Автор: Калинина Юлия Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "СОШ №9"
Населённый пункт: город Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Тема: «РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ».
Раздел: начальное образование
Информационный проект
«
РАБОТА С ТЕКСТОМ
».
КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ
Выполнила:
Калинина Юлия Геннадьевна
учитель начальных классов
«
№9»
.
МОУ СОШ
г Тихвин
Содержание.
.
стр
Введение. 3-5
1.
Сущностные основы формирования навыков чтения
обучающихся в начальных классах.
6-14
2.
Условия формирования навыков чтения обучающихся 14-21
в начальных классах.
Заключение. 22-23
Литература. 23-24
Приложения. 24-32
2
Введение.
Актуальность исследования. Кто не знает пушкинский афоризм «Чтение – вот лучшее
учение»? Но почему на деле чтение и учение оказываются не в одной упряжке? Причин много. И
объективных, и субъективных. Одна из них – парадоксальность нашего читательского сознания.
Оно определено личным читательским опытом, зачастую без учета накопленного человечеством в
мире читательской культуры. А этот мир велик и многолик. Его достаточно сложно представить в
едином образе и целостной системе, поэтому каждый из нас рассуждает в рамках собственного
читательского сознания. Другая причина в том, что обучение чтению в школе – прерогатива
учителей начальных классов. После начальной школы никто целенаправленно не развивает
культуру чтения, умения работать с текстами и эффективно воспринимать их в зависимости от
целей и задач.
Уроки чтения играют ведущую роль в системе начального обучения. Для того чтобы книга
стала для детей другом и наставником, необходимо прежде всего пробудить у них интерес к
чтению, а затем научить с помощью книг приобретать новые знания, извлекать пользу из
жизненного опыта людей.
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого
читателя» (С.Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего
литературное наследие человечества, сформировать младшего школьника как сознательного
читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего навыками прочного чтения, способами
самостоятельной работы с читаемым текстом, обладающего определенной начитанностью,
нравственно-эстетическим развитием.
Чтение в жизни каждого культурного человека, занимает важное место. Современный читатель
в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных
обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить
самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в
школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не
хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль
книги в жизни огромна. Хорошая книга - и воспитатель, учитель, и друг. Вспоминаются слова В.
А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя
быть счастливым, не умея читать. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр
понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и
осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В. А.
3
Сухомлинский отмечал: “уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его
тончайшим оттенкам ”. Только тот ученик “читает”, в сознании которого слово играет, трепещет и
переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира. Это возможно только при условии
овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания.
Вызывает серьезную тревогу отчетливо наметившаяся тенденция удаления ребенка от
детской книги, что объясняется, в определенной мере, социальной неустроенностью общества. В
результате бесед с родителями и собственных наблюдений становится очевидным, что многие
дети предпочитают книге телевизор, магнитофон или компьютерные игры. Как правило, они не
хотят и не любят читать.
Чтение – главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий
мир. Психологи утверждают, что на успеваемость учащихся влияют более 200 факторов. Все их
учесть невозможно. Но даже если из 200 отобрать 40 и исследовать их воздействие на
успеваемость ученика, то фактором номер один окажется чтение.
Задача учителя – сделать так, чтобы учение не превратилось в горькую пытку, чтобы чтение
стало любимым предметом, а дети – творцами, открывателями, путешественниками. Умели
наблюдать, рассуждать, думать, переживать радость труда.
«Чтение должно стать для ребенка очень тонким инструментом овладения знаниями и вместе с
тем источником богатой духовной жизни» (В.А. Сухомлинский)
Курс чтения в начальных классах должен играть исключительно большую роль в становлении
личности младшего школьника, его образовании, развитии. К огромному сожалению, сегодня
львиную долю информации дети получают в “готовом” виде из другого источника – телевидения.
Ребенок становится пассивным наблюдателем того, что происходит на экране. Многие
компьютерные игры завлекают больше, чем литературное произведение, обогащенное эмоциями,
“красками” авторского слова, построением сюжета, ролью действующих героев.
Требования сегодняшнего времени таковы, что мало только уметь читать, находить главную
мысль,
“необходимо
развивать
интеллект,
эмоциональную
отзывчивость,
эстетические
потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало
развитию личности, а развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике
дальнейшего развития” (Л.А. Музыка).
4
Как важно, чтобы читательский “круг” не ограничивался только теми текстами, которые
предлагаются в учебнике, чтобы ребенок самостоятельно, без принуждения стремился к познанию
нового через знакомство с книгой. “Творческим чтением движет любознательность” (Л.А.
Музыка).
Какова же при этом роль учителя? Как добиться, чтобы дети любили уроки литературного
чтения, чтобы интерес к чтению постоянно возрастал?
“Учителю
важно
помнить,
что
чтение,
мотивированное
любознательностью,
целенаправленным интересом, педагогически особенно значимо, потому что становится для детей
занятием приятным и желанным” (Л.А. Музыка).
С учётом актуальности проблемы, значимости её разрешения определился выбор темы
исследования: «Работа с текстом как способ формирования навыков чтения».
Объект исследования – учебная деятельность.
Предмет исследования – использование работы с текстом для формирования навыков
чтения в начальных классах.
Цель исследования: формировать навыки чтения обучающихся через систематическую
работу с текстом и книгой на уроках литературного чтения по учебнику О.В. Кубасовой.
Гипотеза исследования строилась на предположении, что если руководствоваться
методическим аппаратом учебника целенаправленно, ставить перед детьми
конкретные учебные задачи, сформулированные в названиях частей и разделов,
использовать разные виды работы с текстом, то это поможет сформировать навыки
чтения и пробудить интерес к чтению литературных произведений.
Задачи исследования:
изучить теоретические основы формирования навыков чтения обучающихся в
начальных классах;
определить условия формирования навыков чтения обучающихся в начальных классах;
разработать контрольно-диагностический инструментарий;
разработать критерии оценки ожидаемых результатов;
проанализировать и подвести итоги работы по данной теме.
5
1.
Сущностные основы формирования навыков чтения
обучающихся в начальных классах.
