Напоминание

"Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО"


Автор: Елена Евгеньевна Кочемасова
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ№29"
Населённый пункт: Нижневартовск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие детской одаренности в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО"
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Развитие детской одарённости в образовательной

сфере в рамках ФГОС НОО»

Среди

самых

интересных

и

загадочных

явлений

природы

детская

одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время

очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной

творческой

личности.

Современная

окружающая

среда

требует

высокой

активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и

поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший

вклад в развитие общества. Процесс воспитания одаренности представляет собой

комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных

дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей,

создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой

личности.

Изменение

социального

и

государственного

заказа

к

системе

образования нашло своё отражение в ФГОС нового поколения, подводит нас к

выявлению безусловных ценностей личности ученика, реализации творческого,

исследовательского компонента деятельности учителей.

В

основе Федерального государственного образовательного стандарта

(ФГОС) лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества

планируемых

результатов,

предполагает:

воспитание

и

развитие

качеств

личности,

отвечающих

требованиям

современного

общества;

учёт

индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение

роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

Понятие

«детская

одарённость»

и

«одарённые

дети»

определяют

неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной

стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии

интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны,

существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и

соответственно,

требующих

организации

особого

обучения,

развития

и

воспитания.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими,

очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние

предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе

работу, чаще сложную, творческую.

Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те

формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам

1

Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с

признаками

одаренности

и

обеспечить

им

благоприятные

условия

для

совершенствования присущих им видов деятельности.

Выявление одарённых детей – одна из главных задач современной школы.

Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в

условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации

личности в различных видах деятельности.

При этом решаются такие задачи: создание системы урочной и внеурочной

работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм

внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.

Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской

одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками

и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности

постепенно угасают в следствии не востребованности. Процент одарённых (с

точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 9-летнем возрасте их

примерно 60 – 70%, то к 14 годам 30 – 40%, а к 17 годам – 15 – 20%.

Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в

разнообразных

трудностях

своих

предметов,

так

и

в

индивидуальных

особенностях своих учеников. Поэтому учителя начальных классов должны

создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую

раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, Поэтому основная задача

школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для

развития одарённых детей.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не

удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке,

они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в

различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе

выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь

претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в

науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды

одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно. При

исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были

выделены

одаренность

художественная

и

практическая.

Особенно

рано

проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В

понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.

Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести

характеристики успешных младших школьников с типами одарённости.

2

Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует.

Однако

большинство

педагогов,

работающих

с

одарёнными

детьми,

придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной

школы она будет выглядеть следующим образом:

Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности

быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать

проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания

обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само

собой разумеется. всё время стремятся к новому, отличаются

значительной

умственной самостоятельностью.

Академическая одарённость

проявляется чаще всего в способности

учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого

количества знаний и легко их усваивают. Они любознательны. Это самые

большие «почемучки». Они способны к самообучению. Этих детей легко

обучать.

Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие

достижения

в

изобразительном

искусстве,

танцах,

пении,

сценической

деятельности и подобном. Здесь очень важно отметить уровень достижений

учащегося. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь

высокий интеллектуальный коэффициент.

Творческая одарённость (креативность)

обнаруживается у ребёнка с

непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам,

которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются

выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать.

Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна

и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий,

считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.

Спортивная

(психомоторная)

одарённость

предполагает

наличие

достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не

всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна

целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В

обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость

также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования,

спортивные игры, уроки физкультуры и другое).

Лидерская или социальная одарённость. Эти дети не просто хорошо

организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя

3

других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство

удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не

принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им

добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у

других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного

лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут

играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного

ребёнка он всё равно будет лидировать.

Одарённый

ребёнок

может

представлять

сразу

несколько

типов

одарённости,

сочетая

например,

интеллектуальную,

академическую

и

художественную одарённость.

После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости

определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития

или проявления одарённости.

Работа по развитию детской одарённости должна вестись в системе и

состоит из следующих компонентов:

выявление одарённых детей;

развитие творческих способностей на уроках;

развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады,

конкурсы, исследовательская работа);

создание условий для всестороннего развития одарённых детей, а так

же составление индивидуального образовательного маршрута и

портфолио ученика.

ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) -

это

эффективное

средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего

проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.

Использование ИОМ позволяет создать условия для каждого конкретного

ученика и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика.

ИОМ рассчитывается и строится на определённое время. Маршрут

постоянно корректируется с учётом актуального и ближайшего развития ребёнка.

Первоначально учитель проводит диагностику ребенка, выявляя его

увлечения, интересы к предметам и творчеству. Все данные заносятся в карту.

Далее ребенок самостоятельно или с помощью родителей заполняет анкету. Все

4

данные так же фиксируют

в карте. Планируются, дополнительные занятия,

кружки, которые будет посещать ребенок, викторины, олимпиады и другие виды

деятельности. После выполнения какого-то пункта плана, результаты ребенка

фиксируются в диагностическую карту.

В паре с ИОМ всегда находится портфолио.

Внедрение портфолио в

начальной школе является формирование активной жизненной позиции ученика,

воспитание

неравнодушного

человека,

способного

принести

пользу

современному обществу.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником в

ходе учебной и в иных формах деятельности (творческой, социальной,

коммуникативной, физкультурно -оздоровительной, трудовой).

Для заполнения ИОМ и портфолио необходима работа как в учебной, так и

внеурочной деятельности.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на

дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению

образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми

должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.

Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

-

информационно-коммуникативные

технологии

для

удовлетворения

познавательной

мотивации развития

способностей

(разноуровневые

тесты,

презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Внеурочная деятельность.

В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий

(формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего

образования проявляется

в

различных

формах

организации

учебно-

исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной

деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-

практические

конференции,

олимпиады,

национальные

образовательные

программы и т. д.);

5

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

-внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по

русскому языку, математике, окружающему миру, ПДД, технологии и ручному

труду, английскому языку);

-выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, на уроках

по изобразительному искусству, технологии);

-участие в школьных и мунципальных олимпиадах, марафонах и конкурсах

(по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру,

ОБЖ)

-активное и результативное участие во Всероссийских, международных

интеллектуальных конкурсах,

(«Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит»,

«Интеллектуальный марафон»);

-активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4

классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ

на школьных мероприятиях;

Хочется закончит словами Сократа: "Учитель, подготовь себе ученика, у

которого сам сможешь учиться".

То есть одарённый ребёнок требует от учителя постоянного роста

мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того. что ещё сегодня

казалось творческой находкой и сильной стороной.

Литература

- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших

школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.

-

Богоявленская

Д.Б.

Интеллектуальная

активность

как

проблема

творчества. Ростов н/Д., 1983.

- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. –

Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с.

- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных

детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.

6

7



В раздел образования