Напоминание

Технология развития критического мышления у обучающихся младших классов на примере разработки урока литературного чтения


Автор: Рыбалко Ольга Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОБУ «СОШ «Муринский ЦО № 4»
Населённый пункт: город Мурино, Ленинградская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технология развития критического мышления у обучающихся младших классов на примере разработки урока литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




Технология развития критического мышления у обучающихся младших классов на

примере разработки урока литературного чтения

Автор: Рыбалко О.В.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа «Муринский центр образования № 4»

Глава I. Теоретический обзор технологии

1.1. Цель, задачи технологи

Работая с детьми младшего школьного возраста,

я нахожусь в поиске таких методов и

приёмов

работы на

уроках

литературного

чтения,

которые

бы совершенствовали

мыслительные

способности учащихся

и позволили бы мыслить

более

продуктивно.

Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи,

делаются

открытия,

появляются изобретения.

Но можно ли научиться мыслить более эффективно?

Как и другие качества ума,

мышление можно развивать.

Развивать мышление – значит

развивать умение думать.

Одним из инновационных методов,

позволяющих добиться

позитивных

результатов

в

формировании

мыслительной

деятельности

младших

школьников, является технология развития критического мышления.(2)

Цель

технологии

развития

критического

мышления

-

обеспечить

развитие

критического

мышления

посредством

интерактивного

включения

учащихся

в

образовательный процесс:

развитие базовых качеств личности (критическое мышление,

рефлексивность,

коммуникативность,

креативность,

мобильность,

самостоятельность,

толерантность,

ответственность

за

собственный

выбор

и

результаты

своей

деятельности);развитие аналитического,

критического мышления (выделение причинно-

следственных связей; рассматривание новых идей и знаний в контексте уже имеющихся;

выделение ошибок в рассуждениях); формирование культуры чтения, включающей в себя

умение ориентироваться в источниках информации,

пользоваться разными стратегиями

чтения,

адекватно понимать прочитанное,

сортировать информацию с точки зрения ее

важности,

«отсеивать» второстепенную,

критически оценивать

новые

знания,

делать

выводы

и

обобщения.стимулирование

самостоятельной

поисковой

творческой

деятельности,

запуск механизмов самообразования и самоорганизации.

В содержании

целей

заложено

формирование

ключевых

компетентностей:

информационной,

коммуникативной, разрешения проблем.(3)

Задачи технологии развития критического мышления:

Формирование нового стиля мышления,

для которого характерны открытость,

гибкость,

рефлексивность,

осознание

внутренней

многозначности

позиций

и

точек

зрения,

альтернативности принимаемых решений.

Развитие таких базовых качеств личности,

как

критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность,

самостоятельность,

толерантность,

ответственность за собственный выбор и результаты

своей деятельности.(2)

Развитие аналитического, критического мышления:

— научить школьников выделять причинно-следственные связи;

— рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

— отвергать ненужную или неверную информацию;

— понимать, как различные части информации связаны между собой;

— выделять ошибки в рассуждениях;

— уметь делать вывод о том,

чьи конкретно ценностные ориентации,

интересы,

идейные

установки отражают текст или говорящий человек;

— избегать категоричности в утверждениях;

— быть честным в своих рассуждениях;

— определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

— выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

— уметь отличать факт,

который всегда можно проверить,

от предположения и личного

мнения;

— подвергать

сомнению логическую непоследовательность

устной

или

письменной речи;

— отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь акцентироваться на

первом.

Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов

самообразования и самоорганизации.

Технология позволяет решать задачи:

образовательной

мотивации:

повышения

интереса

к

процессу

обучения

и

активного восприятия учебного материала;

культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

информационной

грамотности:

развития

способности

к

самостоятельной

аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

социальной

компетентности:

формирования

коммуникативных

навыков

и

ответственности за знание.

1.2.Алгоритм деятельности

В условиях введения

ФГОС значительно возрастает

роль

и значение

современных

образовательных технологий,

направленных на формирование метапредметных умений,

развитие способности к самообразованию.

Технология развития критического мышления

направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся,

необходимых как в жизни,

так и в учёбе: умение принимать взвешанные решения,

умение работать с информацией,

умение анализировать различные стороны явлений.

