Напоминание

"Слово - ключ, открывающий сердца"


Автор: Краковецкая Марина Ивановна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 186
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: Лингвистическая игра
Тема: "Слово - ключ, открывающий сердца"
Раздел: среднее образование





Назад




Краковецкая Марина Ивановна

учитель русского языка и литературы

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 186».

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку

Лингвистическая игра «

Слово — ключ, открывающий сердца

»

Цели занятия:

1. Способствовать расширению кругозора, знаний о лексическом значении

слов, пополнению словарного запаса учащихся.

2. Развивать языковую зоркость, чувство языка, навыки культуры речевого

общения

3. Формировать интерес к изучению русского языка и литературы.

4. Пополнять словарный запас учащихся.

5. Активизировать творческие возможности учащихся.

6. Воспитывать чуткое отношение к языку, к слову.

Оборудование.

1. Компьютерное обеспечение – презентация к мероприятию.

2. Высказывание о языке.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине

волшебный русский язык»

К.Г.Паустовский.

Вступительное слово к игре.

«Следи за своими мыслями — они становятся словами. Следи за своими

словами — они становятся поступками. Следи за своими поступками — они

становятся привычками. Следи за своими привычками — они становятся

характером. Следи за своим характером — он определяет твою жизнь», -

писал Борис Пастернак.

Наша

сегодняшняя

лингвистическая

игра

«Слово

ключ,

открывающий сердца» посвящена знанию русского языка. Мы отправимся

с вами в интересное путешествие в мир слов. По пути вы сможете проверить

свои знания русского языка и заработать деньги своим собственным умом.

Только деньги у нас особенные. Это «азы и буки». За каждый правильный

ответ вы будете получать монету: первая команда - в один «аз», вторая

команда в один «буки». Победит тот, у кого будет больше монет. И помните

народную мудрость: «Один ум хорошо, а два лучше».

Правильно говорили в древности: «Сперва аз да буки, а потом другие

науки».

Отправляемся в путешествие

1 остановка – разминочная, она называется «Загадочная»

Каждой команде необходимо отгадать загадку:

1

(капитан выбирает свиток, в нем – загадка, за правильный ответ – 2 «аза»

или «буки»)

1. В поле едет на спине, а по полю – на ногах. (Борона)

2. Рождаются – летят, живут – лежат, умирают – уплывают. (Снежинки)

2 остановка – называется «Историческая».

1 задание. Внимательные читатели повести С. Аксакова «Детские годы

Багрова-внука» и А. Толстого «Князь Серебряный» должны были обратить

внимание на некоторые слова и разобраться в их лексическом значении.

(Вопросы задаются каждой команде, команда пишет ответ на листочке и

отдает в жюри, за правильный ответ – 3 «аза» или «буки»).

Что означают слова:

Бастыльник (1. надоевший; 2. сорняк , 3. напиток)

Дикуша (1. просо; 2. гречиха , 3. рожь)

Жирная вода (1. речная; 2. половодье , 3. рыбная)

Пришипиться (1. обидеться; 2. прицепиться, 3. присмиреть )

Поприще (1. мера длины ; 2. мера веса, 3. мера силы)

Поплечники (1. коромысло с ведрами; 2. помощники , 3. мышцы)

Ономнясь (1. давно; 2. скоро, 3. недавно )

2 задание. Забытое слово «коло». Коло – окружность, круг, обод.

Слово исчезло, но живы до сих пор рядившиеся от него слова. Какие?

Напишите в ответ как можно больше слов (за правильный ответ – 1 «аз»

или «буки»). Время ограничено (2 минуты).

(Предполагаемые ответы: колесо, кольчуга, около, колодец, коловорот,

околоток, колесить, колесница и др.)

3 задание. «Забытое родство». Что вы можете сказать: являются ли

родственными слова «улей», «улица», «улитка»? (за правильный ответ – 5

«азов» или «буки»).

Ответ. Да, раньше были родственными. «Уло» имело значение «дыра,

отверстие, дупло, проход».

4 задание. Задача. Сколько стоит книга, если за нее надо заплатить 2

пятиалтынника. Алтын – это сколько? (за правильный ответ – 2 «аза» или

«буки»).

Ответ. «Алтын» - 3 копейки, «пятиалтынник» - 15 копеек.

3 остановка – называется «Лексическая»

1задание – разминочное. Напишите за 1 минуту как можно больше

многозначных слов, указав значение, и получите по полбалла за каждое

слово).

(например, ключ – родник, ключ – скрипичный, ключ – для открывания

дверей и т.д.)

2 задание. Угадайте слово, «спрятанное» за лексическим значением (за

правильный ответ – 2 «аза» или «буки»).

Мир, вселенная (космос)

На допуская возражений (беспрекословно)

Небольшая книга (брошюра)

2

Находиться где-либо продолжительное время (пребывать)

Человек, живущий за чужой счет, чужим трудом, бездельник (тунеядец)

3 задание. Среди приведенных имен существительным найдите

синонимы к словам: 1. бесчувственность, 2. подобострастие, 3.надменность

(за правильный ответ – 1 «аз» или «буки»).

Спесь

3

, раболепие

2

, холодность

1

, равнодушие

1

, угодливость

2

, высокомерие

3

.

4 задание. Дайте толкование словам (за правильный ответ – 2 «аза»

или «буки»).