Проблема становления навыка чтения, обучения восприятию и пониманию текста, а также
формирования квалифицированного чтения – одна из самых острых и постоянных проблем
школьного обучения и ее успешное решение во многом зависит от первых шагов ребенка,
обучающегося читать. Изменившиеся социальные условия предъявляют иные, чем в прошлом,
количественные и качественные требования к объёму и способу восприятия информации.
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует
каждого учителя. Как показывает опыт, быстро обычно читают те учащиеся, которые читают
много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От
этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать
невозможно, так как громкое чтение как средство извлечения информации нерационально. При
чтении “про себя” скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во
мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как же
научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами
текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учащихся вообще к
пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи,
грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в
научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения
радостью для учащихся? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый
старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому,
чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были наделены на то,
чтобы двигать детей в их идейно-нравственном, умственном, эмоциональном, эстетическом и
речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им
полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки. Интерес к чтению возникает в том
случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-
познавательные мотивы чтения.
Основным
учебным предметом в начальной школе считаю чтение. Работаю над
проблемой «Формирование навыков чтения». Уметь читать, на мой взгляд, недостаточно. Надо
научить ребенка думать, рассуждать, анализировать события и поступки героя, способного не
только вживаться в мир художественного произведения, но и адекватно понимать авторский
замысел. Эти задачи можно решить тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением.
6
Интерес к чтению возникает в том случае, когда у читателя развиты учебно-познавательные
мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является
целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки
осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы
специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры
чтения: осмысление, технику, выразительность. И, несмотря на многие усилия, в классе всегда
оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную
перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе.
Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения,
способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками, которые
не должны развиваться спонтанно.
Считаю, что одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является
целенаправленное управление обучением чтению.
Чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие
зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. Об основе этого процесса, как пишет
Б.Г. Ананьев, лежат “сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей
двух сигнальных систем”.
В сложном процессе чтения можно различить три основных момента:
1. Восприятие данных слов.
Уметь читать – это значит, прежде всего, уметь по буквам
догадываться о тех словах, которые ими обозначаются. Чтение начинается только с того момента,
когда человек, смотря на буквы, оказывается в состоянии произнести, или вспомнить,
определенное слово, соответствующее сочетанию этих букв.
Не трудно показать, что в этом процессе восприятия букв, как символов определённого
слова, большое участие принимают не только зрение, но также память, воображение и ум
человека. Когда мы читаем слова, то не только складываем букву за буквой, а, схватив одну или
несколько букв, сразу догадываемся о целом слове.
2. Понимание содержания, связанного с прочитанными словами. Каждое слово, прочитанное
нами, может вызывать в нашем сознании какие-нибудь изменения, которыми определяется
понимание нами этого слова. В одном случае в нашем сознании возникает определённый, более
или менее яркий образ, в другом – какое-нибудь чувство, желание или отвлечённый логический
7
процесс, в третьем и то, и другое вместе, в четвертом – никакого образа и чувства, а только лишь
простое повторение воспринятого слова или, быть может, другое слово, с ним связанное.
3. Оценка прочитанного. Умение не только прочесть книгу, но и критически отнестись к её
содержанию наблюдается, как известно, не всегда.
Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением,
вначале возникает потребность научиться читать, т. е. освоить звуковую систему и сам процесс
чтения – возникновения из букв слова. Это вызывает у него интерес. Освоив первоначальное
чтение (грамоту), ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за
словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-
то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать
мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном тексте и т.
д.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается
выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также
связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Восприятие текстов младшими школьниками не соответствует восприятию зрелого чтеца и
имеет ряд особенностей. Ему свойственна:
фрагментарность, отсутствие целостности восприятия текста;
слабость абстрагирующего и обобщающего восприятия;
зависимость от жизненного опыта;
связь с практической деятельностью ребенка;
ярко выраженная эмоциональность и непосредственность, искренность сопереживания;
превалирование интереса к содержанию речи, а не к речевой форме;
недостаточно полное и правильное понимание изобразительно выразительных средств
речи;
преобладание репродуктивного (воспроизводящего) уровня восприятия.
Чтобы сформировать чтение как учебное умение, необходимо это обстоятельство иметь в виду.
Важно также учитывать особенности познавательной деятельности детей. У детей 6-7 лет еще не
8
развито логическое мышление, оно носит наглядно-действенный характер, требует опоры на
практические действия с различными предметами и их заместителями – моделями. Далее
постепенно
мышление
приобретает
наглядно-образный
характер,
и,
наконец,
возникает
логическое абстрактное мышление. Эти ступени развития познавательной деятельности младшего
школьника накладывают отпечаток на характер обучения.
В
методике
принято
характеризовать
навык
чтения,
называя
четыре
его
качества:
правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Правильность определяется как плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.
Беглость – это скорость чтения, обусловливающая понимание прочитанного. Такая скорость
измеряется количеством печатных знаков, прочитанных за единицу времени (обычно количеством
слов в 1 минуту).
Сознательность
чтения в методической литературе последнего времени трактуется как
понимание замысла автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать этот
замысел, и осмысление своего собственного отношения к прочитанному.
Выразительность – это способность средствами устной речи передать слушателям главную
мысль произведения и свое собственное отношение к нему.
Все
названные
качества
взаимосвязаны
между
собой
и
взаимообусловлены.
Без
правильного озвучивания графических знаков невозможно понимание отдельных единиц текста,
без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их связь, а без внутренней связи отдельно
взятых компонентов текста не произойдет осознания идеи произведения. В свою очередь,
понимание общего смысла произведения помогает правильности чтения отдельных его элементов,
а правильное чтение и понимание текста становятся основой для выразительности чтения.
Беглость,
являясь
темпом
чтения,
при
определенных
условиях
становится
средством
выразительности. Таким образом, подготовка чтеца должна строиться с учетом одновременной
работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Данный подход реализуется уже в период
обучения грамоте. Всякий урок чтения должен быть уроком сознательного чтения:
1) упражнения в чтении должны быть каждодневными;
2) отбор текстов для чтения не должен быть случайным, а должен производиться с учетом
психологических особенностей детей и литературных особенностей текстов;
9
3) учителем должна вестись систематическая работа по предупреждению ошибочного чтения;
4) учителем должна быть использована в работе целесообразная система исправления
допущенных при чтении ошибок;
5) специально должно быть организовано обучение чтению про себя, предполагающее несколько
ступеней: чтение шепотом, беззвучное артикулирование читаемого, “тихое чтение” (в плане
внутренней речи), чтение про себя.