Выпускника современной школы должно отличать: готовность и способность творчески

мыслить,

находить нестандартные решения,

проявлять инициативу,

иметь собственное

отношение к фактам,

проблемам,

уметь выслушать других,

найти совместное решение

проблем.

Свою педагогическую задачу вижу в том,

чтобы помочь каждому ребёнку

осознать

собственную уникальную сущность

и

создать

условия

для

саморазвития.

Развитие критического мышления – это естественный способ взаимодействия,

отправная

точка для развития мышления. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.

Часто дети,

читая тексты художественных произведений,

воспринимают их неточно и

подчас неверно,

замечают лишь основные поступки героев,

следят за ходом сюжета и

пропускают

в

произведении всё,

что

их

затрудняет.

Некоторые

ученики не

могут

полноценно воспринимать художественное

произведение,

которое

характеризуется не

только

логической

стороной

произведения,

но

и

восприятием

его

образной

и

эмоциональной

стороны.

Проблема

понимания

эмоционального

тона

литературного

произведения представляется очень серьёзной,

поскольку понять эмоциональный тон

текста,

значит,

уловить его смысл на интуитивном уровне в целом.

Таким образом,

трудности понимания детьми художественного произведения выходят на первый план.

С целью формирования у обучающихся глубокого понимания прочитанного,

овладения

активными

способами

чтения

и

приёмами

работы

с

художественным

текстом,

позволяющими повысить культуру речи,

эстетическое развитие,

сформировать активную

личность,

умеющую творчески и самостоятельно работать с книгой,

в своей работе на

уроках литературного чтения я активно использую методы и приёмы технологии развития

критического мышления (ТРКМ),

предполагющей построение урока по схеме:

вызов –

осмысление - рефлексия и предлагающей соответствующий набор приёмов и стратегий.

Важным в данной технологии является соблюдение определённых условий:

активность

участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи.(3)

Первая стадия (фаза)

-

вызов.

Задача:

активизировать,

заинтересовать

учащегося,

мотивировать его на дальнейшую работу; «вызов» уже имеющихся знаний, либо создание

ассоциации

по

изучаемому

вопросу,

что

само

по

себе

становится

серьёзным,

активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы.

Вторая

стадия

(фаза)

осмысление

(реализация

смысла).

На

этой

стадии

идёт

непосредственная работа с информацией.

Третья

стадия

(фаза)

рефлексия

(размышление).

На

этой

стадии

информация

анализируется,

интерпретируется,

творчески перерабатывается.

На фазе вызова ученик

«вспоминает»,

что

ему

известно

по

изучаемому

вопросу

(делает

предположения),

систематизирует информацию до её изучения,

задаёт вопросы,

на которые хотел бы

получить ответ.(3) Для достижения поставленных задач использую следующие методы и

приёмы:

Прогнозирование по названию (Важно дать высказаться всем желающим.

На

стадии рефлексии стоит вернуться к прогнозам и проверить, что сбылось, а также

спросить детей, почему автор выбрал такое название).

Прогнозирование по иллюстрации (-Прочитайте название рассказа и фамилию

автора. Рассмотрите иллюстрацию. Предположите, о ком это произведение. Что с

ними могло произойти? Прочитаем и выясним,

внимательно ли художник читал

произведение и насколько правдивы его иллюстрации).

Верные и неверные утверждения

Восстановление перепутанных логических цепочек

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов

«Толстые вопросы» «Тонкие вопросы»

-Кто.? Объясните, почему.?

-Что..? Почему вы думаете.?

-Когда.? Почему вы считаете.?

-Может.? В чём различие.?

-Верно ли.? Предположите, что будет, если…?

-Согласны ли.? Что, если…?

Информация,

полученная на первой стадии,

выслушивается,

записывается,

обсуждается.

Работа

ведётся

индивидуально,

в

парах,

группах.

На

этапе

проверки

первичного

восприятия важно проверить уяснение эмоциональной реакции детей на произведение и

их понимания общего смысла

произведения.

Самый удобный способ,

беседа.

Число

вопросов должно быть три-четыре и не включать в беседу вопросы, выясняющие подтекст

произведения:

- Понравилось ли вам произведение? Что особенного понравилось? Когда было страшно?

