Напоминание

Фортепианный дуэт как средство совершенствования концертмейстерских навыков


Автор: Головина Елена Григорьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "СПб ДМШ № 24"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фортепианный дуэт как средство совершенствования концертмейстерских навыков
Раздел: дополнительное образование





Назад




Фортепианный дуэт как средство совершенствования

концертмейстерских навыков

Работа пианиста-концертмейстера в детской музыкальной школе

занимает важное место. Творческая собранность, артистизм, ответственность

в достижении художественных результатов, собственное музыкальное

совершенствование отличают концертмейстера, чья задача совместно с

педагогом по специальности научить детей музицировать в ансамбле,

познакомить

их

с

разнообразным

миром

музыки.

По

словам

Е.М.

Шендеровича,

«…в

деятельности

концертмейстера

объединяются

педагогические, психологические и творческие функции».

Концертмейстер – это пианист-практик. Он, прежде всего, должен

хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном смысле.

Разнообразие репертуара обязывает концертмейстера владеть различными

приемами игры, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля.

Концертмейстер – это ансамблист-универсал. Плохой пианист никогда

не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший

пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит

законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру,

не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и

партией аккомпанемента. Специфика работы концертмейстера в современной

музыкальной школе состоит в том, что ему приходится сотрудничать с

представителями разных музыкальных специальностей, знать особенности

игры других инструментов, и в этом смысле он должен быть «универсальным

музыкантом».

Полноценная

профессиональная

деятельность

концертмейстера

предполагает

наличие

у

него

комплекса

психических

свойств

и

психологических качеств личности, таких, как большой объем внимания и

памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в

неожиданных ситуациях, выдержка и воля, эмоциональная устойчивость,

педагогический такт и чуткость.

Концертмейстеру необходимо накопить большой и разнообразный

репертуар, отражающий различные музыкальные стили и жанры.

Чтение с листа для концертмейстера является показателем его

профессиональной мобильности. В силу специфики своей деятельности

концертмейстер иногда не имеет достаточно времени на детальную работу, а

порой ситуация требует выхода на сцену с «чужим» учеником или с

незнакомым произведением. Важно быстро понять художественный смысл

произведения, уловить самое характерное в его содержании, уметь отделить

главное от второстепенного, т. е. владеть целостным восприятием нотного

текста.

Поскольку концертмейстеры работают не только с «готовым» нотным

текстом, в их арсенале должны быть и такие навыки, как транспонирование,

инструментальная и вокальная аранжировка, подбор по слуху.

Таким образом, деятельность концертмейстера в музыкальной школе

многогранна

и

ответственна.

Более

того,

она

требует

от

пианиста

систематической

работы

над

собой,

над

повышением

своего

профессионального

мастерства.

Истинный

стимул

совершенствования

мастерства – это творческая составляющая личности концертмейстера,

горячая заинтересованность делом, при которой высокая степень осознания

ответственности стоящих задач органически сочетается с чувством любви к

своей работе.

Концертмейстер

не

должен

упускать

случая

практически

соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства. На наш

взгляд, игра в фортепианном дуэте – один из путей творческого развития

личности и профессионального совершенствования концертмейстера.

Перечисленные

выше

качества,

умения,

навыки,

необходимые

концертмейстеру, обогащаются при игре в фортепианном ансамбле.

Так, игра в фортепианном дуэте дает возможность его участникам

совершенствовать свое исполнительское мастерство, дополнять и обогащать

новыми красками. Фортепианный ансамбль – это, как правило, коллектив,

активно участвующий в различных концертах, поэтому он внесет свою лепту

в умение пианиста уверенно и полноценно существовать на сцене.

Артистизм, воображение, способность вдохновенно воплотить замысел

автора в концертном исполнении – все эти качества в равной степени

необходимы и концертмейстеру, и участникам фортепианного ансамбля.

Любое публичное выступление требует от исполнителя эмоциональной и

психологической устойчивости, концентрации внимания, надежности, воли и

выдержки. В условиях совместного музицирования с коллегой такие качества

приобретаются более успешно.

Игра в фортепианном дуэте значительно обогащает ансамблевые

навыки концертмейстера. Специфика совместной игры в том, что и общий

план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой

фантазии не одного, а двух (иногда нескольких) исполнителей и реализуются

они их объединенными усилиями. Знание своей партии, даже отличное, еще

не делает пианиста партнером, концертмейстером. Он становится таковым

лишь в процессе совместной работы с другим участником ансамбля.