Экология (наука об охране окружающей среды)

Дренаж (естественное либо искусственное удаление воды с поверхности

земли либо подземных вод)

Популяция (особи животных или растений, находящиеся на одной

территории)

4 остановка – называется «Заграничная»

1задание. Докажите, что перед вами слова иноязычные. (за

правильный ответ – 1 «аз» или «буки»).

Э таж, батальо н, ф регат, текс т, порция , терр итория, аква тория, а зимут.

2 задание. Придумайте названия профессий людей, имеющие в своем

составе морфемы теле и радио (задание командам по жеребьевке, за

правильный ответ – 1 «аз» или «буки»).

Предполагаемые ответы:

Теле – телевизионщик, тележурналист, телемастер, телекомментатор,

телевизор, телевышка и др.

Радио – радиоэлектроника, радиокомментатор, радиожурналист,

радиомонтажник и др.

3 задание. Найдите к иноязычным словам русские синонимы:

Дебаты (спор)

Финал (конец)

Пенальти ( наказание)

Финиш (заключение)

Досье (документ)

Спидвей (мотогонки)

5 остановка – называется «Фразеологическая»

1 задание. Замените слова фразеологизмами (за правильный ответ – 2

«аза» или «буки»).

Опытный (собаку съел)

Плачущий (глаза на мокром месте)

Молчать (воды в рот набрал)

Хвалить (петь дифирамбы)

Обманывать (обвести вокруг пальца)

Исчезать (как сквозь землю провалиться)

2 задание. Почему и когда мы так говорим (за правильный ответ – 2

«аза» или «буки»).

3

Знать на зубок (хорошо, раньше подлинность, например, монеты узнавали,

пробуя на зуб)

Белены объелся (обезумел, белена считается ядовитым растением)

На воре шапка горит

(Кто-либо невольно, случайно сам выдаёт то, что хотел бы скрыть, легенда о

том, как монах во время ярмарки разоблачил воришек, крикнув «Смотрите,

на воре шапка горит!»)

3 задание. «Расшифруйте «фразеологизмы (за правильный ответ – 1

«аз» или «буки»).

Во всю Ивановскую (громко)

Точить лясы (болтать)

Мозолить глаза (постоянно быть на виду)

Собака на сене (ни себе, никому)

6 остановка – называется «Именная»

Задание. Вспомните имена или фамилии (за правильный ответ – 1 «аз» или

«буки»).

1. Поэт Шота... (Руставели.)

2. Пуччини, Джакомо, Паганини ... (Николо.)

3. Русский князь — «Красное солнышко». (Владимир.)

4. Самый известный в мире Чарли. (Чаплин.)

5. Прародитель басни. (Эзоп.)

6. Самый известный в мире Христофор. (Колумб.)

7. Сюрреалист Сальвадор… (Дали.)

8. Основатель Рима. (Ромул.)

7 остановка – называется «Юмористическая»

1 задание. Командам нужно с закрытыми глазами изобразить в рисунке

фразеологизм «вешать лапшу на уши» (за оригинальность и качество рисунка 2

или 3 «аза» или «буки»).

2 задание. Иногда одна буква меняет смысл всей фразы.

Найдите в пословице ошибку – букву (за правильный ответ – 1 «аз» или

«буки»)

1. Проще жареной репы. (Пареной.)

2. Мети, Емеля, твоя неделя. (Мели.)

3.Знает мошка, чьё мясо съела. (Кошка.)

4. Нет козы без шипов. (Розы.)

5. Взявши мяч, от меча и погибнут. (Меч.)

8 остановка – называется «Творческая»

Задание. Командам необходимо сочинить четверостишие с опорой на слова

«эхо, плохо, смех, потеха» (за оригинальность и качество стиха 2 или 3 «аза»

или «буки»).

«Игра с болельщиками»

Пока жюри подводит итоги игры , проведем соревнование среди

болельщиков.

Задание 1. Каково происхождение слов «копейка» и «рубль»?

4

(Распространённое толкование названия говорит о его происхождении от

слова

«копьё»:

изначально

на

аверсе

копейки

изображался

Георгий

Победоносец, поражающий копьём Змия. Но Владимир Даль в своём толковом

словаре живого великорусского языка, изданном в 1881, придерживается иного

мнения, выдвигая версию, что копейка произошла от слова «копить» деньги.

По одной из версий, слово «рубль» как денежная единица происходит от слова

рубить. Исторически понятие «рубль» возникло в XIII веке в Новгороде, где

под «рублём» понималась одна из частей разрубленной пополам гривны).

2. Какой смысл приобретут слова, если их написать с прописной буквы?

Блок (поэт А. А. Блок)

Горн (мыс Горн)

Роза (женское имя)

Курган (город)

Десна (река)

Подведение итогов, Награждение.

Заключительное слово.

Талантливый педагог В. А. Сухомлинский писал:

«Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным,

благоуханным цветком, и острым ножом, ковырнувшим нежную ткань души,

и раскаленным железом, и комьями грязи... Мудрое и доброе слово

доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное – приносит

беду, словом можно убить и оживить, ранить и излечить, … сотворить

улыбку – и вызвать слезы, породить веру в человека - и заронить недоверие».

Действительно, слово – это великая сила. Старайтесь каждый день

узнавать новые слова и учитесь каждый день правильно обращаться со

словом.

5



В раздел образования