Что вызвало смех? Когда героя жалко?

Беседу

завершаю проблемным

вопросом.

Поиск

ответа

на

него

делает

анализ

произведения естественным и необходимым процессом.

Стадия осмысления направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной

работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».

Этому способствуют методы активного чтения (стратегия «Чтение с остановками»), приём

«Дерево предсказаний»,

поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

Схема реализации приёма «Чтение с остановками»: рассказ учителя о своем личном опыте

знакомства

с

этим

произведением

(не

более

3-4

минут);

обсуждение

названия

произведения (Почему именно так называется произведение? Что может произойти в

рассказе с таким названием?);

основной этап:

учитель заранее выделяет в тексте 2-3

остановки – в зависимости от размера текста. Во время этих остановок задаются вопросы,

помогающие

пробудить

интерес

к

чтению,

вовлечь

в

работу

различные

стороны

мышления,

проанализировать

средства

художественного

произведения.

В работе

с

вопросами

использую

классификацию

Блума,

которая

помогает

научить

детей

самостоятельно задавать вопросы к тексту.

Данную работу провожу в парах,

группах и

индивидуально. Выделяется шесть типов вопросов:

Простые вопросы.

(Отвечая на них,

нужно назвать какие-то факты,

вспомнить,

воспроизвести некую информацию).

Уточняющие вопросы.

(Обычно они начинаются со слов:

«То есть ты говоришь,

что ….?», «Если я правильно понял, то ..?».

Такие вопросы нужны для предоставления собеседнику обратной связи относительно того

что он только что сказал).

Объясняющие

вопросы.

(Обычно

начинаются

со

слова

«Почему?».

Они

направлены на установление причинно—следственных связей).

Творческие вопросы.

(Когда в вопросе есть частица «бы»,

а в его формулировке

есть

элементы

условности,

предположения,

фантазии,

прогноза.

«Что

бы

изменилось ….,

если бы….?»,

«Как вы думаете,

как будут развиваться события

дальше?»).

Оценочные вопросы.

(Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки

тех или иных событий,

явлений,

фактов.

«Почему что—то хорошо,

а что—то

плохо?», «Чем один герой отличается от другого?»).

Практические вопросы.

(Они направлены на установление взаимосвязи между

теорией и практикой «Как бы вы поступили на месте героя?»).После первой или

второй остановки при работе с сюжетными текстами использую приём «Дерево

предсказаний».

На стрелочках – линиях соединения – школьники записывают

объяснения своим версиям,

таким образом,

они учатся аргументировать свою

точку зрения,

связывать свои предположения с данными текста.

Тема,

которая

записывается в «стволе»,

должна содержать вопрос,

адресованный в будущее,

например,

«Чем закончится рассказ?»,

«Спасётся ли главный герой?»,

«Почему

мальчик Петя всё падает и падает?» и другие.

Детям очень нравится составлять

«дерево предсказаний».

При использовании этого приёма необходимо помнить следующее: не стоит использовать

приём больше

одного

раза

на

уроке;

все

версии

должны быть

аргументированы,

основываясь

на

предложенном тексте,

а

не

на

своих

домыслах,

фантазиях;

после

прочтения текста дети возвращаются к своим предположениям и смотрят какие из них

сбылись, а какие нет и почему.

Пример: Сказка В. Сутеева «Мешок яблок». Приём «Ромашка Блума».

На доске – рисунок ромашки с 6-ю разноцветными лепестками.

После знакомства с

содержанием на практическом материале знакомлю детей с видами вопросов:

Простые – Кто помирил всех зверей?

Уточняющие – Вы сказали, что всех помирил медведь?

Объясняющие – Почему разгорелся спор?

Творческие – Что могло случиться, если бы в спор не вмешался медведь?

Оценочные – Как бы вы назвали поведение ёжика?

Практические – Чему нас научил рассказ?

Дети в парах составляют вопросы нужного вида.

Пример: «Л.Н.Толстой «Косточка». Приём «Чтение с остановками».

1-ая остановка после слов «Он всё ходил мимо слив»

-

Почему Ваня

никогда

не

ел слив?

