Авторы: Лаврикова Наталия Игоревна, Щелкунов Илья Олегович
Должность: cотрудники
Учебное заведение: Академии ФСО России
Населённый пункт: г. Орёл, Орловская область
Наименование материала: научная статья
Тема: "Общественно-историческая сущность сознания: сознание и психика человека"
Раздел: высшее образование
Общественно-историческая сущность сознания:
сознание и психика человека
Лаврикова Наталия Игоревна
Щелкунов Илья Олегович
сотрудники Академии ФСО России, г. Орел
Введение
Сознание человека проявляется исключительно в обществе. Сознание
становится действительным в обществе только тогда, когда биологическая
эволюция образовывает предпосылки нашего сознания. Как полагает сознание,
человек с самого детства должен познавать структуру социальной жизни, чтобы
лучше понимать различные ситуации, которые может преподнести эта жизнь.
Самым активным процессом помогающим сформировать сознание человека
является подражание. С его помощью можно быстрее усваивать приобретённый
опыт.
Продуктом всемирной истории является сознание современного человека,
как
итог
многовекового
практического
и
познавательного
развития
деятельности многих поколений людей. Человек обладает удивительным
навыком – разумом, с помощью которого решает практические и теоретические
проблемы, благодаря творческому мышлению.
1. Психика и сознания в психологии
В психологии сознание интерпретируется как высший уровень мысленного
отражения объективной реальности. Осознание того, в какой форме оно
доступно человеку, доступно только ему. Из этого можно сделать вывод о том,
что человек значительно превосходит в психическом развитии животных.
Психика – это способность центральной нервной системы человека комплексно
мыслить и реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. В чем же
отличительная разница между «сознанием» и «разумом»?
Сознание в основном действует как меняющийся набор чувственных
образов,
которые
возникают
непосредственно
перед
субъектом
в
его
внутреннем
мире.
В это объединение входят образы: наглядные и расплывчатые. Сознание
понимается, как процесс интеграции. То есть встречаются визуальные образы и
звуки, реальные впечатления и воспоминания и многое другое.
По данным суждениям можно смело сказать, что умственная деятельность
помогает формировать и сопоставлять мысленные образы, которая встречается
также у животных, например, как собаки, лошади, дельфины, обезьяны. Какое
же основное отличие аналогичных процессов животных от отражения
человеком объективного мира? Сознание определенно присутствует и у
животных, но важным различием является его специфические механизмы
объективного
восприятия
окружающих
реальных
объектов.
Именно
существования у человека такого явления, как сознание и отражают механизмы
особенности работы, а также формирование воображаемого образа.
Речь
активно
зависит
от
человеческого
сознания
и
это
главное
преимущество, так как благодаря внутренней и внешней речи сознание может
организовывать очень сложные действия. В отличие от животных человек
способен к абстрактному мышлению, а также благодаря языку выражать свои
мысли в слух, а животные взаимодействуют с визуальным мышлением.
Животное сознание гораздо пассивнее, чем человеческое. В отличие от
человека животное не может распределить или же составить свой план жизни,
когда в то же время человек способен легко это сделать и не только для себя, а
также находясь будучи в обществе, составить коллективный план с другими
людьми. Способность контролировать свое внимание, осознавать важность
объекта или субъекта, а также направлять свои взгляды в нужное место на всё
это способен человек и это является главной отличительной особенностью.
Характерной главной чертой человеческого сознания это наличие у него
самосознания, способности к собственному самонаблюдению, благодаря чему
мы не только само рефлексируем, но, а также и отражаем то наличие
самосознания.
Это всё важно для управления своим психологическим
состоянием путём способности и возможности — это понимать. Что позволяет
человеку управлять своими моральными категориями, например стоит ли
ругать себя или же хвалить? Безусловно это самосознание, которое позволяет
развивать привычку сомневаться, различать ложь и правду, однозначное и
очевидное, плохое и хорошее, некрасивое и прекрасное, а также использовать
другую нашу способность – критиковать. Понятия критика описывается, как
важнейший или главный инструмент в нашем сознании.
