Напоминание

Элективный курс "Экологическая безопасность"


Автор: Майорова Александра Ириковна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №99
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Элективный курс "Экологическая безопасность"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 99 Московского района

г. Казани

«Экологическая безопасность»

Учебная рабочая программа элективного курса для учащихся 8-9 классов

Составитель: учитель биологии. Майорова Александра Ириковна

2022 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Состояние окружающей среды становится все менее благоприятным для существования человека, его здоровья.

Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определяется глубиной экологических

знаний, основы которых должны быть заложены в школе. Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью

людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды побудят учащихся

задуматься

над

причинами

экологических

бедствий,

будут

способствовать

формированию

экологического

мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения

минимального ущерба окружающей среде

Новизна

Создание данной программы связано с необходимостью формирования ответственного отношения к окружающей

среде и своему здоровью, необходимостью познакомить ребят с влиянием загрязнения на среду и здоровье человека.

Целью курса является активизация внимания школьников к экологическому состоянию среды и его влиянию на

здоровье человека.

Задачи курса:

1.

Познакомить учащихся с определением «здоровье» и факторами, от которых оно зависит.

2.

Обобщить и углубить знания учащихся о влиянии окружающей среды на здоровье человека.

3.

Формирование умений самостоятельно работать с учебной, справочной и научно-популярной литературой.

4.

Формирование навыков исследовательской работы.

5.

Выявить наиболее актуальные для города экологические проблемы.

6.

Развитие умений и навыков, необходимых для изучения и оценки состояния своего здоровья.

7.

Формирование умений и навыков оценки экологического состояния ближайшего окружения.

8.

Углубить знания учащихся о роли зеленых насаждений в жизни человека; обратить внимание на лечебные

свойства растений.

9.

Продолжить воспитание ответственного отношения к природе и своему здоровью.

Предлагаемый элективный курс является межпредметным. Предназначен для учащихся 9-х классов, проявляющих

интерес к изучению экологии.

В предлагаемом курсе предусмотрено проведение занятий теоретического характера о взаимосвязях окружающей

среды и здоровья человека. Значительное место занимает организация самостоятельной познавательной деятельности

учащихся, поиск информации при подготовке докладов, сообщений и рефератов.

По каждому блоку курса предлагается выполнение практических работ по оценке экологической ситуации в городе,

оценке своего здоровья, проведению экологической экспертизы различных объектов. Все работы предусматривают

поисковый или творческий уровень школьников, что готовит их к самостоятельному решению учебных и жизненных

задач. Некоторые практические работы могут иметь продолжение в самостоятельной исследовательской деятельности

школьников по подготовке работ по экологии. Целесообразно выполнение практических работ малыми группами по 3-4

человека. Групповые методы обучения закладывают навыки сотрудничества, коммуникативности, формируют чувство

ответственности за выполненную работу.

Элективный курс завершается конференцией, на которой учащиеся выступают с рефератами по изученным вопросам

и научно-исследовательскими работами.

Отличительной особенностью программы является то, что она является практико-ориентированной, что

способствует развитию творческих способностей личности, ускоряет ее социализацию, становление

гражданственности и формирование активной жизненной позиции. Программа адресована подросткам 14—15 лет.

Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности

и склонности к выбранной деятельности. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Наполняемость в группе составляет — 10-13 человек. Программа рассчитана на 1 год обучения, 4 часа в неделю, 120

часов в год. Программа зависит от психологической готовности к обучению, интеллектуального уровня готовности

учащихся к освоению образовательной программы. Психологическая готовность и уровень готовности учащихся к

освоению образовательной программы определяются по результатам тестирования при наборе. Занятия проводятся

четыре часа в неделю (два раза по два часа). Основание – нормативные требования САНПина Выход творческого

объединения: участие в районных экологических играх, выполнение проектов.

Результаты освоения курса:

Личностные результаты:

-Воспитать ценностное отношение к живым организмам, видовому многообразию жизненных форм и видов как

результату биологической эволюции;

-Сформировать умения оценивать факторы риска для своего здоровья, аргументированно отстаивать принципы

здорового образа жизни;

-Сформировать и развить готовность к природоохранной и созидательной деятельности, негативной оценке нарушений

экологии, направленных против природы и человека;

Метапредметные результаты:

-Выявление экологических связей, отношений и противоречий в системе «объект-среда»

-Оценивать последствия своей деятельности для состояния окружающей среды, здоровья, безопасности жизни и

устойчивого развития местного сообщества;

-Анализировать жизненные ситуации как экологические;

-Применять формируемые на занятиях знания на занятиях по разным учебным предметам;

Предметные результаты: Развитие представления

- о взаимосвязи организмов с окружающей средой, коэволюции человека и природы, их устойчивом развитии;

-о принципах рационального использования ресурсов планеты;

- об основных факторах риска, оказывающих влияние на состояние здоровья человека;

-об универсальности экологических закономерностей для природного и социального окружения.

