Напоминание

"Забавы Зимушки-зимы"


Автор: Елена Александровна Колесникова
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Ромодановская СОШ№3
Населённый пункт: п Ромоданово
Наименование материала: сценарий внеклассного мероприятия
Тема: "Забавы Зимушки-зимы"
Раздел: среднее образование





Назад




«

-

Забавы Зимушки Зимы

(час загадок и отгадок)

5

.

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся

класса

Цель. Познакомить учащихся с явлениями в природе, которые происходят зимой..

Задачи.

1. Привить любовь к природе через разнообразие ее проявления.

2. Показать детям разные процессы, происходящие в природе, в зимний период

времени.

3. Использовать загадки, как способ развития пытливости ума и

сообразительности ребенка

.

Оборудование

.

,

«

-

»,

Слайды выставка рисунков

Забавы зимушки зимы

,

картинки с силуэтами деревьев картинки со следами птиц и

,

.

млекопитающих жетоны для раздачи

Ход мероприятия.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами сделаем час загадок и отгадок,

а посвятим его, а в прочем вы сами легко ответите, чему мы посвятим наш

сегодняшний вечер, если отгадаете загадку.

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я ... (Зима)

Зима – самое продолжительное время года во многих районах нашей страны. В

среднерусской полосе она длится 111 дней. Главные черты сезона – наименьшее

поступление солнечной энергии, отрицательные температуры воздуха и

устойчивый снеговой покров. Они то и определяют весь жизненный уклад живой

природы.

А кто мне ответит, сколько зимних месяцев? (три)

1-й. Загадка. Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его — всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет,

Мы встречаем Новый год.

(декабрь)

2-й. Да - это декабрь. Иногда долго не устанавливается Зима. Снег,

обильно выпавший, сбегает ручьями под напором оттепели. Так уж не раз

случалось: убелит снегопад окрестности, покров толстый, пышный, вот вроде и

чернотропу конец. А потом теплом потянет, воздух загустеет от влаги, и,

главное, дождь зашуршит. И снег почернел, чернотроп снова вскрылся. Таков

уж декабрь – «месяц пляшущего термометра». Контрастна и капризна погода

первозимья, до самого солнцеворота – 22 декабря могут не разыграться метели.

Зато уж как разыграются … и побелеет окрестность, засверкают на солнце

терема зимнего леса, установится санный путь – это ли не признак водворения

Зимы!

Учитель. Деревья давно сбросили свои листочки и стоят они, посреди зимы

застывшими, неподвижными великанами, раскинувшими свои ветки

замысловатым, роскошным узором. Мы попробуем по силуэту угадать, а что

нужно угадать подскажет загадка. ( определяем дерево по его силуэту)

Каждый день в белом платье ходит,

А как весна наступает,

Зеленый платок одевает.

Осенью в золотом платке ходит.

И как дерево называется… (Берёза)

В сенокос - горька,

А в мороз - сладка,

Что за ягодка? (калина)

То ли с крыши, то ли с неба –

Или вата, или пух.

Или, может, хлопья снега

Появились летом вдруг?

Кто же их исподтишка

Сыплет будто из мешка? (тополь)

Листочки жёсткие,

Ствол прочный,

Плоды в шляпках

Кабанам на радость (дуб)

Листьев нет на ней, есть хвоя

И зимой, и в летнем зное

Весела и зелена,

Шишек длинненьких полна (ель)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушки

Ветки только на макушке (сосна)

2-й. Загадка.Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду — упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это?

(январь)

1-й. Голубое небо отразилось в январских сугробах. И снега сделались

голубыми – снег, как вода, способен отражать окраску небосвода. Оттого-то с

подъёмом солнца заголубелась искромётная снежная скатерть. К вечеру, когда

небо синеет, сугробы будто тронуты синькой. С появлением корки наслуда

(наледи) сугробы зачерствеют, крепкий наст откроет пешему путь во все концы.

