Автор: Головина Елена Григорьевна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: СПб ГБУ ДО "СПб ДМШ № 24"
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фортепианный дуэт как средство совершенствования концертмейстерских навыков
Раздел: дополнительное образование
Фортепианный дуэт как средство совершенствования
концертмейстерских навыков
Работа пианиста-концертмейстера в детской музыкальной школе
занимает важное место. Творческая собранность, артистизм, ответственность
в достижении художественных результатов, собственное музыкальное
совершенствование отличают концертмейстера, чья задача совместно с
педагогом по специальности научить детей музицировать в ансамбле,
познакомить
их
с
разнообразным
миром
музыки.
По
словам
Е.М.
Шендеровича,
«…в
деятельности
концертмейстера
объединяются
педагогические, психологические и творческие функции».
Концертмейстер – это пианист-практик. Он, прежде всего, должен
хорошо владеть роялем – как в техническом, так и в музыкальном смысле.
Разнообразие репертуара обязывает концертмейстера владеть различными
приемами игры, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля.
Концертмейстер – это ансамблист-универсал. Плохой пианист никогда
не станет хорошим концертмейстером, как, впрочем, всякий хороший
пианист не достигнет больших результатов в аккомпанементе, пока не усвоит
законы ансамблевых соотношений, не разовьет в себе чуткость к партнеру,
не ощутит неразрывность и взаимодействие между партией солиста и
партией аккомпанемента. Специфика работы концертмейстера в современной
музыкальной школе состоит в том, что ему приходится сотрудничать с
представителями разных музыкальных специальностей, знать особенности
игры других инструментов, и в этом смысле он должен быть «универсальным
музыкантом».
Полноценная
профессиональная
деятельность
концертмейстера
предполагает
наличие
у
него
комплекса
психических
свойств
и
психологических качеств личности, таких, как большой объем внимания и
памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в
неожиданных ситуациях, выдержка и воля, эмоциональная устойчивость,
педагогический такт и чуткость.
Концертмейстеру необходимо накопить большой и разнообразный
репертуар, отражающий различные музыкальные стили и жанры.
Чтение с листа для концертмейстера является показателем его
профессиональной мобильности. В силу специфики своей деятельности
концертмейстер иногда не имеет достаточно времени на детальную работу, а
порой ситуация требует выхода на сцену с «чужим» учеником или с
незнакомым произведением. Важно быстро понять художественный смысл
произведения, уловить самое характерное в его содержании, уметь отделить
главное от второстепенного, т. е. владеть целостным восприятием нотного
текста.
Поскольку концертмейстеры работают не только с «готовым» нотным
текстом, в их арсенале должны быть и такие навыки, как транспонирование,
инструментальная и вокальная аранжировка, подбор по слуху.
Таким образом, деятельность концертмейстера в музыкальной школе
многогранна
и
ответственна.
Более
того,
она
требует
от
пианиста
систематической
работы
над
собой,
над
повышением
своего
профессионального
мастерства.
Истинный
стимул
совершенствования
мастерства – это творческая составляющая личности концертмейстера,
горячая заинтересованность делом, при которой высокая степень осознания
ответственности стоящих задач органически сочетается с чувством любви к
своей работе.
Концертмейстер
не
должен
упускать
случая
практически
соприкоснуться с различными жанрами исполнительского искусства. На наш
взгляд, игра в фортепианном дуэте – один из путей творческого развития
личности и профессионального совершенствования концертмейстера.
Перечисленные
выше
качества,
умения,
навыки,
необходимые
концертмейстеру, обогащаются при игре в фортепианном ансамбле.
Так, игра в фортепианном дуэте дает возможность его участникам
совершенствовать свое исполнительское мастерство, дополнять и обогащать
новыми красками. Фортепианный ансамбль – это, как правило, коллектив,
активно участвующий в различных концертах, поэтому он внесет свою лепту
в умение пианиста уверенно и полноценно существовать на сцене.
Артистизм, воображение, способность вдохновенно воплотить замысел
автора в концертном исполнении – все эти качества в равной степени
необходимы и концертмейстеру, и участникам фортепианного ансамбля.
Любое публичное выступление требует от исполнителя эмоциональной и
психологической устойчивости, концентрации внимания, надежности, воли и
выдержки. В условиях совместного музицирования с коллегой такие качества
приобретаются более успешно.
Игра в фортепианном дуэте значительно обогащает ансамблевые
навыки концертмейстера. Специфика совместной игры в том, что и общий
план, и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой
фантазии не одного, а двух (иногда нескольких) исполнителей и реализуются
они их объединенными усилиями. Знание своей партии, даже отличное, еще
не делает пианиста партнером, концертмейстером. Он становится таковым
лишь в процессе совместной работы с другим участником ансамбля.
