Напоминание

"Общественно-историческая сущность сознания: сознание и психика человека"


Авторы: Лаврикова Наталия Игоревна, Щелкунов Илья Олегович
Должность: cотрудники
Учебное заведение: Академии ФСО России
Населённый пункт: г. Орёл, Орловская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Общественно-историческая сущность сознания: сознание и психика человека"
Раздел: высшее образование





Назад




Общественно-историческая сущность сознания:

сознание и психика человека

Лаврикова Наталия Игоревна

Щелкунов Илья Олегович

сотрудники Академии ФСО России, г. Орел

Введение

Сознание человека проявляется исключительно в обществе. Сознание

становится действительным в обществе только тогда, когда биологическая

эволюция образовывает предпосылки нашего сознания. Как полагает сознание,

человек с самого детства должен познавать структуру социальной жизни, чтобы

лучше понимать различные ситуации, которые может преподнести эта жизнь.

Самым активным процессом помогающим сформировать сознание человека

является подражание. С его помощью можно быстрее усваивать приобретённый

опыт.

Продуктом всемирной истории является сознание современного человека,

как

итог

многовекового

практического

и

познавательного

развития

деятельности многих поколений людей. Человек обладает удивительным

навыком – разумом, с помощью которого решает практические и теоретические

проблемы, благодаря творческому мышлению.

1. Психика и сознания в психологии

В психологии сознание интерпретируется как высший уровень мысленного

отражения объективной реальности. Осознание того, в какой форме оно

доступно человеку, доступно только ему. Из этого можно сделать вывод о том,

что человек значительно превосходит в психическом развитии животных.

Психика – это способность центральной нервной системы человека комплексно

мыслить и реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. В чем же

отличительная разница между «сознанием» и «разумом»?

Сознание в основном действует как меняющийся набор чувственных

образов,

которые

возникают

непосредственно

перед

субъектом

в

его

внутреннем

мире.

В это объединение входят образы: наглядные и расплывчатые. Сознание

понимается, как процесс интеграции. То есть встречаются визуальные образы и

звуки, реальные впечатления и воспоминания и многое другое.

По данным суждениям можно смело сказать, что умственная деятельность

помогает формировать и сопоставлять мысленные образы, которая встречается

также у животных, например, как собаки, лошади, дельфины, обезьяны. Какое

же основное отличие аналогичных процессов животных от отражения

человеком объективного мира? Сознание определенно присутствует и у

животных, но важным различием является его специфические механизмы

объективного

восприятия

окружающих

реальных

объектов.

Именно

существования у человека такого явления, как сознание и отражают механизмы

особенности работы, а также формирование воображаемого образа.

Речь

активно

зависит

от

человеческого

сознания

и

это

главное

преимущество, так как благодаря внутренней и внешней речи сознание может

организовывать очень сложные действия. В отличие от животных человек

способен к абстрактному мышлению, а также благодаря языку выражать свои

мысли в слух, а животные взаимодействуют с визуальным мышлением.

Животное сознание гораздо пассивнее, чем человеческое. В отличие от

человека животное не может распределить или же составить свой план жизни,

когда в то же время человек способен легко это сделать и не только для себя, а

также находясь будучи в обществе, составить коллективный план с другими

людьми. Способность контролировать свое внимание, осознавать важность

объекта или субъекта, а также направлять свои взгляды в нужное место на всё

это способен человек и это является главной отличительной особенностью.

Характерной главной чертой человеческого сознания это наличие у него

самосознания, способности к собственному самонаблюдению, благодаря чему

мы не только само рефлексируем, но, а также и отражаем то наличие

самосознания.

Это всё важно для управления своим психологическим

состоянием путём способности и возможности — это понимать. Что позволяет

человеку управлять своими моральными категориями, например стоит ли

ругать себя или же хвалить? Безусловно это самосознание, которое позволяет

развивать привычку сомневаться, различать ложь и правду, однозначное и

очевидное, плохое и хорошее, некрасивое и прекрасное, а также использовать

другую нашу способность – критиковать. Понятия критика описывается, как

важнейший или главный инструмент в нашем сознании.