Как вы думаете,

мальчик решится

взять

без

разрешения сливу? (Приём «Дерево предсказаний»)

2-ая остановка после слов «Нет, я не ел».

- Почему Ваня не смог удержаться? Отчего он покраснел?

3-я

часть

читается

до конца.

-

Для

чего папа

решил испугать

детей?

Почему все

рассмеялись? Почему сам мальчик заплакал?

Большое

значение

имеет

этап

рефлексии,

когда

важны

не

только

логические

умозаключения,

но и эмоциональные

переживания.

На

этапе

рефлексии происходит

возвращение

учащихся

к

первоначальным записям с

целью внесения

изменений,

дополнений.

Учитель даёт творческие,

исследовательские или практические задания на

основе изученной информации.

В результате учащиеся соотносят «новую» информацию

со

«старой».

Работа

ведётся

индивидуально,

в

парах,

группах.

В течение

урока

обязательно поощряю работу каждого ребёнка,

выслушиваю всех,

никогда не критикую

личные мнения детей.(3)

Приёмы проведения рефлексии:

«От обратного». Продолжить «Что было бы, если……»

Составление словаря по тексту произведения

Написание сочинений

Исследование по отдельным вопросам

Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям

Ответы на поставленные вопросы

«Синквейн»

Использование мною технологии развития критического мышления позволило: повысить

познавательное

отношение

к

прочитанному;

развить

положительное

отношение

к

заданиям

творческого

и

проблемно-поискового

характера,

изменить

у

учащихся

отношение

к

собственным

ошибкам

и

затруднениям;

мотивировать

учащихся

к

дальнейшей

деятельности;

создать

атмосферу

доверия,

сотрудничества

в

системе

«учитель-ученик-класс», выработать осознанное отношение к индивидуальной, групповой

и коллективной деятельности.

1.3.Результаты использования технологии

Критическое мышление не является врожденным,

значит,

на протяжении всех лет

обучения в школе необходимо всесторонне развивать мышление учащихся (и умение

пользоваться мыслительными операциями), учить их критически мыслить.

Учение интересно тогда,

когда оно приносит осязаемую радость от познания нового,

от

ощущения

собственной причастности к

открываемому в

книге

миру знаний.

опираясь

на

эти

методы обучения,

ребенок,

изучая

историю,

географию или

литературу, не скажет потом, что это было не понятно, не нужно или не интересно. А

учителя и родители будут уверены в том, что их дети знают предмет и умеют мыслить

критически и творчески.

Научить детей мыслить критически – означает правильно

задать вопросы,

направить их внимание в правильное русло,

учить,

самостоятельно

строить

заключения

и находить

решение.

Ученикам нравятся

те

виды учебной

деятельности,

которые дают им материал для раздумий,

возможность обнаруживать

инициативу

и

самостоятельность,

нуждаются

в

умственном

напряжении,

изобретательности и творчестве.

Образовательные результаты:

умение

работать

с

увеличивающимся

и

постоянно

обновляющимся

информационным потоком в разных областях знаний;

пользоваться различными способами интегрирования информации;

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и

представлений;

выражать

свои мысли (устно

и письменно)

ясно,

уверенно

и корректно

по

отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

способность

самостоятельно

заниматься

своим

обучением

(академическая

мобильность);

брать на себя ответственность;

участвовать

в

совместном

принятии

решения;

выстраивать

конструктивные

взаимоотношения с другими людьми;

умение сотрудничать и работать в группе и др.(4)

Глава II.

Использование технологии развития критического мышления на уроке

литературнго чтения в начальной школе.

2.1. Методическая разработка урока литературного чтения

ПРЕДМЕТ: Литературное чтение

КЛАСС: 1 Б

ТЕМА:

«Дик и черника» Ю.Коваль

Цель

урока:

для

учителя:

создание

условий для

развития

речевой деятельности

учащихся, т.е следующих групп умений и навыков

Содержательные:

Умение читать и понимать текст.

Умение сообщать содержание текста.

Коммуникативные:

Умение задавать вопросы и отвечать на них.

Организационные:

Умение организовывать свою учебную деятельность в соответствии с учебным

регламентом.

