Напоминание

"Игры и приёмы развития речи детей третьего года жизни"


Автор: Малкина Юлия Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБДОУ д/с №43 Невского района
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: памятка для родителей
Тема: "Игры и приёмы развития речи детей третьего года жизни"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОДИТЕЛЬСКИЙ КЛУБ

«РостОк»

Развитие

детей

2-3

лет

ГБДОУ д/с № 43 Невского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2021

Ссылки на полезные ресурсы:

Группа Вконтакте «Консультационный центр»

Группа Вконтакте «Академия родительства»

Сайт ГБДОУ д/с № 43 компенсирующего вида

Невского района Санкт-Петербурга

Нормы речи в 2 года

Дети

развиваются

индивидуально,

поэтому

нормы

речи

всегда

устанавливаются по среднему показателю. Задержку речи в 2 года

еще не диагностируют, а на любые тревожащие вопросы ответит

детский невролог. Если родители переживают из-за речи, лучше

записаться к нему на прием.

Что считается нормой в 2 года:

ребенок говорит много, имеет в запасе от 10 до 300 простых

слов;

малыш пытается строить короткие предложения, часто из 2

слов;

здоровается и прощается (или машет ручкой);

отвечает на вопросы «да», «нет»;

понимает речь и просьбы взрослого;

показывает рукой на предметы, пытается дать им название.

Текущие

нормы

устанавливаются

для

детей

от

2

до

3

лет,

соответственно,

не

нужно

требовать

невозможного

от

малыша,

которому

только

исполнилось

2

года.

Логопеды

призывают

прислушиваться к своему сыну или дочке и следить, как меняются

их достижения от месяца к месяцу. Бить тревогу следует, если

проходит 2-3 месяца, но уровень развития остается прежним.

Важно! Слова, которые произносит малыш, звучат нечетко. Их

хорошо понимают только мама и папы, которые проводят с

ребенком много времени. Для других взрослых многие фразы

могут быть неясны

.

Как родителям развивать речь малыша?

Как и во многих других вопросах развития ребенка, в формировании

и становлении речи многое зависит от родителей. Если у малыша

нет

диагностируемых

заболеваний,

связанных

с

патологией

головного

мозга,

сенсорным

восприятием

или

нарушением

функций нервной системы, то мама с папой смогут помочь малышу

заговорить.

Важно! Речь идет о педагогической помощи детям. Если

развитие малыша вызывает сомнение, следует незамедлительно

обратиться к педиатру, неврологу или логопеду

.

Ребенок в 2 года, который нормально развит:

понимает

речь

взрослых

(находит

предметы

на

картинках,

воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);

активно использует мимику;

проявляет эмпатию (может пожалеть маму, если ей больно);

выражает разные эмоции.

Малыш в 2 года проявляет всевозможные попытки заговорить, и

родителям нужно стимулировать его желание. А именно:

слушать и не прерывать ребенка;

употреблять в общении слова «скажи», «позови», «спроси»;

эмоционально хвалить за речевые достижения;

говорить четко, достаточно медленно;

вместо сложных речевых конструкций говорить короткие фразы;

комментировать все действия;

Чтобы ребенок быстрее заговорил, он должен постоянно слышать

чистую,

живую,

эмоциональную

речь.

Доказано,

что

малыш,

у

которого есть возможность наблюдать за разговорами других детей,

будет проявлять повышенный интерес к общению.

Полезные занятия с ребенком

Помочь

малышу

заговорить

поможет

занятие

артикуляционный

гимнастикой — особым комплексом логопедических упражнений,

отвечающим за развитие и лицевых мышц, и эмоций, и речи. Чтобы

крохе было интересно, их нужно превратить в игру. Что можно

делать? Например, «Вкусная артикуляционная гимнастика»:

Заниматься

можно

перед

зеркалом

или

сидя

с

малышом

друг

напротив

друга.

Ребенок

будет

с

удовольствием

повторять

все

задания за мамой или папой. Заставлять не стоит, важно, чтобы

малыш получал удовольствие от процесса.

