Автор: Екатерина Сергеевна Подлужная
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ "Погореловская ООШ"
Населённый пункт: ВОЛОГОДСКАЯ ОБЛАСТЬ, ТОТЕМСКИЙ РАЙОН, ПОГОРЕЛОВО
Наименование материала: Доклад
Тема: Устный счет, как средство развития мыслительных операций на уроках математики в начальной школе.
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Столипинская средняя общеобразовательная школа»
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 3
УМК: Перспективная начальная школа
Тема: Изображение данных с помощи диаграмм
Автор:
Данилова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Столипинская СОШ»
СТОЛИПИНО
2017
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
Тема урока: Изображение данных с помощью диаграмм
Планируемые результаты:
Личностные:
-проявлять готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- проявлять доброжелательность, уважительное отношение к иному мнению, осознавать ответственность за общее
дело.
Метапредметные:
регулятивные
познавательные
коммуникативные
-умение контролировать учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей;
-осуществлять контроль и оценку
процесса и результата
деятельности, волевую
саморегуляцию в ситуации
затруднения;
-выполнять действия по
намеченному плану;
-ориентироваться в учебнике;
-создавать алгоритм деятельности
для решения учебной задачи.
-самостоятельно выделять и
формулировать познавательную
цель;
-формирование умения
осуществлять сравнение и выделять
общее и различное;
-ориентироваться в своей системе
знаний - отличать новое от уже
известного;
-устанавливать причинно-
следственные связи.
-участвовать в диалоге, учитывать
разные мнения и высказывать свою
позицию;
- обмениваться мнениями, уметь
слушать друг друга, строить понятные
для партнёра по коммуникации
речевые высказывания;
- выражать свои мысли с достаточной
полнотой и точностью;
Предметные:
- сформировать представление о понятии «диаграмма»;
- формировать умение строить диаграммы с использованием данных в тетрадях, с помощью электронных ресурсов;
- научиться сравнивать числа с помощью диаграмм.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
Приборы и материалы: мультимедийный проектор, презентация "Изображение данных с помощью диаграмм",
карточки «Исследование по теме «Басни И.А.Крылова в числах», учебник "Математика" 3 класса. Часть 1 (автор
А.Л.Чекин, М.: Академ/Книга, 2013. С.112-113), карточки для самооценки, 3 ноутбука, карточки для
самостоятельной работы
Исследование по теме: «Басни И.А.Крылова в числах»
Фамилия, имя ученика _____________________________
1.
Автор произведения
2.
Название
3.
Количество героев
4.
Количество строк
5.
Количество слов
6.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
№
п/
п
Название
этапа урока
Включение педагогом
обучающихся в деятельность
Описание деятельности
школьников
Формируемые УУД
1.
Самоопредел
ение к
учебной
деятельности
- Ну-ка, проверьте, друзья,
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручка, книжка и тетрадка.
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Пожелаю вам удачи!
За работу, в добрый час!
-Каким бы вы хотели видеть наш
урок?
-Но, чтобы урок таким получился
недостаточно действий одного
только учителя, необходима и
ваша помощь!
-Какими будете вы?
-Сможете? Тогда давайте
начнём!
- Сегодня на уроке вас ожидает
много интересных заданий. Для
их выполнения потребуются
ваши знания и внимание.
Ответы детей:
- Интересным,
увлекательным,
поучительным.
- На уроке я буду
внимательным, активным и
старательным.
- Постараюсь выполнить все
задания, так как я люблю
математику.
Личностные: нравственно-
этическая ориентация.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
2.
Актуализаци
я З,У,Н
-Дан ряд чисел: 728, 782, 872,
788, 822, 722, 828.
Ответы детей: самое
большое число – 872, самое
Познавательные:
общеучебные: умение
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
Найдите среди них самое
большое число. Найдите самое
маленькое число.