Умение

организовывать

свою

познавательную

деятельность

в

группе,

индивидуально.

Умение оценивать собственную деятельность

Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:

Познавательные

УУД:

формирование

умения

осознавать

значимость

чтения

для

дальнейшего обучения,

понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса,

поиск фактов и суждений.

Коммуникативные

УУД:

формировать

умение

аргументировать

своё

предложение,

формировать умение договариваться, находить общее решение.

Личностные

УУД:

ориентироваться

в

нравственном

содержании

прочитанного,

самостоятельно делать выводы.

Этапы урока

Ход урока

Примечание

ОРГ. МОМЕНТ

Прозвенел для нас звонок,

Начинаю я урок.

Гости к нам пришли

сегодня…

К ним сейчас вы

повернитесь,

Улыбнитесь, поклонитесь.

Предположения детей.

Личностные УУД

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти.

Итак, мы начинаем урок

чтения.

Глаза смотрят и видят

Уши слушают и слышат.

Сначала думаю, а потом

говорю,

Помню, что в классе я не

один,

Умею слушать мнение

других.

МОТИВАЦИЯ.

БЕСЕДА, ПОДВОДЯЩАЯ

К ТЕМЕ УРОКА.

Коммуникативные УУД

(ответы на вопросы,

используя свой жизненный

опыт.

Заяц Пус, а ныне Петя

Зайцев, который пришёл

учиться в 1 класс, сегодня в

очередной раз задаёт

вопрос, ответ на который

мы постараемся с вами дать

на уроке, работая вместе.

Петя хочет понять, что такое

«обучение»?

А вы, первоклассники, как

понимаете значение этого

слова?

Давайте поработаем над

значением этого слова

вместе, чтобы подробнее

узнать, что оно обозначает.

Работать мы будем сегодня

в группах и оценивать свою

работу будем вот на этом

цветочке (показываю). Если

вы активно будете

принимать участие на уроке,

то в конце урока ваш

цветочек станет ярким.

1 группа будет отвечать на

На доске таблички с

вопросами: КОГО? ЧЕМУ?

ЗАЧЕМ? КАК? (на партах у

групп тоже)

1 группа: детей, животных,

взрослых

2 группа: шить, плавать,

читать, писать, водить

машину

3 группа: показывать,

Коммуникативные УУД

Технология

здоровьесбереже

ния (работа в паре создаёт

антистресовую ситуацию,

что формирует здоровую

психику ребёнка)

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА СОБСТВЕННОГО

ПРОДВИЖЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

Личностные УУД

вопрос – КОГО можно

обучать?

2 группа подумает – ЧЕМУ

можно обучать?

3 группа вспомнит – КАК

обучают?

4 группа будет размышлять

– ЗАЧЕМ обучают?

Время на выполнение 3

минуты. Как только ваша

команда будет готова, вы

должны дать знак.

Я буду наблюдать за тем,

как вы:

• слушаете друга;

• помогаете друг другу;

• вместе решаете

возникшую проблему.

Итак, готовы.

Мы с ребятами внимательно

слушаем, какие ответы

получились в группах.

(После отчёта первой

группы: правильно, люди

учатся всю жизнь: и когда

дети, и когда взрослые.

Животных, которые живут

рядом с нами, мы тоже

чему-то учим).

(После отчёта второй

группы: молодцы,

перечислили много умений,

которые в жизни нам

необходимы и, чтобы этими

умениями овладеть, нам

приходится учиться)

(После отчёта третьей

группы: отлично, как много

действий вы назвали).

(После отчёта четвёртой

объяснять, читать,

рассказывать

4 группа: чтобы быть

умным, всё уметь и знать.

Умение слушать друг друга,

работать дружно.

ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ

УРОКА

РЕФЛЕКСИЯ

ОЦЕНКА

СОБСТВЕННОГО

ПРОДВИЖЕНИЯ

УЧАЩИХСЯ

группы: правильно,

получение знаний

необходимо нам на

протяжении всей жизни).

Вы хорошо поработали в

группе. Какие умения

позволили вам так хорошо

справиться с заданием?

Если вы поработали на

данном этапе урока,

закрасьте один лепесток на

цветочке в любой цвет.

