Напоминание

Числа правят миром.Всё есть число.


Автор: Давыдова Ирина Николаевна
Должность: учитель физики и математики
Учебное заведение: ГКОУ "ВСШ при ИТУ Самарской области"
Населённый пункт: с. Спиридоновка, Волжский район,Самарская область.
Наименование материала: урок математики
Тема: Числа правят миром.Всё есть число.
Раздел: полное образование





Назад




ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Класс: 11 «А» класс

Предмет: математика

Дата: 11.03.2021г

Тип урока: Урок получения новых знаний.

Тема урока: Простейшие задачи в координатах.

Цели урока: работа по построению в координатной плоскости точки по заданным координатам, отработка умения определять координаты

заданной точки, умения строить по координатам различные фигуры на плоскости, владение терминологией и знание основных понятий и

определений.

Планируемые результаты:

Личностные: развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развивать

креативность мышления, инициативу, находчивость, умение строить речевые конструкции с использованием изученной терминологии и

символики (устные и письменные), понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, выполнять перевод с естественного

языка на математический и наоборот; стремление к самоконтролю процесса и результата учебной математической деятельности;

способность к эмоциональному восприятию математических понятий, логических рассуждений, способов решения задач, рассматриваемых

проблем;

Метапредметные: формировать умение работать в группах, способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в

окружающей жизни (простейшие ситуации);

Предметные: Анализировать задания, аргументировать и презентовать решения. Объяснять и иллюстрировать понятия: система

координат, координатные прямые, начало координат, ось абсцисс, ось ординат, координатная плоскость, координаты точки на плоскости.

Строить на координатной плоскости точки и фигуры по заданным координатам, находить координаты точек. Проводить исследования,

связанные с взаимным расположением точек на координатной плоскости. Понимать и применять в речи соответствующие термины и

символику. Показывать на координатной плоскости расположение точек с равными абсциссами, с равными ординатами.

Оборудование: учебник, проектор, экран, компьютер, доска, раздаточный и демонстрационный материал.

Геометрия. 10-11 классы:

учебник для общеобразовательных. организаций: [Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.].-8-е изд. – М.: Просвещение, 2019г;.

Место урока в разделе: Тема урока № 25: « Простейшие задачи в координатах» является частью общей темы « Метод координат в

пространстве»- 13 часов.

Технологии: здоровьесбережение, игровые, сотрудничества.

Актуальность темы:

В

геометрии

применяются

различные

методы

решения

задач

-

это

синтетический

(

чисто

геометрический

)

метод

,

метод

преобразований

,

векторный

,

метод

координат

и

другие

.

Они

занимают

различное

положение

в

школе

.

Основным

методом

считается

синтетический

,

а

из

других

наиболее

высокое

положение

занимает

метод

координат

потому

,

что

он

тесно

связан

с

алгеброй

.

Синтетический

метод

достигается

с

помощью

интуиции

,

догадок

,

дополнительных

построений

.

Координатный

метод

этого

не

требует

:

решение

задач

во

многом

алгоритмизировано

,

что

в

большинстве

случаев

упрощает

поиск

и

само

решение

задачи

.

Изучение

данного

метода

является

неотъемлемой

частью

школьного

курса

геометрии

.

Но

нельзя

забывать

,

что

при

решении

задач

координатным

методом

необходим

навык

алгебраических

вычислений

и

не

нужна

высокая

степень

сообразительности

,

а

это

в

свою

очередь

негативно

сказывается

на

творческих

способностях

учащихся

.

Поэтому

необходима

методика

изучения

метода

координат

,

позволяющая

учащимся

научиться

решать

разнообразные

задачи

координатным

методом

,

однако

не

показывающая

, что этот

метод

как

основной

для

решения

геометрических

задач

.

Также многие геометрические задачи решаются очень сложно, а с применением этого метода,

решение упрощается. Этим

и

определяется

актуальность

выбранной

темы

: «

Применение

метода

решения

задач в

координатах».

Ход урока

Технология

проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для

учащихся (для

достижения

запланированных

результатов)

УУД

Организа

ционный момент

Приветствие, проверка

подготовленности к

учебному занятию,

организация внимания

учащихся.

Включаются в деловой

ритм урока.