- Оцените свою работу на этом
этапе урока. Если вы легко
справились с заданием – вы
показываете зеленый
восклицательный знак, если у вас
возникли затруднения – желтый
восклицательный знак с
маленьким вопросиком, если вы
не справились с заданием –
красный вопросительный знак.
маленькое – 722.
структурировать знания;
логические: анализ, синтез,
выбор оснований для
сравнения; самостоятельное
выделение – формулирование
познавательной цели,
формулирование проблемы.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками.
3.
Постановка
учебной
проблемы
- Вам легко было ответить на
вопросы? Почему?
Ответы детей:
- Не очень легко. Потому
что все числа трехзначные,
похожие, много цифр
одинаковых.
Познавательные: проводить
анализ объектов с целью
выделения общих признаков;
ориентироваться в своей
системе знаний - отличать
новое от уже известного.
Регулятивные:
-умение контролировать
учебные действия в
соответствии с поставленной
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
задачей;
осуществлять контроль,
коррекцию, оценку, волевую
саморегуляцию в ситуации
затруднения.
4.
Поиск
решения
учебной
проблемы
-Попробуйте предложить способ,
при котором это задание
выполнялось бы проще.
-Вы предложили правильные
способы.
- А когда нам легче сравнивать:
когда они записаны цифрами или
изображены каким-то способом.
- Легко ли изобразить на рисунке
трехзначное число? Почему?
- Какой способ изображения
предметов еще можно
применить?
- Один из способов схематичного
изображения чисел называется
ДИАГРАММОЙ.
- Кто слышал такое понятие?
-Попробуйте своими словами
объяснить это слово.
- На доске вы видите примеры
диаграмм.
Ответы детей: -расположить
числа в порядке
возрастания\ убывания,
сравнить все числа (через
равенство неравенство)
- По рисунку сравнивать
легче.
- Трудно, потому что нужно
нарисовать много
предметов.
- Изобразить схематично.
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации;
планирование учебного
сотрудничества с учителями
и сверстниками, определение
функций участников,
способов взаимодействия;
управление поведением
партнера; умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои
мысли в соответствии с
условиями коммуникации.
Познавательные:
общеучебные:самостоятельно
е выделение и
формулирование
познавательной цели,
структурирование знаний,
осознанное и произвольное
построение речевого
высказывания в устной
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
-Посмотрите на экран.
Диаграммы бывают разные.
Например: в виде столбиков,
(столбчатые)
1
кв
2
кв
3
кв
4
кв
0
20
40
60
80
100
-линейные, круговые, кольцевые
и др.
1 кв
2 кв
3 кв
4 кв
0
20 40 60 80 100
-Какой будет тема нашего урока?
- Тема нашего урока:
Изображение данных с помощью
диаграмм.
- Изображение чисел при
помощи диаграмм.
форме;
логические: анализ, синтез;
учет разных мнений;
формирование аргументации
своего мнения в позиции
коммуникации;
Регулятивные:
целеполагание, составление
плана и последовательности
действий, контроль,
самоконтроль, самооценка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
- Учиться изображать данные при
помощи диаграмм мы будем на
основе исследования «Басни
И.А.Крылова в числах».
- Каждой басне мы присвоим
номер:
1.
«Ворона и Лисица»
2.
«Лисица и виноград»
3.
«Квартет»
4.
«Лебедь, Щука и Рак»
5.
«Стрекоза и Муравей»
6.
«Зеркало и Обезьяна»
7.
«Мартышка и очки»
8.
«Чиж и Голубь»
- Первый пункт вашего
исследования был: «Сколько
героев в басне И.А.Крылова?»
- Мы должны начертить ось и
отметить на ней количество
героев (показ выполнения на
доске).
- Посмотрите на диаграмму,
которая у нас получилась и
ответьте на вопрос:
- В какой басне больше всего
героев? Меньше всего героев?
Дети выполняют в тетрадях
под руководством учителя.
Познавательные: умение
структурировать знания,
выбор наиболее эффективных
способов решения задания,
умение осознанно и
произвольно строить
высказывание.
