Напоминание

Проектная деятельность как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников


Автор: Магомедова Саида Раджабовна
Должность: студентка
Учебное заведение: Ставропольского государственного педагогического института
Населённый пункт: Ставропольского края г.Ставрополя
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Проектная деятельность как средство развития регулятивных

универсальных учебных действий младших школьников

Проектирование как особый вид активности основано на природном

умении человека мысленно создавать модели «потребного будущего» (Н.А.

Бернштейн) и воплощать их в жизнь.

В определенный момент развития общественного сознания люди

получили возможность целенаправленно работать над развитием своей

способности к проектированию. Проектирование как деятельность стало

интенсивно развиваться в рамках инженерно-технической деятельности,

архитектуры,

строительства.

Логика

организации

проектировочной

деятельности предусматривала предварительную проработку идей, вариантов

нового объекта, конструирование и моделирование частей и узлов и

предшествовало непосредственному их изготовлению.

Кроме того, применительно к образованию смешиваются такие

понятия,

как

проект

(проектирование)

в

образовании

и

проектная

деятельность (способность) школьников. По мнению Е. Постниковой,

наиболее

непонятным

остается

самый

часто

употребимый

термин

«образовательный

проект»,

поскольку

это

и

проект,

выполняемый

школьниками, и преобразование педагогической деятельности учителя, и

существенные преобразования в области образования в целом .

Проектная деятельность строится как серия взаимосвязанных проектов,

вытекающих из тех или иных жизненных задач. Поэтому прежде чем

охарактеризовать

проектную

деятельность

школьников,

следует

остановиться на понятии «проект».

Во

избежание

путаницы

Е.

Постникова

предлагает

первое

воплощенную в любых формах идею, замысел – называть эскизом, а второе –

весь путь от идеи до получения продукта – проектом. Автор определяет

проект следующим образом: «проект – это целенаправленное управляемое

изменение, фиксированное во времени» и отмечает, что все остальные

рассуждения о проекте или проектной деятельности являются уточнением и

детализацией этих двух принципиальных ее признаков

Признаками деятельности, которую можно квалифицировать как

проектную, являются следующие:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в

разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование – планирование во времени с конкретизацией

результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение

общего результата проекта;

-

выполнение

действий с

их

одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с

исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации [34].

Проектная деятельность является связующим звеном между теорией и

практикой в образовании школьников.

Проектирование

(проектная

деятельность)

это

обязательно

практическая

деятельность.

Она

гораздо

в

меньшей

степени

регламентируется педагогом, т. е. в ней новые способы деятельности не

приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи.

Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную задачу свои

средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее

удачным, т. е. средства могут быть более или менее адекватными. Но

мерилом успешности проекта является его продукт. Школьники сами ставят

цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и

фантастическим.

Тогда

в

результате

проектирования

обнаружится

нереалистичность замысла, что также является продуктом проектирования .

Для

выполнения

каждого

нового

проекта

(задуманного

самим

ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя)

необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной

жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с

усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать

необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы

различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. В этом

смысле

проектная

деятельность

обладает

высоким

потенциалом

в

формировании информационной культуры обучающихся.

Некоторые ученые считают, что проектная деятельность в полной мере

не может быть реализована в начальной школе, так как не соответствует

возрастным возможностям младших школьников (А. Б. Воронцов, В. М.

Заславский, С. В. Егоркина и др.). По мнению авторов этого подхода,

прообразом

проектной

деятельности

основной

школы

для

младших

школьников могут стать проектные задачи .

Под проектной задачей понимается задача, «в которой через систему

или

набор

заданий

целенаправленно

стимулируется

система

детских

действий, направленных на получение ещё никогда не существовавшего в

практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой

происходит качественное самоизменение группы детей» .

С

предложением

о

необходимости

«подготовить

почву»

для

полноценного развертывания проектной деятельности в основной школе

нельзя не согласиться. Заметим, что основой организации проектной

деятельности выступает метод проектов. А он, как и любой метод может

иметь разную инструментовку (совокупность приемов и средств реализации),

в соответствии с возрастными особенностями детей, опытом их совместной

деятельности, опытом участия в проектной деятельности и т.д.

Развивающий

характер

проектной

деятельности,

интенсивное

овладение которого начинается со 2 класса, отражается, несомненно, и на

познавательной

сфере

школьников,

прежде

всего

развивая

такие

характеристики, как произвольность психических процессов, гибкость,

быстроту мышления, творческое воображение.

Организуя проектную деятельность, учитель может осуществлять

индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Обучение

школьников проектной деятельности может осуществляться в рамках

различных

общеобразовательных

дисциплин.

Методы

обучения,

способствующие

организации

и

реализации

проектной

деятельности,

являются

методами,

активизирующими

творческое

мышление,

помогающими

выработать

умения

решать

новые

проблемы

и

способствующие

более

продуктивной

умственной

деятельности,

целенаправленному сознательному поиску решения проблемы, созданию

идеального образа и его объективизации в реальном продукте.

Таким

образом,

проектная

деятельность

младших

школьников

способствует:

осуществлению

в

единстве

разностороннего

развития,

обучения и воспитания обучающихся; формированию информационной

культуры личности; развитию творческих способностей и активности

учащихся;

формированию

проектного

мировоззрения

и

мышления,

формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят

конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в

собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои

знания,

умения

и

личностные

качества;

обеспечению

целостности

педагогического

процесса,

обеспечению

единства

опредмечивания

и

распредмечивания

знаний;

адаптации

к

современным

социально-

экономическим условиям жизни.

Список литературы:

1.

Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения

компетенции школьника. //Сельская школа. – 2018.

2.

Воронцов, А.Б. Проектные задачи в начальной школе / А.Б.Воронцов и

др.-М.: Просвещение, 2011.-

3.

Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка

[Текст] / П. Я. Гальперин. – М., 2015

4.

Гуленко Н.Н. Проблемы внедрения метода проектов в школе

//Образование в современной школе. 2014.



В раздел образования