Созидательная
атмосфера
совместного
музицирования
возникает
при
2
наличии у музыкантов некоторых особых качеств. Определяя эти качества,
вспомним
об
отличии
талантливого
рассказчика
от
талантливого
собеседника. Для первого главным будет искусство говорить, для второго не
менее важно – искусство слушать. При совместном музыкальном исполнении
равно необходимо и умение увлечь партнера своим замыслом, передать ему
свое видение музыкальных образов, убедить в правдивости и естественности
своей интерпретации авторских указаний и умение увлечься замыслом
партнера,
понять
его
пожелания,
заинтересоваться
и
принять
их,
почувствовать своими, - вжиться в них. Взаимопонимание и согласие лежат в
основе создания единого плана интерпретации. При воплощении совместно
созданной
интерпретации
понятие
«исполнительское
творческое
переживание» трансформируется в родственное ему, но не тождественное
понятие «творческое сопереживание исполнителей».
Технически грамотное ансамблевое исполнение подразумевает:
умение слышать звучание ансамбля в целом и своей партии как
части целого и в соответствии с этим оценивать динамический баланс
ансамбля;
умение добиться в необходимых случаях тождественности
исполнения всех элементов музыкальной ткани, штрихов, звукоизвлечения и
т. д.;
умение играть в одном темпе, постоянно ощущая общность
движения;
умение работать над единством художественного замысла и
воплощать его в процессе совместного исполнения.
Фортепианная
ансамблевая
игра
представляет
собой
форму
деятельности,
открывающую
самые
благоприятные
возможности
для
всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед
музыкантом проходят произведения различных художественных стилей,
жанров, исторических эпох, тем самым существенно обогащая кругозор его
участников. Заметим, что ансамблист находится при этом в особо выгодных
условиях, ведь наряду с репертуаром, адресованным непосредственно
фортепиано, он может использовать также переложения симфонической,
вокальной, камерно-инструментальной музыки для фортепианного ансамбля.
Иными словами, фортепианная дуэтная игра – постоянная и быстрая смена
новых
восприятий,
«открытий»,
интенсивный
приток
богатой
и
разнохарактерной информации.
Ознакомление с большим объемом нотной литературы возможно лишь
при хорошо развитом навыке чтения с листа. В ходе активной лекционной
деятельности у фортепианного дуэта возникает потребность и в собственных
3
аранжировках. Быстрая ориентировка в нотном тексте, создание собственных
переложений - эти навыки в равной степени необходимы и концертмейстеру,
и участнику фортепианного ансамбля.
Таким образом, участие концертмейстера в фортепианном дуэте
способно
повысить
его
исполнительский
уровень,
обогатить
опыт
ансамблевой игры и психологического взаимодействия в коллективе,
пополнить фонд его музыкальных и слуховых впечатлений, укрепить навыки
чтения
с
листа,
создания
собственных
аранжировок,
и,
в
целом,
способствовать
его
профессиональному
росту.
С
другой
стороны,
концертмейстер, играющий в фортепианном дуэте, привнесет свой опыт и
знания и в эту форму ансамблевого музицирования. Поэтому, можно
говорить о взаимодополнении, взаимообогащении двух видов музыкальной
деятельности.
Рассматривая точки соприкосновения различных видов деятельности в
музыкальной школе, нужно сказать о главном: о человеке, пианисте-
концертмейстере, педагоге, в большинстве своем, творческой личности,
любящем музыку и безгранично преданном своей профессии. Именно такому
музыканту
присуще
стремление
к
самопознанию,
самореализации,
самосовершенствованию.
Обозначим важную роль педагогического фортепианного дуэта в
музыкально-просветительской деятельности детской музыкальной школы.
Концертные
выступления
дуэта
способствуют
популяризации
жанра
фортепианного
ансамбля.
Основной
же
функцией
музыкального
просветительства является приобщение детей, их родителей и самого
широкого круга общественности к миру классической музыки.
И несколько слов в заключение. Игра в фортепианном
дуэте
доставляет его участникам удовольствие, радость, ни с чем несравнимый
восторг
совместного
творчества!
Пережитые
прекрасные
мгновения
творчества окрыляют, воодушевляют, дают силы для дальнейшего пути.
Замечательно сказал Борис Печерский: «Творческий процесс – дорога с
односторонним движением: можно ускорить, затормозить, остановиться;
нельзя лишь вернуться назад».
4