Созидательная

атмосфера

совместного

музицирования

возникает

при

2

наличии у музыкантов некоторых особых качеств. Определяя эти качества,

вспомним

об

отличии

талантливого

рассказчика

от

талантливого

собеседника. Для первого главным будет искусство говорить, для второго не

менее важно – искусство слушать. При совместном музыкальном исполнении

равно необходимо и умение увлечь партнера своим замыслом, передать ему

свое видение музыкальных образов, убедить в правдивости и естественности

своей интерпретации авторских указаний и умение увлечься замыслом

партнера,

понять

его

пожелания,

заинтересоваться

и

принять

их,

почувствовать своими, - вжиться в них. Взаимопонимание и согласие лежат в

основе создания единого плана интерпретации. При воплощении совместно

созданной

интерпретации

понятие

«исполнительское

творческое

переживание» трансформируется в родственное ему, но не тождественное

понятие «творческое сопереживание исполнителей».

Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает:

умение слышать звучание ансамбля в целом и своей партии как

части целого и в соответствии с этим оценивать динамический баланс

ансамбля;

умение добиться в необходимых случаях тождественности

исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, звукоизвлечения и

т. д.;

умение играть в одном темпе, постоянно ощущая общность

движения;

умение работать над единством художественного замысла и

воплощать его в процессе совместного исполнения.

Фортепианная

ансамблевая

игра

представляет

собой

форму

деятельности,

открывающую

самые

благоприятные

возможности

для

всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед

музыкантом проходят произведения различных художественных стилей,

жанров, исторических эпох, тем самым существенно обогащая кругозор его

участников. Заметим, что ансамблист находится при этом в особо выгодных

условиях, ведь наряду с репертуаром, адресованным непосредственно

фортепиано, он может использовать также переложения симфонической,

вокальной, камерно-инструментальной музыки для фортепианного ансамбля.

Иными словами, фортепианная дуэтная игра – постоянная и быстрая смена

новых

восприятий,

«открытий»,

интенсивный

приток

богатой

и

разнохарактерной информации.

Ознакомление с большим объемом нотной литературы возможно лишь

при хорошо развитом навыке чтения с листа. В ходе активной лекционной

деятельности у фортепианного дуэта возникает потребность и в собственных

3

аранжировках. Быстрая ориентировка в нотном тексте, создание собственных

переложений - эти навыки в равной степени необходимы и концертмейстеру,

и участнику фортепианного ансамбля.

Таким образом, участие концертмейстера в фортепианном дуэте

способно

повысить

его

исполнительский

уровень,

обогатить

опыт

ансамблевой игры и психологического взаимодействия в коллективе,

пополнить фонд его музыкальных и слуховых впечатлений, укрепить навыки

чтения

с

листа,

создания

собственных

аранжировок,

и,

в

целом,

способствовать

его

профессиональному

росту.

С

другой

стороны,

концертмейстер, играющий в фортепианном дуэте, привнесет свой опыт и

знания и в эту форму ансамблевого музицирования. Поэтому, можно

говорить о взаимодополнении, взаимообогащении двух видов музыкальной

деятельности.

Рассматривая точки соприкосновения различных видов деятельности в

музыкальной школе, нужно сказать о главном: о человеке, пианисте-

концертмейстере, педагоге, в большинстве своем, творческой личности,

любящем музыку и безгранично преданном своей профессии. Именно такому

музыканту

присуще

стремление

к

самопознанию,

самореализации,

самосовершенствованию.

Обозначим важную роль педагогического фортепианного дуэта в

музыкально-просветительской деятельности детской музыкальной школы.

Концертные

выступления

дуэта

способствуют

популяризации

жанра

фортепианного

ансамбля.

Основной

же

функцией

музыкального

просветительства является приобщение детей, их родителей и самого

широкого круга общественности к миру классической музыки.

И несколько слов в заключение. Игра в фортепианном

дуэте

доставляет его участникам удовольствие, радость, ни с чем несравнимый

восторг

совместного

творчества!

Пережитые

прекрасные

мгновения

творчества окрыляют, воодушевляют, дают силы для дальнейшего пути.

Замечательно сказал Борис Печерский: «Творческий процесс – дорога с

односторонним движением: можно ускорить, затормозить, остановиться;

нельзя лишь вернуться назад».

4



В раздел образования