У каждого человека есть свое представление о мире. В основном у людей
сознание занято тем, что мы представляем и формируем всю эту картину мира,
сравнивая те или иные различные факты и явления, которые в дальнейшим
моделируем в возможные события, а также причинно-следственные связи.
Сознание много умеет, но несмотря на это отказаться от понятия
«психика» невозможно, так как она рассматривает наполнение нервной
деятельности человека и если привести не достаточно точную аналогию: наша
нервная
система
выступает
в
роли
компьютера,
а
психика
является
операционной системой. Деятельность всей центральной нервной системы
очень сложна из-за того, что обрабатывается большой поток информации, и
следовательно сознание можно показать, как верхушку айсберга, называемая
психикой. До сознания часть информации не доходит, а если дойдёт, то только
уже в так называемой обобщённой форме. Слуховой мозговой анализатор
обрабатывает огромный поток различной информации, которое сознание
только как простое «сообщение».
Бессознательные механизмы важны в работе психи, ведь с помощью этого
«инструмента» можно построить движения. Например, ребёнок в раннем
возрасте не знает значения слова и самого слова инерция «инерция», но зато
использует его при своих собственных движениях. В привычном понимании,
как работает цветное видение большинство людей не могут себе представить,
когда в то время, как они это не могут сделать, они различают те цвета, которые
видят. Дать точно представления и объяснения, тем инстинктам, которые нами
движут, даже наука пока что не в силе.
В деятельность психики входит огромное количество процессов, где
сознание выступает, как один из сложных, то есть его считают, как высший
психический процесс, который включает в себя другие процессы не менее
сложные, например: память, речь, внимание и многое другое.
Установлено
посредством
клинический
испытаний,
что
осознанная
активность и поведения человека определяется теменной частью коры
головного мозга и передней долей. Если повредить лобную долю, то человек
теряет способность осознано и интеллектуально контролировать или управлять
всей своей деятельностью, подчиняя действия более отдалённым мотивам и
целям. Также стоит отметить, что потеряется такой навык, как ставить цель, но
человек продолжит действовать из-за привычек, которые сохраняются в
глубине нашего сознания. Если поражена теменная часть, то теряется
представление о пространстве и времени, а также логическая связь
Поражение теменной части приводит к потере представлений о времени и
пространстве. Теряется логическая связь.
2. Сознания и его общественно-исторический сущность
В жизнедеятельности человека отражаются такие понятия как: знание,
норма, оценка и традиция. Они передаются в основном через общение из
поколения в поколение. Индивидуальная психика создается благодаря опыту и
собственной, групповой деятельности. Поэтому сознание носит социальный
характер. Человек являясь субъектом сознания сосредоточен на опыте
культуры этого сообщества.
Человек, как биологическое существо рождается «чистым»: без идей,
моральных позиций, и других психических индивидуальностей. Биологические
черты, данные нам с рождения и генетические коды прямо влияют на наше
социальное развитие и оказывают воздействие на темперамент, характер и даже
здоровье. Психологические особенности и сознание личности формируются за
счет нашего взаимодействия с окружающим нас миром. Потребовалось чуть
больше 3 миллионов лет для перехода от примитивной обезьяны к человеку
разумному. А переход от пещерного огня к ядерной энергии, полетам в космос,
компьютерным технологиям, и др. – 40000 лет. Таким образом мы пришли к
выводу о том, что человечество прогрессирует за счет законов социального
развития, а не на биологических изменениях.
Получается, что вне общества сознание никак не может существовать, ведь
эволюция создает биологические предпосылки для возникновения сознания,
которое как раз является эффективным в обществе.
Выводы
Подводя краткие итоги наших рассуждений, можно сказать, что сознание
понимается, как высшая форма внутреннего мира, уникальная для людей,
которое связано с речью, логическими обобщениями, а также абстрактными
понятиями. Язык и труд оказали решающее влияние на формирование
человеческого сознания, основу которого составляет знание. Сознание состоит
из многокомпонентных составляющих, но является единым целым.