Оценка результатов:

Элективные занятия по данной программе проводятся для удовлетворения индивидуального интереса учащихся к

изучению экологии и для помощи в выборе профиля дальнейшего обучения

Предлагается зачетная форма оценки достижений учащихся. Итоговый зачет ученику по всему курсу выставляется по

следующим критериям:

1.Наблюдение учителем активности учащегося на занятии

2.Выполенеие практических работ

3.Подготовка реферата по изученному вопросу

4.Подготовка и зашита исследовательской работы

Учебно-тематический план 2 часа в неделю 68 ч.

№ Тема

Количество часов

1

Раздел 1. Экология растений, грибов и бактерий

16 ч.

2

Раздел 2.Экология животных

8 ч.

3

Раздел 3.Здоровье человека

28 ч.

4

Раздел 4. Ресурсосбережение и экологическая

безопасность человека

13 ч.

ИТОГ: 68 ч.

Содержание курса (68 ч.)

Раздел 1. Экология растений, грибов и бактерий (16 ч.)

Понятие среды обитания, виды сред. факторы и условия среды, их значение для жизни организмов.

Методы оценки состояния среды: физические, химические, биоиндикация.

Понятие о природных сообществах, их многообразии. Влияние организмов в сообществе друг на друга. Жизнь

организмов в сообществе. Методы изучения природных сообществ. Сукцессии, их причины. Роль человека в смене

природных сообществ. Уборка мусора на территории школы. Гербаризация растений. Работа с определителями.

Определение растений. Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндикация. Влияние основных экологических

факторов на растения, животных. Изучение листьев растений. Разнообразие формы листовой пластинки деревьев и

кустарников. Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений. Лекарственные растения и правила их

сбора. Цветок, соцветие, плод. Внутреннее строение листа, корня, стебля. Оценка поврежденности дерева по степени

объедания листвы насекомыми. Изучение микрофлоры монет. Морфология грибов

Раздел 2. Экология животных (8 ч.)

Среды обитания организмов, экологические факторы и закономерности их действия. Биологические взаимодействия

между организмами. Экологическая ниша вида. Экологические характеристики популяции. Экологическая структура

популяции. Динамика популяции и ее регуляция. Виртуальная экологическая тропа. Экологическое равновесие.

Основные экологические законы. Иллюстрированный словарь «Животные и растения» ы мифах, легендах, сказках».

Растения и животные на государственной символике.

Раздел 3.Здоровье человека (28 ч.)

Общие экологические и социальные особенности популяции человека. Социальные особенности экологических связей

человечества: овладение дополнительными источниками энергии, использование энергии производства, способность к

согласованным общественным действиям. Экологические связи человечества в доисторическое время. Овладение огнем.

Преимущества орудийной охоты. Экологические связи человечества в историческое время. Культурные растения и

домашние животные. Совершенствование сельского хозяйства. Появление и развитие промышленности, формирование

техносферы. Экологические аспекты развития коммуникаций: транспорт, информационные связи. Кочевой и оседлый

образ жизни людей, их экологические особенности. Крупномасштабные миграции и их экологические последствия.

Экологические последствия возникновения и развития системы государств.

Масштабы экологических связей человечества использование природных ресурсов, загрязнение среды, антропогенные

влияния на глобальные процессы. Нарастание глобальной экологической нестабильности. Предкризисное состояние

крупных биосферных процессов. Региональные экологические кризисы. Всеобщая связь природных и антропогенных

процессов на Земле. Первостепенное значение природных взаимосвязей. Необходимость включения продуктов и

отходов производства в глобальные круговороты веществ. Опережающий рост потребностей человека как одна из

основных причин глобальной экологической нестабильности. Необходимость разумного регулирования потребностей

людей.

Раздел 4.Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека (13 ч.)

Природа Земли- источник материальных ресурсов человечества. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы.

Современное состояние окружающей человека природной среды и природных ресурсов. Необходимость охраны

природы. Основные аспекты охраны природы: хозяйственно-экономический, социально-политический,

здравоохранительный, эстетический, воспитательный, научно-познавательный. Правила и принципы охраны природы.