Снег местами бывает такой крепкий, что следы за собой сразу же потеряешь.

Середина зимы. «Мороз и солнце..» эти два январских слова будто выведены

самой природой и навеки спаяны в пушкинских стихах. Звонкий январский день

– это когда, во всю ширь льётся прямое солнечное сияние, когда роскошной

ризой светятся снега.

Учитель. Январь пора школьных каникул. И какая бы погода ни была, всегда

есть время для забав зимних. А вот какими забавами зима радует нас, мы

ответим, отгадав загадки.

( отгадываем загадки о зимних забавах)

1.Мы с бараньими рогами

Вниз под горку мчимся сами,

А как на гору взбираться,

Начинаем упираться. (Санки)

2. Сажусь и качусь,

С горы я мчусь,

Но это не санки,

А просто … (ледянка)

3.

Зимой забава есть одна.

В ней меткость, ловкость всем

нужна.

А как "снаряды" называешь,

Что лепишь и в друзей бросаешь?

(Снежки)

4.Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

Обе по снегу бегут,

Обе песенки поют,

Обе ленты на снегу

Оставляют на бегу. (Лыжи)

5

. Что за странный человек

Прибыл в двадцать первый век:

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла? (Снеговик)

6.Долго ходом шли коньковым

Друг за дружкою втроем,

Было очень нелегко им

Забираться на подъем.

Вдруг отточенным движеньем

Хвать винтовки – и стрелять!

Бьют прицельно по мишеням,–

Раз, другой, четыре, пять.

И помчались под уклон.

Что же это? ... (биатлон)

7. Он на вид – одна доска,

Но зато названьем горд,

Он зовется … (сноуборд)

8.Дождались зимы друзья;

По реке бегут, скользя.

Лед срезают, как ножи,

Выполняя виражи. (Коньки)

9.На ледяной площадке крик,

К воротам рвется ученик.

Кричат все: "Шайба! Клюшка! Бей!"

Веселая игра ... (хоккей)

10.Этой палкой бей смелее,

Чтоб удар был, как из пушки,

Эта палка – для хоккея

И она зовется ... (клюшка)

1-й. Загадка. Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?

(февраль)

2-й. Февраль – перелом зимы – заключительная фаза сурового сезона.

Значительная прибавка света, серьёзная оттепель, неуклонно увеличивается

долгота дня – это главная примета месяца-бокогрея. Из всех прозвищ февраля

самое распространённое – «вьюговей». Самые пушистые сугробы приходятся как

раз на конец зимы. Февраль свадебник в мире животных: слетают с деревьев,

подыскивая место для тока глухари, разбиваются на пары волки, начинаются

свадебные игры у лис, зайцы начинают свои весенние игры. Пусть впереди зима

нашлёт ещё и морозов , и вьюг, а уж календарь живой природы подсказывает, что

пора приниматься за обновление зимнего быта. Ведь февральский снег весной

пахнет.

Учитель. Если уж разговор зашёл о животных, пора пройтись по «Белой

зимней тропе» и разгадать запутанные следы, которые они оставили на снегу.

Попробуем поиграть в следопытов.

( на слайде следы птиц и млекопитающих, которые нужно отгадать)

1.

Мелких строчек вереница, значит, прыгала синица.

2.

Мышка

3.

Сова охотница

4.

Лисица

5.

Сорока.

6.

Заяц.

Учитель. Фантастическое время года – зима. В зимнем периоде в России

выделяют три периода: первозимье, коренная зима, перелом зимы.

1-й. Первозимье (глухозимье). Начинается с выпадением покровного снега,

кончается же в декабрьское солнцестояние. В первозимье самое низкое

положение солнца в годовом ходе, пора глубокого покоя живой природы.

Зимняя погода в этом сезоне не устойчива, за снегопадами и морозами предстоят

оттепели.

2-й. Коренная зима. Длится до 20-х чисел февраля, до протяжной песни

синицы. Период стуж и крутых метелей.

