Автор: Краковецкая Марина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 186
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Лингвистическая игра
Тема: "Слово - ключ, открывающий сердца"
Раздел: среднее образование
Краковецкая Марина Ивановна
учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа № 186».
Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку
Лингвистическая игра «
Слово — ключ, открывающий сердца
»
Цели занятия:
1. Способствовать расширению кругозора, знаний о лексическом значении
слов, пополнению словарного запаса учащихся.
2. Развивать языковую зоркость, чувство языка, навыки культуры речевого
общения
3. Формировать интерес к изучению русского языка и литературы.
4. Пополнять словарный запас учащихся.
5. Активизировать творческие возможности учащихся.
6. Воспитывать чуткое отношение к языку, к слову.
Оборудование.
1. Компьютерное обеспечение – презентация к мероприятию.
2. Высказывание о языке.
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине
волшебный русский язык»
К.Г.Паустовский.
Вступительное слово к игре.
«Следи за своими мыслями — они становятся словами. Следи за своими
словами — они становятся поступками. Следи за своими поступками — они
становятся привычками. Следи за своими привычками — они становятся
характером. Следи за своим характером — он определяет твою жизнь», -
писал Борис Пастернак.
Наша
сегодняшняя
лингвистическая
игра
«Слово
—
ключ,
открывающий сердца» посвящена знанию русского языка. Мы отправимся
с вами в интересное путешествие в мир слов. По пути вы сможете проверить
свои знания русского языка и заработать деньги своим собственным умом.
Только деньги у нас особенные. Это «азы и буки». За каждый правильный
ответ вы будете получать монету: первая команда - в один «аз», вторая
команда в один «буки». Победит тот, у кого будет больше монет. И помните
народную мудрость: «Один ум хорошо, а два лучше».
Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие
науки».
Отправляемся в путешествие
1 остановка – разминочная, она называется «Загадочная»
Каждой команде необходимо отгадать загадку:
1
(капитан выбирает свиток, в нем – загадка, за правильный ответ – 2 «аза»
или «буки»)
1. В поле едет на спине, а по полю – на ногах. (Борона)
2. Рождаются – летят, живут – лежат, умирают – уплывают. (Снежинки)
2 остановка – называется «Историческая».
1 задание. Внимательные читатели повести С. Аксакова «Детские годы
Багрова-внука» и А. Толстого «Князь Серебряный» должны были обратить
внимание на некоторые слова и разобраться в их лексическом значении.
(Вопросы задаются каждой команде, команда пишет ответ на листочке и
отдает в жюри, за правильный ответ – 3 «аза» или «буки»).
Что означают слова:
Бастыльник (1. надоевший; 2. сорняк , 3. напиток)
Дикуша (1. просо; 2. гречиха , 3. рожь)
Жирная вода (1. речная; 2. половодье , 3. рыбная)
Пришипиться (1. обидеться; 2. прицепиться, 3. присмиреть )
Поприще (1. мера длины ; 2. мера веса, 3. мера силы)
Поплечники (1. коромысло с ведрами; 2. помощники , 3. мышцы)
Ономнясь (1. давно; 2. скоро, 3. недавно )
2 задание. Забытое слово «коло». Коло – окружность, круг, обод.
Слово исчезло, но живы до сих пор рядившиеся от него слова. Какие?
Напишите в ответ как можно больше слов (за правильный ответ – 1 «аз»
или «буки»). Время ограничено (2 минуты).
(Предполагаемые ответы: колесо, кольчуга, около, колодец, коловорот,
околоток, колесить, колесница и др.)
3 задание. «Забытое родство». Что вы можете сказать: являются ли
родственными слова «улей», «улица», «улитка»? (за правильный ответ – 5
«азов» или «буки»).
Ответ. Да, раньше были родственными. «Уло» имело значение «дыра,
отверстие, дупло, проход».
4 задание. Задача. Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить 2
пятиалтынника. Алтын – это сколько? (за правильный ответ – 2 «аза» или
«буки»).
Ответ. «Алтын» - 3 копейки, «пятиалтынник» - 15 копеек.
3 остановка – называется «Лексическая»
1задание – разминочное. Напишите за 1 минуту как можно больше
многозначных слов, указав значение, и получите по полбалла за каждое
слово).
(например, ключ – родник, ключ – скрипичный, ключ – для открывания
дверей и т.д.)
2 задание. Угадайте слово, «спрятанное» за лексическим значением (за
правильный ответ – 2 «аза» или «буки»).
Мир, вселенная (космос)
На допуская возражений (беспрекословно)
Небольшая книга (брошюра)
2
Находиться где-либо продолжительное время (пребывать)
Человек, живущий за чужой счет, чужим трудом, бездельник (тунеядец)
3 задание. Среди приведенных имен существительным найдите
синонимы к словам: 1. бесчувственность, 2. подобострастие, 3.надменность
(за правильный ответ – 1 «аз» или «буки»).
Спесь
3
, раболепие
2
, холодность
1
, равнодушие
1
, угодливость
2
, высокомерие
3
.