Установка на урок:

Я буду стараться,

У меня всё

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и

одноклассниками.

Эпиграфом нашего урока

будет фраза

: « Мыслю,

следовательно существую»

Рене Декарт.

На ваших столах лежит

оценочный лист, подпишите

свою фамилию на

оценочных листках.

Подписывают лист

самооценки

получится.

Актуализация

знаний

Урок у нас будет

необычный, мы отправимся

на «экскурсию в … на

координатной плоскости».

Произошла техническая

ошибка и одно слово куда-

то пропало. Возьмите на

столах Приложение 1.

Зачеркните в таблице те

буквы, которым

соответствует координата на

Выполняют задание.

После выполнения

задания учащиеся

зачитывают слово,

которое они

расшифровали:

Координата.

Приложение 1.

Зачеркните в

таблице те буквы,

которым

соответствует

координата на

координатной

плоскости.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка

вопросов.

Познавательные: самостоятельное

выделение-формулирование.

координатной плоскости.

Из оставшихся букв

составьте слово.

Откройте, пожалуйста,

тетради и запишите в них

число, классная работа.

Мы отправляемся с вами на

экскурсию в зоопарк.

Что вы видите на слайде.

Зверей на координатной

плоскости.

Как вы думаете, что мы

будем делать сегодня на

уроке.

Какая тема нашего урока?

А цель нашего урока:

построение точек на

координатной плоскости.

Решение простейших задач

в координатах.

А что мы будем делать для

достижения нашей цели?

1.

Вспомним, как

отмечать точки на

координатной

плоскости.

2.

Закрепим наши

знания при

построении рисунков

животных.

А как вы думаете, где могут

пригодиться вам эти знания:

определить место в театре, в

Записывают число.

Называют тему урока

поезде, положение фигуры

на шахматной доске,

ориентировании на

местности, в морской

навигации, топографии,

астрономии.

Поставьте оценку за

пройденный этап в

оценочный лист.

Организует работу с

изображением на слайде.

Повторение темы: При

входе в зоопарк нас ждет

попугай

он раздает билетики тем, кто

правильно ответит на его

каверзные вопросы:

1.

Под

каким

углом

пересекаются

координатные

прямые Х и У?

2.

Как

называют

каждую

из

этих

прямых?

3.

Сколько

чисел

нужно знать, чтобы

задать

положение

точки

на

Ставят цели.

Приводят примеры из

жизни.

Оценивают свою

деятельность.

Коммуникативные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и

сверстником.

Познавательные: логический анализ

сложившейся ситуации с целью

определения выхода из неё.

координатной

плоскости?

4.

Как называют пару

чисел,

определяющих

положение точки на

плоскости?

5.

В какой точке

пересекаются

координатные оси?

(0;0)

6.

Какие точки лежат

на оси абсцисс?

7.

Какие точки лежат

на оси ординат?

За правильный ответ

учащиеся получают

билетик-задание.

Поставьте оценку за

пройденный этап в

оценочный лист.

Отвечают на вопросы,

получают «билеты»

Физкультминутк

а

Снять утомление учащихся,

повысить умственную

работоспособность

учащихся.

Выполняют движения.

,

1.Упражнение для

глаз «Ленивая

восьмерка»

Вытягиваем правую

руку вперед, большой

палец вверх,

остальные согнули в

кулак. Большой палец

описывает в воздухе

«лежачую

восьмерку» при этом

глаза смотрят на

ноготь большой

пальца. Выполнили 3

раза.

2.Вверх

взметнулись наши

руки.

Груз забот с себя

стряхнули

И продолжим путь

науки.

Практическая

работа.

Творческое

применение и

добывание

знаний в новой

ситуации

(проблемные

задания).

Задание: Построить на

координатной плоскости

рисунок по заданным

координатам точек.

Учащиеся получают

карточки с координатами

(карточки разноуровневые).

При необходимости

учащиеся объединяются в

пары (слабый и сильный).

Рисунки демонстрируются

Выполняют

практическую работу.

После окончания работы

каждый ученик

демонстрирует свою

работу на доске

Разноуровневые

задания

приложение 2

Регулятивные: контроль, оценка,

коррекция.