Работа над правильностью и беглостью чтения.
Говорить о правильности и беглости как качествах навыка чтения имеет смысл только в
том случае, если чтец понимает текст, который им озвучивается. Однако учитель должен знать
специальные приемы, направленные на отработку правильности и беглости. Здесь имеют место
два направления:
1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное
восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного
М.И. Омороковой и описанного В.Г. Горецким, Л.Ф. Климановой.
Этот принцип состоит в том, чтобы при анализе текста постоянно обращать ребенка к
перечитыванию отрывков, важных в смысловом отношении, и тем самым не только обеспечивать
проникновение в идею произведения, но и добиваться правильного и беглого чтения.
Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на смысл читаемого.
Многолетние наблюдения над становлением навыка чтения у детей позволяют выделить
несколько групп типичных ошибок, допускаемых обучающимися чтению.
1. Искажение звукобуквенного состава:
пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;
перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);
вставка произвольных элементов в единицы чтения; – замена одних единиц чтения
другими.
10
Причины подобных ошибок – несовершенство зрительного восприятия или неразвитость
артикуляционного аппарата. Однако причиной искажений может стать и так называемое “чтение
по догадке”. В основе этого явления лежит такое свойство человека, как антиципация –
способность предугадывать смысл еще не прочитанного текста по тому смыслу и стилю, который
уже известен из прочитанного предыдущего отрывка. Догадка появляется у чтеца с
приобретением читательского опыта и является, таким образом, признаком его продвижения в
овладении навыком чтения. В то же время учителю надо помнить, что текстуальная догадка
опытного чтеца редко ведет к ошибкам, искажающим смысл читаемого, а субъективная догадка
неопытного ребенка часто влечет за собой такие ошибки, которые мешают ему понять читаемое.
2. Наличие повторов.
Такие ошибки заключаются в повторении единиц чтения: букв, слогов, слов, предложений.
Чем менее совершенен навык чтения, тем меньшая единица чтения повторяется. Эти ошибки
очень близки к предыдущему типу, однако, их причины в другом. Повторы, как правило, связаны
со стремлением ребенка удержать в оперативной памяти только что прочитанный компонент. Это
необходимо маленькому чтецу для осмысления прочитанного. Поэтому на аналитическом этапе
становления навыка повторы неизбежны и должны восприниматься учителем как явление
закономерное и даже положительное. Чрезмерная торопливость учителя, раннее пресечение
“повторов” в чтении учащихся могут помешать ребенку свободно и естественно перейти на
синтетический этап чтения.
3. Нарушение норм литературного произношения.
Среди ошибок этого типа можно, в свою очередь, выделить несколько групп:
1) ошибки собственно орфоэпические; среди них неправильное ударение – самый
распространенный вид. Такие ошибки связаны с незнанием норм произношения или с незнанием
лексического значения слов, которые читаются;
2) ошибки, связанные с так называемым “орфографическим чтением”:
единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением.
Учитель должен иметь в виду, что “орфографическое чтение” – обязательный период становления
навыка. Чем скорее ученик научится синтезировать все действия процесса чтения (восприятие,
произнесение, осмысление), тем скорее откажется от “орфографического чтения”. Поэтому работа,
11
помогающая ребенку осмысливать читаемое, будет способствовать и устранению
“орфографического чтения”;
3) интонационные ошибки, которые представляют собой неправильные логические ударения,
неуместные в смысловом отношении паузы. Нетрудно заметить, что такие ошибки допускаются
чтецом, если он не понимает читаемого. Однако от маленького ребенка процесс чтения требует не
только интеллектуальных, но и физических усилий, поэтому причиной интонационной ошибок у
маленького чтеца может стать нетренированносгь дыхания и речевого аппарата.
Правильно работать над исправлением и предупреждением ошибок при чтении учитель
может только в том случае, если понимает причины ошибочного чтения и знает методику работы
над ошибками. Итак, ведут к ошибочному чтению такие факторы, как:
1) несовершенство зрительного восприятия;
2) неразвитость (недостаточная гибкость) артикуляционного аппарата;
З) нехватка дыхания;
4) незнание орфоэпических норм;
5) незнание лексического значения слова;
6) “догадка”, вызванная субъективным типом чтения.
Беглость – такая скорость чтения, которая предполагает и обеспечивает сознательное
восприятие читаемого. Таким образом, беглость не может быть самоцелью, однако именно
беглость становится определяющим фактором для других качеств чтения. Нормы беглости
указаны в программе чтения по годам обучения, но главным ориентиром для учителя должна
стать устная речь индивида. Объективным ориентиром беглости считается скорость речи диктора
ТВ или радио, читающего новости, это примерно 120-130 слов в минуту.
Беглость зависит от так называемого поля чтения и длительности остановок, которые чтец
допускает в процессе чтения. Поле чтения (или угол чтения) – это такой отрезок текста, который
взгляд чтеца схватывает за один прием, после чего следует остановка (фиксация ). Во время этой
остановки и происходит осознание схваченного взглядом, т.е. осуществляется закрепление
воспринятого и его осмысление. Опытный чтец делает на строке незнакомого текста от 3 до 5
остановок, причем отрезки текста, которые схватываются его взглядом за один прием,
12
равномерны. Поле чтения у неопытного чтеца очень мало, иногда равно одной букве, поэтому на
строке он делает много остановок и отрезки воспринятого текста у него не одинаковы. Они
зависят от того, знакомы ли слова и словосочетания, которые читаются. С осмыслением
схваченного за один прием связаны и повторы в чтении неопытного чтеца:
если он не сумел удержать в памяти воспринятый отрезок, ему приходится еще раз вернуться к
уже озвученному тексту, чтобы осознать то, что прочитано. Теперь становится понятным, что,
тренируя зрительное восприятие, учитель работает не только над правильностью, но и над
беглостью чтения.