1-й. Перелом зимы. Этот период отмечен резким приростом светового дня,

когда солнце не только ходит выше, но и заметно греет. Полдневная капель

сосульки отращивает. Веселей поют синицы. Снег осел, сверху подёрнулся

настом. Вот такое замечательное время года, которое богато на природные

явления и она, Зима, нам их постоянно демонстрирует.

Учитель. Настало время узнать, какие ещё загадки нам приготовила Зимушка-

зима.

1-й. МОРОЗ – состояние сильного холода.

2-й. МЕТЕЛЬ - перенос снежных масс над поверхностью земли посредством

мощного и порывистого ветра.

1-й. ИНЕЙ — вид твёрдых атмосферных осадков. Представляет собой тонкий слой

кристаллического водного льда различной мощности, нарастающего на

поверхности земли и наземных предметах при отрицательной температуре почвы...

2-й. ОТТЕПЕЛЬ — повышение температуры атмосферы до положительных

значений зимой или в начале весны в умеренных и высоких широтах Земли

1-й. ИЗМОРОЗЬ— вид осадков, представляет собой кристаллические или

зернистые отложения льда на тонких и длинных предметах (ветвях деревьев,

проводах) при влажной морозной погоде.

2-й. НАСТ— плотная корка снега на поверхности (или, в результате последующих

снегопадов, в более глубоких слоях) снежного покрова, образующаяся в результате

подтаивания и последующего замерзания снега

1-й. ПОЗЁМОК (ПОЗЁМКА)— ветровой перенос снега на высоте нескольких

десятков сантиметров над снежным покровом; горизонтальная дальность

видимости при этом не ухудшается.

2-й. СОСУ

́

ЛЬКА - Обледеневшая при стоке жидкость в виде заостренного книзу

стержня, палочки.

1-й.ЛЁД — вода в твёрдом агрегатном состоянии.

2-й. СНЕГ — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда.

Относится к обложным осадкам, выпадающим на земную поверхность.

1-й. СНЕЖИНКА — снежный или ледяной кристалл, чаще всего в форме

шестилучевой по концам звёздочек или шестиугольных пластинок.

(разгадываем загадки о природных зимних явлениях)

1.Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути. (Снег)

2.Солнце выглянет – заплачет,

Солнца нет – слезинки спрячет. (сосулька)

3.В белом бархате деревня —

И заборы, и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет. (иней)

4.Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне. (мороз)

5.Есть один такой цветок

Не вплетешь его в венок.

На него подуй слегка –

Был цветок, и нет цветка. (снежинка)

6. Ни в огне не горит, ни в воде не тонет.

(лед)

7. Вился, вился белый рой.

Сел на землю – стал горой. (Сугроб)

8.Кто зимой метёт и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это – снежная…(метель)

9.Почему-то снег растаял,

А потом опять мороз.

Мы весну еще не ждали,

Кто же нам её принёс? (оттепель)

10. В новой стене, в круглом окне

Днем стекло разбито, за ночь вставлено.

(прорубь)

Викторина. (рефлексия мероприятия)

1.Сколько дней в среднерусской полосе длится зима? (11 дней)

2. Как месяц декабрь называют за капризную и контрастную погоду? (месяц

пляшущего термометра)

3. Мороз, солнце, голубое небо – это приметы какого зимнего месяца? (январь)

4.Сколько периодов выделяют в русской зиме? (три: первозимье, коренная зима,

перелом зимы)

5. Какое прозвище месяца февраля самое распространённое? (вьюговей)

6. С какого месяца начинается перелом зимы? ( с февраля)

7. С какого фенологического явления начинается первозимье(глухозимье)? (с

выпадением покровного снега)

8. Как называется период стуж и крутых метелей? ( коренная зима)

В конце мероприятия подводим итоги конкурса рисунка и награждаем

победителей.



В раздел образования