4 задание. Дайте толкование словам (за правильный ответ – 2 «аза»
или «буки»).
Экология (наука об охране окружающей среды)
Дренаж (естественное либо искусственное удаление воды с поверхности
земли либо подземных вод)
Популяция (особи животных или растений, находящиеся на одной
территории)
4 остановка – называется «Заграничная»
1задание. Докажите, что перед вами слова иноязычные. (за
правильный ответ – 1 «аз» или «буки»).
Э таж, батальо н, ф регат, текс т, порция , терр итория, аква тория, а зимут.
2 задание. Придумайте названия профессий людей, имеющие в своем
составе морфемы теле и радио (задание командам по жеребьевке, за
правильный ответ – 1 «аз» или «буки»).
Предполагаемые ответы:
Теле – телевизионщик, тележурналист, телемастер, телекомментатор,
телевизор, телевышка и др.
Радио – радиоэлектроника, радиокомментатор, радиожурналист,
радиомонтажник и др.
3 задание. Найдите к иноязычным словам русские синонимы:
Дебаты (спор)
Финал (конец)
Пенальти ( наказание)
Финиш (заключение)
Досье (документ)
Спидвей (мотогонки)
5 остановка – называется «Фразеологическая»
1 задание. Замените слова фразеологизмами (за правильный ответ – 2
«аза» или «буки»).
Опытный (собаку съел)
Плачущий (глаза на мокром месте)
Молчать (воды в рот набрал)
Хвалить (петь дифирамбы)
Обманывать (обвести вокруг пальца)
Исчезать (как сквозь землю провалиться)
2 задание. Почему и когда мы так говорим (за правильный ответ – 2
«аза» или «буки»).
3
Знать на зубок (хорошо, раньше подлинность, например, монеты узнавали,
пробуя на зуб)
Белены объелся (обезумел, белена считается ядовитым растением)
На воре шапка горит
(Кто-либо невольно, случайно сам выдаёт то, что хотел бы скрыть, легенда о
том, как монах во время ярмарки разоблачил воришек, крикнув «Смотрите,
на воре шапка горит!»)
3 задание. «Расшифруйте «фразеологизмы (за правильный ответ – 1
«аз» или «буки»).
Во всю Ивановскую (громко)
Точить лясы (болтать)
Мозолить глаза (постоянно быть на виду)
Собака на сене (ни себе, никому)
6 остановка – называется «Именная»
Задание. Вспомните имена или фамилии (за правильный ответ – 1 «аз» или
«буки»).
1. Поэт Шота... (Руставели.)
2. Пуччини, Джакомо, Паганини ... (Николо.)
3. Русский князь — «Красное солнышко». (Владимир.)
4. Самый известный в мире Чарли. (Чаплин.)
5. Прародитель басни. (Эзоп.)
6. Самый известный в мире Христофор. (Колумб.)
7. Сюрреалист Сальвадор… (Дали.)
8. Основатель Рима. (Ромул.)
7 остановка – называется «Юмористическая»
1 задание. Командам нужно с закрытыми глазами изобразить в рисунке
фразеологизм «вешать лапшу на уши» (за оригинальность и качество рисунка 2
или 3 «аза» или «буки»).
2 задание. Иногда одна буква меняет смысл всей фразы.
Найдите в пословице ошибку – букву (за правильный ответ – 1 «аз» или
«буки»)
1. Проще жареной репы. (Пареной.)
2. Мети, Емеля, твоя неделя. (Мели.)
3.Знает мошка, чьё мясо съела. (Кошка.)
4. Нет козы без шипов. (Розы.)
5. Взявши мяч, от меча и погибнут. (Меч.)
8 остановка – называется «Творческая»
Задание. Командам необходимо сочинить четверостишие с опорой на слова
«эхо, плохо, смех, потеха» (за оригинальность и качество стиха 2 или 3 «аза»
или «буки»).
«Игра с болельщиками»
Пока жюри подводит итоги игры , проведем соревнование среди
болельщиков.
Задание 1. Каково происхождение слов «копейка» и «рубль»?
4
(Распространённое толкование названия говорит о его происхождении от
слова
«копьё»:
изначально
на
аверсе
копейки
изображался
Георгий
Победоносец, поражающий копьём Змия. Но Владимир Даль в своём толковом
словаре живого великорусского языка, изданном в 1881, придерживается иного
мнения, выдвигая версию, что копейка произошла от слова «копить» деньги.
По одной из версий, слово «рубль» как денежная единица происходит от слова
рубить. Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде, где
под «рублём» понималась одна из частей разрубленной пополам гривны).
2. Какой смысл приобретут слова, если их написать с прописной буквы?
Блок (поэт А. А. Блок)
Горн (мыс Горн)
Роза (женское имя)
Курган (город)
Десна (река)
Подведение итогов, Награждение.
Заключительное слово.
Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал:
«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным,
благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души,
и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово
доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит
беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить
улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».
Действительно, слово – это великая сила. Старайтесь каждый день
узнавать новые слова и учитесь каждый день правильно обращаться со
словом.
5