Автор: Катенко Наталья Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: КГКУ Детский дом 12
Населённый пункт: Хабаровский край г. Амурск
Наименование материала: статья
Тема: "К чему приводят наказания"
Раздел: дополнительное образование
К чему приводят наказания
Наказания не приносят удовольствия ни родителям, ни детям. Тем не
менее, родители иногда шлепают своих детей. Это случается тогда, когда они
не знают, что еще можно сделать. Порой детей наказывают, так как это
приводит к быстрым результатам. Нередко родители считают, что схватить
сына за ухо или дочь за волосы – это не так уж и больно, и это правда, но эти
действия – физическое насилие, которое сопряжено с эмоциональным.
Подобные действия направлены не столько на причинение боли ребенку,
сколько на демонстрацию власти над ним.
После наказания ребенок подчиняется. Но исследования показали, что
у детей, которых часто наказывают, понижается самооценка, у них могут
быть депрессии, иногда во взрослом возрасте они не способны зарабатывать
достаточно денег.
Существуют ненасильственные дисциплинарные методы, которые
более эффективны. От них нет физического вреда.
Дисциплина
нужна,
чтобы
учить,
в
то
время
как
наказание
используется для контроля и возмездия. Дети не совершают преступление, за
которые
следует
наказывать.
Их
ошибки
требуют
корректирующих
дисциплинарных методов.
Страх,
боль,
запугивание
и
насилие,
к
сожалению,
все
еще
используются при решении конфликтов между родителями и детьми.
Разумные
же
родители
прилагают
усилия,
чтобы
научиться
ненасильственным методам.
Наказание путает проблему любви и насилия, и учит, что насилие
может быть выражением любви. Истинная любовь выражается более
здоровыми путями. Поведение детей симптоматично, наказание только
контролирует симптомы, и не доходит до истинной причины поведения
ребенка.
Последствия физического наказания детей:
Наказание увеличивает агрессивность в ребенке и, как следствие,
вандализм в школе и на улице. Насилие порождает насилие.
Наказание выражается в физическом, умственном, духовном или
эмоциональном спаде у ребенка.
Наказание уменьшает способность ребенка концентрироваться на
умственной деятельности и, таким образом, препятствует обучению
Обучение ведет к частому проявлению насилию между братьями и
сестрами.
Инициатива и желание творить снижаются, а чувства беспомощности,
одиночества и отстраненности увеличивается.
Такие дети, повзрослев, достигать успехов в научной деятельности и
экономике. Физические наказания не учат тому, как достичь успеха.
Настороженное и недоверчивое отношение, как к взрослым людям, так
и к сверстникам. Ребенок, которого бьют дома за провинности, в
скором
времени
перестает
доверять
окружающему
миру,
ведь
болезненные ощущения он получает от самых близких людей.
Раннее увлечение психоактивными веществами, алкоголем, никотином.
Детям,
которых
родители
били
в
детстве,
необходимо
как-то
справляться со своим эмоциональным состоянием, поэтому они
нередко прибегают к химической зависимости.
Уступчивость, угодливость, заискивание перед взрослыми людьми.
Дети, которых воспитывают жесткими тоталитарными методами с
использованием физического насилия, стараются максимально угодить
взрослым, чтобы избежать наказания.
Низкая самооценка. Естественно, ребенок, который подвергается
физическому насилию дома, менее уверен в себе, не верит в
собственные силы.
Суицидальное, аутоагрессивное поведение – нанесение себе порезов и
других повреждений.
Если эмоции зашкаливают…
Физические наказания негативно влияют и на детско-родительские
отношения. Если все же в порыве гнева родитель и ударил ребенка, нужно
извиниться и объяснить свое поведение. Самое важное – родитель должен
проговорить случившееся: ребенок не виноват в том, что мама или папа не
сдержали своих эмоций, что родители его очень любят и действительно
сильно жалеют о том, что произошло.
Если же родитель решит не извиняться перед ребенком и сделает вид,
что все хорошо, то у малыша закрепится четкое чувство вины и стыда. Более
того, родительская фигура для ребенка является, безусловно, авторитетной, а
значит, применение физической силы станет для сына или дочки нормой:
"раз мама может меня бить, значит, я тоже могу бить тех, кто слабее". Итог -
ребенок начинает применять физическую силу в своем окружении.
Разговор о случившемся должен происходить на языке, понятном для
ребенка, чтобы донести до него свою любовь, ласку. Очень важен
тактильный контакт – с малышом и подростком он должен быть разным, но
он очень нужен и важен в любом возрасте.
Если родитель понимает, что бить ребенка недопустимо, но чувствует,
что не в состоянии сдерживать себя, то лучше всего посетить тренинги по
управлению гневом, которые направлены на коррекцию поведения человека
в эмоционально-напряженных ситуациях.