Работа над сознательностью чтения. Сознательность в общем виде может быть определена как
понимание прочитанного. Однако в методике этот термин употребляется в двух значениях:
1) применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения);
2) применительно к чтению в более широком смысле (Т.Г. Рамзаева).
Когда говорят о сознательности в первом значении, имеют в виду, насколько сознательно
ребенок выполняет необходимые операции, из которых складывается озвучивание печатных
знаков: находит гласные, соотносит их со слогами-слияниями, видит согласные вне слияний и
осознает, к какому слогу-слиянию их следует причитать.
Термин сознательное чтение во втором значении функционирует в методике на разных
уровнях протекания самого процесса чтения.
Первый уровень часто совпадающий с аналитическим этапом становления навыка чтения,
предполагает понимание большей части слов, употребленных в прямом или переносном значении;
понимание отдельных предложений и их связи между собой; понимание смысла отдельных частей
текста, их внутренней связи и взаимообусловленности и, наконец, понимание общего смысла
всего текста.
Второй уровень сознательного восприятия текста базируется на первом и предполагает
осмысление подтекста произведения, т.е. уяснение его идейной направленности, образной
системы, художественных средств, а также позиции автора и своего собственного отношения к
читаемому.
Можно говорить и о третьем уровне сознательного чтения, когда индивид осознает свои
читательские интересы и обладает умениями, которые могут их удовлетворить, иными словами,
13
сознательно определяет круг чтения, ориентируясь на свои возможности. Таким образом, в
современной методике утвердилась точка зрения, что сознательность чтения предполагает:
осмысление значения каждой языковой единицы текста;
понимание идейной направленности произведения, его образной системы, изобразительно-
выразительных средств, т.ё. позиции автора и своего собственного отношения к
прочитанному;
осознание себя как читателя.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной
работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Формирование качественного навыка чтения у младших школьников является одним из
основных задач начальной школы.
Таким образом, процесс чтения складывается из двух взаимосвязанных сторон – смысловой
и технической, охватывающих зрительный и звуко-слухо-речедвигательные механизмы, И хотя
этот процесс единый, становление и формирование составляющих его сторон протекает по
разному, проходит ряд ступеней от начальных до высших.
3.
Условия формирования навыков чтения обучающихся
в начальных классах.
Базой исследования
явились обучающиеся 1 «Б» и 2 «Б» класса МОУ «Средняя
общеобразовательная школа №9» г. Тихвина. Литературное чтение. Учебник О.В. Кубасовой
«Любимые страницы».
Методы и этапы исследования.
Исследование проводилось в период с декабря 2008 г. и будет продолжено до мая 2012 г.
Педагогическими задачами эксперимента является:
Изменение в уровне обученности: повысить уровень мотивации, успеваемость, интерес
к предмету, качество знаний с помощью разнообразного материала, увеличить
количество детей, читающих целым словом до 90%.
Развитие способностей: интеллектуальных, познавательных, творческих,
коммуникативных.
14
Воспитание качеств личности: трудолюбия, самостоятельности, исполнительности,
воли, ответственности, бережного отношения к родному слову.
Ожидаемые результаты: по итогам тестирования иметь следующие результаты:
понимание прочитанного (ответы на вопросы) – 90%
правильность чтения (не более 1 ошибки) – 70%
беглость чтения (1 класс 25-30 слов
2 класс 40-50 слов
3 класс 65-75 слов
4
класс 85-95 слов) – 80%
На диагностико-прогностическом этапе
эксперимента в период с декабря 2008г. по
январь
2009г.
я
изучила
программу
по
литературному
чтению
О.В.Кубасовой,
ознакомилась с методическим аппаратом учебника, проанализировала методические
рекомендации, определила цели и задачи, сформулировала гипотезу и спрогнозировала
результаты данного эксперимента.
Планирование по литературному чтению составлено из расчёта 34 часа в марте-мае на
основании Базисного плана и Программы общеобразовательных учреждений.
В учебнике произведения разделены на разделы:
1) «Звенит звонок - начинается урок» - 7 часов
2) «Час потехи» - 7 часов
3) «Что такое хорошо и что такое плохо» - 10 часов
4) «Там чудеса…» - 10 часов, что позволяет сформировать навыки чтения и первоначальные
умения работы с художественными текстами.
На организационном этапе в феврале 2009г. мной были разработаны уроки по данной теме,
критерии оценки ожидаемых результатов, а также система педагогических воздействий, с
помощью которых предполагаю результат.
Сюда входит:
- развитие речевой творческой деятельности учащихся на основе чтения и в связи с чтением
книг
15
- формирование умений участвовать в беседе по прочитанному под руководством учителя
(понимать вопрос и точно, содержательно отвечать на него, строить доказательное
высказывание
с
опорой
на
текст,
следить
за
ходом
беседы,
дополнять,
уточнять,
аргументировано опровергать высказывание собеседников)
- формирование умений декламировать стихотворения и читать прозаические тексты перед
классом после предварительной подготовки под руководством учителя, быть участником
«живой картины»,
- формирование умений создавать словесную иллюстрацию по заданию учителя.
В период с марта 2009г. начался практический этап эксперимента, на котором проходила
апробация новой программы, отслеживание промежуточных текущих результатов. На этом
этапе проводила контроль за навыком чтения.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс таких
методов исследования, как частично-поисковый, устного и письменного контроля, наглядный,
метод самостоятельной работы, практический и приёмов:
создание словесных иллюстраций,
чтение по ролям, чтение по цепочке, анализ рисунка, инсценирование эпизодов, конкурс чтецов,
чтение в парах.
Здесь использовала следующие формы работы по ознакомлению с текстом:
- ознакомление с текстом на основе иллюстрации, рисунков, заголовка, сведений об авторе,
- осмысливание заглавия произведения,
- узнавание сюжета по иллюстрациям, последовательному воспроизведению сюжета по
вопросам учителя, по картинному плану,
- разучивание стихотворений на основе хоровой декламации, по серии рисунков, постановке
«живых картин»,
- инсценирование эпизодов,
- чтение по ролям,
- называние персонажей с использованием характеристик, данных им в произведении,
- оценивание поступка героя с помощью учителя и в опоре на текст и личный опыт.
Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществлялась на
каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3–5 минут, а учитель по
16
своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну
минуту. Чтобы дети видели свои результаты, у каждого есть своя таблица, которая так и
называется «Таблица достигнутых результатов». (см. приложение 1)
Психологом школа была проведена диагностика, с целью выявить уровень школьной мотивации.
(см. приложение 2)
Результаты проверки темпа (количество слов), способа, правильности чтения (количество ошибок)
вслух и понимания (объяснение слов) текста можно увидеть в таблице. (см. приложение 3, 1класс,
приложение
8,
2
класс)
Текущая
проверка
выразительности
чтения
включает
чтение
подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных
произведений.
Итоговая проверка проводится в конце года индивидуально. Для проверки подбирается
доступный по лексике и содержанию незнакомый текст.
В 1-м классе используются словесные оценки: «Читаешь хорошо»; «Читаешь хорошо, но есть
ошибки»; «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».
Оценка «Читаешь хорошо» – ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов
читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает
ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту.
Оценка «Читаешь хорошо, но есть ошибки» – ученик читает целыми словами и слогами,
отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов
в минуту.
Оценка «Читаешь пока медленно и с ошибками...» – ученик читает по слогам, допускает более
трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже.
Проверка навыка чтения молча проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся.
По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают
слово, до которого они дочитали.
На этом этапе использовала методы: частично-поисковый, наглядный, практический,
метод самостоятельной работы. Это помогло воспитанию таких качеств личности, как
трудолюбие, внимание, самостоятельность, исполнительность.
17
На корректирующем этапе
использовала тестовые работы, проверочные срезы, творческие
работы, которые затем анализировали, исправляли ошибки, дополняли.
В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с
текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих
на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
Какие же упражнения использую в работе по совершенствованию навыков чтения?
К ним относятся:
1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой
правильного чтения;
3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать
последующий текст.
Для проверки понимания текста каждый ученик получает карточку с вопросами по содержанию
произведения. Например:
Лиса и рак. (Русская народная сказка)
Как удалось раку выиграть соревнование? Выбери правильные ответы и отметь галочкой.
o
Лиса бежала медленнее рака.
o
Лиса несла рака на своём хвосте.
o
Рак бежал быстрее лисы.
o
Рак перехитрил лису.
После чтения текста присутствуют задания на понимание прочитанного, выбор пословицы,
подходящей к тексту, что важно для дальнейшей работы по данному тексту. Уже в 1 классе,
работая по учебнику О.В. Кубасовой, дети знакомятся с элементами книг (обложка, заглавие и
т.д.)
Привлечение пословиц и поговорок обогащает учебный процесс. Благодаря умело включенным в
урок пословицам описываемые явления и события представляются наглядно-образно, кроме того,
углубляется восприятие изучаемого материала, повышается интерес к прочитанному. Яркие по
форме, лаконичные, они легко запоминаются, способствуют усвоению содержания.
Использование пословиц целесообразно, если их содержание связано с конкретными событиями,
18
если они доступны учащимся, расширяют кругозор. По тематике пословиц и поговорок ребята с
удовольствием делают зарисовки-иллюстрации.
Большая работа уделяется интонационным средствам выразительности устной речи, к
которым относятся громкость и темп, жесты и мимика. Названные “средства выразительности
чтения и рассказывания определяются главным образом содержанием и основной мыслью
речевого произведения, авторскими оценками и акцентами, настроением говорящего” (А.И.
Шпунтов). Умелому использованию интонационно-звуковых и неязыковых средств
выразительности нужно учить, систематически используя их на межпредметном уровне. Что
“позволяет осознать детям зависимость выбора тех или иных средств выразительности от
содержания и основной мысли высказывания, способствует формированию умения
самостоятельно подбирать подходящие к данному высказыванию тон, громкость, темп,
выразительность” (А.И. Шпунтов).
Данная работа успешно применяется мной на уроках литературного чтения и развития речи
через форму “живого спектакля”, где актеры – дети.
Большую помощь в активизации познавательной деятельности на уроках чтения мне
оказывают тексты и упражнения из “Сборника текстов и упражнений по развитию навыков
техники чтения” Т.И. Кондраниной, главной целью этих упражнений является развитие техники
чтения, но без насилия над ребенком, а на основе развития интереса к учебе, логического
мышления, любознательности, наблюдательности.
Большая роль в правильном руководстве детским чтением принадлежит семье. Поэтому
родителям предлагаю следующие рекомендации. (см. приложение 4)
В учебнике для 2 класса литературные произведения также систематизированы, что позволяет
сформировать все стороны навыка чтения и первоначальные умения работы с текстом. Перед
каждым уроком есть упражнения по подготовке навыка чтения, работа над значением слова,
подготовительные упражнения по формированию правильности чтения. (см. приложение 5)
В течение второго года эксперимента года я проводила тестирование по двум основным
направлениям:
работа с текстом и книгой
проверка навыка чтения вслух и про себя
В тестах выявляется сформированность следующих умений:
определение роли авторского начала в произведении;
19
определение отношения автора к персонажам;
определение, от какого лица ведется повествование;
определение главной мысли произведения;
характеристика персонажей;
выделение нужного материала в тексте;
озаглавливание небольших текстов;
узнавание наиболее популярных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, небылица,
считалка, загадка, песенка, побасенка;
осознание роли таких средств речевой выразительности, как повтор слов,
олицетворение, сравнение, эпитет;
составление представлений о книге по обложке;
ориентирование в небольшой группе слов.
На каждого учащегося мы ведём читательские карты, которые позволяют проследить
уровень чтения ребёнка по различным критериям на протяжении всего начального обучения (см.
приложение
№ 6).
Также обучающимся предлагаю памятки с целью лучшего запоминания
алгоритма заданий (см. приложение № 7).
На обобщающем этапе
данного эксперимента проанализировала результаты и соотнесла их с
поставленными целями. Материал учебника по литературному чтению подобран таким образом, чтобы
наиболее полно раскрыть весь спектр литературы для детей. Здесь собраны литературные произведения,
соответствующие возрастным особенностям детей, способные заинтересовать их, побудить к организации
собственной творческой деятельности на основе прочитанного. Почти все произведения поучительного и
нравственного характера, заставляют детей обдумывать свое поведение и поведение своих товарищей.