На какой вопрос надо дать

Пете сегодня ответ? (Что

такое обучение?)

Опираясь на ваши мысли,

позвольте мне подвести итог

работы.

Обучение – это получение

знаний и овладение какими-

то умениями.

А чему бы вы хотели

научиться сегодня на уроке

чтения: какие знания

получить и какими

умениями овладеть?

А можете сказать, каким

словом называют обучение

животных каким-то

умениям? (Дрессировка)

Сегодня на уроке мы с вами

будем читать рассказ о

необычном обучении

необычным умениям

животного.

Автора этого рассказа вы

узнаете, если расположите

Мы будем учиться находить

в тексте ядрышко и

скорлупку.

У каждой группы на парте и

на доске.

СТАДИЯ ВЫЗОВА,

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

На доске иллюстрация ягод.

Дыхательная гимнастика

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

Познавательные УУД

(понимают текст по

содержанию)

Познавательные УУД

(поиск информации в

тексте)

буквы в порядке построения

фигуры (звёздочки).

Работаем в группе.

В

О

Ь

А

К

Л

Какая фамилия автора у вас

получилась?

(ЮРИЙ ИОСИФОВИЧ

КОВАЛЬ)

Если вы приняли участие на

данном этапе урока,

закрасьте один лепесток на

цветочке в любой цвет.

Посмотрите на

иллюстрацию. Можете ли

вы предположить, о чём мы

будем читать? Кто станет

главными героями нашего

рассказа? (Человек и

собака). Прочитайте

название рассказа. Как звали

собаку на картинке? О чём

ещё будет идти речь? Что

такое черника? Выберите

рисунок черники. Это ягода

лесная или садовая? (лесная,

так как на рисунке она

растёт в лесу, на полянке).

Русское название «черника»

произошло от того, что эта

ягода чернит руки и рот.

Плоды синевато-чёрные из-

за налёта или просто

чёрные. Налёт легко

удаляется, и тогда ягода

полностью соответствует

своему названию

(показываю настоящую

ягоду).

Черника растёт и в ХМАО в

сосновых лесах.

Встаньте, представим, что

мы с вами в лесу, давайте

вдохнём запах черники

На доске слова.

ОСМЫСЛЕНИЕ

На доске словарная работа.

РЕФЛЕКСИЯ

ФИЗМИНУТКА

Технология

здоровьесбережения

(вдох – руки поднимаем,

выдох со звуком, наоборот)

Молодцы! Умение владеть

своим голосом поможет нам

на уроке выразительно и

безошибочно читать.

Хорошее чтение поможет

понять текст.

Прочитаем ключевые слова

рассказа:

ПЁС

ДИК

ХОЗЯИН

ОБЖОРА

ЧЕРНИКА

НАУЧИТЬ

Изменились ли ваши

предположения? О чём мы

будем читать?

Как вы думаете, где

происходит действие

рассказа?

Оцените свою работу на

этом этапе урока. Закрасьте

лепесток.

Трудно по одному рисунку

и ключевым словам

определить, о чём будет

текст. Поэтому мы сможем

ответить на этот вопрос

только тогда, когда его

прочтём. - Чтобы понять

главную мысль автора,

читать надо вдумчиво. Мы

учимся с вами вести диалог

с автором. Приготовились.

Читаем первую часть.

После 1-й части:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ

РАБОТА ПО

СОСТАВЛЕНИЮ

ВОПРОСОВ

Как звали собаку? Докажите

это словами из текста. Как

написано это слово?

Почему? Как автор

описывает Дика? Что значит

«обжора»? Замените это

слово другими словами,

близкими по смыслу

(ненасытный,

прожорливый). Докажите

словами из текста, что Дик

был обжора?

Как понимаете значение

слов: РЫБЬЯ ТРЕБУХА

(внутренности рыбы)

Чью голову надо закопать

под ёлку, чтобы комары не

кусали? (Дик закапывает

свою голову).

После 2-й части:

Какой второй главный герой

появился? Как автор ел

чернику? Что такое

пригоршня? (Ладонь с

пальцами, согнутыми так,

что можно туда что-нибудь

положить).

Что в это время делал Дик?

