Автор: Кумеркин Игорь Сергеевич
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39»
Населённый пункт: г.Брянска
Наименование материала: Рабочая программа кружка:
Тема: "Художественная обработка древесины"
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Симоненко В.Д., Неменского
Б.М.: 1. Программы для общеобразовательных школ и гимназий «Основы народного и
декоративно – прикладного искусства 5-11классы; 2.Технология для 5-7 классов; 3.
Декоративно – прикладное творчество для дополнительных образовательных учреждений.
Нормативные документы:
-
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004
№ 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении
изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов
начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования,
утвержденный приказом МО РФ от 05.03.2004 № 1089»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017
года N 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31 марта 2014 г. N 253»; (для 1-11кл)
-
Базисный учебный план Брянской области, утверждённый приказом
Департаментом образования и науки Брянской области для 5-7, 8 на 2018-2019 учебный
год;
-
Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №39 г. Брянска.
Цель :
-формирование и закрепление знаний, первоначальных умений и навыков, полученных на
уроках технологии, обеспечение развития творческой личности подростка, познакомить
учащихся с художественной обработкой древесины, обучить практическими навыками
выпиливания
лобзиком,
выжиганию,
умению
создавать
собственные
творческие
композиции.
Задачи:
-Расширить и углубить знания по истории и роли народного творчества, декоративно –
прикладного искусства Брянского края.
-по программе кружковой деятельности, способствовать развитию творческой активности
учащихся;
- реализовать навыки и умения по выполнению творческих проектов;
- научить познавать и использовать красоту и свойства древесины для создания
художественных образов и предметов быта;
- освоить основы технологии и технику безопасности ручной обработки древесины;
- изучить технологию работы выжигателем и лобзиком;
-научить работать различными инструментами, приспособлениями.
-развитие
познавательных
интересов,
технического
мышления,
пространственного
воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских
способностей;
-воспитание
трудолюбия,
бережливости,
аккуратности,
целеустремленности,
предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного
отношения к людям различных профессий и результатам их туда.
Описание места кружковой работы в учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учебных
учреждений Российской Федерации,
на изучение кружковой работы «художественная обработка древесины» в учебном плане
МБОУ «СОШ №39» г. Брянска отводится 36 часов в год из расчета 2 часа в неделю на 35
учебных недель 1ч резьба по дереву и 1ч выжигание.
По учебному плану МБОУ «СОШ №39» г. Брянска учебный год 35 недель.
Срок реализации программы – 2018 – 2019 учебный год.
Программа рассчитана на один год обучения на обучающихся 1-8 классов
Планируемые результаты освоения кружковой работы
«Художественная обработка древесины»
- в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на
приобретенных
школьниками
соответствующих
знаниях,
умениях
и
способах
деятельности;
~ в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и
самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
- в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального
производства;
~ в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории
последующего профессионального образования.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение
личностных, метапредметных результатов:
Личностными
результатами
освоения
учащимися
освоения
кружковой
работы
«художественная обработка древесины» являются:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики; проявление познавательных интересов и
активности в
данной области предметной технологической деятельности;
- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для
удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;
- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с
позиций будущей социализации и стратификации;
- становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной
деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
- осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации
своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического
труда
Метапредметными
результатами
освоения
учащимися
курса
кружковой
работы
«художественная обработка древесины» являются:
- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
- определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим
условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных
алгоритмов;
- комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в
ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
- проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в
процессе моделирования изделия или технологического процесса;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию
технических изделий;
- виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических
процессов;
-приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию
технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или
письменной форме результатов своей деятельности;
- выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих
потребительную стоимость;
- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников
информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов,
имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
-согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с
другими ее участниками;
- объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение
общих задач коллектива;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных,
правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе
требованиям и принципам;
-диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям
и показателям;
- обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемых технологических процессах;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой
производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и
созидательного труда.
«Учебно-методический комплекс».
1. Технология программа: 5-8 классы / А.Т. Тищенко, Н.В. Синица. — М.: Вентана-Граф, 2015. —
144 с.
2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и
рогу.- М.: Высшая школа, 2014
3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 2015.
4. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.:
Народное творчество, 2003.
5. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество,
2001.
6. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 2013.
7. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.3. Карабанов И.А.
Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 2014.