Регулятивные: самооценка,
оценка, контроль.
Коммуникативные:
управление поведением
партнера, контроль,
коррекция, оценка действий
партнера.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
Какое количество героев
встречается чаще всего в тех
баснях, которые мы исследовали?
6.
Первичное
закрепление
- Посмотрите на диаграмму,
которую мы построили на доске,
вы сделали в тетради. Красиво,
ровно у нас получилось?
- Мы живем с вами в 21 веке –
веке компьютерных технологий.
Мы сейчас с вами научимся
строить диаграмму с помощью
компьютера.
- Второй пункт нашего
исследования был: «Сколько в
басне строчек».
- Мы должны занести данные в
таблицу Exel.
- Выделяем данные и выбираем в
меню «Диаграммы». Выбираем
столбчатую диаграмму
(гистограмма).
- Посмотрите на диаграмму.
Определите, в какой басне
больше всего строчек. В какой
меньше всего?
- Как вы узнали?
Ответы детей:
- Не очень ровно.
Учащиеся на интерактивной
доске заносят данные в
таблицу.
0
10
20
30
40
Количество строчек в басне
Ответы детей:
- Больше всего строчек в
басне «Квартет».
- Меньше всего – в басне
Личностные: адекватное
понимание причин успеха/
неуспеха в учебной
деятельности.
Коммуникативные:
управление поведением
партнера, контроль,
коррекция, оценка действий
партнера.
Регулятивные: контроль в
форме сличения способа
действия и его результата с
заданным эталоном; оценка –
оценка качества и уровня
усвоения; коррекция;
самооценка; самопроверка;
предварительная оценка
(прогнозирование),
взаимопроверка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
- Оцените свою работу на этом
этапе.
«Чиж и Голубь».
- Если столбик высокий –
число больше, если низкий –
число меньше.
7.
Включение
нового в
систему
знаний
- Вы сейчас будете выполнять
самостоятельную работу.
- Поднимите, пожалуйста, руку,
кто считает, что хорошо понял
тему урока и эту
самостоятельную работу
выполнит без ошибок?
(Прогнозирование).
В 1 классе – 20 уч.
Во 2 классе – 18 уч.
В 3 классе - ? на 4 уч.б.
1 класс
2 класс
3 класс
0
5
10
15
20
25
1 класс
2 класс
3 класс
20 уч.
18 уч.
? на 4б.
Учащиеся выполняют
самостоятельную работу.
Личностные: адекватное
понимание причин успеха/
неуспеха в УД.
Регулятивные: контроль в
форме сличения способа
действия и его результата с
заданным эталоном; оценка -
оценка качества и уровня
усвоения; коррекция;
самооценка; самопроверка;
предварительная оценка
(прогнозирование),
взаимопроверка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
Задания:
1.
Найди запись данных в виде
диаграммы, обозначь галочкой.
2.
Определи по диаграмме, в каком
классе учится меньше всего учеников?
Напиши ответ: ________________
- Взаимопроверка. Оцените
своего соседа в пятибалльной
системе оценивания.
- Поднимите, пожалуйста, руку,
кому поставили "5"?
- Сравните с эталоном
(изображение на слайде)
- Оцените свою работу на этом
этапе.
Взаимопроверка.
Сравнение с эталоном.
Самооценка.
8.
Рефлексия
деятельности
-Что нового узнали сегодня на
уроке?
-Какие задания вы выполняли с
удовольствием?
-А есть ли задания, при
выполнении которых вы
испытывали трудности?
- Оцените свою работу на всем
Ответы учащихся.
Самооценка.
Личностные: адекватное
оценивание себя.
Регулятивные: контроль и
оценка процесса и
результатов собственной
деятельности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА
уроке.
- Окончен урок, и выполнен
план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно
трудились.
И все на уроке у нас получилось!
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ДАНИЛОВА СВЕТЛАНА ВИКТОРОВНА