Автор: Сибирякова Марина Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ"Лудорвайская СОШ имени Героя Советского Союза А.М. Лушникова"Структурное подразделение.Лудорвайский детский сад.
Населённый пункт: д.Лудорвай.Удмуртская Республика.
Наименование материала: статья
Тема: Мини-музей в ДОУ как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Сибирякова М.О.
Мини-музей в ДОУ как средство познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников
Использование методов музейной педагогики в детском саду позволяет создавать
условия для развития у детей познавательного интереса, мотивирует на самостоятельный
поиск информации,т.е исследования объекта, расширяет кругозор детей. Также мини-
музей – это средство для формирования активной познавательно-исследовательской
деятельности.
В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем
друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень
важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство
коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Дошкольное учреждение-это место,
в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы
окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со
сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как
личность. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего
мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают
тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем.
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий
для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать
этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и
разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает
его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные
возможности и первые творческие проявления.
Использование методов музейной педагогики в детском саду позволяет создавать
условия для развития у детей познавательного интереса, мотивирует на самостоятельный
поиск информации,т.е исследования объекта, расширяет кругозор детей. Также мини-
музей – это средство для формирования активной познавательно-исследовательской
деятельности.
Исходя из вышесказанного можно сказать, что мини-музей - это особое,
специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора
ребенка, повышению его образованности, воспитанности и приобщения к вечным
ценностям.
Музейная педагогика в условиях ДОУ:
является действительным модулем развивающей предметной среды, средством
индивидуализации образовательного процесса;
способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их
кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения
с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
Становление мини-музея в нашем детском саду началось совсем недавно с 2020 года,
когда педагогическим коллективом во главе с руководителем был разработан
педагогический проект «Организация системы работы ДОУ в рамках музейной
педагогики». Целью музейной педагогики является создание условий для развития
личности путем включения её в многообразную деятельность музея.
Нами был заключен договор о сотрудничестве с Музеем-заповедником «Лудорвай».
В рамках данного сотрудничества ежегодно организуются экскурсии в Музей-заповедник,
а также открытые занятия на базе нашего детского сада, которые проводит
профессиональный экскурсовод. Мы тесно работаем с родителями.Экспонаты нашего
мини-музея или выставки работ,это работы или предметы ,которые приносят
родители,также по договору берем предметы из Музея,на время организации по той или
иной теме.
Мы сотрудничаем с школьной библиотекой, где расположен музей комсомола. Также
сотрудничаем со школьным музеем.
В рамках работы над какой –либо темой детям проводим экскурсию с рассказом и
показом экспоната. Если это проекты детей с родителями, то дети сами защищают свои
работы.
Экскурсия – эта форма работы с дошкольниками, которая позволяет сменить место,
«отправиться в путешествие», организовать сюрпризный момент. Это способствует
повышению интереса, мотивации к познавательной деятельности у детей 3-7 лет.
Экспозиции в нашем мини-музее возникают в процессе проектной и поисково-
исследовательской деятельности детей и родителей. Чаще всего такие экспозиции
возникают сначала в группе, а потом переносятся на стеллажи музея, который расположен
в коридоре детского сада.
Осенью была организована выставка «Что нам осень принесла». К дню
Государственности Удмуртии были созданы экспозиции в 2020 году«Дом и быт
удмуртского народа»,а в 2021 году- «Кукла в национальном наряде». К Новому году в
музее традиционно располагается экспозиция «Символ года» ,в этом году немного отошли
от традиции и назвали выставку «Снеговик спешит на праздник». К 8 Марта –
«Волшебная ниточка». К празднику птиц была произведена работа совместно с
родителями над проектом и выставкой «Птицы нашей планеты». К празднику Пасхи
делали выставку «Пасхальное чудо».По каждому экспонату или элементу мини-музея
или выставки проводится исследовательская работа: когда,кем,где был создан из каких
материалов.Также рассказывается история,если предмет имеет историческую ценность.
Дети также защищают свой проект по экспонату, а воспитатель включает в свою
работу рассказы,игры, беседы,развлечения или занятие по теме, заданной на этой
музейной неделе.
Опыт работы нашего учреждения в рамках музейной педагогики был представлен в
рамках недели Музея учреждения в январе 2022 года.
Мы с большим удовольствием будем продолжать эту работу, так как в первую
очередь это нужно нашим детям.
Литература.
1.Гашук Е.А. Технология музейной педагогики: Москва.Учитель,2020
2.Белякова В.В. Занимательный мир музейной педагогики: Сценарии занятий по
программе «Музей в мире дошкольника» -М. Издательство «Радость»,2012
3.Рыжова Н.,Логинова Л.,Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс,
2008
4.Дыбина О.В. «ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением» 3-4
года.Младшая группа»: Мозайка –Синтез 2017
5.Дыбина О.В. «ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением» 4-5
года.Средняя группа»: Мозайка –Синтез 2017