Автор: Елена Евгеньевна Кочемасова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№29"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование
Тема: «Развитие детской одарённости в образовательной
сфере в рамках ФГОС НОО»
Среди
самых
интересных
и
загадочных
явлений
природы
детская
одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время
очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной
творческой
личности.
Современная
окружающая
среда
требует
высокой
активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и
поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший
вклад в развитие общества. Процесс воспитания одаренности представляет собой
комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных
дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей,
создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой
личности.
Изменение
социального
и
государственного
заказа
к
системе
образования нашло своё отражение в ФГОС нового поколения, подводит нас к
выявлению безусловных ценностей личности ученика, реализации творческого,
исследовательского компонента деятельности учителей.
В
основе Федерального государственного образовательного стандарта
(ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества
планируемых
результатов,
предполагает:
воспитание
и
развитие
качеств
личности,
отвечающих
требованиям
современного
общества;
учёт
индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение
роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Понятие
«детская
одарённость»
и
«одарённые
дети»
определяют
неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной
стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии
интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны,
существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и
соответственно,
требующих
организации
особого
обучения,
развития
и
воспитания.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,
очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние
предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе
работу, чаще сложную, творческую.
Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те
формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам
1
Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с
признаками
одаренности
и
обеспечить
им
благоприятные
условия
для
совершенствования присущих им видов деятельности.
Выявление одарённых детей – одна из главных задач современной школы.
Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в
условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации
личности в различных видах деятельности.
При этом решаются такие задачи: создание системы урочной и внеурочной
работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм
внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской
одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками
и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности
постепенно угасают в следствии не востребованности. Процент одарённых (с
точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 9-летнем возрасте их
примерно 60 – 70%, то к 14 годам 30 – 40%, а к 17 годам – 15 – 20%.
Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в
разнообразных
трудностях
своих
предметов,
так
и
в
индивидуальных
особенностях своих учеников. Поэтому учителя начальных классов должны
создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую
раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, Поэтому основная задача
школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для
развития одарённых детей.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не
удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке,
они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в
различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе
выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь
претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в
науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды
одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно. При
исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были
выделены
одаренность
художественная
и
практическая.
Особенно
рано
проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В
понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.
Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести
характеристики успешных младших школьников с типами одарённости.
2
Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует.
Однако
большинство
педагогов,
работающих
с
одарёнными
детьми,
придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной
школы она будет выглядеть следующим образом:
Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности
быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать
проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания
обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само
собой разумеется. всё время стремятся к новому, отличаются
значительной
умственной самостоятельностью.
Академическая одарённость
проявляется чаще всего в способности
учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого
количества знаний и легко их усваивают. Они любознательны. Это самые
большие «почемучки». Они способны к самообучению. Этих детей легко
обучать.
Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие
достижения
в
изобразительном
искусстве,
танцах,
пении,
сценической
деятельности и подобном. Здесь очень важно отметить уровень достижений
учащегося. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь
высокий интеллектуальный коэффициент.
Творческая одарённость (креативность)
обнаруживается у ребёнка с
непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам,
которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются
выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать.
Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна
и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий,
считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.
Спортивная
(психомоторная)
одарённость
предполагает
наличие
достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не
всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна
целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В
обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость
также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования,
спортивные игры, уроки физкультуры и другое).
Лидерская или социальная одарённость. Эти дети не просто хорошо
организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя
3
других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство
удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не
принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им
добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у
других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного
лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут
играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного
ребёнка он всё равно будет лидировать.
Одарённый
ребёнок
может
представлять
сразу
несколько
типов
одарённости,
сочетая
например,
интеллектуальную,
академическую
и
художественную одарённость.
После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости
определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития
или проявления одарённости.
Работа по развитию детской одарённости должна вестись в системе и
состоит из следующих компонентов:
выявление одарённых детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады,
конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одарённых детей, а так
же составление индивидуального образовательного маршрута и
портфолио ученика.
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) -
это
эффективное
средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего
проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.
Использование ИОМ позволяет создать условия для каждого конкретного
ученика и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика.
ИОМ рассчитывается и строится на определённое время. Маршрут
постоянно корректируется с учётом актуального и ближайшего развития ребёнка.
Первоначально учитель проводит диагностику ребенка, выявляя его
увлечения, интересы к предметам и творчеству. Все данные заносятся в карту.
Далее ребенок самостоятельно или с помощью родителей заполняет анкету. Все
4
данные так же фиксируют
в карте. Планируются, дополнительные занятия,
кружки, которые будет посещать ребенок, викторины, олимпиады и другие виды
деятельности. После выполнения какого-то пункта плана, результаты ребенка
фиксируются в диагностическую карту.
В паре с ИОМ всегда находится портфолио.
Внедрение портфолио в
начальной школе является формирование активной жизненной позиции ученика,
воспитание
неравнодушного
человека,
способного
принести
пользу
современному обществу.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником в
ходе учебной и в иных формах деятельности (творческой, социальной,
коммуникативной, физкультурно -оздоровительной, трудовой).
Для заполнения ИОМ и портфолио необходима работа как в учебной, так и
внеурочной деятельности.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на
дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению
образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми
должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
-
информационно-коммуникативные
технологии
для
удовлетворения
познавательной
мотивации развития
способностей
(разноуровневые
тесты,
презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий
(формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего
образования проявляется
в
различных
формах
организации
учебно-
исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной
деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-
практические
конференции,
олимпиады,
национальные
образовательные
программы и т. д.);
5
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
-внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по
русскому языку, математике, окружающему миру, ПДД, технологии и ручному
труду, английскому языку);
-выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, на уроках
по изобразительному искусству, технологии);
-участие в школьных и мунципальных олимпиадах, марафонах и конкурсах
(по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру,
ОБЖ)
-активное и результативное участие во Всероссийских, международных
интеллектуальных конкурсах,
(«Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит»,
«Интеллектуальный марафон»);
-активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4
классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ
на школьных мероприятиях;
Хочется закончит словами Сократа: "Учитель, подготовь себе ученика, у
которого сам сможешь учиться".
То есть одарённый ребёнок требует от учителя постоянного роста
мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того. что ещё сегодня
казалось творческой находкой и сильной стороной.
Литература
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших
школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
-
Богоявленская
Д.Б.
Интеллектуальная
активность
как
проблема
творчества. Ростов н/Д., 1983.
- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. –
Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных
детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
6
7