этап
эксперимента
диагностико-
прогностический
организационный
практический
корректирующий
обобщающий
внедренческий
задача
изучение
программы,
ознакомление
методического
аппарата
учебника, анализ
методических
рекомендаций,
определение
целей и задач,
формулировка
гипотезы,
прогнозирование
результатов
составление
программы
эксперимента,
методическое
обеспечение
апробация
новой
программы,
отслеживание
промежуточных
текущих
результатов
Тестовые
работы,
проверочные
срезы
Обработка
данных,
соотнесение
результатов с
поставленными
целями, анализ
результатов,
корректировка
гипотезы,
оформление и
описание
результатов
распространение
20
срок
12.2008-01.2009
02.2009
03.2009
2009
05.2009
2009-2012
Краткое изложение этапов работы можно увидеть в следующей таблице.
Выводы. На основе наблюдений за детьми увидела, что у них значительно повысился уровень
мотивации, интерес к предмету. По итогам тестовых, проверочных и творческих работ могу
сказать, что произошло повышение успеваемости, а также у большинства детей возрос
интеллектуальный, творческий и познавательный уровень.
Я с огромным удовлетворением отметила рост читательской активности моих учеников,
стремление читать правильно, выразительно. Соответственно, возросла и быстрота чтения. Дети
любят уроки литературного чтения, ведут поиск произведений авторов, изучаемых на уроках, но
не входящих в программный материал, делятся друг с другом впечатлениями о прочитанном.
Возрос интерес у ребят к личности изучаемых авторов, они самостоятельно стали
подбирать биографическую информацию, сравнивать “условия творчества” разных авторов. Очень
отрадно, что многие родители включились в эту деятельность, поддерживая интересы своих детей.
На сегодняшний день 95% моих учеников посещают школьную и городскую библиотеки,
умело ведут поиск необходимой информации в международной сети Интернет, находят
разнообразную дополнительную информацию к другим предметам: биографии художников,
композиторов, развивающий и энциклопедический материал к предмету окружающий мир.
Мои ученики стали моими основными помощниками, проявляя огромное желание помочь
другим ребятам. При этом происходит формирование и повышение культуры речевого общения.
Делая выводы по данной работе, могу сказать, что гипотеза исследования доказана.
Целенаправленно руководствовалась методическим аппаратом учебника, ставила
перед детьми конкретные учебные задачи, сформулированные в названиях частей и
разделов, использовала разные виды работы с текстом, и это помогло сформировать
навыки чтения и пробудить интерес к чтению литературных произведений.
Считаю, что педагогические задачи, которые были поставлены в начале исследования,
решены (см. приложение №8).
21
Заключение.
Изучила сущностные основы формирования навыков чтения обучающихся в начальных
классах и использовала данный теоретический материал в своей работе. При выявленных
условиях формирования навыков чтения обучающихся в начальных классах методический
поиск исходит из практики. Только целенаправленно работая с детьми в этом направлении,
совершенствуя и внедряя в работу игровые и компьютерные технологии, используя
эффективные методы и приемы обучения и воспитания можно достичь оптимальных
результатов в учении и личностном развитии учащихся, успехов в учебно-исследовательской
работе.
Важность исследования заключается в том, что в нём поставлена актуальная задача, связанная
с формированием навыков чтения средствами методической и практической работы. Представлена
продукция:
система
упражнений,
заданий,
контрольно-диагностический
инструментарий.
Приводится образец читательской карты для обучающихся и раскрывается роль данной работы.
На основе анализа результатов, представлены таблицы и диаграммы, которые показывают
положительную динамику данной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены, теоретически
обоснованы
и
опытно-экспериментальным
путём
проверены
совокупность
необходимых
педагогический
условий,
реализация
которых
позволяет
строить
процесс
работы
по
литературному чтению творчески.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть
использованы учителями начальных классов на уроках литературного чтения, а также
заинтересованными родителями.
Апробация результатов осуществлялась на всех этапах исследовательской работы, в
выступлениях на методическом объединении учителей начальных классов, на школьной
конференции, посвященной опытно-экспериментальной работе.
Уроки чтения – особые уроки. Здесь дети незаметно для себя впитывают важные в
нравственном отношении вещи: трудолюбие, уважение к другим, любовь ко всему земному. А
многообразная работа по привитию учащимся навыков активного чтения не проходит бесследно,
это отражается на их эмоциональном восприятии окружающего мира, логике рассуждений, общем
умственном развитии.
22
Готовясь к каждому уроку, стараюсь все виды работ продумать так, чтобы каждый ученик
активно, творчески мыслил в течение всего урока, чтобы дети могли открывать для себя что-то
новое, ранее незамеченное, акцентировали свое внимание на главном, важном, добиваясь этого
через творчество и интерес. Это является хорошим средством достижения сознательного чтения,
приобщения к великой культуре русской литературы.
“Без чтения нет настоящего образования, нет, и не может быть ни вкуса, ни слога, ни
многосторонней шири понимания” – писал А. Герцен.
Овладение полноценным навыком чтения для учащихся является важнейшим условием
успешного обучения в школе по всем предметам; вместе с тем, чтение – один из основных
способов приобретения информации и во внеучебное время, один из каналов всестороннего
воздействия на школьников. Как особый вид деятельности, чтение представляет чрезвычайно
большие возможности для умственного, эстетического и речевого развития учащихся.
Используемая литература
1.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 1. Литературное
чтение. О. В. Кубасова. Москва. Просвещение, 2005.
2.
Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 1 кл. общеобразоват. учреждений /
О. В. Кубасова.- 6-е изд. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008.
3.
Литературное чтение. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Любимые страницы» О. В.
Кубасовой / авт.-сост. Г. Е. Болдырева. – Волгоград: Учитель, 2007.
4.
Кубасова О. В. Тетрадь по чтению к учебнику «Любимые страницы»: для 1-го класса
четырехлетней начальной школы – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006.
5.
Кубасова О. В. Литературное чтение: Тесты: 1 кл.: Учеб.-метод. пособие / О. В. Кубасова. –
Тула: ООО Издательство «Родничок»;М.:ООО Издательство «Астрель»: ООО Издательство
«АСТ», 2004.
