систему определённых жестов, взглядов, позволяющих синхронно начинать
произведение (то есть грамотно показывать ауфтакт). Полезно посоветовать
одновременно с этим жестом обоим исполнителям взять дыхание (в прямом
понимании сделать вздох). Это делает начало исполнения естественным, снимает
скованное напряжение. Синхронное вступление достигается значительно легче,
если партнёры правильно чувствуют темп ещё до начала игры. Здесь важную роль
играет предслышание.
Предслышание
Исполнению должно предшествовать нужное исполнительское состояние. Что
же такое исполнительское состояние? Прежде всего - это ясное понимание жанра,
стиля, характера, настроения пьесы. Это или глубокая кантилена (задумчивая
песня); или строгое погружение в себя (молитва); или рвущаяся изнутри музыка, не
знающая преград; либо это - грустная проникновенная мелодия; или это сдержанная
(как сжатая пружина музыка). На этой основе формируется «мысленно-звуковая
картина» так называл её И.Гофман. И конечно ауфтакты будут разные, всё зависит
от характера и темпа исполняемого произведения. Не вместе взятый аккорд
производит неприятное впечатление, точно также как и не одновременно снятый.
Конечно, конец звучания в наиболее ответственный момент может быть подсказан
одним из исполнителей жестом.
Унисон
Один из самых сложных форм ансамблевой игры - унисон. Исполнение в
унисон
требует
абсолютного
единства
метроритма,
динамики,
штрихов,
фразировки. Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон
является ощущение, что во время совместной игры ваша партия не прослушивается
как
самостоятельная
(в
том
числе
мелодическая
линия).
Определённых навыков требует и передача партнёрами друг другу «из рук в руки»
пассажей,
мелодии,
аккомпанемента
и
т.д.
Пианист
должен
научиться
«подхватывать» незаконченную фразу и передавать её партнёру, не разрывая
музыкальную ткань (т.е. умелое подчинение инерции начатого движения)
Динамика
Динамика - является одним из самых действенных средств выразительности.
Умелое использование
динамики помогает раскрыть характер, содержание и
показать конструктивные особенности формы произведения. Ансамблисты должны
точно и ясно представлять общий динамический план произведения, выстраивать
кульминации, контролировать и регулировать фактурный баланс исполнения.
К.Н. Игумнов говорил: «Как в живописи, так и в музыке, ничего не выйдет,
если всё будет иметь одинаковую цену. Необходимо, чтобы главные элементы были
сделаны выпукло, освещены светом. Второстепенные оставлены в тени или
полутени. Нельзя всё играть одинаково выпукло, есть передний и задний план».
3
Впечатление, аналогичное увеличению громкости также производит уплотнение
фактур, появление новых регистров и тембров, а смена формулы общего движения,
своеобразный ритмический рисунок или характерные штрихи могут выделить голос
из общего звучания.
В школьный репертуар входят фортепианные ансамбли для 1 и для 2-х
инструментов.
1. При исполнении на одном инструменте вторая партия служит своего рода
гармонической,
метроритмической
основой
мелодии,
что
делает
логичным
возложение на того, кто исполняет эту партию - функции дирижёра. При этом
дирижёр должен внимательно вслушиваться в то, что делается его партнёром,
учитывая его творческие намерения и интересы (в том числе рассчитывать
педализацию). Совместная игра «чувство локтя», которое даёт сам факт близкого
соседства партнёра за одним инструментом, существенно снижает уровень
сценического стресса исполнителя и подчас является единственной возможностью
успешного выступления уч-ся, боящихся публичного выступления.
2.При игре на 2-х же инструментах дистанция, разделяющая исполнителей,
имеет как свои преимущества, так и недостатки. В этих условиях труднее добиться
единство действий. Здесь имеют значения и различные тембры инструментов и
индивидуальные исполнительские манеры пианистов, гораздо ярче проявляющиеся
в условиях относительной свободы, чем в условиях полного соподчинения при игре
за одним роялем. Например – исполнение партнёрами одинакового музыкального
материала
разными исполнительскими приёмами приводит к нарушениям
синхронности звучания, к неточностям исполнения пауз и цезур, к отсутствию
единообразия в игре пассажей. Вместе с
тем большая (по сравнению с игрой на одном инструменте) психофизическая
свобода исполнителей, выступающих на 2х инструментах, позволяет обращаться к
музыкальным произведениям более сложных в виртуозном отношении, тембро -
штриховом разнообразии оркестрового звучания.
Ансамблевое единство «я - мы»
Так как ансамбль – это коллективная форма игры, то умение слушать не
только то, что сам играешь, а одновременно, что играет партнёр, точнее сказать
общее звучание - это главное при игре в ансамбле. Поменяться партиями
необходимо.