Охрана природы в процессе ее использования, региональности. Охрана одного природного ресурса через другой.

Природные основы охраны природы. Состав и баланс газов в атмосфере и их нарушение. Естественные и искусственные

источники загрязнения атмосферы. Тепличный эффект. Проблемы озонового экрана. Состояние воздушной среды в

крупных городах и промышленных центрах. Смог. Влияние загрязнений и изменения состава атмосферы на

предприятиях, безотходная технология. Минеральные и энергетические природные ресурсы и использование их

человеком. Проблема исчерпаемости полезных ископаемых. Истощение энергетических ресурсов. Рациональное

использование и охрана недр. Использование новых источников энергии, металлосберегающих производств,

синтетических материалов. Охрана окружающей среды при разработке полезных ископаемых.

Учебно-тематический план

Раздел Дисциплина/Модуля

Количество часов

Вид деятельности

Дата

учащихся

Теория

Практика

Теорет.

Практ.

Раздел 1. Экология растений, грибов и бактерий (16 ч.)

1

Введение в экологию. Техника

безопасности. Посвящение в экологи

1

Практическая работа

1-я неделя сентября

2

Запыленность воздуха пришкольного

участка

1

Практическая работа

1-я неделя сентября

3

Высвление загрязнения воздуха

аммиаком на растения

1

Практическая работа

2-я неделя сентября

4

Простейший мониторинг окружающей

среды. Биоиндикация (оценка состояния

земляных насаждений вблизи

школьного участка и определение их

роли в природе

1

Практическая работа

2-я неделя сентября

5

Влияние основных экологических

факторов на растения, животных

(оценка поврежденности дерева по

степени объедания листвы насекомыми

1

Практическая работа

3-я неделя сентября

6

Изучение листьев растений.

Разнообразие формы листовой

1

Экскурсия

3-я неделя сентября

пластинки деревьев и кустарников

7

Развитие корневых систем в различных

условиях

1

Практическая работа

4-я неделя сентября

8

Влияние минеральных удобрений на

рост и развитие растений (посадка

семян)

1

Практическая работа

4-я неделя сентября

9

Мифы и легенды о воздухе и земле

1

Практическая работа

1-я неделя октября

10

Цветок, соцветие, плод

1

Лекция,Практическая

работа

1-я неделя октября

11

Внутреннее строение листа, корня,

стебля

1

Конспект

2-я неделя октября

12

Определение типов почв, наличие песка

и водопроницаемость почвы

1

Практическая работа

2-я неделя октября

13

Оценка поврежденности дерева по

степени объедания листвы насекомыми

1

Экскурсия

3-я неделя октября

14

Изучение мирофлоры монет

1

Практическая работа

3-я неделя октября

15

Морфология грибов

1

Практическая работа

4-я неделя октября

16

Зачет по 1 разделу

1

Зачет

4-я неделя октября

Раздел 2. Экология животных (8 ч.)

17

Среды обитания организмов,

1

Лекция

2-неделя ноября

экологические факторы и

закономерности их действий

18

Биологические взаимодействия между

организмами

1

Лекция

2-неделя ноября

19

Экологическая ниша. Экологические

характеристики популяции

1

Практическая работа

3-неделя ноября

20

Экологическая структура популяции.

Динамика популяции и ее регуляция

1

Практическая работа

3-неделя ноября

21

Виртуальная экологическая тропа

1

Практическая работа

4-неделя ноября

22

Экологическое равновесие. Основные

экологические законы

1

Лекция

1-неделя декабря

23

Иллюстрированный словарь «Животные

и растения в мифах, легендах и сказках»

1

Практическая работа

1-неделя декабря

24

Растения и животные на

государственной символике

1

Игра-квест

2-неделя декабря

Раздел 3. Здоровье человека (28 ч.)