6.
Первова Г. М. Проверочные работы по чтению в начальных классах: Методическое пособие.
– М.:АРКТИ, 2006.
7.
Чтение. 1-4 классы: тексты для проверки техники и выразительности чтения. авт.-сост. Н. В.
Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007.
8.
Изучение литературы в первом классе. Воюшина М. П. – СПб.: «Папирус», 2002.
9.
А.И. Шпунтов. Работа над средствами выразительности устной речи, М., 1989 г.
10. Сборник В. Даля в двух томах Пословицы и поговорки русского народа. М., 2003 г.
23
11. Л.А. Музыка. Журнал “Начальная школа” №6, 2007 г., “Интерес к чтению: как его
пробудить?”.
12. В.А. Артемов. Очерк психологии речи. М., 1975 г.
13. О.М. Казарцева. Культура речевого общения. М., 1999 г.
14. Воронцов А.Б. Практика развивающего обучения. – М.: Русская энциклопедия, 1998.
15. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.
16. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М., 1985.
17. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М., 1996.
18. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте.
Начальная школа. – 1999 - №7
19. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? – Москва-Рига: Эксперимент, 2000.
20. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся.
– М., 1998.
21. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М., 1986.
22. Анисимов В.М., Андреева К.Е., Сокорутова Л.В. Методика преподавания русского языка в
начальных классах. Якутск: 2001.
23. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах. Школа, 1999. № 18.
24. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в
начальных классах. – М.: 2000.
25. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников – М.: 1997.
26. Светловская Н.Н. Методика обучения чтению: что это такое?// Начальная школа, 2005. №2.
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Приложение 1.
Таблица достигнутых результатов
24
Дата
Скорость
чтения
Количество
ошибок
Приложение 2.
2 «Б» класс ноябрь 2009
Психолог Варламова Н.В.
Кл. руководитель Калинина Ю.Г.
Приложение 3.
Навык чтения первоклассника 1 «Б» класс
Ф.И. ученика
Способ
чтения
октябрь
май
Правиль
ность
(
число
ошибок)
Беглость
(чтение
слов в
минуту)
Осознанность
(ответы на
вопросы)
май
Понимание
май
Выразительность
май
Примечания
май
1.
По слогам
отрывисто
2.
По слогам
плавно
3.
Целыми
словами
4.
Словосо
четаниями
январь
май
январь
май
Скупо
Полно, развернуто
слов
цепочки событий сюжета
главной мысли
Паузы на знаках
препинания
Повышение и понижение
голоса
Выделение голосом
важных слов
Индивидуальные
особенности чтения
1.Ванюкова
2
3
1
2
30
41
+
+
+
+
+
+
-
тихо
2.Васильев
2
3
3
1
35
52
+
+
+
-
-
-
-
теряет
окончания
3.Вешкурцев
2
3
3
-
20
47
+
+
+
+
+
-
+
Уровень учебной мотивации
высокий
хороший
средний
низкий
негативный
71%
14%
10%
5% Киселёв Л.
-
25
4.Вильховецкий
1
3
2
3
32
50
+
+
+
+
+
+
+
5.Гаврилов
2
4
3
-
29
46
+
+
+
+
+
+
+
6.Графов
Не
чит
ает
2
1
-
15
23
+
-
-
-
+
-
-
очень слабое
чтение,
окончания слов
7.Зуева
1
3
-
1
25
34
+
+
-
-
-
+
-
8.Изотова
2
3
-
2
33
34
+
+
+
-
+
-
-
9.Киселев
1
2
1
-
25
37
+
-
+
-
+
-
-
отрывистое
чтение
10.Курчикова
1
2
1
-
22
33
+
+
+
+
+
-
+
тихо
11.Ларькина
1
2
1
3
18
40
+
+
+
+
+
-
-
отрывистое
чтение
12.Логинов
2
3
-
-
31
34
+
-
-
-
-
-
-
монотонное
чтение
13.Михайлов
Не
чит
ает
1
-
1
16
14
+
+
+
-
-
-
-
очень слабое
чтение
14.Мясникова
3
4
-
1
59
81
+
+
+
+
+
+
+
15.Николаева
2
3
1
-
35
34
+
+
+
+
+
+
+
16.Олейник
3
4
2
1
31
51
+
+
+
+
+
+
+
17.Осовский
3
4
4
-
52
56
+
+
+
+
+
+
+
18.Павлова
2
3
1
1
40
62
+
+
+
+
+
+
+
19.Полетаев
1
3
-
-
21
27
+
+
+
+
-
-
-
с придыханием
20.Садкова
1
3
-
2
37
22
+
+
+
+
-
+
+
21.Сергеев
Не
чит
ает
2
-
1
12
35
+
+
-
-
+
-
-
Что (што)
22.Скобелева
2
4
1
2
37
45
+
+
+
+
+
+
+
23.Соловьев
Не
чит
ает
3
-
-
31
48
+
-
-
-
+
-
+
24.Щекотовская
3
4
5
3
36
50
+
+
+
+
+
+
+
много ошибок
25.Яковлева
2
3
-
-
57
53
+
+
+
-
+
+
-
теряет
окончания
Учитель: Калинина Ю. Г.
Приложение 4.
Рекомендации для родителей
1.Занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у
ребенка.
2.При выборе книг опирайтесь на желания ребенка.
3.Начинать самостоятельное чтение книг надо с книг с большими рисунками.
4.Литература для чтения должна быть разнообразной: сказки, научно-фантастическая, рассказы,
стихотворения, басни, фольклор.
5.Время, выбранное для чтения, не должно ущемлять других интересов ребенка.
6.Надо организовать семейное чтение книг. Это сближает родителей и детей, помогает лучше
26
узнать ребят, понять их увлечения и интересы.
7.Для совместного чтения выбирайте интересную и занимательную книгу, чтобы дети с
удовольствием ждали вечера.
8.Читать вслух следует по очереди. Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают
читать громко, выразительно, четко.
9.Продолжительность домашнего чтения не должна превышать 45 минут, чтобы не утомлять
детей, не притуплять интереса к чтению.