У каждого человека есть свое представление о мире. В основном у людей

сознание занято тем, что мы представляем и формируем всю эту картину мира,

сравнивая те или иные различные факты и явления, которые в дальнейшим

моделируем в возможные события, а также причинно-следственные связи.

Сознание много умеет, но несмотря на это отказаться от понятия

«психика» невозможно, так как она рассматривает наполнение нервной

деятельности человека и если привести не достаточно точную аналогию: наша

нервная

система

выступает

в

роли

компьютера,

а

психика

является

операционной системой. Деятельность всей центральной нервной системы

очень сложна из-за того, что обрабатывается большой поток информации, и

следовательно сознание можно показать, как верхушку айсберга, называемая

психикой. До сознания часть информации не доходит, а если дойдёт, то только

уже в так называемой обобщённой форме. Слуховой мозговой анализатор

обрабатывает огромный поток различной информации, которое сознание

только как простое «сообщение».

Бессознательные механизмы важны в работе психи, ведь с помощью этого

«инструмента» можно построить движения. Например, ребёнок в раннем

возрасте не знает значения слова и самого слова инерция «инерция», но зато

использует его при своих собственных движениях. В привычном понимании,

как работает цветное видение большинство людей не могут себе представить,

когда в то время, как они это не могут сделать, они различают те цвета, которые

видят. Дать точно представления и объяснения, тем инстинктам, которые нами

движут, даже наука пока что не в силе.

В деятельность психики входит огромное количество процессов, где

сознание выступает, как один из сложных, то есть его считают, как высший

психический процесс, который включает в себя другие процессы не менее

сложные, например: память, речь, внимание и многое другое.

Установлено

посредством

клинический

испытаний,

что

осознанная

активность и поведения человека определяется теменной частью коры

головного мозга и передней долей. Если повредить лобную долю, то человек

теряет способность осознано и интеллектуально контролировать или управлять

всей своей деятельностью, подчиняя действия более отдалённым мотивам и

целям. Также стоит отметить, что потеряется такой навык, как ставить цель, но

человек продолжит действовать из-за привычек, которые сохраняются в

глубине нашего сознания. Если поражена теменная часть, то теряется

представление о пространстве и времени, а также логическая связь

Поражение теменной части приводит к потере представлений о времени и

пространстве. Теряется логическая связь.

2. Сознания и его общественно-исторический сущность

В жизнедеятельности человека отражаются такие понятия как: знание,

норма, оценка и традиция. Они передаются в основном через общение из

поколения в поколение. Индивидуальная психика создается благодаря опыту и

собственной, групповой деятельности. Поэтому сознание носит социальный

характер. Человек являясь субъектом сознания сосредоточен на опыте

культуры этого сообщества.

Человек, как биологическое существо рождается «чистым»: без идей,

моральных позиций, и других психических индивидуальностей. Биологические

черты, данные нам с рождения и генетические коды прямо влияют на наше

социальное развитие и оказывают воздействие на темперамент, характер и даже

здоровье. Психологические особенности и сознание личности формируются за

счет нашего взаимодействия с окружающим нас миром. Потребовалось чуть

больше 3 миллионов лет для перехода от примитивной обезьяны к человеку

разумному. А переход от пещерного огня к ядерной энергии, полетам в космос,

компьютерным технологиям, и др. – 40000 лет. Таким образом мы пришли к

выводу о том, что человечество прогрессирует за счет законов социального

развития, а не на биологических изменениях.

Получается, что вне общества сознание никак не может существовать, ведь

эволюция создает биологические предпосылки для возникновения сознания,

которое как раз является эффективным в обществе.

Выводы

Подводя краткие итоги наших рассуждений, можно сказать, что сознание

понимается, как высшая форма внутреннего мира, уникальная для людей,

которое связано с речью, логическими обобщениями, а также абстрактными

понятиями. Язык и труд оказали решающее влияние на формирование

человеческого сознания, основу которого составляет знание. Сознание состоит

из многокомпонентных составляющих, но является единым целым.



В раздел образования