25

Длинный путь «из обезьян в люди»

Расы человека, одинаковые, но разные

1

Семинар

2-неделя декабря

26

«Генетика человека, генеалогическое

древо»

1

Практическая работа

3-неделя декабря

27

Возбудимость-это то, что отличает

животное от неживого существа

1

Лекция

3-неделя декабря

28

Мышцы. Двигаюсь-значит живу

1

Практическая работа

4-неделя декабря

29

Скелет. Факты о строении костей

1

Презентация

2-неделя января

30

Внутренняя среда организма. Гарант

стабильности

1

Практическая работа

2-неделя января

31

Иммунитет: зашита нашего организма

1

Лэп-бук

3-неделя января

32

Кровообращение. Что движется по

сосудам

1

Практическая работа

3-неделя января

33

Дыхание: в здоровом теле-здоровый дух

1

Презентация

4-неделя января

34

Строение и гигиена ротовой полости

1

Интеллект карта

4-неделя января

35

Пищеварение: мы состоим из того, что

едим

1

Карта питания

1-неделя февраля

36

Обмен веществ

1

Презентация

2-неделя февраля

37

Нормы питания. Оценка рациона

питания

1

Карта питания

2-неделя февраля

38

Быстрое питание, или фастфуд

1

Интеллект карта

3-неделя февраля

39

Е секреты маркировки

1

Проект

3-неделя февраля

40

Тату и пирсинг: за и против

1

Интеллект карта

4-неделя февраля

41

Отрицательное влияние на организма

1

Реферат

4-неделя февраля

человека ядовитых веществ.

Алкоголизм, наркомания, токсикомания

42

Выделение: удалить лишнее, оставить

нужное

1

Лэп-бук

5-неделя февраля

43

Изготовление игрушек своими руками

из втор. сырья

1

Лэп-бук

1-неделя марта

44

Железы внутренней секреции

1

Семинар

1-неделя марта

45

Строение и работа нервной системы:

кто в доме главный

1

Семинар

2-неделя марта

46

Органы чувств: окно в мир

1

Реферат

2-неделя марта

47

Иллюзии. Разработка паспорта здоровья

1

Игра - квест

3-неделя марта

48

Генетика человека: многое

предопределено

1

Генетическая карта

4-неделя марта

49

Репродуктивное здоровье человека.

Планирование семьи

1

Семинар

4-неделя марта

50

Инфекции, передающиеся половым

путем

1

Семинар

1-неделя апреля

51

Биологическая и социальная роль

мужчины и женщины. Плюсы и минусы

«гражданского брака»

1

Проект

1-неделя апреля

52

Высшая нервная деятельность: то, что у

человека развито лучше, чем у других

животных

1

Игра-квест

2-неделя апреля

53

Зачет по 3 разделу

1

Тестирование

2-неделя апреля

Раздел 4. Ресурсосбережение и экологическая безопасность человека (13 ч.)

54

Ресурсы планеты. Экологические

кризисы, проблемы и катастрофы

1

Плакат-газета

3-неделя апреля

55

Исследование многолетней динамики

климатических параметров по

годичным кольцам древесных растений

в городских лесопарках

1

Практическая работа

3-неделя апреля

56

Изучение различных видов транспорта в

городе и его влияние на окружающую

среду

1

Практическая работа

4-неделя апреля

57

Определение содержания катионов

свинца в почве и растительности

1

Практическая работа

4-неделя апреля

58

Определение загрязнения воздуха по

содержанию сульфатов в коре деревьев

1

Практическая работа

1-неделя мая

59

Потребление электроэнергии в квартире

«Охота за киловаттами»

1

Дневник по расходу

энергии

1-неделя мая

60

Рациональное использование воды

1

Дневник по расходу

воды

2-неделя мая

61

Изучение маркировки товара

1

Практическая работа

2-неделя мая

62

Определение «Экологического следа»

1

Интеллект-карта

3-неделя мая

63

Безопасная химия в быту и

повседневной жизни

1

Интеллект-карта

3-неделя мая

64

Изучение эколого-коммуникативные

традиции разных народов,

проживающих в крупных городах

1

Лэп-бук

4-неделя мая

65

Культура речи- культура общения

1

Лэп-бук

4-неделя мая

66

Правила поведения в чрезвычайных

ситуациях

1

Реферат

4-неделя мая

67

Нравственно-этические нормы и

правовые нормы ресурсосбережения

1

Игра-квест

4-неделя мая

68

Итоговое занятие

1

Экологическая

акция, тестирование

4-неделя мая

ИТОГО: 68 ч.

Список рекомендуемой литературы

1.Биология. В 2 кн.учеб. для медиц.спец.вузов/Под ред. В.Н.Ярыгина.- М.: Высш.шк.,2000

2.Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. Кн.для учителя.- М.: Просвящение, 1989.

3.Зарубин В.Г.,Новиков Ю.В., Гигиена города.-М.: Медицина,1988.