Познавательные: умение

структурировать знания, выбор

наиболее эффективных способов

решения задач, рефлексия способов и

условий действия.

Коммуникативные: управление

поведением партнера, контроль,

коррекция, оценка действий партнера.

Личностные

Воспитывать дружеские отношения в

на доске.

классе, умение работать в паре.

Развитие интереса к математике.

Контроль знаний

Завершая нашу экскурсию,

мне бы хотелось, чтобы

каждый из вас заполнил и

запомнил следующую

памятку: «Проверь себя»

Приложение 3.

Задание: вставьте

пропущенные слова,

используя подсказки внизу

текста.

Взаимопроверка (работа в

парах).

Поставьте оценку за

пройденный этап в

оценочный лист.

Подсчитайте средний балл

за все задания и поставьте

себе оценку за урок.

Заполняют памятку.

Делают взаимопроверку.

Оценивают себя.

Приложение 3

Памятка для

заполнения.

Регулятивные выделение и осознание

того, что усвоено, что ещё подлежит

усвоению

Рефлексия

деятельности.

Подведение

итогов урока.

Мобилизация учащихся на

рефлексию своего

поведения. Усвоение

принципов саморегуляции и

сотрудничества.

Осуществляют

самооценку собственной

деятельности. Соотносят

цель и результаты,

степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с

достаточной полнотой и точностью

выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка, самооценка.

Приложение 1.

Зачеркните в таблице те буквы, которым соответствует координата на координатной плоскости.

(-6;0)

Б

(0;-6)

З

(2;-5)

О

(0;3)

Л

(2;-5)

О

(3;0)

М

(-2;6)

В

(6;-2)

П

(-4;-3)

Е

(2;4)

А

(4;2)

Д

(-5;-2)

Р

(7;5)

К

(5;-2)

И

Из оставшихся букв составьте слово:

Приложение 2.

Приложение для слабых учащихся.

Приложение 3.

Карточка № 1

Построить точки в координатной плоскости, последовательно

их соединив:

1)

(0; 0), (- 1; 1), (- 3; 1), (- 2; 3), (- 3; 3), (- 4; 6),

(0; 8), (2; 5), (2; 11), (6; 10), (3; 9), (4; 5), (3; 0), (2; 0),

(1; - 7), (3; - 8), (0; - 8), (0; 0).

2)

Глаз: (3; 10).

Карточка № 2

Построить точки в координатной плоскости, последовательно

их соединив:

1)

(2; 7), (0; 5), (- 2; 7), (0; 8), (2; 7), (- 4; - 3), (4; 0), (11; - 2), (9;

- 2), (11; - 3), (9; - 3), (5; - 7), (- 4; - 3).

2) Клюв: (- 4; 8), (- 2; 7), (- 4; 6).

3) Крыло: (1; - 3), (4; - 2), (7; - 3), (4; - 5), (1; - 3).

4) Глаз: (0; 7).

Задание: вставьте пропущенные слова, используя подсказки внизу текста

1) Положение точки на плоскости можно задать ………….. числами.

2) Проведём две ……………………. координатные прямые, пересекающиеся в …………. их отсчёта.

3) Горизонтальную координатную прямую называют осью ………….. и обозначают …., а вертикальную координатную

прямую называют осью …………. и обозначают …..

4) Плоскость, на которой задана прямоугольная система координат, называют …………………….. плоскостью.

5) Первую координату точки называют …………, а вторую координату точки называют …………

ПОДСКАЗКА:

Двумя, начале, ординат, абсциссой, Ох, координатной, Оу, перпендикулярные, абсцисс, ординатой.

(-2;4), (-5;5), (-7;3), (-11;1), (-6;1), (-7;3),(-5;0), (-6;0), (-10;-1), (-7;1), (-6;0)

2) Крыло: (0;0), (7;3), (6;1), (1;-3), (0;0)

3) (1;-4), (1;-7), (-1;-4), (-1;-7).

4) Глаз: (-5;3)

Оценочный лист_______________________________________

Вид деятельности ученика

Оценка

Приложение1 «Расшифруй слово»

Купи билетик-задание

Приложение 2 «Построй зверушку»

Приложение 3 «Заполни памятку»

Итого: общая оценка за урок



В раздел образования