Автор: Евграфова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "ООШ №95"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Презентация к уроку
Тема: ИКТ при подготовке к урокам ИЗО
Раздел: среднее образование
ГОРОД И ЧЕЛОВЕК
Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека
ЧУВСТВО ЛЮБВИ К РОДИНЕ ВО
МНОГОМ РОЖДАЕТСЯ ГОРОДОМ,
ЕГО ДОМАМИ И УЛИЦАМИ –
МЕСТОМ, ГДЕ МЫ ЖИВЕМ.
Города – это живые, постоянно меняющиеся организмы, и
человек – часть этого организма, определяющая его развитие.
Современный город – сочетание проблем экономики и Но
главными в этом
АРХИТЕКТУРА – ЭТО НЕ ПОСТРОЙКА ОДНОГО
ДОМА, А СОЗДАНИЕ ГОРОДСКОГО
ПРОСТРАНСТВА.
Наиболее сложные архитектурные задачи вставали
перед зодчими при создании городов. Когда человек
перестал видеть в жилище только средство спасения
от природных невзгод, а осознал необходимость
красоты постройки, тогда и возникло
искусство
архитектуры
в его современном понимании.
ГОРОД СКВОЗЬ ВРЕМЕНА И СТРАНЫ.
От
примитивных
укрытий
до
небоскребов
–
созидающая
мысль
человека
прошла
множество
этапов
на
пути
возникновения
тех
городов, в которых живем мы сейчас.
В отличие от народного жилища, в котором запечатлен коллективный
строительный
и
художественный
опыт,
архитектура
города
–
личное авторское творчество.
К
созданию
любого
значительного
архитектурного
сооружения
привлекались выдающиеся зодчие, камнетесы и резчики, художники и
декораторы.
Наша
задача
–
проследить,
как
в
материальной
культуре
разных
эпох
–
сооружениях,
вещах,
одежде,
отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, к
миру.
Приобретенные в предыдущие годы знания позволят вам в смене
стилей увидеть не только изменения технологий и мастерства
художников,
но
и
то,
как
менялся
человек,
общество,
его
эстетические идеалы.
ОБРАЗЫ
МАТЕРИАЛЬНОЙ
КУЛЬТУРЫ
ПРОШЛОГО
Народные жилища –
живые свидетельства
эстетических идеалов
разных народов.
Таковы русская изба,
украинская хата,
африканская хижина на
сваях, горские сакли в
аулах, как бы приросшие к
скалистым кручам,
китайские фанзы и
северные чумы, азиатская
юрта среди степных
просторов и ветров.
ВРЕМЯ МЕНЯЛО ОБЛИК ГОРОДОВ И
СТРАН, СОСТАВЛЯЯ КАМЕННУЮ
ЛЕТОПИСЬ ЭПОХ.
В истории культуры особое место
занимает античное искусство.
Стремление к гармонии позволяло
зодчим сочетать в планировке
городов жесткость
прямоугольной композиции с
разнообразием рельефа, свободой
пространства и удобством для
жизни.
Секрет непрекращающегося
интереса зодчих к
ордерной
системе в том, что она отражает
объективные закономерности
формотворчества.
ОРДЕР
– СТРОГО ПРОДУМАННОЕ СООТНОШЕНИЕ РАЗМЕРОВ И
СОЧЕТАНИЙ КОНСТРУКТИВНЫХ И ДЕКОРАТИВНЫХ ЧАСТЕЙ ЗДАНИЯ.
ОРДЕРА ОБЛАДАЮТ ОБЩЕЙ КОНСТРУКЦИЕЙ И КОМПОЗИЦИЕЙ, НО
РАЗЛИЧАЮТСЯ ПО СТИЛЮ И ПРОПОРЦИЯМ.
Три типа ордера:
а) дорический;
б) ионический;
в) коринфский.
б)
в)
а)
СУРОВОСТЬ ЖИЗНИ И РЕЛИГИОЗНАЯ АСКЕТИЧНОСТЬ
ПРОНИЗЫВАЕТ НЕ ТОЛЬКО БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, НО И СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ,
НАЗЫВАЕМЫЙ РОМАНСКИМ.
Композиционная простота,
грубоватая каменная кладка,
компактность форм придавали
суровую выразительность
городским строениям,
монастырям и замкам с их
мощными башнями, массивными
крепостными стенами,
прорезанными узкими окнами и
галереями.
Под стать архитектуре этот
стиль находил свое выражение в
одежде, мебели, хозяйственной
утвари.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ С
НАИБОЛЬШЕЙ ПОЛНОТОЙ ВОПЛОТИЛОСЬ В ГОТИЧЕСКОМ
ЗОДЧЕСТВЕ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО В ХРАМОВОЙ АРХИТЕКТУРЕ.
Готика – суровый и изящный стиль.
Образ города предстает как мир
самых разных построек: соборов,
ратуш, цехов и каменных жилых
домов. Здание рассматривалось в
связи с пространством. Его
планировка исходила из уже
сложившейся среды и той жизни,
которая кипела вокруг.
Стиль готики то напряженный и
жесткий, то утонченно
декоративный определил не только
силуэты и формы городов, но и
костюмы, посуду, украшения.
ИДЕАЛЫ КАЖДОЙ ЭПОХИ СВЯЗАНЫ С ПРОШЛЫМ, ТО
ОБРАЩАЯСЬ К НЕМУ, ТО ОТРИЦАЯ ЕГО.
Для архитектуры
Ренессанса
характерно создание зданий на основе
античных форм и ордерной системы.
Взлет искусства в эпоху Возрождения
связан с именами Леонардо да Винчи,
Микеланджело, Рафаэля, Брунеллески,
Альберти и т.д.
Архитектурные ансамбли, четкость
прямоугольных объемов,
уравновешенность композиции
фасадов, гармония, логика – это
архитектура Возрождения.
ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНИЛИСЬ ПО ЕВРОПЕ,
ЗАЛОЖИВ ОСНОВЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЯ БАРОККО.
В великолепии дворцов и парков,
изысканности украшений отражалось
величие не только королей, но и всей
нации, ее дух и культура.
Пышность форм фасадов в барокко
конкурировала с богатством и
чрезмерностью буйства декора в
интерьере. Для этого стиля
характерны сложные
пространственные решения,
преобладание криволинейных и
овальных очертаний архитектурных
форм.
МНОГООБРАЗИЕ ИДЕЙ АНТИЧНОСТИ ПОЗВОЛИЛО СОЗДАТЬ
АРХИТЕКТУРНОЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ПЫШНОМУ БАРОККО –
СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ.
Этот стиль провозглашал
уравновешенность форм,
соподчиненность частей и
симметрию как образцы
композиции, уподобляя их
античным канонам.
ЗАДАНИЕ: С.101,№1
Рассмотрите образцы
архитектуры разных
стилей и,
проанализировав их
сделайте: 1) зарисовки
улиц города того или
иного стиля; 2)
живописный этюд части
города (площадь, улица и
т.д.)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: С.101,
№3