4.Изучение экологического состояния школы/ Биология в школе, №3,1990

5. Камерилова Г.С. Экология города: урбаэкология. Учебник для 10-11 кл. школ естеств.-научн. Профиля – М.:

Просвящение, 1997

6.Крискунов Е.А. и др.Экология 9кл- М.: Дрофа, 1995

7.Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии.- М.: Дрофа, 2002

8.Мамедов Н.М., Суравегина И.Т. Экология. 9-11 кл. Учебн.пособие.-М.: Школа-пресс, 1996.

9.Озеленение населенных мест. Справочник/Под ред. В.И.Ерохиной.- М.1987.

10.Прохоров В.Б. Курс Экология человека/ Биология, 1996

11.Розанов С.И., Ласуков Р.Ю. Основы системной экологии/Пособие для учителей,1997-1998

12.Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/ Биология в школе, 2002.

13.Седяков В.М. Тропинки в таинственный мир.-Л., Лениздат, 1990.

14. Телятьев В.В. Лекарства в вашем саду. Иркутск:Изд.во ИГЭА, 1996

15. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.:Просвящение, 1988

ПАМЯТКА

«Как подготовить с обучающимися текст проекта или исследования»

1. ОБЪЯСНИТЕ УЧЕНИКАМ ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Расскажите, что учебное исследование – это процесс, который сформирует адекватное представление

об изучаемом объекте. Условия:

– выявить и решить реальную познавательную проблему;

– выполнить работу в соответствии с основными требованиями научного исследования;

– обсудить с научным руководителем промежуточные результаты и выполнить его рекомендации;

– научиться добывать, перерабатывать и применять информацию.

1.2. Разъясните, что до подготовки учебного проекта руководитель и автор проекта заранее составляют описание

конечного продукта деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, в т. ч. Рефлексию результатов

деятельности.

1.3. Самое главное в проекте – создать полезный продукт, когда ученик и руководитель решают личностно-значимые и

социально-актуальные проблемы.

Внешний результат (продукт) – это средство решения той проблемы, которая и стала причиной реализации проекта.

Внутренний результат проекта – это успешный опыт деятельности, опыт решения проблемы проекта, приобретенные и

использованные знания и умения, принятые учеником ценности.

2. ПОМОГИТЕ СТРУКТУРИРОВАТЬ ПРОЕКТНУЮ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ РАБОТУ

В структуру входят:

1. Титульный лист (название образовательной организации, фамилия, имя автора(ов), фамилия, имя и отчество

руководителя).

2. Оглавление.

3. В ведение: краткий анализ актуальности, проблема исследования, объект и предмет (вариативно), цель, гипотеза по

решению проблемы и реализации цели, задачи по проверке гипотезы, методы исследования, экспериментальная база

(при необходимости), практическая значимость.

4. Глава 1, которая обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, ее теоретическое обоснование.

Выводы по первой главе.

5. Глава 2, в которой автор описывает практические этапы работы, анализирует результаты в ходе эксперимента или

исследования.

Выводы по второй главе.

6. Заключение, в котором автор подтверждает или опровергает гипотезу, краткая характеристика результатов,

практическая значимость проекта или исследования.

7. Библиографическое описание источников.

8. Приложения.

В зависимости от глубины исследования основная часть может состоять из одной главы, а может – из трех.

3. ОЗНАКОМЬТЕ УЧАЩИХСЯ С ТРЕБОВАНИЯМИ К ОФОРМЛЕНИЮ ТЕКСТА РАБОТЫ

3.1. Обязательно необходимо напечатать текст работы – это главное условие участия в научно-практической

конференции в школе. Если ученик выполняет стендовый доклад, то текст находится рядом со стендом.

Руководитель проекта или исследования передает его экспертам перед началом конференции.

3.2. Текст должен быть набран 14 кеглем, через 1,5 интервала, гарнитура Times New Roman. Иллюстрации, графики

вставляют в окна с обтеканием вокруг рамки.

Объем основной части работы – не более 10–12 страниц. Основная часть работы должна иметь структуру и

подзаголовки в соответствии с требованиями к структуре работы (см. выше).

3.3. Типичные ошибки в текстах работ, которые следует устранить. Ученик: сильно превысил установленный объем; не

определил цели и задачи, методы, результаты и выводы – структура работы отсутствует; сформулировал слишком

широкую тему и поэтому не сумел ее раскрыть; не определил практическую ценность работы (реферативный характер);

необоснованно или некорректно использовал социологические опросы.

3.4. Структура оглавления.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1.

1.1. ...

1.2. ...

Выводы по первой главе.

Глава 2.

2.1. ...

2.2. ...