1.Знание партии партнёра позволяет вовремя вступать после пауз. Самый
простой и эффективный способ преодолеть в паузах ненужное напряжение и боязнь
пропустить момент вступления, не высчитывать паузы, а проиграть то, что звучит у
партнёра. Тогда пауза перестанет быть ожиданием, а заполнится живым чувством.
2.Владение
партитурой
способствует
более
чуткому
реагированию
на
действия другого во время выступления. Я считаю необходимым донести до уч-ся,
что игра в ансамбле требует от них владение таким методом как прогнозирование
возможных недостатков исполнения партнёра. Это могут быть неоправданные
ускорения или замедление темпа, расхождение в длительности пауз, фермат,
технические
расхождения
и
т.д.
Необходимо
заранее
выявить
фрагменты
произведения, где ошибки наиболее вероятны и определить конкретные действия.
4
3.Чрезвычайно важное место занимает прогнозирование в формировании
навыков: выдержки и самообладании во время концертного выступления. Бывают
ситуации, когда публичное выступление может быть осложнено в результате не
творческого состояния партнёра, несоответствия эмоционального тонуса или
состояния пианистического аппарата. Такие «сюрпризы» рекомендуется предвидеть
ещё в процессе репетиционной работы. И конечно, в такой ситуации, от партнёра
требуется
очень
свободная
ориентация
в
ансамблевой
партитуре,
что
предусматривает
начинать
игру
произведения
с
любого
её
фрагмента.
4.Знание
партитуры
позволяет
лучше
чувствовать
атмосферу
единства
музыкального собеседования, чувствовать цельность совместного исполнения,
вырабатывает ощущение единого дыхания.
Камерный ансамбль
Камерное
музицирование
-
это
особая
сфера
творческого
общения
музыкантов. Специфические трудности работы в камерном ансамбле связаны с тем,
что каждый владеет только одним инструментом (особенно касается пианистов).
Безусловно, необходимо понимать специфику другого инструмента (характерных
приёмов, особенности звукоизвлечения, штрихов, тембра). Исполнитель не должен
различать партии по признаку «я» не «я». Партия флейты, например, для пианиста
тоже «я», так как и партия фортепиано для флейты. В
камерном ансамбле - главное это умение слушать партнёра, создавать полифонию
тембров и мелодических построений. Это как затейливый рисунок, чем больше
вглядываешься в него, тем более гармоничной становится картина переплетении
узоров.
Иной тембр, иная манера звукоизвлечения, другой колорит - это как новое
знакомство. Партнёр дополняет, расширяет слуховые впечатления, иногда спорит.
В
общем,
всё
как
в
жизни,
только
с
помощью
звуков!
Ты свободен и в то же время, ты не одинок! Всё время ощущаешь надёжное плечо
партнёра. Это даёт возможность исполнять музыку разных стилей, жанров, эпох.
«В кругу забот педагога должно быть развитие комплекса способностей,
навыков, умений, которые необходимы для всякого человека, обучающегося
музыке» Л. Баренбойм.
Что же даёт нашим учащимся игра в ансамбле?
Польза игры в ансамбле
1.Игра в ансамбле помогает развивать музыкальный вкус, мышление, весь
комплекс музыкальных
способностей, совершенствует все игровые навыки,
способствует активизации музыкальных занятий и стабильности публичных
выступлений.
2.Совместное исполнительство вызывает у учащихся неподдельный интерес.
А интерес и желание в большей мере, чем всё остальное служит залогом успеха
обучения.
3.Игра в ансамбле позволяет уч-ся обмениваться накопившимся опытом,
может способствовать профессиональному самоопределению.
5
4.Знакомит учащихся с разными стилевыми направлениями в истории
мировой музыкальной культуры. Изучение на уроке переложений симфонических,
оперных и камерных произведений, обогащают музыкальный багаж учащихся.
Использованная литература:
1. У врат мастерства / Г. Коган. - М.: Классика-ХХI, 2004 (ПИК ВИНИТИ). – 133 с.
2. Готлиб А. «Основы ансамблевой техники». – Москва: Музыка,1971. – 94 с.
3.
Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога». 5-е издание – М.:
Музыка, 1988. - 240с.
4. Щапов А.П. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище». - М., 2002. – 178 с.
5.Баренбойм Л. «Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1969. – 282
с.
6. Натансон В.А. «Вопросы музыкальной педагогики». – Москва: Музыка, 1984 г. 5 выпуск.
– 135 с.
7. Станиславский К. «Работа актёра над собой». – Москва: ЛитРес, 2017.- 520 с.
8.Печерский Б. «Мысли о музыке». – М. МГЛУ, 2007. – 147 с.
6