Напоминание

Мини-музей в ДОУ как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольников


Автор: Сибирякова Марина Олеговна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ"Лудорвайская СОШ имени Героя Советского Союза А.М. Лушникова"Структурное подразделение.Лудорвайский детский сад.
Населённый пункт: д.Лудорвай.Удмуртская Республика.
Наименование материала: статья
Тема: Мини-музей в ДОУ как средство познавательно-исследовательской деятельности дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сибирякова М.О.

Мини-музей в ДОУ как средство познавательно-исследовательской деятельности

дошкольников

Использование методов музейной педагогики в детском саду позволяет создавать

условия для развития у детей познавательного интереса, мотивирует на самостоятельный

поиск информации,т.е исследования объекта, расширяет кругозор детей. Также мини-

музей – это средство для формирования активной познавательно-исследовательской

деятельности.

В наше время все, и взрослые, и дети, проводят больше времени с гаджетами, чем

друг с другом. Это приводит к отчуждению, замыканию людей в себе. Поэтому очень

важно в детском саду учить детей живому общению, поддерживать в них чувство

коллектива, атмосферу дружбы и помощи друг другу. Дошкольное учреждение-это место,

в котором ребенок проводит большую часть своего времени. Здесь он постигает азы

окружающей действительности, вступает в социальные взаимоотношения со

сверстниками и взрослыми, в процессе игровых действий развивается и формируется как

личность. Ребенок с раннего возраста испытывает потребность в познании окружающего

мира, потребность узнать, откуда берутся и из чего сделаны предметы, почему отмечают

тот или иной праздник. Процесс познания у ребенка происходит практическим путем.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий

для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать

этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и

разнообразнее будет детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает

его природе, тем успешнее будет идти его развитие, реализуются потенциальные

возможности и первые творческие проявления.

Использование методов музейной педагогики в детском саду позволяет создавать

условия для развития у детей познавательного интереса, мотивирует на самостоятельный

поиск информации,т.е исследования объекта, расширяет кругозор детей. Также мини-

музей – это средство для формирования активной познавательно-исследовательской

деятельности.

Исходя из вышесказанного можно сказать, что мини-музей - это особое,

специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора

ребенка, повышению его образованности, воспитанности и приобщения к вечным

ценностям.

Музейная педагогика в условиях ДОУ:

является действительным модулем развивающей предметной среды, средством

индивидуализации образовательного процесса;

способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры, расширяет их

кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;

помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения

с родителями и представителями социума за пределами детского сада.

Становление мини-музея в нашем детском саду началось совсем недавно с 2020 года,

когда педагогическим коллективом во главе с руководителем был разработан

педагогический проект «Организация системы работы ДОУ в рамках музейной

педагогики». Целью музейной педагогики является создание условий для развития

личности путем включения её в многообразную деятельность музея.

Нами был заключен договор о сотрудничестве с Музеем-заповедником «Лудорвай».

В рамках данного сотрудничества ежегодно организуются экскурсии в Музей-заповедник,

а также открытые занятия на базе нашего детского сада, которые проводит

профессиональный экскурсовод. Мы тесно работаем с родителями.Экспонаты нашего

мини-музея или выставки работ,это работы или предметы ,которые приносят

родители,также по договору берем предметы из Музея,на время организации по той или

иной теме.

Мы сотрудничаем с школьной библиотекой, где расположен музей комсомола. Также

сотрудничаем со школьным музеем.

В рамках работы над какой –либо темой детям проводим экскурсию с рассказом и

показом экспоната. Если это проекты детей с родителями, то дети сами защищают свои

работы.

Экскурсия – эта форма работы с дошкольниками, которая позволяет сменить место,

«отправиться в путешествие», организовать сюрпризный момент. Это способствует

повышению интереса, мотивации к познавательной деятельности у детей 3-7 лет.

Экспозиции в нашем мини-музее возникают в процессе проектной и поисково-

исследовательской деятельности детей и родителей. Чаще всего такие экспозиции

возникают сначала в группе, а потом переносятся на стеллажи музея, который расположен

в коридоре детского сада.

Осенью была организована выставка «Что нам осень принесла». К дню

Государственности Удмуртии были созданы экспозиции в 2020 году«Дом и быт

удмуртского народа»,а в 2021 году- «Кукла в национальном наряде». К Новому году в

музее традиционно располагается экспозиция «Символ года» ,в этом году немного отошли

от традиции и назвали выставку «Снеговик спешит на праздник». К 8 Марта –

«Волшебная ниточка». К празднику птиц была произведена работа совместно с

родителями над проектом и выставкой «Птицы нашей планеты». К празднику Пасхи

делали выставку «Пасхальное чудо».По каждому экспонату или элементу мини-музея

или выставки проводится исследовательская работа: когда,кем,где был создан из каких

материалов.Также рассказывается история,если предмет имеет историческую ценность.

Дети также защищают свой проект по экспонату, а воспитатель включает в свою

работу рассказы,игры, беседы,развлечения или занятие по теме, заданной на этой

музейной неделе.

Опыт работы нашего учреждения в рамках музейной педагогики был представлен в

рамках недели Музея учреждения в январе 2022 года.

Мы с большим удовольствием будем продолжать эту работу, так как в первую

очередь это нужно нашим детям.

Литература.

1.Гашук Е.А. Технология музейной педагогики: Москва.Учитель,2020

2.Белякова В.В. Занимательный мир музейной педагогики: Сценарии занятий по

программе «Музей в мире дошкольника» -М. Издательство «Радость»,2012

3.Рыжова Н.,Логинова Л.,Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс,

2008

4.Дыбина О.В. «ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением» 3-4

года.Младшая группа»: Мозайка –Синтез 2017

5.Дыбина О.В. «ФГОС Ознакомление с предметным и социальным окружением» 4-5

года.Средняя группа»: Мозайка –Синтез 2017



В раздел образования