Выводы по второй главе.

Заключение

Список литературы (или список источников информации).

Приложения

Приложение 1

Приложение 2 и т. д.

3.4. Введение – все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых автор посвятил

исследование.

Введение включает:

– актуальность исследования;

– проблему исследования;

– объект (вариативно);

– предмет (вариативно);

– цель;

– гипотезу;

– задачи;

– методы исследования;

– практическую значимость.

Объем введения по отношению ко всей работе – 2 страницы.

3.5. Написать заключение помогут фразы:

– «Данная работа посвящена…» (раскрытие проблемы – 2–5 предложений). Далее ученик комментирует выводы,

которые сделал в главе 1 по актуальности и степени изученности проблемы;

– «Результаты нашего исследования (проекта) показали... ». На основе выводов главы 2 ученик комментирует степень

достижения цели, подтверждает, опровергает или корректирует гипотезу;

– «Таким образом, …». Ученик формулирует утверждение, которое сделал в результате подтверждения

или опровержения гипотезы;

– «Полученные результаты исследования дают возможность утверждать, что продукт исследовательской работы

является актуальным и востребованным…». Ученик анализирует практическую значимость продукта исследования.

Объем заключения – 1–2 страницы.

4. ПОДГОТОВЬТЕ СО ШКОЛЬНИКАМИ ТЕКСТ ДЛЯ ЗАЩИТЫ

ПРОЕКТА ИЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ

4.1. Текст защиты учащийся пишет заранее. Кратко, в виде тезисов он формулирует положения проекта или

исследования. Для каждого тезиса подбирает доказательства: факты, примеры, цифры.

4.2. В выступлении учащийся учитывает основной тезис, цели и задачи, которые ученик ставил в проекте.

4.3. Главное – заинтересовать аудиторию проблемами, которые решаются совместно со слушателями.

4.4. Текст выступления ученик связывает с жизненными ситуациями, проблемами, интересами аудитории, перед которой

будет выступать.

4.5. Пользуйтесь тезисами. В ходе выступления могут возникнуть различные ситуации. Важно не потерять основной ход

мысли, логическую связь между тезисами, предложениями, иметь в запасе примеры, аргументы, логические переходы.

4.6. Предложите учащемуся воспользоваться рекомендациями к речи автора проекта:

– на все выступление отводится не более 7 минут;

– защита – это не пересказ всего содержания работы;

– выступление не должно повторять текст слайдов компьютерной презентации.

4.7. Рекомендуйте структуру защитной речи:

– первая часть выступления кратко повторяет введение исследовательской работы, проекта;

– во второй части необходимо представить содержание работы. Например: «Работа состоит из трех разделов: введение,

основная часть, заключение. Основная часть включает в себя главу 1 и главу 2. В первой

главе рассматривается проблема… Вторая глава посвящена исследовательской работе»;

– в третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, проекта.

5. Предложите набор фраз, которые помогут подготовиться к защите проекта

«Уважаемые члены комиссии! Вашему вниманию предлагается исследовательская работа на тему…

Работа состоит из трех разделов:

Введение…

Основная часть, которая включает в себя главу 1 и главу 2. В первой главе рассматривается проблема

…. Вторая глава посвящена исследовательской работе.

Заключение…

Актуальность данной работы определяется тем, что… Проблема заключается в…

Объект исследования – это… (вариативно). Предметом нашего исследования является… (вариативно).

Цель исследования… Гипотеза…

В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать литературу, посвященную…, с целью установления....

2. Выявить… (Далее перечисляются основные задачи).

Для решения поставленных задач нами был использован следующий комплекс методов и методик…

Переходим к обсуждению наиболее значимых для нашего исследования результатов. Мы получили следующие

результаты: …

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы… (указание на гипотезу. Далее основные

доказательства, выводы).

Можно предположить, что… (утверждение).

Практическая значимость работы определяется возможностью использования...

Благодарю за внимание!».

Приложение

Темы рефератов

1.Глобальные экологические проблемы

2.Влияние химических веществ на здоровье человека

3.Пища и здоровье

4.Растения и здоровье

5.Лекарственные растения Республики Татарстан

Темы исследовательских работ

1.Автомобиль в городе

2.Эколого-гигиеническое состояние школы№99

3.Экологическое состояние пришкольной территории

4.Разработка проекта озеленения территории школы, помещений школы

5.Разработка проекта дома, основанного на принципах экологической целесообразности

6.Моя квартира (экологический паспорт)



В раздел образования