Внимание! Доказано, что мелкая моторика влияет на запуск

речи.

Можно:

делать

легкий

массаж

ладошек

и

стоп,

сопровождая

его

веселыми потешками;

давать играть с разным по текстурам подручным материалом

(песок, камни, шерсть, крупы и т.п.);

использовать коврики с разным покрытием;

рисовать и лепить под присмотром взрослых.

ребенку понравится играть в звукоподражание, изображая слова

и действия животных.

Сенсорное и эмоциональное развитие детей 3-го года жизни

В этом возрасте продолжает развиваться предметная

деятельность;

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности

продолжает развиваться понимание речи. Интенсивно

развивается активная речь детей;

Основной формой мышления становится наглядно-действенная;

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,

импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации.

Ранний возраст завершается кризисом трёх лет;

В

этом

возрасте

у

детей

формируются

новые

виды

деятельности: игра, рисование, конструирование;

Игра носит процессуальный характер (ребенок кормит куклу,

лечит), в середине третьего года жизни появляются действия с

предметами заместителями.

СЕНСОМОТОРНЫЕ ИГРЫ – важны потому что сенсомоторный

уровень

являются

базовым

для

дальнейшего

развития

психических

функций:

восприятия,

памяти,

внимания,

мышления,

речи,

воображения.

Сенсорное

развитие,

возможно, лишь при взаимодействии со взрослыми, которые

обучают

его

видеть,

ощущать,

слушать

и

слышать,

т.е.

воспринимать

окружающий

предметный

мир.

Ведущая

деятельность детей 1-3 лет – предметно-игровая. То, как

взрослый играет с ребенком, каким жизненным опытом его

обеспечивает,

существенно

влияет

на

эмоциональное

развитие,

способности

к

учебе

в

дальнейшем

и

умение

приспосабливаться к взрослой жизни.

Играем с мамой…

«Песочные человечки» (Ритуал приветствия)

Можно предложить ребенку отправиться в гости к песочным

человечкам.

Для

начала

нужно

разровнять

песок

ладонью.

Нарисовать

человечка

самим,

потом

можно

взять

пальчик

ребенка

и

вместе

нарисовать

героя.

Затем

попросить

самостоятельно. Впоследствии герои могут стать проводниками

в игре.

Смешные человечки

В песочнице живут

И без горячей печки

Куличики пекут

(Может ждать детей в песочнице Песочная ФЕЯ и любой другой

персонаж).

«Игрушки потеряшки»

Детям предлагается найти ту или иную игрушку в песке, можно

изучать форму предметов…

Где ж у нас игрушки, куклы да зверюшки

Зайка с мишкой на полу, кукла новая в углу,

Яркий мячик под столом, а матрешки под окном!

Мы еще не наигрались, а игрушки разбежались

«Матрешки»

У хорошеньких матрешек

Сарафанчики в горошек,

Бусы разноцветные

Издали приметные

(На песке рисуется кружок, и ребенок по контуру выкладывает

бусинки, камни, природные материалы, т.е. изготавливает бусы

для матрешки).

«Следы на песке»

Дети оставляют отпечатки своей ладошки на влажном песке,

«оттиски» используя формочки, игрушки, баночки (показать

формы). А могут оставить следы и животных (как зайчики, как

медведи, как змеи…)

«Козлик»

Строим горы из песка,

Над горами облака.

Скачет козлик по горам

Тут и там, тут и там!

Горы бывают высокие и низкие. Козлик прыгает с горки на

горку…(Сначала насыпаем совочком песок в большое и

маленькое ведерко, а затем высыпаем.)

Игра «Речка и ручеек»

Вот большая река –

Широка, глубока,

А вот малый ручеек – не широк, не глубок.

(Большим, широким совком выкапываем в песке «реку», а

маленьким, более узким – «ручеек», можно налить в них воды

и пустить игрушечные кораблики (большие и маленькие).

Играя с песком тем самым, мы знакомим малыша с таким

понятием, как «широкий-узкий», «маленький – большой».

А так же игры «Секретики», «Песочный торт», «Куличики»



В раздел образования