10.После чтения важно завоевать доверие у ребенка, чтобы он захотел поделиться своими
впечатлениями, ни в коем случае не навязывать ему свои мысли о прочитанном.
11.Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите, особенно неуверенного в себе ребенка.
12.И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней.
Надо приучать ребенка любить книгу.
Приложение 5.
Подготовительные упражнения перед чтением произведения.
На формирование правильности чтения.
Для речевой гимнастики использую скороговорки (литературные и фольклорные), веселые стихи
Б. Заходера, В. Берестова, С. Маршака, И. Токмаковой и др. Многие скороговорки при
первоначальном произношении не совсем понятны детям, поэтому вначале необходимо раскрыть
их смысловое значение. Когда смысл скороговорки понятен, приступаем к чтению:
1.
читаем “глазами”, следуя за указкой учителя;
2.
говорим, но беззвучно (шевеля губами);
3.
шепотом;
4.
вполголоса;
5.
медленно, выделяя каждый слог;
6.
в полный голос;
7.
быстро;
8.
быстро-быстро.
Если для речевой разминки используется стихотворение, то читаем его с грустью, весело,
удивленно, с досадой, жалобно, голосами животных. Это упражнение дети выполняют с
удовольствием, а положительные эмоции при обучении – это всегда хороший результат.
Таким образом, речевая разминка дает эмоциональный настрой уроку и занимает всего 2-3
минуты.
Специальные задания:
27
1. Читай правильно:
коробка, относится, кухонного, железо, мячи, счастье, конечно, чтобы.
2. Запиши слова звуками: что, своего, ряды, скучно, улыбаться.
3. Кроме того, в стихотворной форме, повторяем правила чтения.
Говорим всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно, четко, говорим,
Потому, что не спешим.
Паузы мы соблюдаем,
Звук ударный выделяем,
Хорошо мы говорим,
Потому, что не спешим.
Подготовительные упражнения перед чтением произведения:
1) упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
2) упражнения, вырабатывающие внимание к слову
3) упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;
4) упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать
последующий текст.
Предлагаю упражнения следующего вида:
а) разминка (артикуляционная гимнастика)
вдох носом, выдох через рот;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
б) упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
в) чтение шепотом и медленно:
ра-ра-ра – начинается игра,
ры-ры-ры – у нас в руках шары,
ру-ру-ру – бью рукою по шару.
28
г) чтение тихо и умерено:
арка арца
арта арда
арла арча
арса аржа
д) чтение громко и быстро:
гарь – парь – жарь
дверь – зверь – червь
е) чтение скороговорок, чистоговорок, пословиц, поговорок.
Довольно часто на уроках использую такой вид работы, как чтение трудных слов с доски с
последующим объяснением значения этих слов, чтение слов наоборот:
ецнлос
ансев
цясем
ж) чтение зашумленных слов:
снег зима
мороз вьюга
з) чтение наложенных друг на друга слов:
Для артикуляционной гимнастики (условное название – разомнем язычок) беру 2–3
упражнения, которые способствуют развитию подвижности языка, мышц губ. Приведу описание
некоторых из них.
1. “ЛОШАДКА”.
- Присосать язык к небу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянем подъязычную
связку.
2. “ГАРМОШКА”.
- Рот раскрыт, язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю
челюсть.
3. “МАЛЯР”.
29
- Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.
4. “ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ”.
-Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
5. “ГРИБОК”.
- Рот открыт. Язык присосать к нёбу. С силой оторвать от нёба (получается щелчок).
6. “ИНДЮК”.
- Приоткрыть рот. Энергично проводить широким передним краем языка по верхней губе вперед и
назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл-бл-бл…
Приложение 6.
Читательская карточка
Ф.И._______________________________________
2 класс
3 класс
4 класс
начало года
полугодие
конец года
начало года
полугодие
конец года
начало года
полугодие
конец года
Способ чтения.
по слогам
по слогам и целыми словами
целыми словами
Правильность чтения.
без ошибок
1 – 2 ошибки
3 – 5 ошибок
Ошибки:
повторы слогов, слов
ошибки в окончаниях
пропуск, замена, искажение букв,
слогов и слов
ошибки в ударениях
Темп чтения.
ниже нормы
норма
выше нормы
Выразительность.
умение замедлять – убыстрять темп
умение работать голосом
(повышать – понижать)
умение работать с тоном
30
умение ставить логические
ударения
умение делать логические паузы
чёткая дикция
Сформированность читательских умений.
умение характеризовать главную
мысль произведения
умение передавать содержание
(пересказ)
умение высказывать оценочные
суждения
подпись учителя
подпись родителей
Приложение 7.
ПАМЯТКА
для составления краткого пересказа.
1. Прочитаю текст про себя, отмечая, что является главным, а что - второстепенным.
2. Составлю рассказ, опираясь на главное.
3. Пользуясь текстом, продумаю свой рассказ ещё раз.
4. Кратко перескажу.
ПАМЯТКА
“Как научиться читать стихи”
“Прежде чем научиться читать cтихи вслух для других людей,
нужно научиться читать их для себя”.
Я. Смоленский
1.
Прочитайте название стихотворения и мысленно представьте себе названный предмет или
явление природы.
2.
Прочитай текст не то-ро-пясь, обращая самое пристальное внимание на знаки препинания.
3.
Подчеркни непонятные слова и обороты. Постарайся найти в словаре или спросить у
взрослых их значение.
4.
Снова прочитай стихотворение внимательно, вполголоса, произнося фразы в два раза
медленнее, чем говоришь дома или в школе с товарищами.
5.
Затем закрой глаза и постарайся мысленно представить себе то, о чем пишет поэт.
6.
А ну-ка попробуй! И не успокаивайся до тех пор, пока сам не увидишь то, что стоит за
стихом.
7.
А слова зубрить не надо – они сами запомнятся, как обозначение живой картины.
31
8.
Прочитай стихотворение так, чтобы оно могло понравиться поэту, написавшему его.
Приложение 8.
Навык чтения второклассника 2009-2010г. (Беглость)
Тестирование. Работа с текстом и книгой. (Понимание)
32
Результаты на конец 2 класса
(ожидаемые и настоящие)
33
34