Что сделал автор, чтобы

накормить Дика? Как Дик

съел чернику? Каким

словом можно заменить

слово «убрал»?, «мигом»?

(Слизал, быстро).

После 3-й части:

Что значит «поучить уму-

разуму?» (как правильно). А

кто вас учит уму-разуму?

Что ещё мы узнали про

этого пса?

После 4-й части:

Сколько дней понадобилось

Дику, чтобы съесть всю

чернику? (2). Значит,

какой

На партах памятка

вопросительных слов

ТОНКИЕ И ТОЛСТЫЕ

ВОПРОСЫ

РЕФЛЕКСИЯ

Регулятивные УУД (оценка

собственного продвижения)

был Дик?

Почему автор рад, что Дик

любит только чернику?

Если вы поработали на

данном этапе урока,

отвечали на вопросы,

закрасьте один лепесток на

цветочке в любой цвет.

Обратимся к записям на

доске: КОГО? ЧЕМУ?

ЗАЧЕМ? КАК? И ответим

на записанные вопросы.

КОГО обучали в рассказе?

ЧЕМУ обучали Дика? КАК

автор обучал собаку?

ЗАЧЕМ пришлось обучать

Дика есть чернику?

- Немного отдохнём.

Пойдем в лес на то место,

где Дик ел чернику,

преодолевая воображаемые

препятствия. Вот идём мы с

вами по тропинке.

(Шагают)

- Очень много комаров в

лесу (Изображают, как

отмахиваются от комаров.

Раз хлопок, другой хлопок)

- Впереди ручей,

перепрыгнем через него

(перепрыгивают ручей)

-А вот через речку надо

пройти по мостику, держась

за перила (изображают)

- Мимо спящего медведя -

осторожно! (на цыпочках)

- Через болото, прыгая по

кочкам (перепрыгивают,

перешагивают)

-Вот и поляна.

Как много

ягод черники!

РЕФЛЕКСИЯ

Сядем на корточки.

(Присели) Собираем ягоды

в пригоршню. (Изображают)

Съели. Встали. Хорошо!

(Потянулись) Вкусно!

Занимаем свои места и

переходим к следующему

заданию. Самый

ответственный этап урока.

Он, возможно, самый

трудный, но и самый

интересный. Мы задаём

друг другу вопросы. Ребята

первой и второй группы

будут составлять тонкие

вопросы, а ребята 3 и 4

группы – толстые вопросы.

При составлении вопросов

пользуйтесь памяткой, она

поможет вам вспомнить

вопросительные слова.

Работайте сообща.

Выслушивайте все

предложенные вопросы

ребятами в группе.

Итак, 1 группа задаёт свои

вопросы 3 и 4 группе (и т.д)

Я тоже составила вопросы,

но для всех ребят: почему

автору было стыдно

рассказать о том, как он

обучал Дика? Почему автор

решил рассказать именно

этот эпизод из жизни пса?

Чем удивил его пёс?

Что вы можете сказать об

авторе рассказа? Каким был

Дик по характеру? Как

относятся друг к другу

герои рассказа?

Если вы поработали на

данном этапе урока,

закрасьте один лепесток на

цветочке в любой цвет.

В начале урока мы дали

определение слову

ОБУЧЕНИЕ. Каким должен

быть тот, кто обучает?

(терпеливым)

Давайте попробуем вместе

решить, о чём рассказ

Ю.Коваля, то есть

определить его тему.

Выберите:

О том, как плохо быть

обжорой

О дружбе человека и собаки

О том, какие умные бывают

собаки

Как итог урока составим

синквейн по ключевым

словам: Дик и хозяин (по

группам – 1 и 2 – Дик, 3 и 4

– Хозяин)

Ключевое слово

Какой?

Что делает?

Близкое по значению слово

Вспомним, чему мы учились

сегодня на уроке.

Справились мы с задачами

урока.

Посмотрите на свои

лепесточки. У кого много

лепестков разукрашено,

погладьте себя по головке,

вы хорошо работали на

уроке.

Окончен урок, и выполнен

план.

Спасибо, ребята, огромное

Домашнее задание

(выразительное чтение)

вам.

За то, что упорно и дружно

трудились,

И знания точно уж вам

пригодились.



В раздел образования